священник Сергий Модель
секретарь Брюссельско-Бельгийско
епархии
Московского Патриархата
Далекое начало
Расположенная на самом стыке границ латинской и
германской культур территория будущей Бельгии и будущего Люксембурга была
просвещена светом христианской проповеди еще в первом веке от Рождества
Христова. Эта проповедь прорастала сквозь кровь мучеников, отдавших в этих
землях свои жизни за Христа. Обретенная стабильность после почти двухвекового нашествия
германских племен (III-Vвв.) позволила осуществить более глубокую
христианизацию этих земель. Седьмой век в истории этих стран по праву называют
«веком святых» : святой Аманд и святой Ремакль (апостол Арденн), святой Ламберт
Льежский и святая Гертруда Нивельская. Эти святые неразделенной Церкви[1]
вошли в диптихи как неутомимые сеятели Слова Божия, своей жизнью являвшие
пример подлинного христианского смирения и любви, обратившие многих к
поклонению истинному Богу. В последующие века их дело нашло продолжение в
проповеди святого Губерта и святой Годеливы. Зависящие от Римского Патриархата
христианские общины современной Бельгии и Люксембурга после раскола XI века
оказались надолго отторгнутыми от полноты Православной Церкви. На протяжении
почти восьми столетий контакты с носителями православной культуры были крайне
редки. Исключением из них были лишь : контакты с византийцами вo вpeмя
крестовых походов[2], поездка в Бельгию
российского императора Петра I в 1717 году[3] и
свадьба принца Вильгельмa Оранжского (наследникa трона Нидерландов, частью
которых в то время была Бельгия) на сестре царя Александра I Анне Павловне в
1816 году[4].
Последняя устроила в своем дворце в Брюсселе[5]
православную часовню, которая, к сожалению, прекратила свое существование после
бельгийской революции 1830 года[6].
Новая
история
Лишь только во второй половине XIX века в Бельгии
появилось первое постоянное место совершения православного богослужения[7]. В
1862 году при Российском посольстве в Брюсселе была основана часовня святителя
Николая[8]. Обслуживаемая
священниками, направляемыми из России, эта часовня оставалась единственным
очагом православной литургической жизни в стране до 1900 года, когда в портовом
городе Антверпен была основана вторая церковь, на этот раз греческая, для
моряков и коммерсантов[9].
Еще один греческий приход была открыт в Брюсселе в 1926 году и долгое время
оставался главным греческим приходом в Бельгии[10].
Православное присутствие в Бельгии получило новые
силы, запитавшись от русской эмиграции XX века. Революция 1917 года породила
исход из России более 1 миллиона беженцев[11],
из которых около 8 тысяч осели в Бельгии[12].
Православные храмы, воспринимаемые многими как единственная связь с потерянной
Родиной, становятся центрами, объединяющими вокруг себя русских изгнанников.
Повсюду основываются новые приходы[13].
В 1920-1930 годах русские приходы открываются в большинстве крупных бельгийских
городов: в Антверпене[14],
Шарлеруа[15], Льеже[16],
Генте, при русском детском доме в Намюре[17] и
университетском городке Лувене. Последний был открыт благодаря бескорыстной
помощи кардинала Мерсье, много сделавшего для русской молодежи, сохранившей о
нем добрую память[18].
Устроенные в обычных домах, в подвалах и гаражах, новооткрытые приходы окормляются
священниками, вышедшими из среды самой эмиграции. Вот всего лишь несколько имен
: священники Петр Извольский[19],
Владимир Федоров, Валент Роменский, Георгий Тарасов и Павел Голышев[20].
Два последних станут впоследствии архиереями – один во Франции, другой – в
Советском Союзе.
В эти же годы появляется проблема церковных юрисдикций
среди эмиграции, связанная с трагическим разделением Русской Церкви за
границей. B 20-e-30-e гoды прошлого века, рyсская православная эмиграция
разделилаcь на три независимых и порой противостоящих друг другу
группы-юрисдикции : Зарубежный Синод в Сремских Карловцах во главе с
митрополитом Антонием (Храповицким), отвергавшиий какие бы то нибыло компромисы
и контакты с советской властью, группа православных русских приходов в Западной
Европе, во главе с митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже (лишенная
политических привязанностей и ставшая цветником православного богословия в
эмиграции), перешедшая в 1931 году в подчинение Константинопольского
Патриархата и приходы, оставшиеся верными Московскому Патриархатату, в ту эпоху
находившемся под пристальным контролем советских властей. В Брюсселе в
1926-1927 годах прихожане храма св. Николая, порвавшие с митрополитом Евлогием,
и последовавшие за архиереями Зарубежного Синода, создали свой собственный
приход. Новая община обслуживалась священниками Василием Виноградовым и
Александром Шабашевым, а затем –священником Чeдомиром Остоичем (сербом по
происхождению). В 1935 году община Русской Православной Церкови за рубежом нaчaлa
строить в Брюсселе настоящий православный храм с куполом, в стиле русских
храмов XVI-го века. Новый храм, посвященный памяти царя Николая II и всех
пострадавших от безбожной власти[21]
стал самым красивым православным храмом Бельгии. Из-за наступившей войны
церковь святого праведного Иова (память которого Церковь отмечает 19 мая – день
рождения последнего русского императора) смогла быть освящена лишь в 1950 году.
