Косик В.И. Что мне до вас, мостовые Белграда?: Очерки о русской эмиграции в Белграде (1920-1950-е годы)

РУССКИЙ  БАЛЕТ

 

                

                   Женщина

 

Женщина — сон упоительный, нежный,

Женщина — сказка, поэма, мечта,

Женщина — ангел, цветок белоснежный,

С неба сошедшая к нам красота

 

Женщина — кубок шипящего пена,

Яд обольстительный в страстной крови,

Женщина — ревность, коварство, измена,

Мстительный демон безумной любви[1]

 

                            С. С. Бехтеев (из Белграда)

 

 

Справка

 

«То, что сделано в балете, должно только поражать и изумлять. Белградский балет в настоящее время, благодаря Поляковой и Фортунато, может доставлять большое удовольствие и искушенному балетоману. Успех у публики балет имеет громадный и неизменно наполняет зрительный зал. На первом месте в балете необходимо поставить Кирсанову, московскую балерину, характерную танцовщицу и горячую, темпераментную исполнительницу. Весь состав балета насчитывает 45 человек, из них 30 русских балерин и танцовщиков. Из русских балерин следует отметить прекрасных характерных танцовщиц Оленину, Шматкову, Грунд и Нечепоренко, опытную танцовщицу Бологовскую и подающих надежды молодых Ланкау и Васильеву. Конечно, балету еще многого не достает, но время, школа Поляковой и неукротимая энергия и талант режиссера дают надежду, что балет не застынет на достигнутом. С большой гордостью и радостью мы все русские смотрим на это наше создание»[2].

 

                                             *                                *                                  *

 

В отличие от оперы в балете не было языковой проблемы, но  само искусство Терпсихоры  было определенным «вторжением» в сербскую культуру. В газете «Политика» так было обрисовано концертное выступление в 1921 г. русской балерины Маргариты Фроман, ее коллег и учеников: «Долгожданный русский балет... представил на суд многочисленных зрителей множество мелких пьесок. Мы имели возможность насладиться художественной продукцией ног, весьма выразительных и красноречивых... Госпожа Фроман живо и грациозно исполнила свои элегантные номера, а госпожа Бекефи, дама темпераментная, танцевала с необычайным огнем и такой стремительностью, что публика все время с замиранием ждала, что у нее вот-вот отлетит либо  рука, либо нога. Лишь она была на сцене в длинной юбке, что, впрочем, не помешало ей до пояса оголить свое искусство»[3].

И тем не менее... Во многом благодаря совместным усилиям директората Народного театра в Белграде и собственно русских артистов сербская публика «приучалась» видеть балетное искусство вначале в виде номеров в оперных спектаклях. Потом, опять-таки вследствие обоюдного интереса, в 1920 г. создается  под руководством известной балерины  Клавдии Лукьяновны Исаченко «Малая балетная школа». Здесь можно вспомнить и В. Д. Чалееву, руководившую школой танцев (ул. Короля Милана, 69), в которой обучали  пластике, ритму,  бальным, но не модным, танцам. Месячная плата за 12 уроков составляла  120 динаров[4]. Это примерно была одна пятая жалованья неквалифицированного рабочего. Ежегодно белградская читающая публика через прессу оповещалась о годовых концертах учащихся этой заметной в столице школы.

Возвращаясь к балетному заведению Клавдии Васильевны, скажу, что оно вскоре вошло в Актерско-балетную школу Народного театра, где хореографию стала вести Елена Дмитриевна Полякова.

