Церковь Введения Девы Марии во Храм в Римини
Двадцать восьмого января первого года третьего тысячелетия старинный адриатический порт Римини стал сценой небывалого здесь события — православного чина освящения храма. Величественный Владыка Геннадий Венецианский, в черном клобуке с панагией, четыре иерея, в сверкающих золотом фелонях, хор, певший на славянском — все это было местным жителям в диковинку.
Когда последний раз открывали здесь православный храм? Вероятно, с тысячу лет назад — когда cама Италия была православной...
Но почему же именно в Римини вдруг возник новый очаг Православия?
На это есть известные Богу причины. Мы же можем рассказать, что в последние годы Римини, благодаря своему выгодному географическому положению, превратился в некие ворота в Восточную Европу. Балканы — прямо напротив, лишь море переплыть. Да и Россия приблизилась, ибо Римини первым из итальянских городов открыл прямые чартерные рейсы с Петербургом и с Москвой. Адриатический берег стал заполняться нашими курортниками и челноками. Конечно, это не те “категории”, которые жаждут церковного окормления, но и среди них есть христиане...
В итоге в этой части Италии появилась аморфная масса из греков, сербов, румын, молдаван, болгар, русских, украинцев — людей, лишенных богослужений, ибо ближайшие православные церкви находились за многие-многие версты.
Одновременно в близлежащем городке Имола в течении нескольких последних лет духовно вызревал молодой итальянец. Его душа сама собою тосковала по незамутненным источникам веры, а его супруга, петербурженка, стала сопровождать итальянца в Россию. Так Серафино Коралло сподобился узнать дивных русских старцев — например, отца Николая на острове Залита.
Некогда, как полагается всякому итальянцу из порядочной семьи, Серафино был крещен в католичестве, но христианином по-сути дела не стал, и храмы не посещал. Теперь же он снова потянулся в церковь Божию — но в православную (повлияло, возможно, и происхождение Серафино – его мать была гречанкой).
Хорошо узнали Серафино и его супругу Елену прихожане русской церкви во Флоренции. Почти каждое воскресенье он отправлялся в дальний путь в столицу ТОсканы — за сто пятьдесят километров. Ревность Серафино была замечена. Славянскую службу он уже выучил, и Серафим — так он теперь предпочитал представляться — стал прислуживать в алтаре батюшке во Флоренции, о. Георгию Блатинскому. В душе же его укреплялось высокое призвание — стать священником.
Прошло время. Опыт, знание, горячая вера убедили православное священноначалие в Италии (а именно — греческую митрополию Константинопольского Патриархата), что Серафино созрел к рукоположению. Так он стал отцом Серафимом и получил благословение на устройство православного очага в Римини.
Прекрасный храм, что освятили в январе 2001 года, возник не сразу. На первых порах, осенью 1999 года, о. Серафим снял в Римини полуподвальное помещение и поставил там скромный иконостас. Такое почти “катакомбное” существование было, однако, нужно для формирования общины, без которой храм и не вполне храм. Посвятили новую “домовую” церковь сразу трем святым: преподобному Сергию Радонежскому (глубоко чтимому о. Серафимом), преподобному Серафиму Саровскому (по понятным причинам) и святителю Николаю Чудотворцу (ибо в Римини, и это малоизвестно для православных, есть католический Никольский храм, где хранится правое предплечье Николы-Угодника).
За деятельностью о. Серафима внимательно наблюдало местное католическое начальство. Вообще-то оно неприязненно относится к переходам членов своей паствы в Православие (что многих итальянцев не останавливает). Но о. Серафиму удалось успокоить курию — он католическую Церковь не покидал, ибо не являлся ее истинным сыном, и пришел в Православие из неверия.
Хорошим подспорьем православному делу в Римини оказался дипломатический такт Владыки Геннадия (Зервоса), митрополита Италии и Южной Европы (Константинопольский Патриархат). Именно он и рукоположил о. Серафима — в византийской церкви св. Георгия в Венеции. Он же проявил удивительную “либеральность” и благословил о. Серафима на славянскую службу (новый приход поначалу официально титуловался как “славяноговорящий”). Более того — о. Серафим получил благословение следовать “старому” календарю. И это тоже достойно удивления, ибо в самой Элладской Церкви последователи “старого” календаря считаются раскольниками.
Помогли и добрые отношения Владыки с католиками (митрополит Геннадий давно живет в Италии и прекрасно изучил местный язык и нравы). В итоге католическая курия Римини, поразысмыслив, решила сделать щедрый жест и передать православным жителям города один из своих храмов, практически не использовавшийся в последние десять лет (рядом построили еще одну церковь).
Православные от такого дара, конечно, отказываться не стали и принялись за работу. В немыслимо короткие сроки — за пару месяцев — они переоборудовали бывшую католическую церковь. Каждый помогал, как и чем мог. Матушка Елена, вместе с греком Василием Куцурас (в третьем поколении икнонописец македонской школы) написала большинство икон. Из прежнего “католического” убранства осталась одна картина — в горнем месте: Спаситель со Святыми Антонием Великим и Марией Магдалиной (и храм был посвящен прежде Марии Магдалины). Нельзя утверждать, что картина совпадает с общим православным стилем, но нельзя и сказать, что коробит зрение: местный живописец изобразил Спасителя на престоле, над родным городом. Римини при этом маэстро выписал так любовно, что о. Серафим узнает и квартал, где теперь живет (а для того, чтобы быть поближе к пастве, о. Серафим оставил свою Имолу).
“
Каноническая территория” у новой церкви, теперь осященной в честь Введения Девы Марии во Храм, обширна. В нее входит бывшая столица византийского экзархата, Равенна, и даже целое государство — Республика Сан-Марино. Батюшка полагает, что в его “районе” живет постоянно около пяти тысяч православных.Обязанностей и забот у о. Серафима необыкновенно много, и остается удивляться, как он находит для всего время. И тут пришло время рассказать об одной непривычной для русского человека детали. Для собственного содержания, для содержания семьи и для поддержки нового храма батюшка трудится также на своей прежней работе — в качестве торгового агента лако-красочной фирмы.
Михаил Талалай