По материалам издания: Полчанинов Р. В. Общество
"Православное Дело" // За свободную
Россию: Сообщения местной организации
НТС на Востоке США. - 2004. - N 23 (43).
ЗА СВОБОДНУЮ РОССИЮ
Но.23 (43) август 2004
==== СООБЩЕНИЯ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НТС НА ВОСТОКЕ США ====
R.Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040-3909, USA
rpolchaninoff@mindspring.comОБЩЕСТВО “ПРАВОСЛАВНОЕ ДЕЛО”
“Пётр Сергеевич Лопухин был участником кружка преподобного Серафима Саровского, созданного в перые годы эмиграции наиболее идейными и церковными представителями русского студентчества в Белграде. (...) В 1925 г. кружок был преобразован в Братство преподобного Серафима Саровского. П.С.Лопухин был одним из наиболее деятельных членов этого братства и долголетним его председателем” (1). Учредителем Православного дела в 1959 г. стал св. Иоанн (Максимович) в бытность свою архиепископом Женевским и Западно-Европейским, (до того Шанхайским, a затем Сан-Францисским), зарегистрировавшим его в Женеве под своим председательством. Целью Православного дела должно было быть распространение православного учения и православных основ жизни и оказание помощи православным учреждениям. Учредителями общества были, кроме св.Иоанна и Петра Лопухина
(?-1962), протоиерей Игорь Троянов, протодьякон Сергей Чертков и кн.В.Д.Голицын. Первый съезд Православного дела состоялся в Версале (Франция) 5 – 6 сентября 1959 г., в котором участвовали представители различных очагов православной деятельности в Швейцарии, Бельгии, Италии и Франции (2). Православное дело начало выпускать “Вестник Православного Дела”, редакция которого пребывала в Обители преп.Иова Почаевского в Мюнхене. Последние номера, мне известные, вышли: Но.1 (13) в июне 1963 и Но.2 (14) тоже в 1963, без указания месяца. Этот последний номер был посвящён, главным образом, 975-летию. Крещения Руси. О жизни и деятельности общества, сколько мне известно, в “Вестнике Православного Дела” не писалось.Глеб Александрович Рар, один из руководителей Союза (НТС), начал в 1961 г. посылку союзных листовок в СССР по адресам, получаемым разными путями. Посылка союзных листовок шла успешн и получила название акции “Стрела”. В 1966 г., а может быть и раньше, он поделился опытом акции “Стрела” с архиепископом Антонием Женевским (1910-1993) и получил благословение на посылку религиозных материалов в СССР.
В связи с этим в 1970-х гг. редакция “Вестника Православного Дела” выпустила два “Сборника Православное Дело”, в каждом по 48 страниц, на тонкой бумаге (77 мм. х 111 мм.) специально для посылки по почте в Советский Союз, в которые вошли отдельные статьи из Вестников. Перехваченные советской цензурой, сборники поступали в “Спецхран”. Интересно, что ни один экземпляр первого номера не был перехвачен, и теперь в московской Российской государственной библиотеке (Воздвиженка 3/5), как сказано в “Сводном каталоге периодических и продолжающихся изданий Русского Зарубежья в библиотеках Москвы 1917-1996”, имеется только Но.2. К выпуску этих двух сборников имели отношение члены НТС Глеб Александрович Рар (р.1922) и Лев Николаевич Филатов (около 1901-1989).
Проживавший в Брюсселе (Бельгия) член Православного дела Кузьма Васильевич Скворцов выпустил в январе 1967 г. специальное “Послание гонимым и преследуемым христианам-братьям нашим в России”, за которым последовали и другие послания. B последних давались для связи два адреса Православного дела – “А.
Ort” В Брюсселе и Женеве или только в Брюсселе. На конвертах писались адреса вымышленных отправителей, но иногда, для проверки проходимости, давались и настоящие адреса.В 1976 г. Михаил Викторович Назаров, отказавшись вернуться в СССР, стал невозвращенцем и начал сотрудничать с НТС и Православным делом. В “Православной Руси” Но.10/2003 г. он писал: “Был делегатом от Германской епархии РПЦЗ на Всезарубежных съездах православной молодёжи (в 1979 г. в Торонто, в 1981 г. в Сан-Франциско), где моей целью было расширить переправку православной литературы в Россию (в те годы это было очень трудно). Для этого я издавал в “Посеве” на тонкой бумаге миниатюрные сборники (их названия: “Жить без Бога нельзя...”, “Россия возвращается к Богу”, “Нам нужна великая Россия” – их направляли в Россию связанные со мною люди из 20 стран”. Связанными с Назаровым людьми были члены НТС и их друзья, участвовавшие в “Акции Стрела”.