Эта замечательная балерина родилась 7 мая 1884 г. в Санкт-Петербурге (у К. Шукульевич-Маркович — в Рыбинске). Поступила в северной столице в балетную школу, училась в классе Клавдии Михайловны Куличевской, дружила с Тамарой Карсавиной. После завершения в 1902 г. учебы была принята в императорский Мариинский театр. Уже в 1903 г. переведена в звание корифейки кордебалета, в 1904 г. — в звание второй балерины. Танцовщицей первого ряда она стала в 1913 г.  и тогда же награждена серебряной медалью на Владимирской ленте. В 1908 г. попала в труппу Адольфа Болма на гастроли по северной Европе — Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Прага и Берлин,  танцевала вместе с Анной Павловой. Репертуар — «Коппелия», «Жизель», «Пахита», «Волшебная флейта», «Лебединое озеро» (II действие) и др. В 1909 г. с труппой вновь была в турне. В том же году Е. Д. Полякова вышла замуж за Владимира Николаевича Седикова,  родив через несколько лет дочь Людмилу. В 1910 г. в Париже в труппе Сергея Павловича Дягилева избрана ведущей солисткой. После революции в конце 1918 г. уехала на юг. Некоторое время она находилась в Кисловодске, где в «Казино-театре» участвовала в благотворительных концертах и давала часы мастерства. Концертмейстером ее был Сергей Прокофьев. Потом были Одесса, Царьград, Салоники, Скопле, Любляна. 14 февраля 1922 г. Полякова прибыла в Белград с партнером и учеником Сергеем Стрешневым и ученицей Меткой Франке. Тогда в театре было 8 балерин, 11 начинающих во главе с Клавдией Лукьяновной Исаченко, как режиссером. Не было поставлено ни одного балетного спектакля, только дивертисменты. После триумфального выступления им было предложено остаться в Белграде.  Полякова — прима-балерина, хореограф, режиссер в Народном театре и педагог классического балета в актерско-балетной школе, основанной в 1921 г. Сергей Стрешнев — первый танцовщик.

Первый белградский сезон в Народном театре Полякова начала 1 сентября 1922 г. постановкой балета в опере «Проданная невеста» Бедржиха Сметаны. В последующие сезоны поставила балеты в операх «Кармен» Бизе и «Еврейка» Фроменталя (4 апреля и 15 мая 1923 г.), в которых танцевала заглавные партии. 11 июня 1924 г. Полякова в «Коппелии» играла Сванильду: режиссура и хореография А. Фортунато, дирижер Д. Ризнич, декорации — В. Жедринский. В оперно-балетном репертуаре станцевала еще одну партию в «Пиковой даме» Чайковского и как хореограф поставила два балетных номера в операх: «Лакме» Делиба 23 ноября 1923 г.,  «Манон»  Массне 1 февраля 1924 г. В сезоне 1924/25 г. исполняла сольную партию в опере «Аида» 1 мая 1925 г.,  в «Лебедином озере» 29 июня 1925 г. Как хореограф 29 октября 1924 г. поставила танцы в драме «Свадебный марш» А.  Батая. В мае 1925 г. выступала в Сараеве. В сезоне 1925/26 г. сыграла  Королеву фей в «Жизели» и др. В балетно-актерской школе поставила балет-пантомиму «Кот в сапогах» В. Нелидова в трех картинах. В следующем сезоне играла Аврору в «Очарованной красавице». Ангажемент Поляковой кончился в сезоне 1926/27 г. Она продолжала выступать, но уже как приглашенная балерина в отдельных балетных спектаклях. 21 мая 1929 г., отметив 25-летие выступлений на сцене ролью Царевны в балете Ц. Пуни «Волшебный конек», она простилась с белградской публикой. Награждена орденами Св. Савы 5 и 4 ст. Круг судьбы завершился: она исполняла эту партию после окончания училища  в Царском Селе перед русским монархом и завершила в том же балете перед югославским королем. После ухода со сцены, на которой она выступала с Вагановой, Преображенской, Кшесинской, Павловой, Карсавиной, Спесивцевым, Легатом, Фокиным, Нижинским, много времени отдавала  педагогике, которой Полякова занималась с 1922 г. в актерско-балетной школе. После того как в 1927 г. она, вследствие недостатка денег, закрылась, Полякова  открыла свою студию. Именно там готовились артисты и артистки балета, мастерство которых будет восхищать поклонников этого завораживающего своей красотой искусства. Полякова  воспитала и выпустила Бошкович, Живкович, Оленину, Бологовскую, Грундт, Васильеву, Жуковского, Панаева.  В русской прессе подчеркивали: «В школе Поляковой, кроме русских, много и сербских учениц, — сама школа так прочно срослась с Белградом, стала неотъемлемой частью его культурной жизни, — что восторженные отчеты сербских газет с одинаковой радостью называют, независимо от национальности, имена новых балерин, созданных школой Поляковой». Уроки мастерства у нее брали и солисты из Народного театра. С 1937/38 г. по 1940/41 г. вела балетный класс в Средней музыкальной школе при Музыкальной академии в Белграде. В марте 1943 г.  Полякова с мужем, дочерью и зятем покинули Белград. По некоторым данным,  причина отъезда была в том, что  зять, также русский, бывший на немецкой военной службе, должен был отправиться на Восточный фронт. Свой класс в Музыкальной академии и учеников своей школы передала танцовщику и педагогу Милораду Йовановичу Милету. 15 марта 1943 г. простилась с учениками и на следующий день уехала поездом в Вену. Начались несчастья. В дороге заболел муж, она получила слабый инсульт, после чего с трудом говорила. Работала в венской «Volksoper» и в балетной студии Dia Lucca. Потом была в Кицбухеле, где ей помогал ее бывший ученик Борис Пилат, а затем в Инсбруке аранжировала балетные номера в операх и опереттах. Поставила балет в оперетте «Бал под маками». Перед занятием советскими войсками Вены двинулась к Мюнхену, к западной зоне. В поезде умер муж. Похоронила его через три дня в Зальцбурге. Между 1947  и 1949 гг.  теряется ее  всякий след.  Известно, что в 1949 г. с дочерью и зятем прибыла в Чили. Сняла студию, давала уроки, потом была принята педагогом в Национальный балет Чили и в оперный Муниципальный театр в Сантьяго. Проработав 20 лет,  ушла на пенсию. Балетный архив в Сантьяго носит ее имя Archivo Internasional de Ballet «Elena Poliakova». Мэр чилийской столицы наградил ее Золотой медалью Сантьяго. В июле 1972 г. заболела и после выхода из больницы умерла дома. Похоронена на Русском кладбище под Сантьяго[5].