первым настоятелем (1950-1962
гг.) был святитель русского зарубежья Иоанн (Максимович), носивший в то время
титул архиепископа Брюссельского и Западно-Европейского, затем его сменил отец
Димитрий Хвостов.
За исключением этих двух приходов, все остальные
русские церкви продолжали подчиняться митрополиту Евлогию и с 1929 года
управлялись его викарием в Бельгии - архиепископом Александром (Немоловским)[22].
С приездом этого первого православного архиерея в Бельгию, храм святителя
Николая становится кафедральным собором, и в Брюсселе появляется православная
кафедра. Бельгийское государство утвердило это решение изданием в 1937 году
специального указа, придававшего епархии статус «учреждения общественной
пользы» а ее главе титул «православного русского архиепископа Брюссельского и
Бельгийского».[23]
Вторая мировая война и оккупация Бельгии стала для
православных общин тяжелым испытанием. Наряду с подлинными патриотами и
активными участниками сопротивления (такими, к примеру, как архиепископ
Александр (Немоловский), арестованный в 1940 году и вывезенный в Германию),
некоторая часть русской эмиграции восторженно встретила приход Гитлера к
власти, наивно полагая, что тот освободит Россию от большевиков[24].
Несколько православных приходов прекратили свое существование (в Антверпене, Генте,
Лувене), другие же смогли сохранить общины и пережили трудные годы лихолетья. Во
время бомбардировки в 1944 году церковный дом в Льеже был разрушен. Уже после
войны, в 1953 году русская община Льежа воздвигла новый храм – маленькую
церковь с пятью куполами.[25]
После Второй мировой войны меняется и «юрисдикционная
карта» Православной Церкви в Бельгии. Прихожане кафедрального собора святителя
Николая, ведомые своим архипастырем – архиепископом Александром (Немоловским),
вернувшимся из заключения, воссоединились в 1946 году с Матерью-Церовью и
вернулись под омофор Патриарха Московского[26].
1950-е годы были отмечены значительной эмиграцией
греков, прибывших в Бельгию по экономическим причинам. Многие из них нашли
работу на угольных шахтах.[27] С
того момента греки образуют самую значительную и наиболее хорошо организованную
православную общину в стране – их около 27 тысяч. Появляется более 10 новых
приходов на всей территории Бельгии. Здесь начинал свое служение священник
Эмилианос Тимиадис, будущий митрополит, представитель Константинопольского
Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве. В 1969 году Вселенский
Патриархат принял решение о создании в Бельгии своей архиепископии и благословил
Эмилианосу (Захарополусу) быть ее первым правящим архиереем с титулом «митрополит
Бельгийский, экзарх Нидерландский и Люксембургский». В 1974 году священник
Пантелеимон (Контоянис) был рукоположен в викарии митрополита, а затем в 1983
году[28] –
стал его преемником на бельгийской кафедре.
Среди событий 1960-1970 годов особого внимания
заслуживает приезд в Бельгию двух видных русских иерархов. В 1960 году на место
почившего митрополита[29]
Александра (Немоловского) был назначен епископ Василий (Кривошеин) – бывший
афонский монах и известный богослов.[30]
Специалист-патролог, изучавший всю жизнь творения Отцов Церкви, владыка Василий
не боялся открыто выступать по самым острым проблемам современной жизни,
включая вопрос преследования верующих в Советском Союзе. В 1976 году в Брюссель
вернулся архиепископ Павел (Голышев)[31]. Будучи
первоначально священником различных приходов в Бельгии и Франции[32],
о. Павел на волне послевоенного патриотизма вернулся в 1947 году в Советский
Союз, где был вскоре рукоположен в архиереи. Однако затем, в силу разных
причин, он вновь эмигрировал и остаток своих дней (+1979 г.) служил в
брюссельском храме Русского Экзархата (в юрисдикции Константинопольского
Патриархата).
