Доклад на конференции: "Религиозная деятельность русской эмиграции"
(Москва, ВГБИЛ, 9-10 ноября 2005 г.)
“Сколько бы ни вздувались и ни хлестали волны, корабль Христов не погибнет. Чего же страшиться мне?… Смерти?… Изгнания? Но земля принадлежит Господу и со всем, что она содержит”, – Иоанн Златоуст.
История русской эмиграции – это новый интеллектуальный континент, полный белых пятен. В открытии, этого информационного пространства, только-только намечаются контуры, определяются направления возможных исследовательских тем. Совершенно непривычно звучит для россиян, такое сочетание слов: “русский католик”. А ведь это особый пласт религиозного, культурного, политического и национального мышления и осознания себя во вселенской семье народов. Вселенское католическое и национально русское – как это сочетание понималось нашими соотечественниками, сделавшими выбор в сторону церковной полноты, в сторону
неразделенной Церкви, содержащей богатство византийско-славянского церковного наследия в сопричастии с преемником святого Петра.Презентация исследования
Предлагаемое вниманию исследование под названием “Католические общины византийского обряда и русская диаспора”, состоит из следующих разделов:
Далее материал изложен по географии распространения общин, приходов, миссий и других учреждений:
Таким образом, как видим – рассеяние русских католиков византийского обряда по всему миру.
Цель настоящей работы освятить многостороннюю деятельности российского католического движения византийского обряда в диаспоре в многообразии той работы, которая велась в разных направлениях приходского, миссионерского, образовательного и благотворительного и иного служения. А именно, по направлениям: церковно-административного устройства, храмовой и богослужебной жизни, по вопросам образования, воспитания, просвещения, катехизации, иных социальных инициатив, по межцерковному диалогу, в направлении патриотического возрождения и сохранения национальной культуры в условиях зарубежного существования.
Актуальность настоящего обзора жизни католической составляющей русского зарубежья очевидна, особенно в настоящее время, когда появилась на нашей Родине - в Российской Федерации возможность нормализации религиозной жизни в соответствии с действительным велением
совести. Свобода совести, в том числе и для россиян, подлежащих юрисдикции Восточного Католического права подтверждена не только демократическим законодательством, но нормами законодательства церковного. Однако этому имеются препятствия в практическом плане из-за отсутствия необходимой информации и интеллектуальной работы, терпения в преодолении заскорузлости и консерватизма.Безусловно, выпавшие трудности, как-то: условия эмигрантского бытия, непонимание со стороны идеологизированных и консервативных структур, политическая и экономическая нестабильность, были и остаются теми реалиями, в которых приходилось жить и действовать клиру и верным. Тем не менее, с полной ответственностью следует говорить об изучении накопленного опыта жизненности самого движения, о перспективах развития, того направления, которое было выбрано частью наших соотечественников. А именно движение в сторону Рима, как центра христианской жизни, как реального символа церковного единства, как гарантии всестороннего, во всем своем богатом многообразии проявления различных сторон церковной жизни.
Безусловно, очевиден тот факт, что представленная тема нова, полноценного исследования на данную тему не проводилось, как в России, так и за рубежом.