Ее знаменитой воспитанницей, ранее учившейся у К. Л. Исаченко, стала Наташа Бошкович, которой были посвящены строки Павле Стефановича: «Я не могу отринуть глубоко укорененную во мне  мысль, что тень Марии Тальони и волшебный дух Фанни Элслер оживают в артистизме движений госпожи Бошкович»[6].

Наташа родилась в Белграде 2 февраля 1901 г. в семье, глубоко связанной с Россией. Ее отец Стеван  закончил высшие геодезические курсы при Академии Генерального штаба России в Санкт-Петербурге и астрономически-геодезические курсы в Пулковской астрономической обсерватории. Мать была русской и носила в девичестве простую фамилию Степанова. В Белграде Наташа жила на Ратарской улице (сейчас ул. 27 марта). Балетный спектакль в Мариинском театре увидела в пять лет, когда гостила у родителей матери в Санкт-Петербурге. После представления девочка была так воодушевлена увиденным, что долго не могла заснуть и все пыталась танцевать на пальчиках, как настоящая балерина. Родители, увидев любовь дочки к балету, наняли ей учителя, но Великая война прервала занятия. В 1915 г. после разрушительной австрийской бомбардировки Белграда мать с дочерьми укрылась у своих родителей в Петрограде, где Наташа смогла продолжить занятия балетом, сначала частным образом, потом в императорской балетной школе. После октябрьского переворота стала посещать школу русского балета А. Л. Волынского в классе легендарной Агриппины Вагановой. В 1921 г. семья смогла воссоединиться в Королевстве. Уже осенью того же года Наташа стала заниматься в школе Клавдии Лукьяновны Исаченко, а с 1 октября 1922 г. училась у Поляковой, показав замечательные успехи. Первый раз ее имя появилось на афише в связи с представлением 21 декабря 1921 г.  оперы Жака Оффенбаха «Гофманские  сказки», где Наташа выступала соло-балериной в балетном дивертисменте в хореографии Клавдии Исаченко. 19 апреля 1922 г. первый раз танцевала в балетном спектакле-дивертисменте «Балет». В дальнейшем стала одной из ведущих балерин в Народном театре, его балетной труппе. В 1925 г. уехала на стажировку в Париж учиться у великой Ольги Преображенской. По возвращении в 1926 г. получила главную роль в «Коппелии» Лео Делиба в хореографии Александра Фортунато. Она стала первой сербской балериной, выступившей в роли Сванильды, после Елены Поляковой и Нины Кирсановой. В сезоне 1926/27 г. получила звание первой балерины. Она танцует Одиллию, королеву фей и др. Потом был ангажемент и гастроли заграницей в составе испанского театра Gran Teatro del Liccio. В 1929 г. вышла замуж за белградского инженера Эдуарда-Эда Брадно, с которым жила до начала Второй мировой войны. Каждое лето выезжала в Париж для усовершенствования техники танца у Ольги Осиповны Преображенской, Любови Егоровой, Вацлава Нижинского, брала уроки и в Лондоне у Николая Легата и Любови Чернышевой. В 1934—1935 гг. выступала в составе знаменитой труппы «Русский балет», руководимой Виктором Дандре, мужем Анны Павловой, и Александром Левитовым, импрессарио бывшей труппы Анны Павловой. Потом последовало возвращение в родной Белград на балетную сцену. Она радовала ценителей своими выступлениями в «Лебедином озере», «Раймонде», «Жар-Птице», «Коньке-Горбунке», «Шехерезаде», «Сильфидах», «Щелкунчике», «Дон Кихоте», «Петрушке», «Арлекиниаде», «Болеро» и др. С 1937 г. начала заниматься и  преподавательской деятельностью в Музыкальной академии. В Белградском балете оставалась до 15 ноября 1943 г., уйдя по болезни. Потом была Европа, лечение, концертная деятельность, работа хореографом. В 1950 г. уехала в США, была педагогом в различных частных школах Северной Америки и Канады, работала балетмейстером. Умерла 30 июня 1973 г. в Нью-Йорке. Похоронена на православном кладбище при монастыре Св. Саввы  близ Чикаго[7].