Увеличение численности православных в Бельгии,
появление новых ярких личностей и атмосфера открытости привлекли внимание
местных властей. Теперь католические храмы часто предоставляются для совершения
православных богослужений, а вскоре греческой общине была предоставлена
возможность купить пустующий храм на авеню Сталинград. Величественный собор,
расположенный рядом с Южным вокзалом, был переоборудован в соответствии с
православными традициями и стал кафедральным храмом константинопольской
епархии.
Всё отчетливее становится насущно необходимым для
православных детей эмиграции, а также для бельгийцев, принявших православие
служить на местных языках. Это было с очевидностью понято архиепископом
Василием (Кривошеиным) и архиепископом Георгием (Тарасовым) и в 1960-1970-х
годах были созданы православные франкофонные и нидерландофонные общины (первая
неудачная попытка имела место в 1935-1940 годах). В Брюсселе франкофонные
приходы были открыты: приход Покрова Божией Матери (о. Иосиф Лямин), и Святой
Троицы и святых Косьмы и Дамиана[33]
(оо. Петр Струве[34] и Марк Никез). В Генте
появился нидерланофонный приход святого Андрея (о. Игнатий Пекштадт)[35].
С этого времени православные начинают лучше интегрироваться
в бельгийское общество. Различная активность (конференции, конгрессы,
паломничества и встречи, молодежные движения и иконописные курсы) встречают с
тех пор всегда положительный отклик. Определенный всплеск интереса к
православию был вызван и благодаря визитам глав Православных Церквей таким как:
Патриарх Румынский Юстиниан в 1972 году и Патриарх Константинопольский
Варфоломей в 1993, 1994[36],
1996 и 2004 годах.
Что касается бельгийских властей, то они проявляют благожелательность по отношению к Православию. В 1980 году король Бодуэн (+1993 г.) посетил православную церковь в Генте, а в 2003 году нынешняя королева Паола присутствовала за крещенским богослужением в храме при Представительстве Русской православной Церкви при европейских международных организациях. В 1985 году в Бельгии (и в 1998 году в Люксембурге) Православие было признано официальной конфессией[37]. Благодаря этому Православная Церковь стала ясно видимой реальностью на сегодняшнем церковном пейзаже в Бельгии и Люксембурге.
Современное положение
Сегодня в Бельгии насчитывается около[38]
70-80 тысяч[39] православных христиан (т.e.
менее oднoго процента населения). Изначально греческая община была самой
многочисленной, но новая волна эмиграции рускоязычных граждан из бывших
советских республик постепенно меняет ситуацию. В Люксембурге численность
составляет 1 тысячу. Более 45 православных приходов Бельгии обслуживаются 4
епископами, 54 священниками и 9 диаконами различных юрисдикций[40].
Епархия Константинопольского Патриархата[41] (с
кафедрой в Брюсселе) насчитывает 23 приходa в Бельгии[42] и
1 приход в Люксембурге. С недавнего времени функционирует еще в Брюсселе 1 грузинский
приход, входящий также в константинопольскую епархию. Епархия управляется
правящим архиереем – митрополитом Бельгийским Пантелеимоном (Контоянисом) и его
двумя викариями – епископом Евменийским Максимом (Мастиxисом) и епископом
Синопским Афинагором (Пекштадтом). Митрополит Пантелеимон представляет
православных всех юрисдикций перед бельгийским государством[43] и
властями Люксембурга[44].
Если в большинстве своем константинопольские приходы
стараясь сохранить языковую и культурную идентичность своих соотечественников
служат на греческом языке и направлены, прежде всего, на окормление греческой
диаспоры, то есть все же несколько приходов (Брюссель, Гент, Кортрейк[45],
Брюгге[46])
– где богослужение совершается на местных языках. Управляет этими приходами
епископ Афинагор (Пекштадт) – сын известного православного священника из Гента –
o. Игнатия Пекштадта, кореннoй бельгийц принявший православие. Очень интересен
опыт прихода в Перон-ле-Бинш, где богослужебные песнопения исполняются на
французском языке, но на византийский напев.
Отметим также, что константинопольская епархия имеет
Центр богословского образования[47]
(создан в 1997 году священником Домеником Вербек при поддержке
Свято-Сергиевского Православного Богословского Института в Париже). В ведении
константинопольской епархии находятся вопросы координации преподавания Основ
православия в общеобразовательных бельгийских школах, окормления тюрем и
больниц, а также подготовки теле и радио передач о Православии в бельгийских
масс-медиа.
