По материалам конференции:
Православный Свято-Тихоновский
богословский институт (ПСТБИ).
Ежегодная богословская конференция 2000 г.
Русское Зарубежье было уникальным
явлением. Оно начало складываться
после революции в октябре 1917 г. еще в
ходе Гражданской войны. Его можно
рассматривать как своего рода «Россию
вне России», со всеми атрибутами жизни
государства, кроме самого государства,
полиции и тюрем. Были первое время даже
русская армия и флот в изгнании, органы
русской эмигрантской разведки и
контрразведки (при Российском
Общевоинском Союзе или РОВСе), русские
эмигрантские промышленные
предприятия, фермы (элемент сельского
хозяйства), банки, акционерные
общества, система образование, наука и
культура, театр, балет, печать,
издательства и литература. Численно
русское зарубежье составляло по разным
данным и в разные периоды от 1 до 1,5 млн.
чел. Поэтому для нормального
функционирования этой «Зарубежной
России» необходимо было создать
систему начального, среднего, среднего
специального и высшего образования, и
такая система в 1920-х годах была создана.
Расскажем о православных основах
начального и среднего светского
образования в эмиграции.
Сохраняя духовную близость с Россией,
русская эмиграция создала особый мир
русского зарубежья, и в нем
первостепенную роль играла русская
школа за границей. Особенное значение
имела задача сохранить национальную
культуру в иностранной среде, а именно
«приучить детей любить все русское,
воспитать подрастающее поколение для
будущей России, закалить волю,
выработать твердый характер ( вот
основная задача эмигрантской школы».
В 1923 г. в Праге было создано
Педагогическое Бюро по делам средней и
низшей русской школы заграницей под
председательством (до 1926 г.)
выдающегося православного философа,
историка философии, теоретика и
практика педагогики, специалиста по
детской психологии, профессора Василия
Васильевича Зеньковского (1881–1962). Он
написал важные труды по проблемам
педагогики с позиций православного
христианина. Среди них можно отметить
такие работы, как «Принцип
индивидуальности в психологии и
педагогике» (1911), «Социальное
воспитание, его задачи и пути» (1918), «О
педагогическом интеллектуализме» (1923),
«Психология детства» (1924), «Педагогика
и психология» (1925), «О психологии
современной молодежи» (1927), «Проблемы
воспитания в свете христианской
антропологии» (1934) и др. Важнейшей темой
педагогики, по мнению Зеньковского,
является начало свободы в человеке. Но
одной свободы недостаточно (
необходимо обеспечить связь свободы и
добра. Согласовать идею личности с
социальной средой возможно, по его
убеждению, только через соборность ( не
только естественную, что означает
возникновение коллективного духовного
начала, но, главным образом, через
благодатную соборность, которой
является Церковь. Сама тема детства
есть развитие начала личности, ее
духовных сил ( разума и свободы,
творчества и саморегуляции. Главнейшим
принципом педагогики Зеньковский
признавал принцип индивидуальности, а
воспитание индивидуальности и есть
подлинная цель педагогического
воздействия. Для педагога нет ничего
более важного, по его мнению, чем
проникнуть в конкретную, неповторимую
личность, душу ребенка, приобщиться к
ней, помочь ей. И есть только один путь
приближения к тайне души человека (
путь любви к нему.
Кроме того, В. В. Зеньковский был
крупным деятелем русского
религиозного возрождения ХХ в. и одним
из основателей Русского студенческого
христианского движения, история
которого в 1920-е гг. была непростой. Так,
Собор русских епископов в изгнании
осудил протестантские организации,
помогавшие Русскому студенческому
движению, и в июне 1926 г. было
обнародовано постановление,
небезосновательно объявившее
американские интерконфессиональные
организации, активно помогавшие
движению, враждебными Православной
Церкви и в основе своей масонскими. Тем
не менее, деятели русского
религиозного возрождения в зарубежье,
не являвшиеся официальными
представителями ни одной из Русских
Православных Церквей, в деле создания и
развития системы образования русского
зарубежья могли сотрудничать как с
протестантскими, так и с католическими
зарубежными и международными
организациями, используя как
финансовую, так и практическую помощь с
их стороны, перенимая опыт и методику
проведения религиозно-воспитательной
работы. Таким образом, имело место
внешнее сотрудничество с
неправославными организациями и
силами, но внутренняя работа системы
образования эмиграции оставалась
православной, что наблюдалось в
подборе педагогического персонала,
обязательном изучении Закона Божьего,
посещении учащимися и педагогами
церкви, служб, соблюдении исповеди,
причащения, всех православных
праздников, чтении православной
литературы, православно
ориентированной внеклассной работе.