Ее биограф Ксения Шукульевич подчеркивала: «… Выдающиеся мастера балетного искусства и высший уровень балета в России начала века определили и основную ориентацию  балетного творчества Наталии Бошкович… Наталия Наташа Бошкович — первая и величайшая из сербских балерин минувшей эпохи с интернациональной балетной репутацией, с мировым именем. Ее балетное искусство огромно и всесторонне, значение для балета Народного театра в Белграде, для сербского и всего югославского балетного искусства и культуры — неоценимо и может рассматриваться и в рамках интернационального балетного искусства»[8].

Москвичка Марьяна Петровна Оленина (1901, Москва—1963, Белград) после школы у Поляковой и стажировки в Париже стала с  1923 г. солисткой Народного театра в Белграде.  Пожалуй, она единственная из русских балерин, которая во время Второй мировой войне участвовала в народно-освободительной борьбе. После войны — художественный руководитель и хореограф ансамбля Югославской Народной армии, основатель и хореограф балетной труппы Сербского народного театра в Нови-Саде[9]

Воспитанница Поляковой Яна Владимировна Васильева (1912, Варшава) также танцевала на сцене Народного театра в Белграде. В  1942 г. с мужем, А. Жуковским, покинула Югославию. Выступала в Вене, Германии, Франции. До 1950 г. она входила в труппу «Оригинального русского балета» полковника де Базили (наст. фам. Воскресенский В. Г.) в Европе. В США балетный педагог в Сан-Франциско и в собственной студии «Про арте» в Паоло Альто[10].

Анатолий Жуковский писал о ней: «Самым главным фактором моей жизни было мое счастливое супружество с Яней, которая оказалась не только идеальной женой, но и другом, сотрудником, единомышленником и поддержкой во всех моих начинаниях  и тяжелых минутах жизни…»[11]

Еще одним ее учеником, сделавшим блестящую карьеру, был  выпускник кадетского корпуса Михаил Николаевич Панаев, последний отпрыск старинной дворянской семьи. После окончании балетной  студии поступил в "Балет Рюсс де Монте Карло", стал скоро премьером. Перед Второй мировой  войной он перебрался в Америку. Танцевал с А. Даниловой, М. Славенской, Т. Тумановой, Т. Рябушинской и другими.
Во время войны воевал в составе американской бронетанковой дивизии.
После войны М. Н. Панаев обосновался в Голливуде, где часто снимался во многих фильмах с Тумановой, Мясиным, Лишнным и другими. У него училась Натали Вуд, «позже она с ним и танцевала и была близким другом». Делал постановки в фильмах и балетных ансамблях[12].
 Было известно ценителям балета и имя балерины Ксении Федоровны Грундт-Дюме (?—Канны, 1979), солистки Народного театра в Белграде, стажировавшейся в Париже под руководством Ольги Осиповны Преображенской. В октябре 1930 г. по возвращении из Лютеции она, надо полагать, восхитила привезенными оттуда танцами всех «направлений и стилей от классических до гротесков и характерных и индусских танцев — последнее увлечение Парижа»[13]. Добавлю, что она много гастролировала в Бельгии, Голландии, Франции. Участвовала в драматических спектаклях[14].