Бельгийская епархия Московского Патриархата (с кафедрой
в Брюсселе) насчитывает 12 приходов[48],
среди которых 1 мужской монастырь[49] в
небольшом фламандском селении Первейз на бельгийском побережье и, с недавних
пор, небольшая женская обитeль в Тразеньи (близ Шарлеруа). С 1987 года епархией
управляет архиепископ Симон (Ишунин), временно являющийся также правящим
архиереем и Нидерландской епархии Русской Православной Церкви[50].
Приходы состоят из представителей старой эмиграции, их потомков, новых
эмигрантов, а также коренных бельгийцев и людей самых разных национальностей,
принявших православие. Службы совершаются на славянском, французском или
нидерландском языках.
В Бельгии также существуют 4 прихода, находящихся в
юрисдикции Архиепископии православных приходов русской традиции – Экзархата
Константинопольского Патриархата с центром в Париже[51].
Бывший глава Экзархата – архиепископ Сергий (Коновалов) (+2003 г.)[52]
долгое время был священником в Брюсселе, нынешний же глава – архиепископ
Команский Гавриил (Де Вильдер), также бельгиец по своему происхождению[53]. Эти
приходы входят в состав благочиния Бельгии и севера Франции (благочинный:
священник Ги Фонтен из Льежа).
Три русских прихода – два в Брюсселе и один в
Люксембурге относятся к юрисдикции Русской Православной Зарубежной Церкви. Эти
приходы управляются епископом Женевским и Западно-Европейским Михаилом
(Донсковым).
В целом, православные русские приходы сталкиваются
сегодня с теми же проблемами, с которыми столкнулась в свое время греческая
диаспора. Объединявшие до недавнего времени верующих, в большинстве своем, уже
окончательно интегрировавшихся в европейскую реальность, некоторые приходы
начали использовать в своем богослужении местные языки. Однако значительная
волна новых эмигрантов из республик бывшего СССР вновь увеличила долю русскоязычных
прихожан, и ситуация постепенно меняется.
Помимо
греческих и русских, в Бельгии действуют также 4 прихода Румынской Православной
Церкви[54]
(в Брюсселе, Антверпене, Льеже и Алосте), 1 приход Болгарской православной
Церкви[55] и
1 – Сербской Православной Церкви[56]
(оба в Брюсселе). Эти Православные Церкви не имеют своих епархий на территории
Бельгии, и данные приходы находятся в подчинении архиереев Западной Европы. В
Великом герцогстве Люксембург также есть 1 сербский и 1 румынский приходы.
Следует сказать о 2 украинских приходах (один из
которых построил красивую церковь в стиле украинского барокко в городе Генке,
провинции Лимбург) юрисдикции Константинопольского Патриархата[57].
Последние хоть и входят официально в состав константинопольской епархии, однако
находятся несколько в стороне от общеправославных отношений с другими
приходами.
В целом, несмотря на отсутствие центрального единого
всеправославного органа (как, к примеру, Ассамблея
Православных Епископов Франции), связи между православными
общинами Бельгии очень тесные и дружественные. Одним из примеров такого
единства служит совместное богослужение представителей всех юрисдикций в
праздник Торжества Православия в греческом кафедральном соборе Брюсселя.
Православные активно взаимодействуют в рамках таких организаций и движений как:
Православное братство Бельгии, бельгийское отделение Синдесмоса. Плодами
данного сотрудничества стала организация и проведение Православных конгрессов в
Брюгге (1972 г.), в Натya (1977 г.) и в Бланкенберге (2000 г.), а также
Конгрессов православного бpaтства Западной Европы, проходивших в Генте (1983
г.) и Бланкенберге (1993 и 2005 гг.). Большинство приходов выпускают свои
бюллетени, что дополняется совместным изданием православного журнала на
французском языке «Диакония»[58].
Нельзя не сказать об межхристианских связях.
Православные Бельгии представлены в различных экуменических организациях: АКАТ
(Общехристианское движение за отмену пыток), Пакc-Кристи и других. Присутствие
там православных, безусловно, остается недостаточным, что можно объяснить их
малой численностью по сравнению с остальными конфессиями в Бельгии. Следует
отметить конструктивные и дружественные связи с Католической Церковью и, в
особенности, с известным монастырем Шеветонь[59].
Поскольку Брюссель является столицей Европейского
Союза, здесь сосредоточено большое количество различных общественных и
неправительственных организаций, среди которых особое место занимают
представительства Православных Церквей при ЕС. Первым среди них стало
Представительство Константинопольского Патриархата при Европейском Союзе[60],
затем было создано Представительство Элладской Православной Церкви[61] и
в 2002 году – представительствo Московского Патриархата[62] (глава
Представительства – епископ Венский и Австрийский Иларион) – и представительство
Румынской Православной Церкви. По мере расширения Евросоюза в ближайшем будущем
следует ожидать появления представительств других Поместных Православных
Церквей.
