По материалам конференции:
Православный Свято-Тихоновский
богословский институт (ПСТБИ).
Ежегодная богословская конференция 2000 г.
В тридцати километрах от Вильнюса в
излучине реки Меркис расположилось
местечко Михново. Когда-то земли в
округе принадлежали дворянскому роду
Корецких. После смерти главы семьи
Николая Дмитриевича имение перешло к
его жене Анастасии Дементьевне и
дочерям Марии, Варваре и Анастасии.
Жизнь семьи круто изменилась, когда в
1921 г. в их домовую церковь был назначен
священник Понтий Рупышев.
Духовным учителем о. Понтия был св.
праведный Иоанн Кронштадтский, с
которым Понтий Рупышев встретился еще
в гимназическом возрасте, когда отец
Иоанн посетил Вильнюс. По словам
духовной дочери о. Понтия Варвары
Николаевны Корецкой «от духовного
взора о. Иоанна не была скрыта будущая
жизнь скромного юноши и великий крест
ради Христа, который возлагался на него
Господом…»
В 1901 г. Понтий Петрович Рупышев был
рукоположен во священники и назначен
на приход в уездный город Вилейку. За
благословением на начало пастырского
пути он ездил с молодой женой в
Кронштадт к о. Иоанну. 1917 г. застал о.
Понтия в Гельсингфорсе, где он служил
священником минной дивизии
Балтийского флота. Когда начались
революционные волнения, расправы
моряков с офицерскими чинами, Рупышевы
перебрались в Петроград. Но и здесь уже
бушевал кровавый террор.
Предупрежденный о готовящемся аресте,
едва успев попрощаться с семьей, о.
Понтий без документов и денег сел на
поезд, направлявшийся за границу, и
чудом не был задержан в пути.
Путешествовал
о. Понтий зачастую пешком, ночевал в
крестьянских избах. В сохранившихся
церквях о. Понтий совершал
богослужения, крестил, венчал, отпевал.
В феврале 1921 г. о. Понтий впервые
посетил имение Меречь Михновский и
познакомился с его обитательницами.
А. Д. Корецкая давно просила церковное
начальство прислать иерея послужить в
ее домовой церкви во имя иконы Божией
Матери «Всех скорбящих Радость».
Церковь была построена в 1915 г. по
благословению оптинских старцев, в ней
находились иконы из разрушенной
Александро-Невской часовни из
Вильнюса. Слева в церкви находилась в
резном киоте икона «Спорительница
хлебов», на которой изображена
Богоматерь над снопами сжатой ржи.
Икона была написана шамординскими
инокинями.
Мать и дочери Корецкие слушали
проповеди приехавшего священника о
христианской жизни, о грехопадении и
путях спасения. Личный пример
самоотверженного служения о. Понтия
зажег в них огонь любви ко Христу,
желание переменить свою жизнь. Сестры
упросили о. Понтия бывать в Михнове как
можно чаще, а потом и вовсе поселиться у
них. Под влиянием пастыря сестры
Корецкие стали более внимательны к
своему внутреннему миру, стали видеть в
слугах сестер и братьев во Христе и
всем приходящим беднякам стали давать
кров и приют. К отцу Понтию стали
приезжать за советом и любовью
верующие из Белоруссии, России, с
Украины. Многие исцелялись не только от
душевных, но и физических недугов. С
обновленными душами богомольцы
возвращались на родину, некоторые
оставались. Постепенно в Михнове
сложилась большая христианская семья,
духовником которой был о. Понтий. По
примеру древних христиан владелицы
имения стали жить по строгим церковным
правилам, все свое имущество, земли и
дома они разделили со вчерашними
дворовыми и наемными работниками.
Организация православной общины на
территории Польши, в состав которой
входил тогда Виленский край, было
подвигом не только духовным, но и
гражданским: в это время на всей
территории Польши начинается гонение
на православную веру, закрываются
храмы. Под предлогом восстановления
«исторической справедливости»
польские власти присваивали
православные храмы, церковные земли и
дома. Польское правительство, действуя
через созданное Министерство
исповеданий, устраняло неугодных
клириков и епископов, началось
насаждение «восточного обряда»,
униатства.