Из солистов назову Соню Ланкау, Тамару Полонскую, З. Маркович, М. Коржинскую, Тамару Максимову, Александра Доброхотова, Михаила Панаева, Олега Гребенщикова, Машерова, Наташу Бошкович. Пианистами в балете  были Ольга Цакони, вышедшая замуж за Александра Слатина, виолончелиста из харьковской музыкальной семьи[15], потом на протяжении 15 лет Димитрий Конради[16].

На большие постановки на белградскую сцену приглашали Маргариту Фроман из Загреба, Елизавету Никольскую из Праги, Бориса Романова из Метрополитен Опера, поставившего «Болеро» Мориса Равеля и «Тамару» Милия Балакирева[17].

И конечно, нельзя не назвать имя Анатолия Михайловича Жуковского (1906, Седлец,Польша—05. 10. 1998, Менло Парк, штат Калифорния), балетный танцор, солист, хореограф, режиссер, шеф балета Народного театра в Белграде в 1925—1943 гг. Он родился в семье офицера. Детство провел в родительском имении Сурмачевка, Полтавской губернии. С  началом Первой мировой войны был привезен в Россию, где поступил в Киевский кадетский корпус имени Св. Владимира. Находился вместе с отцом в составе Добровольческой армии. В 1920 г. во время Новороссийской эвакуации  эмигрировал с отцом в греческие Салоники, здесь он вступил в ряды скаутов, связав всю последующую жизнь с этим молодежным движением, отдавая ему все свободное время, имел лесное имя «Сип». В 1922 г. был отправлен в Королевство сербов, хорватов и словенцев для продолжения образования — в Крымский кадетский корпус в Белой Церкви. После его завершения в звании вице-унтер-офицера в 1922 г.  поступил сразу в Белградский университет на строительный факультет и как бедный студент был рад всякой работе, за которую могли заплатить. Так, был принят в 1922 г. в Белградскую оперу статистом оперы и драмы. Днем учился, а вечером в оперу — работать. Потом, по совету балетмейстера Александра Фортунато, прибывшего в Белград в 1924 г. на пару сезонов,  ставившего «Коппелию» и «Лебединое озеро», поступил в балетную школу Елены Поляковой. Его талант заметила и поддержала не только Полякова, но и  Анна Павлова, школьная подруга Поляковой, приехавшая в гости в Белград. Постепенно, заменяя уезжавших на гастроли артистов, он стал исполнять весь балетный репертуар.  «так как уже я зациклился на балете и потерял всякий интерес ко всему иному, хотя и еще числился студентом, но главным был балет, и мне, — писал А. Жуковский в своей «Исповеди», —  всучили главные роли. Я не был готов к этому, но им было нужно, и они меня уговорили. Вероятно, был смешон как Дон Жуан у Кристофа Глюка, но это мне много помогло, так как я обращал внимание на себя, на то, как я работаю.  И день и ночь учился, репетировал, читал. Вошел в постоянный состав Народного театра, т. е. стал чиновником Королевства Югославии. Плата была мизерной, но я не был голоден». Первый раз его имя упоминается в официальном списке танцовщиков балета Народного театра в сезоне 1925/26 г. С сезона 1927/28 г. он солист балета. Потом по приглашению  Ф. А. Васильева с русской Оперой выступал на гастролях в Барселоне:  в 1927 г. как солист, в 1929 г. — помощником «шефа». Начал ставить  самостоятельно  некоторые спектакли. По возвращении ставил хореографию балета «Путешествие вокруг мира» Б. Нушича, обратившего на него внимание и поселившего его у себя, пока Жуковский не найдет себе квартиры. «Я у него жил три