Родился 2 ноября 1880 г. в г. Архангельск в семье диакона.
Окончил Духовную Семинарию(1903).
Принял монашеский постриг в Соловецком монастыре.
Иеродиакон (1908). Иеромонах (1910).
Занимался миссионерской деятельностью в северных областях России.
С 1920 г. неоднократно арестовывался советскими властями.
В 1925 г. освобожден и проповедовал в Москве, Калуге и Серпухове.
В 1931 г. опять арестован, осужден на семь лет каторги в Казахстане.
В 1937 г. был освобожден из лагеря.
Вновь миссионерствовал, скрывался, переезжал с место на место.
В 1941 г. оказался в Белоруссии, на территории, оккупированной немцами.
Служил на оккупированных территориях.
С согласия оккупационных властей стал открывать церкви.
В 1943 г. хиротонисан во епископа Рославльского, имевшего пребывание в городе Брянске, викария Смоленской епархии.
Вместе с немцами покинул Россию и переехал в Баварию, где помогал соотечественникам, решившим покинуть Советскую Россию.
Летом 1946 г. вместе с сестрой
игуменией Серафимой (Мелетьевой)
перешел в Католическую Церковь
(считается первым православным епископом, перешедшим в католичество).
Титулярный епископ Гераклеопольский (Эраклеопольский) (1946).
С 1948 г. в Бельгии.
Жил в монастыре Шевтонь и в Брюсселе, где принял активное участие в работе Русского католического центра.
19 мая 1962 г. был сбит автомобилем рядом с домом, где проживал.
Отпевание совершено в церкви Креста Господня в Бельгии.
Похоронен на кладбище Сен-Пьер рядом с
сестрой.
Родился 02.11.1880 в семье православного диакона Архангельской губ., в крещении назван Трофимом. Учился в епархиальном училище и Архангельской духовной семинарии, которую окончил в 1903 г. По совету Оптинских старцев поступил в Соловецкий монастырь, где принял постриг. В сане игумена назначен епархиальным миссионером на крайнем севере с 1916 г. В 1920 арестован советской властью.
Последнее обновление страницы -
5 мая 2006 г.
Биографические материалы, предоставленные В.Е. Колупаевым
("Католические общины византийского обряда и русская диаспора"):
До 1925 г. отец Павел содержался в тюрьме. После освобождения приехал в Москву, где познакомился с епископами Иоасафатом Шишковко-Дрелевский викарием Малоярославецким и Павлином Крошечкиным правящем Калужским. Помогал этим архиереям в их служении в Москве, Серпухове и Калуге. За отказ сотрудничества с властями арестован, содержался в Бутырской тюрьме, далее сослан в Казахстан до 1937 г. В 1937 -1941 гг. находился на положении катакомбного священника. Во время немецкой оккупации, отец Мелетьев участвовал в возрождении церковной жизни в Смоленской, Брянской и Могилевской областях.
12.7.1943 он рукоположен в сан викарного епископа с титулом Рославльский. Чин хиротонии совершали: архиепископ Минский Пантелеимон, епископ Гродненский Венедикт и епископ Могилевский Филофей. Участвовал в Соборе Автокефальной Белорусской Православной Церкви в Минске 12.5.1944. Был в Чехословакии, Австрии, в Мюнхене безрезультатно обращался за помощью к митрополиту Анастасию Грибановскому, РПЦЗ.
Мелетьева приютил немецкий епископ Михаил Бухберг в Регенсбурге. В 1946 г. епископ Павел вместе с
родной сестрой игуменией Серафимой Мелетьевой воссоединился с Католической Церковью, получив титул Гераклеопольского. Сам святитель охарактеризовал свое решение: "Присоединение ко Вселенской Церкви, объединенной вокруг Святейшего Апостольского Римского Престола, явилось для меня моей главной радостью в изгнании, важнейшим шагом, на пути моего служения Христу, Церкви и Родине" . С того момента, как владыка Павел поселился в Западной Европе, как сообщает биографический источник, его интерес "...к христианскому единству, живший в нем с юных лет, стал увеличиваться" .