Для координации
религиозно-педагогической работы в
масштабах всего русского зарубежья
проводились Религиозно-педагогические
совещания. Первое из них состоялось в
Париже 6–9 сентября 1927 г. по инициативе
и под эгидой Русского Христианского
студенческого движения за рубежом. Его
целью было обсуждение вопросов
религиозной работы Движения среди
детей и подростков, а также
совершенствование форм и методов
внешкольной религиозно-педагогической
работы. Работа этого совещания
проходила на Сергиевском подворье в
Париже (где успешно работал и работает
знаменитый Свято-Сергиевский
Православный Институт ( важнейшее
конфессиональное высшее православное
учебное заведение Зарубежья), в
заседаниях приняло участие около 70
человек из русских колоний во Франции,
Германии, Великобритании, Бельгии,
Чехословакии, Болгарии, Эстонии и
Польше.
Открывая совещание, В. В. Зеньковский
обратился к собравшимся с речью, в
которой подчеркнул, что главнейшей
задачей педагогической мысли русского
зарубежья является «ориентировать всю
педагогику религиозно» и это, по его
мнению, являлось «совершенно новым не
только в жизни, но... и в самой
педагогической мысли». Далее он
показал, что вся мировая педагогика
того времени проникнута пережитками
гуманизма, поэтому она в высшей степени
вне религиозна, а иногда и явно
атеистична. Внерелигиозной, по
существу, была и старая система
русского образования, поскольку Закон
Божий являлся в большинстве случаев
всего только предметом ( наравне с
другими. Его, выражаясь современным
учительским языком «проходили», наряду
с другими предметами.
Поэтому, говорил Зеньковский, душа
ребенка духовно голодала, несмотря на
очень нужные, но явно недостаточные
уроки Закона Божьего. Он подчеркивал,
что «необходимо перестроить всю школу
на церковных началах, видеть в
религиозном воспитании задачу каждого
педагога». Кроме того, в перспективе, по
его мнению, надо видеть необходимость
заново обращать в христианство, в
Православие сотни тысяч русских детей,
живущих в Советской России,
развращенных антирелигиозной
коммунистической пропагандой,
поскольку лучшие умы русского
зарубежья всегда предполагали
возможность возвращения на родину и
обустройства жизни в России в
соответствии с православными
принципами после падения власти
большевиков. С целью разработки
принципов и направлений религиозного
воспитания и образования эмиграции,
объединения усилий ученых и педагогов
при Богословском Институте в Париже с
помощью Американской Ассоциации
христианских молодых людей (ИМКА) был
учрежден специальный
«Религиозно-педагогический кабинет».
Опыт в деле православного воспитания и
образования русских детей в эмиграции
был накоплен и воплощался в жизнь в
различных странах русского рассеяния.
Так, во Франции, где действовала
система «воскресно-четверговых» школ
по внеклассному воспитанию и
образованию русских детей, в
воскресной школе в Париже с детьми
проводились различные беседы. Все дети
и подростки от 3 до 19 лет (числом более 60)
разделялись на 3 группы по возрасту. С
младшими беседовали о житиях святых, о
русской истории и географии; с более
старшими о Православии, о богослужении,
о русской литературе, подчеркивая
религиозные моменты; старшая группа
образовывала «содружество». Для
старших детей этой школы было
характерно желание сделать Закон Божий
содержанием не только уроков, но всей
жизни. Правилом для вступления ребенка
в содружество была ежедневная молитва
о России и об этом содружестве,
регулярное посещение школы и участие в
её работе и начинаниях. В младшей
группе школы учились дети от 4 до 7 лет,
разбитые на два отделения: 4–5 лет и 6–7
лет. Работа проводилась довольно
успешно, поскольку была создана
необходимая обстановка, все занятия
проходили в атмосфере доброты, любви к
детям. Методы работы представляли
собой различные непринужденные игры,
шарады, викторины, в ходе которых
ребята усваивали основные религиозные
понятия о добре и зле. Летом детей
возили на отдых в детскую колонию (типа
детского летнего лагеря) в местечко
Гарган, где вначале они были нервны и
диковаты: ругались, дрались,
царапались, даже кусались. Однако
постепенно дети научились слушаться
воспитателей и педагогов, зажили
дружной, мирной семьей. Надо сказать,
что такое первоначальное поведение
детей было типично для всех стран
русского зарубежья, потому что они
прошли через ужасы гражданской войны в
России, было среди них много сирот,
сказались также тяжелые условия
эвакуации, неразбериха, большие
материальные трудности в период
обустройства на новом месте обитания.