Став членами общины, сестры дали обет
безбрачия. У каждого члена общины было
свое послушание: кто-то ухаживал за
скотом, кто-то заготавливал сено и
дрова, кто-то стирал и готовил на всех.
То есть уклад жизни был схож с
монастырским, но на все предложения
священноначалия оформить михновскую
обитель как монастырь протоиерей
Понтий Рупышев отвечал отказом. Сколь
мудрым было это решение отца Понтия,
стало особенно ясно, когда с приходом
советской власти в Литву в 1940 г.
начались массовые репрессии по
отношению к верующим.
Перед войной в михновской общине в
разное время состояло до 150 человек.
«Высокою жизнью живете, выше
монахов», — сказал митрополит
Пантелеимон (Рожновский), посетивший
Михново летом 1936 г. В своей статье
«Не-монашеская обитель наших дней» в
«Русском слове» (12 июля 1936 г.) владыка
Пантелеимон писал: «Называя это
содружество «общиной», мы понимаем это
слово только в общем, но отнюдь не в
церковно-юридическом смысле, так как
это содружество вовсе не связано
никакими обязательствами, никакими
уставами, а лишь одним горячим желанием
жить по-христиански; Заповеди Божии, и
общественные постановления, и правила
христианской жизни, поста и
богослужения являются их
(общинников — И. А.) единственным
статусом». «Жизнь в общине очень
строгая, постническая, в постоянном
труде и покорности Духу Святому.
Владелицы имений вкушают скудную пищу
вместе со всеми насельниками имения и
притом по понедельникам, средам и
пятницам всего лишь один раз в день. И
это при постоянном тяжелом труде. Тем
не менее все радостны, довольны,
здоровы, очень любят свой пост, свое
воздержание и рады, что Господь дает им
силы и возможность вести
подвижническую жизнь. Великой радостью
и утешением для всех в этой жизни
являются молитва, богослужение, частое
принятие Святых Таин и та благодать
Святого Духа, которая видимо царит в
этой большой христианской семье… Даже
калеки стараются посильно быть
полезными, и всюду чистота, порядок,
какая-то особая тишина, мирность, точно
«веяние тихого ветра», как в
повествовании о пророке Илии».
В Тургяльском округе косо смотрели на
«кляштор» (польск. монастырь), обвиняли
в пророссийских настроениях, называли
«большевистским гнездом». Настоятелю
местного костела, давно знавшему
дворянскую семью Корецких, пришлось
засвидетельствовать об их лояльности к
властям и дружелюбии к соседям-полякам
(в документе от 23 мая 1938 г.). Подозрения
властей основывались на том, что
хозяйка поместья А. Д. Корецкая, считая
неканоничным образование
Автокефальной Православной церкви в
Польше с подчинением Константинополю,
осталась верной Церкви Святейшего
Патриарха Тихона, которого она помнила
еще Литовским архиереем (1914–1917 гг.).
Поэтому А. Д. Корецкая общалась с
жившим в Каунасе митрополитом
Елевферием (Богоявленским), в Михнове
часто гостил опальный митрополит
Пантелеимон, отказавшийся, как и
владыка Елевферий, поставить свою
подпись под законопроектом, которым
польская власть собиралась закрепить
полное порабощение местной Церкви.
А. Д. Корецкая приглашала послужить в
Михнове священника Луку Голода,
отлученного Варшавским митрополитом
от Церкви за верность Московской
Патриархии.
В октябре 1939 г. Виленский край вошел в
состав Литовской республики. Отец
Понтий († в 1939 г.) пророчески
предсказал, что общине предстоят
нелегкие времена, но она сохранится.
После установления советской власти
началась депортация жителей в
восточные районы СССР или их
физическое уничтожение.
Крупномасштабную акцию власти провели
14 июня 1941 г. Среди пострадавших были
православные священники и миряне. В
этот день были арестованы Варвара и
Анастасия Корецкие, они оказались в
Казахстане, их сестра Мария чудом
избежала депортации. Были составлены
списки на вывоз всех общинников, и
назначен день — 21 июня 1941 г., но
грянула война. Промыслом Божиим
михновцы остались на родной земле.