Была ли это измена вере? Не берусь судить об этих вопросах, позволю предоставить слово одному из священников, современников и сослужителей владыки Павла. Так в частности, в 1949 г., он писал: "Да мы православные и считаем не только не ложным нам самим отказываться от этого термина, но, и оспариваем справедливость и компетентность кого бы то ни было нам в этом наименовании отказывать.
Наша принадлежность к Католической Церкви и принятая нами "юрисдикция" Папы Римского не обусловлена для нас отказом, от каких бы-то ни было догматов, признаваемых Православной Церковью…
Мы православные, понявшие, что у нас с католиками одна и та же вера… Итак, мы православные и никогда от православия не отрекались. Но вместе с тем, мы стремимся к тому, чтобы наше родное православие понесло сокровище своего предания на обогащение сокровищницы предания вселенского…" .
С 1948 г. владыка Павел поселился в Бельгии сначала в Шеветоньском монастыре (Monastere de la Sainte-Croix, Chevetogne, Belgique), а затем с 1951 г. в Брюсселе. (Institut Salisien, 90, avenue Val d'Or, Woluwe-Saint-Pierre).
Один из номеров парижского приходского бюллетеня "Наш приход" за 1950г., содержит следующую характеристику святителя: "Владыка производит удивительно светлое впечатление. Несмотря на долгие годы жестоких страданий, взор его исполнен кротости, смирения и всепрощения. Служит владыка истово, строго соблюдая устав… главным трудом владыки является неустанный молитвенный подвиг. Можно сказать, что преосвященный Павел обладает, в полном смысле этого слова, великим даром молитвы" .
Преосвященный Павел был участником проходившего в Риме в ноябре 1950 г. Съезда католического духовенства занимающегося русскими. Помимо решения общих организационных вопросов, на съезде делились опытом, обсуждали перспективы и планы работы. Достаточно остро обсуждался национальный вопрос, разгорелась полемика. И здесь по вопросу национальной принадлежности русского католического духовенства, умудренный духовным и житейским опытом старец владыка Павел выразил свое мнение: "Для русского народа нужен не русский пастырь, а нужен добрый пастырь" .
Имеется сообщение о служении Преосвященного в 1950 г. в Брюсселе: "14 мая сего года в церкви отцов иезуитов Владыка Павел, в сослужении с тремя священниками рукоположил в сан пресвитера о. Генриха, ныне отца Георгия. Богослужение было совершено с большой торжественностью. Прекрасно пел большой хор под руководством о. Роберта. В конце службы Владыка произнес прочувственное слово о святости и счастье священнического служения" .
Сохранились записи русского эмигрантского историка П.Е. Ковалевского , который в 1951 г. встречался с владыкой во время своего паломничества в Шевентонский монастырь: "Мне было очень интересно узнать, как пришел к признанию главенства Римского папы соловецкий монах, миссионер, двадцать лет пробывший в тюрьмах и ссылках. Ценно было так же услышать свидетельство о Катакомбной Русской Церкви, к которой он принадлежал.
В первый же день, когда мы пили утренний кофе, в комнату вошел старик монах, трижды истово перекрестился на образа и, сев за отдельный маленький столик, обратился ко всем с приветом и вопросом, не знает кто-либо по-русски. Присутствовавшие тут иностранцы ответили улыбкой недоумения, а я подсел к нему, и он, после нескольких вступительных слов, начал мне свою повесть, странную и удивительную по своей эпической простоте.
Сперва, мы нашли общих знакомых, архангельских жителей, поселившихся во Франции, протоиерея И. Лелюхина , настоятеля собора, который был долгое время священником в Лондоне, во Флоренции и, наконец, у преподобного Серафима Саровского в Париже, настоятеля Ниццкого собора протоиерея Н. Подосенова , и многих других.