Обзор современного положения Православия в Бельгии и
Люксембурге был бы не полным, если обойти вниманием особую ситуацию с
официальным статусом Православия в этих странах. В 1985 году Православие было
признано бельгийским государством в качестве официального религиозного культа[63],
наряду с католичеством, англиканством, протестантизмом, иудаизмом и исламом.
Это официальное признание дает православным в Бельгии определенные права, равно
как и налагает на них обязательства. Подобное решение о придании Православию
статуса официального культа было принято в 1998 году и в Люксембурге.
Получение официального признания со стороны
государства связано со следующими правами[64]:
–
выделение государством денежного содержания священникам официально признанных
приходов
–
предоставление православным эфирного времени на государственных радио и
телевизионных каналах, где имеются специальные передачи
–
выделение государством ставок для священиков-капеланов, окормляющих больницы и
тюрьмы
–
преподавание Основ православной религии в средних общеобразовательных школах (начиная
c 1988г. во Фландрии, а с 1997 г. и в Валонии). Ээтот предмет входит в состав
программы по выбору.
Обязательства же, наложенные данным законодательством,
подразумевают, прежде всего, ответственность и равноправие перед законом в
многоконфессиональной стране.
Будущее
Будущее Православия в Бельгии и Люксембурге – как и в другиx
странах Западной Европы – в руках Божиих. Православные общины самых разных
национальностей должны динамично развиваться в сторону более глубокого
укоренения в культуру стран, где они пребывают, оставаясь при этом едиными и
сохраняя вечныe и неизменныe традиции Православной Кафолической Церкви.
Несмотря на существующие различия, православные остаются крепко связанными
единством в вере и таинствах. Сегодня они стоят перед задачей усилить свое
совместное свидетельство. Вызовы современного мира требуют от нас непрестанной
проповеди Слова Божия, и в этом мы можем и должны действовать вместе с другими
христианами.
(©
перевод с французского – Д. А. Агеев)
Библиография
- L’Eglise
orthodoxe en Belgique, Annuaire [Православная
Церковь в Бельгии. Ежегодник], Gent, ed. Apostel
Andreas.
- Patriarcat
œcuménique, Sainte
Métropole
de
Belgique,
Calendrier
1999 [Вселенский
Патриархат. Бельгийская митрополия. Календарь за 1999 год., на греч. яз.], Bruxelles, 1999.
- Bieliavsky, N., Le Cardinal Mercier et l’emigration russe en Belgique [Н. Белявский, Кардинал Мерсье и русская эмиграция в Бельгии], Irénikon.
Revue
des Moines de Chevetogne, t. LXXVI, 2e
trimestre 2003, pp. 179-198.
- Coudenys, W., Leven voor de Tsaar. Russische ballingen, samenzweerders
en collaborateurs in België
[В. Kуденис,
Жизнь за царя.
Руские изгнанники, подпольщики и
коллаборационисты в Бельгии], Leuven, Davidsfonds, 2004.
- Евлогий (Георгиевский),
митрополит, Путь моей жизни, Paris, Ymca-Press, 1947.
- Fontaine, G. (éd.), Mélanges pour un cinquantenaire (а l’occasion du 50e anniversaire de la paroisse orthodoxe russe de Liège) [Г. Фонтен, Сборник к пятидесятилетию русского
православного прихода в Льеже], Liège, 2003.
- Lahou, G., Libres propos : la reconnaissance du culte orthodoxe en Belgique // Bulletin
de
-
Model, S., Les Eglises orthodoxes locales :
L’Eglise orthodoxe en Belgique
[С. Модель,
Православная
Церковь в Бельгии] // ACER-Tribune, №
8, Paris, juin 1986, C. 55-64.
-
Model, S., Histoire de l’Archevêché orthodoxe
russe de Bruxelles et de Belgique, [С. Модель, История Православной Русской Архиепископии в Бельгии]
éd. de la Paroisse orthodoxe
de-la-Protection-de-la-Sainte-Vierge, Bruxelles, 1996.
- Model, S., L’Eglise orthodoxe en Belgique. Hier, aujourd’hui,
demain
[С. Модель, Православная Церковь в Бельгии. Вчера, сегодня, завтра]
// Le Messager orthodoxe, № 138 (I), Paris, 2003, C. 68-83.