месяца. Он меня называл “Скакавац” (Кузнечик. В. К.). У него была пожилая родственницы, которая заботилась и обо мне. Чувствовал себя как сыр в масле. Так началась моя хореографическая карьера». Одновременно он продолжал солировать в балете. Потом заменил Макса Фромана в главной роли ”Конька-Горбунка“ — Иванушку Дурачка. С 1932/33 г. первый танцовщик. В 1932 г. венчался с прима-балериной Яной Васильевой. Танцевал больше всего с Наташей Бошкович, Яной Васильевой, Ниной Кирсановой, Мариной Олениной и Аницей Прелич. В середине 1930-х годов А. Жуковский был поставлен исполняющим обязанности балетмейстера. С 1938 г. — официальный балетмейстер. С 1935 по 1941 г. поставил 11 балетов в операх и  10 хореографий в балетном репертуаре. В 1938 г. после выступления в Болгарии получил орден от царя Бориса III. Изучал народные танцы. Был в числе организаторов неофициальной группы фолкбалета. В Коларчевом университете ее выступление было публикой  встречено восторженно. Для Жуковского «народные игры» не воняли «крестьянином», а пахли настоящим искусством. В 1938 г. на фестивале в Праге на всесокольском слете они получили первую награду. Во время войны поставил патриотический балет «В долине Моравы», выдержавший только четыре представления, после которых он был закрыт немцами, увидевшими в нем «националистическую пропаганду». В 1941 г. пошел добровольцем в армию, воевал до «непобедного конца», попал в плен к немцам, бежал на третий день и вернулся в Белград, где русские-антикоммунисты стали ненавидеть Жуковского и его жену за то, что они не   с ними, а сербы за то, что не идут в партизаны. Сам же он, по его словам,  не был героем, чтобы бросить Яну, которая не могла идти «в лес». Положение осложнялось тем, что их успехи в балете многим кололи глаза. В 1943 г. было принято решение об отъезде в Вену, где было много знакомых. В конце войны, когда театр был закрыт, Жуковский сумел выйти к французской армии, перешедшей Рейн. Стал ее солдатом, освобождал Штутгарт и другие города. После завершения войны остался до 1948 г. во французской армии (5-я бронированная дивизия) как артдиректор «Сервис артистик», в котором стала работать и его жена.  Отказались с женой от лестных предложений из «красных» Белграда и Софии. Потом был контракт с Русским балетом полковника Базиля (наследника Дягилева), отъезд в Париж и турне до конца 1949 г. по Европе и Африке. После распада труппы вследствие болезни ее директора работали с женой в Королевском оперном театре в Бельгии, ожидая визу в США. Затем, в 1951 г., была Америка, куда он с женой приехал с 50 долларами в кармане. Ставили по школам и университетам представления, связанные с югославянским фольклором, балканским фольклором.  В дальнейшем Жуковский стал преподавать в Сан-Францисском университете, в котором отработал до 1978 г., в городской консерватории. Изучал фольклор американских индейцев. Написал книгу об искусстве народного танца. Со студентами ставил представления  в университетском театре с фольктанцами. Его имя внесено в палату Славы в университете. В своей «Исповеди» он говорил: «Ни о чем не жалеем, видели много и многому научились. Всюду, где мы были, получили признание, везде нас оценили. В конце пути мы видели, что родились не в том времени и не в том месте. Попали в тяжкие времена. Сейчас работаю над своими мемуарами»[18].