О своём опыте посылки “Стрел” и материалов Православного дела писал мне проживающий в Нью-Йорке Владимир Молчанов: “У меня лично был только один случай завязавшейся переписки, связанный либо со “Стрелой” НТС, либо с Православным делом. Пришло письмо из Киева от однофамилицы, которая, де, разыскивает родственников в США. Некоторое время у нас продолжалась переписка. В её письмах затрагивались сугубо бытовые вопросы. Я специально не спрашивал, откуда у неё мой адрес,
а она тоже обходила молчанием этот вопрос. После ряда писем, когда казалось бы уже можно было затрагивать более важные вопросы, она замолчала”.Был и другой случай. Однажды В.Молчанов получил из Вильнюса письмо, вернее не письмо, а конверт, в котором было несколько антиамериканских вырезок. Имя отправителя не было указано, и о том, кто он, можно подумать разное. То ли обращение Православного дела вообще не было перехвачено, но попало в руки то ли воинствующего безбожника, который решил таким образом ответить своему идеологическому врагу, то ли обращение было перехвачено цензурой, и перехвативший решил ответить пропагандой на пропаганду. Оба эти случая, и многие другие, свидетельствуют о том, что и “Стрелы” НТС и письма Православного дела, проскакивали через цензуру и доходили до советских граждан. Значит, посылалось не зря.
В 1976 НТС отпечатал на тонкой бумаге для посылки в СССР Евангелие от Иоанна (10 ½ см.) и Краткий молитвослов с указанием: “Типография “Посев” 1976 год”, а в 1981 г. второй тираж Евангелия от Иоанна (10 см.) и второе издание Краткого молитвослова, но на этот раз с указанием: “Типография братства Преп.Иова Почаевского в Мюнхене”. Необходимость повторных изданий свидетельствует и о большом количестве указанных изданий и об успехе их посылки в СССР.
Увидев “одинаковый подчерк” у НТС и “Православного дела”, какой-то советский карикатурист, объединив “Посев” и Православное дело в одно целое, дополнил свой рисунок стишками: “В духовную обёртку и оправу упрятали идейную отраву. Неймётся подстрекателям – “отцам” найти лазейки к душам и сердцам”.
По НТС-овскому радио “Свободная Россия” велись духовные беседы, которые потом печатались в “Православной Руси”, например, в Но. 2 и 7/1967 г., а позднее передачи богослужений, которые делал о.Александр Киселёв.
Вскоре, после того, как в 1972 г. под давлением СССР левое социал-демократическое правительство Германии запретило деятельность радио НТС - “Свободная Россия”, дочь о.Александра Милица Холодная вела передачи богослужений из разных храмов Зарубежья по “Радио Свободе”. До этого по “Радио Свободе” я вёл с 1968 по 1972 еженедельные передачи “Духовная музыка всех времён и народов”, уделяя русскому православию не менее половины передач, а в 1988 г. по предложению Г.А.Рара, который вел
православные передачи по “Радио Свободе”, я отвечал по радио на советские нападки на готовящееся празднование 1000-летия крещения Руси.На открытом собрании 9 февраля 1979 г. в Париже Г.А.Рар прочитал доклад “Православное дело на родине и за рубежом”, в котором коснулся деятельности Зои Крахмальниковой, филолога, окончившей МГУ, и её самиздатских сборников христианского чтения “Надежда”, которые “Посев” переиздавал во Франкфурте-на-Майне и отправлял всеми доступными путями в Советский Союз. Были выпущены сборник “Надежда” вып. 2/1979 – вып.14/1988 (около 400 с, 16,5 см. в каждом).
Составители сборника, получив первый выпуск “Надежды”, изданный в Германии “Посевом”, обратились к председателю Православного дела Архиепископу Антонию с письмом: “Преосвященнейший Влодыко! У нас в храме был отслужен благодарственный молебен по поводу рождения “Надежды”. Да возблагодарит Вас Господь за Вашу помощь...” Полный текст письма был прочитан докладчиком на собрании.
Г.А.Рар прчитал также и полный текст прошения группы мирян Патриарху Пимену навести порядок в Печерской обители, оказавшейся в руках “религиозных безбожников” (1).
В издающемся “Посевом” “Вольном слове: самиздат – избранное”, в том же 1979 г. вып.33 был посвящен статьям священника Д.Дудко: “Враг внутри” и “В свете преображения” и в вып.35-36 “О современном положении Русской Православной Церкви и перспективах религиозного возрождения России” священника Глеба Якунина. В 1980 г. вып.39 был посвящён христианскому семинару и в том же году “Посев” выпустил альбом “Разрушенные и осквернённые храмы. Москва и Средняя Россия”, а в 1985 г. книгу Пушкарёва С.Г. “Роль Православной Церкви в истории России”. Этот список можно было бы продолжить (3).