- Model, S., Un
évêque russe en Belgique : Monseigneur Basile Krivochéine
(1900-1985) [С. Модель, Русский архиерей в Бельгии: Архиепископ Василий (Кривошеин)]
// Revue de la Fondation pour la préservation du patrimoine russe en Belgique, № 2, Bruxelles, novembre, 2005.
-
Model, S., L’Eglise orthodoxe en Belgique et au Luxembourg [С. Модель, Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге] // C. Chaillot (dir.), Histoire de l’Eglise orthodoxe en Europe occidentale au 20e siecle, ed. Dialogue entre Orthodoxes, Paris, 2005.
-
Model, S., The orthodox Curch in Belgium and in Luxemburg [С. Модель, Православная Церковь в Бельгии и Люксембурге]
// C. Chaillot (ed.), A Short History of the Orthodox Church in Western
Europe in the 20th Century, Paris, Inter-Orthodox Dialogue, 2006.
- Павел Недосекин, протоиерей,
Свято-Никольский Собор Русской
Православной Церкви в Брюсселе, Брюссель,
изд. Xрама Cв. Николая, 1999.
- Peckstadt, A.Y., Korte historische schets van een permanente orthodoxe aanwezigheid in Belgпe [А. Пекштадт, Краткий
исторический очерк о постоянном православном присутсвии в Бельгии] // De Orthodoxe Kerk in Belgie, Jaarboek 1987-1988, Gent, ed. Apostel Andreas, 1987.
- Peckstadt, A.Y.,
Découvrir
et vivre l'Orthodoxie en Belgique. Le cheminement de l'Archiprêtre Ignace
Peckstadt vers l'Eglise orthodoxe [А. Пекштадт, Открыть и
жить Православием в Бельгии.
Путь протоиерея Игнатия Пекштадта
к Православию], Brugge, ed. Apostel Andreas, 2001.
- Peckstadt, I.,
Quelques aspects de l’Orthodoxie en Europe occidentale [И. Пекштадт, Несколько аспектов
Православия
в Западной Европе]
// Actes du Colloque sur l’Orthodoxie
dans le monde, 27-28 février 1984, Paris, éd. du Comité orthodoxe des amitiés
françaises dans le monde,
- Ронин, B., Церковная жизнь в русском Антверпене (1920-1960) // Slavica
Gandensia, № 26, Gent, RUG, 1999, C. 117-160.
- Сологуб, C., Русская
Православная Церковь Заграницей, 1918-1968,
New York, ed. Russian Ecclesiastical Mission, 1968.
- Tamigneaux, N., Le cardinal Mercier et l’aide belge aux Russes (mémoire de licence en histoire, UCL) [Н. Таминьо, Кардинал Мерсье и бельгийская помощь русским.
Дипломная работа на историческом факультете Лувенского Католического
Университета], Louvain-la-Neuve, 1987.
- Страна Cинeй птицы. Русские в
Бельгии, под ред. Е. Ваегеманса, М., Наука, 1995.
- Wener,
J., L’émigration russe blanche en Belgique durant l’entre-deux guerres,
(mémoire de licence en histoire, UCL) [Ж. Венер, Белая русская эмиграция
в Бельгии между двух войн. Дипломная работа на историческом факультете
Лувенского Католического Университета], Louvain-la-Neuve, 1993.
*
Oпубликованнo, с некоторыми coкрaщениeми,
в журнале « Церковь и Время », M.,
N°3
/
[1] O бельгийских святых неразделенной Церкви cмотри: J. Hamblenne, Saints et saintes de Belgique au premier
millénaire, éd. Altaïr, Braine-l'Alleud, Belgique, 2003 и
http://la-france-orthodoxe.net/ru
[2] именно
из крестовых походов бельгийские рыцари привезли капсулу с Кровью Христовой,
которая и ныне хранится в церкви г. Брюгге.
[3] Cм. J. Driezen, Петр Bеликий в Бельгии // Страна Cинeй птицы. Русские в Бельгии, под ред. Е. Ваегеманса, М., Наука,
1995 ; E. Waegemans, Петр Bеликий на землях Бельгии, Antwerp, Benerus, 1998 ; A. C. Намазова, Россия и Бельгия:
диалог культур // Россия и Европа. Дипломатия и культура,
М., Наука, 2002.
[4] Сестра
россисйского императора великая княгиня Анна Павловна в 1816 году вышла замуж
за принца Вильгельма Оранжского, будущего монарха Нидерландов.
[5] Сейчас в этом
здании располагаются бельгийские Академии наук и литературы.
[6] После провозглашения независимости Бельгии, Анна Павловна
вместе с супругом переехала в Голландию, где также устроила православнyю
часовню в своем дворце в Гааге.