 И еще небольшое добавление к биографиям этой звездной пары: «Жуковский и Васильева ездили в Париж и привозили оттуда знаменитые постановки Мясина, Лишина и Фокина. Обладая феноменальной… хореографической памятью, они восстанавливали талантливые постановки “королей” балета. Особенно удавались  балеты на музыку Пятой симфонии Чайковского ”Человек и Судьба“ и на его же музыку “Франческа да Римини”. В репертуаре были, кроме трех балетов Чайковского, ”Жар-Птица“ Стравинского, “Павильон Армиды” Черепнина, Фокинские ”Сильфиды“ на музыку Шопена и др.»[19]

Блистательный успех имела и Нина Васильевна Кирсанова (урожд. Ванер, у Шукуљевић-Марковић К. — Венер; в замужестве — Попова), отдавшая десятилетия сцене. Будущая звезда родилась в Москве 21 июля 1898 г. в семье Василия и Зинаиды Венер. Фамилию Кирсанова взяла как псевдоним. В семье было два актера: дед по отцу — Вильгельм Венер, игравший в Большом театре и бабушка по матери — Елизавета Медведева, также игравшая в Большом. Отец не хотел, чтобы дочь была балериной. Только в двенадцатилетнем возрасте после одного инцидента, когда девочка чуть не наложила на себя руки, отец позволил поступить в частную балетную школу Лидии Ричардовны Нелидовой, балерины и педагога. Параллельно ходила в гимназию Св. Петра и Павла, которую кончила в 1916 г. Затем записалась в Московское театральное училище к педагогу Вере Ильиничне Масаловой, у которой проучилась два года. Потом была два года у А. А. Горского. Завершила учение в 1919 г. Выступала по московским театрам — в Малом государственном театре,  Театре музыкальной драмы и др. Потом был Воронеж, где играла Одиллию. Вскоре опять вернулась в Москву. В конце 1919 г. вышла замуж за Бориса Попова, оперного солиста Большого театра. Затем было бегство в Польшу. Выступала в Варшаве, Кракове, а также во Львове, в котором танцевала с Александром Фортунато (1921—1923 гг.). Во время выступлений в Бухаресте последовало приглашение в Белград. Первое выступление состоялось 7 ноября 1923 г. вместе с Фортунато в «Вечере балета», потом 9 ноября — в «Шехерезаде», 15 ноября — в «Вальпургиевой ночи» и «Фаусте». Успех обусловил предложение ангажемента, который был подписан 24 февраля 1924 г. после истечения срока соглашения с Бухарестом. Нина стала прима-балериной,  а Фортунато директором-режиссером и первым танцовщиком Народного театра в Белграде. Тогда балет начал свой четвертый год существования, но еще не было ни одного целостного балетного спектакля. 1 июня 1924 г. Фортунато поставил «Коппелию» с Кирсановой в  роли Сванильды. С 1923 по 1926 г. она танцевала заглавные партии в  «Шехерезаде», «Коппелии», «Лебедином озере», «Жизели» и др. В  операх «Фауст», «Манон», «Пиковая дама», «Проданная невеста», «Миньон», «Еврейка», «Аида» исполняла балетные партии. Выступала в Русском доме и в Офицерском доме. В конце июля 1926 г. не возобновила контракт и уехала вместе с Фортунато в Париж — центр балетного искусства. Там давала со своим партнером  концерты. Одновременно брала уроки у Любови Николаевны Егоровой, великой балерины. Подписала ангажемент с Русской оперой, разъезжавшей по миру. В 1926—1927 гг. она находилась в турне по Южной Америке,  выступала с Борисом Князевым в известном театре Teatro Colon в Буэнос-Айресе, в котором хореографом была Бранислава Нижинская. В 1927 г. вступила как прима-балерина в труппу Анны Павловой.  Объехала все континенты. После смерти в 1931 г. Павловой труппа распалась. Но Кирсанова уже стала звездой, и двери всех театров были для нее открыты. Слава уже пришла к ней. С 1931 по 1934 г. — опять Белград. Была и прима-балериной, и шефом балета, и режиссером, и хореографом Народного театра: она поставила 28 хореографий в балетном и оперно-балетном репертуаре: «Жизель», «Тайна пирамиды», «Охридская легенда», «Петрушка», «Осенняя поэма» и др.,  станцевала 18 главных партий в балетах и 11 балетных соло в операх. В 1934—1939 гг.— танцевала на европейских сценах, была  балетмейстером и хореографом. Вначале была Голландия, опера де Monte Carlo — шеф балета, прима-балерина, хореограф. С 1 июня по 1 октября 1937 г. — Англия, Шотландия, Испания. В сезоне 1937/38 г. — Литва,  Каунас — прима-балерина и хореограф. В сезоне 1938/39 г. — Франция, Голландия, Италия. Потом последовало возвращение в Белград. Были гастроли в Болгарии.  В Югославии Кирсанова опять ставила хореографию, была прима-балериной. Имела свою частную балетную студию  Свой третий контракт с Народным театром она подписала  12 мая 1942 г.,   руководила балетом в тяжелейших условиях. После бомбардировки Белграда 15, 16, 17 апреля 1944 г. союзниками, когда город лежал в руинах, а население уменьшилось наполовину, Кирсанова стала медицинской сестрой. Во время освобождения Белграда она перевязывала раненых, работала хирургической сестрой, забросив на время балет. В 1946 г. основала балетную студию, которая  быстро обрела статус государственной балетной школы. Последний контракт длился с 1 марта 1946  до 1 декабря 1950 г. Поставила балет в четырех операх:  «Женитьба Фигаро», «Проданная невеста», «Князь Игорь», «Травиата», и четыре коротких балета — «Сильфиды», «Вторая рапсодия», «Вальпургиева ночь», «Болеро». После окончания ангажемента она поставила свой последний спектакль «Лебединое озеро». В 1947 г. Кирсанова была одним из учредителей и основателей Средней балетной школы в Белграде. Ее ученики — Милорад Мишкович и Душанка Сифниос. Работала в театрах Сараева, Скопье, Риеки. По завершении балетной карьеры (1961 г.) посвятила себя археологии. В 1964 г. закончила курс археологии на философском факультете Белградского университета. В 1969 г. стала магистром. Готовила докторскую, но не успела. 3 февраля 1989 г. Кирсанова умерла. Похоронена в Аллее великанов на Новом кладбище[20].