Смею, высказать свою надежду на то, что в российской исследовательской среде, занимающейся изучением проблем эмиграции и жизнью нашей диаспоры, а также специалистам в области отечественной церковной истории
XX в., включая взаимоотношения Православия и Католичества, - данная работа спровоцирует определенный интерес. Надеюсь на продолжение заданного вектора исследований, как среди светских, так и церковных научных кругов.Освещенность темы исследования
Обзор источников, которые удалось привлечь при написании настоящей работы, таков:
Взор исследователя темы привлекли, имеющиеся в научном обороте издания. Это, в основном, публикации в повременной печати, как православного, так и католического характера. Основными среди них являются периодических издания русских католиков в Китае, это: “Сим победиши”
, “Единство” и “Католический вестник”. Помимо того, исследованы по мере возможности: “Благовест” – Париж, “Русский католический вестник” и “Россия и Вселенская церковь” – Брюссель; “К соединению” - Вильно, “Китеж” - Варшава, газеты “Русская идея” – Мюнхен, “За Правду” - Буэнос-Айрес; самиздатовские издания: “Наш приход” – Вена, Париж, “Друзьям и знакомым” - Сан-Паулу, “Заметки русской духовной Академии в Риме”. А также, светская эмигрантская газета “Русская мысль” - Париж.Автору в процессе работы, были доступны носители информации в таких отечественных собраниях, как:
Российская Государственная библиотека (бывшая Ленинская), Москва
Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино, Москва
Библиотека-фонд “Русское зарубежье”, Москва
Библиотека Папского Восточного института в Риме
Библиотека Папского коллегиума “Руссикум” (фрагментарно)
Библиотека русского Успенского монастыря в Риме
Русская эмигрантская среда, на примерах католических общин и других церковных структур византийского обряда, различные стороны католической миссии по направлениям: призрения русских и иных детей сирот; проблемы их воспитания и образования; собственная издательская база, включая периодику и книги; со хранение и развитие национальной культуры, патриотизм и антикоммунизм, формы межцерковного диалога и жертвенный подвиг во имя веры и помощи ближнему со стороны католического клира и ревностных мирян русских католиков, - вот предмет, которому посвящена настоящая работа.
Апробация результатов исследования
В виду своеобразности возникшего в настоящее время в России и в мире в целом интереса к теме Православно-Католического диалога в целом, и к тематике российского греко-католического феномена в частности, а, также учитывая интерес к истории русского зарубежья в практическом плане, настоящие материалы исследовательской работы, фрагментарно предложены:
Вниманию участников Съезда мирян Апостольского Экзархата Российской Католической Церкви византийского обряда, проходившего в Санкт-Петербурге - Гатчина, 5-7 ноября 2004 г.
Выступление с обзором истории русского женского Успенского монастыря в Риме прозвучало на конференции “Русские в Италии” в фонде “Русское зарубежье” Москва, 18-19 ноября 2004 г.
Также часть материала в виде
web-публикаций представлена в общедоступной сети internet.Полный текст анонсируемой работы размещен на сайте, курируемом А.Л. Гуревичем
, “Религиозные деятели и писатели русского зарубежья”: http://zarubezhje.narod.ru/index.html.Перспективы для исследовательской работы
Итак, к сожалению, включая настоящее время, документы из нижеследующих архивных собраний, по ряду как объективных, так и субъективных причин остаются не привлеченными в научный оборот и не доступны отечественному исследователю. Остается высказать пожелание в том, что изучаемая нами тема русского католического движения, обогатится в ближайшее время новыми сведениями, тема приобретет общепризнанный интерес, предполагаемые направления работы обретут реальные очертания и возможности изучения.
В качестве перспективы, для будущих исследований, можно выдвинуть предположение о том, что материалы, на интересующую тему, содержатся в архивных собраниях в первую очередь, связанных с работой следующих ведомств, конгрегаций и церковных структур:
Архив Государственного Секретариата Ватикана
В фонде, содержащем документы, связанные с работой Апостольского Делегата в Китае архиепископа Келсио Константини, стоявшего у истоков русского католичества на Дальнем Востоке, безусловно, должны иметься дополнительные сведения, по интересующему нас вопросу.
Архив Конгрегации Восточных Церквей
Конгрегация Восточных Церквей, в чьем непосредственном ведении находилась епархиальные центры русских католиков в Харбине и Шанхае, также способна предоставить новые факты из своих собраний документов.
Оба вышеозначенных архивные собрания содержатся, согласно принятой процедуре, в Ватиканском Секретном Архиве. Здесь собраны архивы различных конгрегаций, в том числе и Конгрегации Восточных Церквей, помимо того, с периодичностью каждые тридцать лет собрание пополняется документами, поступающими из Апостольских нунциатур. Доступ к собранию Архива зависит не от срока давности хранения документов, а от понтификата. На сегодняшний день,
по благословению Его Святейшества Папы Иоанна Павла II, с 15.02.2003 г. доступны документы, относящиеся к понтификату Папы Пия XI (1922-1939 гг.), но фактически обработанным остается ограниченный объем архивного фонда. Надеемся, что в ближайшее время этот процесс, постепенно позволит специалистам работать в полноте представленного собрания. Кроме того, началась подготовительная работа над документами понтификата Папы Пия XII (1939-1958 гг.) к употреблению их в научном обороте.Архив Ордена Марианов
Следующее собрание документации, могущее пролить свет на интересующие нас страницы истории это архив Курии ордена отцов марианов, к которому принадлежало большинство русских католических клириков в Китае.