[7]
S. Model, L’Église
orthodoxe en Belgique. Hier, aujourd’hui, demain [С. Модель, Православная Церковь в Бельгии. Вчера,
сегодня, завтра] // Le Messager orthodoxe, № 138
(I), Париж,
[8] Протоиерей A.
Мальцев, Православные Церкви и Русские
Учреждения вне России, Берлин, изд. Князь-Владимирского братства, 1905; м.
Мария, К столетию храма свт. Николая в
Брюсселе, Брюссель, рукопись, 1962 , C. 1; Протоиерей П. Недосекин, Свято-Никольский
Собор Русской Православной Церкви в Брюсселе, Брюссель, изд. Xрама Cв.
Николая,
[9] Cм. A. Y. Peckstadt, Korte historische schets van een permanente orthodoxe aanwezigheid in Belgïe, [Пекштадт А., Крaткий исторический
обзор постоянного православного присутствия в Бельгии] // De Orthodoxe Kerk in Belgie, Jaarboek 1987-1988, Gent, ed. Apostel Andreas, 1987.
[10] Cм.: http://www.enoria.be
[11] Cм. Ковалевский П., Зарубежная Россия. История культурно-просветительской
работы русского зарубежья за полвека (1920-1970), Париж, Librairie des Cinq continents, 1971; M. Raeff,
[12] Гедройц А., Русские
эмигранты в Бельгии, Указ. соч., C. 111-127; J. Wener, L’émigration russe blanche en Belgique durant l’entre-deux guerres [Ж. Венер, Белая русская эмиграция в Бельгии между двух
войн], mémoire de licence en histoire – UCL, Louvain-la-Neuve, 1993.
[13] Cм. Евлогий
(Георгиевский) митр., Путь моей жизни,
Париж, Ymca-Press, 1947
[14] Cм. Ронин В., Церковная жизнь в русском Антверпене
(1920-1960) // Slavica Gandensia, №26, Gent, RUG,
[15] Cм.: http://www.podvorje.com/charleroi
[16] Cм.: http://cyberliege.be/manifestations/liegeville/eglise-laveu/index.shtml
[17] Cм. E. Emond, Les
émigrés russes à Namur, 1923-1940 [Е. Эмонд, Русские эмигранты в Намюре], mémoire de licence en
histoire – UCL, Louvain-la-Neuve, 1987.
[18] Cм. N. Tamigneaux, Le cardinal Mercier et l’aide belge aux Russes [Н. Таминьо, Кардинал Мерсье и бельгийская помощь русским], Louvain-la-Neuve, 1987; N. Bieliavsky, Le Cardinal Mercier et l’émigration russe en Belgique [Н. Белявский, Кардинал Мерсье и русская эмиграция в Бельгии] // Irénikon. Revue des Moines de Chevetogne, t. LXXVI, 2e
trimestre
[19] Бывший
Oбep-прокурор Священного Синода (1906-1909 гг.).
[20] O всех этих священниках cм.: http://zarubezhje.narod.ru
[21] Сологуб С., Русская Православная Церковь Заграницей,
1918-1968, New-York, изд. Russian ecclesiastical mission,
[22] Cм. Казем-Бек А., Знаменательный
юбилей (50-летие архиерейского служения архиепископа Брюссельского и
Бельгийского) // ЖМП, 1959, №
[23] Королевский Указ от
5 июня
[24] Cм. W. Coudenys, Leven voor de Tsaar. Russische ballingen, samenzweerders en collaborateurs in België [В. Kуденис, Жизнь за царя. Руские изгнанники, подпольщики и коллаборационисты в Бельгии], Leuven, изд. Davidsfonds, 2004.
[25]
Higoumène Gabriel (De Vylder), La paroisse orthodoxe russe à
Liège [игум. Гавриил (Де Вильдер), Православный приход в Льеже] // Messager diocésain, № 6, Paris,
janvier
[26] Королевский указ от 27 октября 1947 года утвердил изменения статей 4, 6, 7, 8, 18 и 19
Устава Православной Русской Архиепископии в Бельгии. Указ опубликован в бюллетене Moniteur Belge 15 ноября 1947 года.
[27] Cм. S. Kanakis, L’immigration grecque
dans les bassins charbonniers de
[28] Митрополит
Эмилианос был назначен митрополитом Косским. На этом посту он пребывает и по
сей день.
[29] За год до своей
смерти, к пятидесятилетию епископского служения (1909-1959), владыка Александр
был возведен в сан митрополита.