Русские не только учили, но и руководили на протяжении ряда лет белградским балетом. Работа хореографами нередко сочеталась с выступлениями на сцене. Нина Кирсанова, Елена Корбе, Михаил Панаев, Елена Полякова, Анатолий Жуковский, Маргарита Фроман — вот далеко не полный перечень имен тех, кто танцевал на белградской сцене. Благодаря русским хореографам только в  первые десять лет их работы в Белграде было поставлено около 40 спектаклей! При этом следует отметить, что некоторые хореографы стремились ввести в постановки элементы национального танца. Жуковский даже создал на их основе особый балетный стиль. Практически, труд и мастерство русских позволили белградскому балету не только обрести себя, но и войти в русло европейского музыкально-сценического искусства. Даже по прошествии войны, в 1950—1960 гг. прослеживалось русское влияние, позволявшее балету творчески расти и совершенствоваться[21].

И опять стихи, на этот раз Валентины Васильевны Берниковой:

 

                   Былое

 

Мне снились фижмы и роброны,

Моих прабабушек духи, Их грациозные поклоны,

Их утонченные грехи…

 

С ума сводящая условность,

Дуэль за тронутую честь,

Как небо, чистая влюбленность,

И беспощадно-злая месть…

 

Я вижу прошлое, живое:

В углу, у старых клавесин,

Благоухание левкоя

И сладский в хрустале жасмин

 

Невинных радостей дыханье,

Шум пробежавшей суеты,

Недостижимые желанья,

Былого нежные черты[22].

 



[1]  Антология поэзии русского Белграда.  С. 41.


[2] «Театрал». Русское искусство в Королевстве С. Х. С. С. 43.


[3] Павлович М. Становление оперы и балета в белградском Народном театре и русские артисты // Русская эмиграция в Югославии. С. 306—307.


[4] Новое время. 1925. 10. VII. № 1257. С. 4.


[5] Россия и славянство. 1933. 1. VII. № 222. С. 4; Р. Русское искусство в Югославии // Часовой. 1939. № 236—237. С. 32; Шукуљевић-Марковић К. Jелена Димитриjевна Пољакова // Руси без Русиjе… С. 46, 48, 49—56; Павлович М. Указ. соч. С. 307.


[6] Šukuljević K. Nataša Bošković. Primabalerina, koreograf I pedagogBeograd, 1989.


[7] Ibid.


[8] Ibid.


[9] Переписка Николая Евреинова с Юрием и Юлией Ракитиными... С. 560.


[10] Арсењев А. Биографски именик руских емиграната. С. 238—239; Незабытые могилы. Т. 1. С. 636—637.


[11] Архив автора. А. М. Жуковский  Мой жизненный путь.


[12] http:// www.xx13.ru/kadeti/kp31.htm#панм.


[13] Новое время. 1930. 9. X. № 2838. С. 3; Переписка Николая Евреинова с Юрием и Юлией Ракитиными… С. 259.


[14] Там же. С. 558.


[15] Александров Е. А. Указ. соч.  С.  467.


[16] Конради Д. Указ. соч.


[17] Там же.


[18] Жуковски А. Моjа исповест // Руси без Русиjе... С.287, 290, 292—300; Шукуљевић-Марковић К. Балетско стваралаштво Анатолиjа Жуковског // Там же. С. 137—140; Александров Е. А. Указ. соч.  С.  202; Архив автора. А. М. Жуковский Мой жизненный путь.


[19] Конради Д. Указ. соч.


[20] Шукуљевић-Марковић К. Балетско стваралаштво Нине Кирсанове, примабалерине, кореографа и педагога // Руси без Русиjе... С. 117—136.


[21] Павлович М. Становление оперы и балета. С. 306—310.


[22] Антология поэзии русского Белграда. С. 34.






Возврат на предыдущую страницу


Играйте с нами в популярные игровые слот автоматы онлайн бесплатно