Епископ Павел кратко рассказал мне свою биографию до революции, почитание, которым был окружен в их селе и округе отец Иоанн Кронштадтский, чудеса по его молитвам, свое иночество на Соловках, жизнь в семинарии, работу окружного миссионера на дальнем севере. Потом началась страшная повесть о годах гонения… Послышался мерный удар била и епископ Павел, прервав рассказ, встал, чтобы идти к вечерне" .
Мелетьев в 1953 г. жил и служил в домовом храме в Брюсселе . В Бельгийской столице летом 1954 г. был нанят дом, где оборудована церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. "По предложению исходящему от русских католиков дом был назван "Foyer chretien oriental - Восточно-христанский очаг", для того, чтобы он мог быть центром для всех восточных католиков, особенно для представителей славянских стран" .
Центр был призван послужить делу христианского единства, развитию братских отношений между православием и католичеством, изучению духовности и истории Русской Церкви. Просуществовала эта организация до 2000 г. Инициатором создания была И.М. Постнова (1914-1997 гг.), которая в сотрудничестве со священником Станиславом Тышкевичем начинала свою благотворительную и духовно попечительскую деятельность среди русских еще в беженских лагерях, где содержались военнопленные, рабочие остарбайтеры и перемещенные из СССР лица. В 1954 г. при поддержке Конгрегации по делам Восточной Церкви и с согласия Бельгийских католических церковных властей при центре был организован русский католический приход. Домовый храм размещался в Брюсселе по адресу: avenue de la Couronne, 206. Первым настоятелем этого русского католического прихода стал отец Антоний Ильц.
Как сообщалось в зарубежной печати: "В декабре 1954 г. Владыка Павел Мелетьев отслужил в очаге к нашей великой радости первую Божественную литургию. С тех пор она совершается по воскресеньям и по праздникам, и мы верим, что она будет благословением для нашей деятельности и источником благодати Божией для многих. Постепенно организуется хор. На литургии присутствует человек 10-15. Среди них встречаются и западные католики, и русские новой эмиграции, которых никто не научил даже креститься.
Церковка наша постепенно украшается, в чем принимают большое участие русские католики. Это очень отрадное явление; оно указывает на то, что, не смотря на нашу разбросанность, между нами устанавливается тесная связь…
Для западных христиан наша церковь служит новым доказательством вселенскости католической Церкви; некоторых из них захватывает глубина и красота литургии византийского обряда и помогает им еще лучше понять свое собственное богослужение" .
В 1955 г. преосвященный владыка Павел рукоположил в сан диакона русского эмигранта Василия фон Бурмана. В русскоязычной католической заграничной печати сохранилось сообщение, посвященное отмечаемому в ноябре 1955 г. семидесяти пятилетнему юбилею со дня рождения владыки Павла. По этому поводу, 15 ноября в храме была отслужена Божественная литургия, после которой близкие друзья, сотрудники и почитатели в близком интимном кругу чествовали юбиляра. В редакционной статье издания "Россия и Вселенская Церковь" вслед за перечислением общеизвестных фактов биографии святителя, говорилось так же о том, что епископ Павел "...служит для всех примером глубоко религиозного и ревностного пастыря, никогда не пропускающего случая наставить кого-нибудь в истинах христианской веры.
Владыка Павел дорог нам всем, как бесстрашный исповедник веры Христовой в годины тяжкого антирелигиозного гонения в России. Его стойкость и непоколебимость является для нас залогом конечного торжества добра над злом и духовного воскресения нашей родины" .
Во время этого юбилейного празднования, посвященного маститому архипастырю, настоятель отец Антоний Ильц в своем прочувствованном слове особо подчеркнул значение жизненного подвига владыки. По замечанию одного из присутствовавших святитель был назван "великаном духа". На что сам епископ, со свойственным ему смирением отвечал, "что не он один, с помощью Божией, перенес гонения, а многие и многие пастыри "их же имена Ты, Господи, веси"... отдали свою жизнь за веру Христову и эта "кровь мучеников - семя христиан" на нашей родине.
Закончил владыка словами: "По случаю моего семидесяти пятилетия я еще раз серьезно обдумал шаг совершенный мною при воссоединении с Римской Церковью и пришел к заключению, что поступил правильно, совесть моя спокойна, мир и радость о Господе царят в моей душе" .