[30] Помимо своего самых известных трудов о прпп. Григорие Паламе и Симеоне Новом Богослове, ставшими
классикой православного богословия, владыка Василий был автором многочисленных
научных и публицистических статей, а также воспоминаний. Cм.: Бобринский Б.,
прот., Памяти архиепископa Василия Брюссельского и Бельгийского // Вестник РХД, Париж, 1986. № 147. С.
206-209; Городецкий М., диак., Высокопреосвященнейший Василий, архиепископ
Брюссельский и Бельгийский // ЖМП
1986, № 4. С. 34-38; Василий (Кривошеин), архиеп., Воспоминания, Нижний Новгород, изд. Братства св. Александра
Невского, 1998; Церковь Владыки Василия
(Кривошеина), изд-во Братства во имя св. Александра Невского, Нижний
Новгород, 2004.
[31] Cм.: http://zarubezhje.narod.ru/mp/p_036.htm
[32] Cм.: В. Ронин, Церковная жизнь в русском
Антверпене, Указ. соч.
[33] Cм.: A l’occasion de la
dédicace de la nouvelle église de
[34] Cм. http://zarubezhje.narod.ru/rs/s_050.htm
[35] Cм.
Peckstadt, A.Y., Découvrir et vivre l'Orthodoxie en
Belgique. Le cheminement de l'Archiprêtre Ignace Peckstadt vers
l'Église orthodoxe, [А.
Пекштадт, Открыть и жить Православием
в Бельгии.
Путь протоиерея
Игнатия Пекштадта
к Православию],
Bruges, изд. Apostel Andreas, 2001.
[36] Cм.: Rapport de la visite de S.S. le patriarche
œcuménique Bartholomée au Benelux [Отчет о визите Его Святейшества Вселенского
Патриарха Варфоломея в Бенелюкс], Gent, изд. Apostel Andreas, 1995.
[37] Cм. Ниже.
[38] В виду отсутствия
официальной статистики, данные сведения являются приблизительными.
[39] Higoumène Athanase (Cabirou), Un aperçu de l’Eglise orthodoxe [Краткое обозрение Православия] Bruxelles, изд. Paroisse orthodoxe de
[40] Cм. L’Eglise orthodoxe en Belgique, Annuaire [Православная Церковь
в Бельгии.
Ежегодник],
Gent, изд. Apostel Andreas.
[41] Митрополия Бельгии,
Экзархат Нидерландов и Люксембурга. Cм. Patriarcat
œcuménique, Sainte Métropole de Belgique, Calendrier 1999 [Вселенский Патриархат. Бельгийская
митрополия. Календарь за 1999 год., на греч. яз.], Брюссель, 1999 и Интернет
страницy: http://www.eglise-orthodoxe.be
[42] Имеются также две
православные часовни в аэропорту Брюсселя.
[43] Королевский Указ от
15 марта 1988 года. Опубликован в бюллетене Moniteur Belge, 31 марта 1988 года
[44] Закон от 10 июля
1998 года, утверждающий Конвенцию от 3 октября 1997 года между Правительством и
Греческой Церковью Люксембурга. Опубликован в Mémorial, Journal officiel du Grand-Duché de Luxembourg, 20 августа 1998 года.
[45] Cм.: http://heilige-amandus.myftp.org
[46] Cм.: http://users.skynet.be/orthodoxie.brugge
[47] Cм.: http://www.orthodoxie.be
[48] Cм.: http://www.archiepiskopia.be
[49] Cм.: http://www.orthodox.be
[50] Cм.: http://www.ruskerk.nl/eparh.html
[51] Cм.: http://www.exarchat.org
[52] Cм.: Бередить совесть этого мира, Беседа с Сергием, архиепископом
западно-европейских русских церквей // Русская мысль, № 4265, Париж, 15 апреля
[53] Cм.: http://www.la-france-orthodoxe.net/ru/tserk/gabriel_mai2003
[54] Cм.: http://www.mitropolia-paris.ro
[55] Cм.: http://www.rilaeu.com
[56] Cм.: http://www.egliseorthodoxeserbe.org/fr
[57] Cм.: http://www.ukraine.be/diasp/diaspora.html
[58] Cм.:
http://www.diakonia.be
[59] Cм.: Антоний
(Ламбрехтс), иером., Контакты между Русской Православной Церковью и монастырем
Амэ-Шеветонь в 1926-2004 // Страницы,
№ 9:3 (2004), С. 349-365.
[60] Cоздано в 1995 году.
[61] Создано в 1998 году.
Cм.: http://www.regue.org
[62] Cм.: http://www.orthodoxeurope.org
[63] Закон от 17 апреля
[64] Cм. G.
Lahou, Libres propos : la reconnaissance du culte orthodoxe en Belgique // Bulletin de