Община выстояла в военное лихолетье,
давая приют всем страждущим. В
послевоенной неразберихе в районных
сводках община стала называться
сельскохозяйственной артелью. Земля
обрабатывалась по-прежнему с молитвой
и любовью, обильно плодоносила.
В 1950 г. по распоряжению властей был
организован колхоз «Михново»,
возглавил его инвалид войны Петр
Тихонович Гайдарович. Случалось,
приезжает начальство: «Где
председатель?» — «В церкви». — «Что он
там делает?» — «Молится, сегодня
двунадесятый праздник».
Между тем работать михновцы умели, их
колхоз был в округе лучшим по
производственным показателям. Самое
парадоксальное для тех времен
заключалось в том, что колхоз —
единственный в СССР — не имел
парторганизации. В 1960 г. в газете
«Известия» появилась статья «Артель
или скит?», которая заставила местные
власти ликвидировать колхоз под
предлогом «укрупнения». Прислали
милицию, опечатали амбары и фермы, все
имущество передали совхозу
«Табаришкес». Но община сохранилась,
хотя вплоть до распада СССР по
документам числилась отделением
совхоза «Табаришкес».
Сельскохозяйственная христианская
община «Михново» (таково ее
официальное название сегодня)
существует и поныне. Общинники живут в
бывшем помещичьем доме, в храме иконы
Божией Матери «Всех скорбящих радость»
совершаются литургии. В течение 50
послевоенных лет настоятелем
Михновской Скорбященской церкви был
протоиерей Константин Авдей, по
благословению отца Понтия
направленный в Виленскую Духовную
семинарию. Последние несколько лет
приход окормляет архимандрит Леонид
(Гайдукевич). Он вспоминает, как еще
мальчиком благочестивая мать
подводила его под благословение к о.
Понтию, когда приезжала в Михново.
Многие из нынешних клириков
Вильнюсской и Литовской епархии прошли
михновскую трудовую и молитвенную
школу, обучаясь среди братьев и сестер
терпеливому христианскому общежитию.
Из первых общинников живы Маргарита
Чернова и Нина Ивашевич. История
общины — это и их жизнь. Они
свидетельствуют молодым о жертвенном
служении батюшки Понтия, его даре слова
и даре исцелений. Об этом праведнике и
пастыре в 1999 г. была опубликована книга
в издательстве «Паломник», она
называется «Не оставлю вас сиротами».
Одна из сестер Корецких, Варвара
Николаевна Корецкая, собрала
записанные на разрозненных листах
бумаги мысли о. Понтия, описала жизнь и
труды своего духовного отца.
Несмотря на границы, в деревню под
Тургеляй приезжают богомольцы из
Москвы, Калининграда, Гомеля, Вилейки.
По словам 28-летнего белоруса Сергея, «в
Михнове мы не скованы монашескими
обетами, никакими обязательствами.
Бытовой уклад — естественный, как тот,
каким жили наши далекие предки:
трудились да молились… Я точно клад
нашел, попав в эту общину, давно
сложившуюся семью. Слова «брат»,
«сестра» имеют здесь смысл, и эта
теплота притягивает. Конечно, крылья за
спиной ни у кого не растут, но
поругаемся-помиримся. Постоянная
исповедь у алтаря, причастие Святых
Таин на литургии — смиряет, очищает.
Послушание — старшей сестре, отцу
диакону, Батюшке, конечно, существует, у
них больший духовный опыт и привычка
надеяться на волю Божию, а не на свои
силы и разумение. Но не исключается и
собственная инициатива. Видишь, как
можно лучше сделать, — делай. На себя
же работаем, на свое хозяйство. И для
спасения души».
После каждой Литургии богомольцы идут
в усыпальницу отца Понтия Рупышева
мимо крестов над могилами усопших
братьев и сестер, молитвами которых,
как верят михновцы, не оставит их Своим
попечением Господь и Матерь Божия.