Архив Ордена Иезуитов
Священнослужители-миссионеры, осуществлявшие с 1939 г. свое служение в русской общине Шанхая, объединившейся возле церкви Святителя Николая, принадлежали к обществу Иисуса, поэтому, на мой взгляд, для исследователя, имеет смысл обратить направление своего поиска в указанную сторону.
Библиотечное и документальное собрание “Руссикума”
При создании условий реального доступа, и приведении в состояние позволяющее систематизировать имеющиеся в распоряжении бывшей Папской семинарии “Руссикум” и “Русской духовной академии в Риме” документальный фонд, он приобретет реальную ценность. Это позволит принести неоценимую научно-исследовательскую пользу теме русских католиков, как целом в зарубежье, так и имевшим отношение к Китаю.
Архив “Русские католики” из собрания о. В. Рихтера, Лион
Отец Сергий Голованов в начале 2005 г. в Москве передал автору компьютерный диск подписанный “Архивная работа: Русс. Кат. апостолат виз. обр. 1922-1991”. Диск содержит документы в электронном виде, обработанные трудами И. Головановой и о. С. Голованова по французским источникам собрания документов, связанных с интересующей нас темой. Несомненный интерес среди этих сведений следует, при возможности направить на дальнейшие исследования собрания “Русские католики” о. Виктора Рихтера в Лионе, с которым исследователь И. Голованова работала в 2004 г.
Архив и библиотека Фордамского Католического университета в Нью-Йорке, США
В 1948 г. при эвакуации из Шанхая, отцам иезуитам удалось спасти наиболее ценные русские книги, а также русские иконы, которые составили основу Русского центра им. В.С. Соловьева при Фордамском Католическом университете в Нью-Йорке, США. Библиотека центра была богата книгами о России. Очевидно, следы этого русского присутствия, историческими своими переплетениями и замысловатым путем идущие из России, через Китай в США, принесут интересные и неожиданные открытия для исследователей.
Приходские архивы и архивы частных лиц
Возможно, при детальном изучении, как приходских архивов, так и частных собраний в семьях потомков русских эмигрантов в США, во Франции (особенно Париж), Австралии, Аргентине, Бразилии и др. странах принесут новые открытия. Также работа исследователей с архивами марианской белорусской миссии в Лондоне и Мюнхенского миссии-центра обогатят историю свежими фактами по истории русского католического движения.
Говорить об итоге работы отнюдь не уместно, это только начало, история даст еще не мало назидания и удивления взыскующим. Мир Божий устроен так, что венцом Его творения является человек, именно человек призван ко спасению, и за человеческую душу ведется, по словам Ф.М. Достоевского - борьба добра и зла. Те люди, о которых написана эта книга, достойным образом посвятили себя исполнению Божьего замысла, стремились к спасению и святости и служили ближним своим тем ежедневным служением, которое и есть
соработничество с нашим Творцом в Его замысле о мире и всяком творении. Большинство из них мученическим исповеданием подтвердили правоту своей веры и христианской жизни. Их молитвенному предстательству пред престолом Всевышнего вверено попечение о душах миллионов наших соотечественников, жаждущих Христа. Поднятая тема ждет своих исследователей. Как верующий человек, позволю себе сказать, что Россия ждет своего реального возрождения, предсказанного Пречистой Девой Марией в Фатимском явлении 1917 г.Ждем новых открытий. Начата новая страница в жизни Российского католического движения на родине, что ставит наиболее актуальным вопрос исследования наследия оставленного нашими соотечественниками в диаспоре по возвращению имен забытых деятелей религиозного движения
.