В 1956 г. с 27 по 30 июля в Брюсселе проходил Второй съезд русских католиков, "в домовой церкви Восточно-христианского очага для России была отслужена Божественная Литургия епископом Павлом Мелетьевым в сослужении с настоятелем о. Антонием Ильц и четырех других священников" , - сообщает источник. На этом съезде были представлены различные католические приходы, председателем был избран известный в эмигрантской среде духовный писатель, профессор Борис Ширяев.
Сотрудником епископа в Бельгии с 1957 года до самой кончины владыки Павла был также русский католический священник Иоанн Корниевский (1910-1984гг.) . В частности в одной из своих проповедей, по случаю дня рождения святителя, отец Иоанн привел слова из Священного Писания, которые посвятил епископу-мученику: "Хвалимся терпение вашим и верою во всех гонениях и скорбях перенесенных вами"(II Фес.1,4) .
Сохранилось Рождественское послание 1957 г., в котором епископ Павел, обращаясь к своим соотечественникам и единоверцам, в частности пишет: "Наше время - страшное и опасное время. Христиане подвергаются гонению. Учение христианское высмеивается. Христа изгнали из государственных и общественных учреждений. Важные решения принимаются без молитвы. Христианская религия среди христианских народов только терпима. Исповедывать Христа как Бога, как Творца мира люди стесняются. Многие христиане - только по имени, которое носят недостойно. Христиане, а живут по законам языческим. Христианские правители молчат, когда слышат о гонениях, о притеснениях верующих; с гонителями поддерживают дружественные отношения, а верующим отказывают в помощи… Зло растет, а бороться с ним не хотят, не умеют и считают ненужным. Все это означает, что человечество заблудилось и идет неверным путем к вечной гибели. Господь придет судить людей. Эту непререкаемую истину христианского учения надо твердо помнить и много и усердно молиться Младенцу о вразумлении" .
Далее, исследуя жизненный путь Мелетьева, замечем следующие события. Во время одной из своих поездок в Шевентонское аббатство, владыка освещал там Крестовоздвиженский храм 13.9.1957 г. , как раз накануне престольного праздника. В этом же году святитель приезжал в Париж для служения литургии в Свято-Троицкой русской католической церкви. По воспоминаниям настоятеля митрофорного протоиерея отца Павла Гречишкина, можем почувствовать атмосферу жизни этого прихода и ту духовную радость, которая осталось "…в памяти наших прихожан". "Мы принимали у себя впервые нашего Владыку… Владыка Павел провел у нас несколько дней, очаровав всех своей простотой, своей молитвенностью и отеческой лаской" .
Епископ Павел был в Риме принят Папой 12.01.1962. Рукополагал семинаристов на Рождество, 13 января освятил дом при приходе в Лионе, по просьбе настоятеля отца Петра Холодилина .
Скончался владыка Павел весной 1962 года на 82-м году жизни.
Владыка скончался в результате несчастного случая, по старческой неосторожности он был, опрокинут автомобилем на улице.
День кончины терпеливого Христова страдальца епископа Павла пришелся на 19 мая, когда по календарю принятому в его родной Русской Православной Церкви приходится память святого Иова Многострадального.
Господь призвал к вечному упокоению верного своего раба именно тогда, когда молитвенно чтится память древнего ветхозаветного праведника. Отпевал покойного преосвященный епископ Андрей Катков в сослужении с отцом Иосифом ректором Руссикума, монахами бенедиктинцами из Шевтоня, монахами капуцинами из Голландии и священниками из Брюсселя. Похоронен епископ Гераклеопольский Павел на кладбище "Волювэ Сэн Пьер (Woluwe-Saint-Pierre)", рядом с могилой
своей сестры монахини Серафимы. В проповеди по случаю кончины Владыки Павла, протоиерей Александр Кулик сказал о том, что покойный был "…молитвенником и исповедником Христа на земле" .
Дополнительные сведения предоставлены
В.Е. Колупаевым.