В письме Преосвященнейшему Председателю Православного дела Архиепископу Антонию от 28.11.1981 г. Г.А.Рар, кроме других дел, коснулся и необходимости создать центры Православного дела, кроме Бельгии и Германии, ещё и в США.
В Нью-Йорке (США) было создано братство Православное дело, которе возглавил о. Александр Киселёв. В Св.-Серафимовском фонде ежемесячно проводились собрания с докладами на общественно-религиозные темы или чтение советских произведений, в которых затрагивались религиозные темы. Члены братства выступали с докладами и в других приходах. С помощью владыки Лавра, ныне митрополита и первоиерарха РПЗЦ, братство приобрело две тысячи крестиков, которые были переправлены в Советский Союз.
В Австралии в апреле 1977 г. братство Православное дело основал Николай Федорович Павлов (1917-1995), участник “Акции Стрела”. Он распространял не только духовную литературу, печатавшуюся в Брюсселе и в обители преп.Иова Почаевского в Мюнхене, но и изданные НТС-ом во Франкфурте-на-Мейне “Св.Евангелие от Иоанна” и “Краткий молитвослов”, а также и сам издавал листовки и поздравительные карточки для посылки русским людям в СССР. Некролог о нём был напечатан в “Православной Руси” Но.12/ 1995.
Против НТС и Православного дела писалось много и в центральных, и в местных газетах. Позволю себе привести ещё одну выдержку из статьи “Диверсия по почте” в “Комсомольской правде” от 24 мая 1970 г.:
“..позвольте, как говорится, представиться. Я – редактор детского и молодёжного вещания Балхашской студии телевидения. По увлечению – коллекционер. А коллекционеры, как известно, народ общительный (...) Пишут и мне. Из разных республик родной страны. Из Польши и Чехословакии, Болгарии и Венгрии, из ГДР и Австралии. Хорошие письма, добрые. А это из Бельгии – первое письмо из-за рубежа, содержание которого не обрадовало меня, а возмутило. Авторы послания не собираются обмениваться со мной открытками – у них другие интересы, другие цели, другие предложения (...) Цель посылки таких писем (...) сеять среди советских людей неверие в наши силы, в возможность построения коммунистического общества, помешать воспитанию молодого поколения в духе интернационализма, в духе верности идеалам рабочего класса”.
Статья большая и в ней явно, участвовали не только получатель письма, но и советские специалисты по Русской Православной Церкви за границей.
Если НТС всякими способами добывал советские адреса для “Стрелы”, то надо признать, что пальма первенства принадлежит советской стороне. Для газеты “Голос Родины”, издававшейся специально для русских за границей Комитетом за возвращение на родину в Восточном Берлине, добывались адреса всеми дозволенными и недозволенными путями. Так я неожиданно стал получать газету по-украински. Как потом выяснилось, в Мюнхене советские агенты взломали редакцию украинской газеты и украинского филателистического журнала, который я выписывал,
и похитили адреса подписчиков. Они решили, что я “спiввiдчiзник”. Одновременно я получал и “Голос Родины”, так-как мой адрес был замечен на письмах в СССР.Редакция советского журнала на английском языке “
The Soviet Life” добывала адреса из адресных книг и посылала американцам предложения подписаться. Такое предложение получил однажды мой сосед, и подумав, что это может заинтересовать меня, передал письмо мне.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Православное дело на родине и за рубежом. Доклад Г.А.Рара на открытом собрании в Париже 9.2.1979. // Русское возрождение. Нью-Йорк-Париж-Москва, Но.5 1971 (I), С. 176.
Заветы и мысли П.С.Лопухина, основателя "Православного дела". Издание "Православного дела", 1971. Хотя на обложке П.С.Лопухин и был назван "основателем", на с. 16 было сказано: " "Православное дело" было основано в 1959 г. При учреждении его Высокопреосвященнейший архиепископ Иоанн говорил...". Думаю, что П.С.Лопухин, который был долголетним председателем братства преподобного Серафима Саровского, был инициатором учреждения Православного дела в 1959 г. и потому назван "основателем", а св.Иоанн, зарегистрировавший Православное дело в Женеве, назван "учредителем".
Свободное слово “Посева” 1945-1995, Москва 1995.
Р.Полчанинов
Перепечатка разрешается с условием, что будет сделана ссылка на автора, название статьи, на “За Свободную Россию”, номер, число с обязательной присылкой одного экземпляра издания для архива по указанному выше адресу.
(c) R.Polchaninoff 2004