Интересно была построена работа с
детьми в кружке-школе Братства Св.
Троицы в Париже. Характерным было то,
что преподавателями там были не
специалисты, а молодежь. Каждый урок
разрабатывался предварительно по
схематичной форме со старшей группой,
члены которой проводили затем
поочередно уроки в общем собрании
детей, однако под наблюдением и с
помощью руководителей. Уроки
проводились применительно к кругу
церковного богослужения. В основу
клалось празднуемое событие, которое
изучалось на основании
соответствующих Евангельских текстов
и истолковывалось в свете
литургического его понимания (по
Минее). К богословской части урока
присоединялась литературная и
историческая, например, история
Успенского Собора в уроке, посвященном
Успению; Троице-Сергиевой Лавры в день
Св. Троицы. Жития святых изучались на
фоне исторической обстановки
соответствующей эпохи. Для работы с
мальчиками, разбитыми на группы до 15
человек, назначался руководитель из
числа преподавателей и выбирался
старшина из числа самих ребят.
Принимался специальный устав,
религиозной работой руководило
духовное лицо. Для религиозной работы
главным моментом было изучение житий
святых, также значительное место
отводилось работе по развитию
товарищеских связей, работе по
постройке временной церкви (типа
войсковой походной) во время летнего
отдыха в лагере, спортивным
упражнениям и физкультуре. Летом дети
на опыте познакомились с основами
церковной организации, стали в
исключительно близких, доверительных
отношениях со священником.
Детский приют-школа при обители
«Нечаянная Радость» (в Гаргане, во
Франции) включал детей не только белой
эмиграции, но и прибывших позднее из
Советской России, и из некоторых
католических пансионов. Почти у всех
воспитанников первоначально
отмечалось понижение религиозного
чувства. Для построения
воспитательно-образовательного
процесса там было важно рассмотрение
уроков Закона Божия как дополнения к
живой церковной действительности. Дети
дважды в день посещали церковную
службу (могли находиться короткое
время), поэтому они прекрасно знали и
любили богослужение, церковную службу,
любили читать Евангелие, хорошо знали
его. По мнению педагогов, достижения
подобной церковной школы были
большими, они заставляли считать
церковное воспитание в закрытом
учебном заведении подобного типа
счастьем для попавших туда детей.
В других странах русского зарубежья по
разному складывалась
религиозно-педагогическая работа с
детьми. Так, в Болгарии уроки Закона
Божьего в учебных заведениях почти не
удовлетворяли религиозных
потребностей детей. Они зачастую
становились жертвами
господствовавшего тогда
поверхностного, а иногда и враждебного
отношения к религии. В лучшую сторону
выделялась
французско-русско-болгарская школа
В. П. Кузьминой. Там проходили полный
курс болгарской и русской гимназии,
включая обязательный предмет Закон
Божий, курс французских школ системы
«Альянс Франсэз». Школа принимала
детей всех национальностей в возрасте
от 3 до 18 лет. Отличительными чертами
этой школы были любовь к детям, большое
религиозное влияние на их души,
церковное воспитание,
непосредственное участие детей в
церковной жизни (имелась своя церковь).
Кроме того, педагогов и руководителей
этой школы отличали большая
самоотверженность и энергия, буквально
подвижнический труд, который приносил
благодатные плоды. В целом для Болгарии
была характерна очень слабая
религиозная работа с детьми, что было
связано с увлечением
социалистическими идеями и
ориентацией в этом направлении
тогдашнего болгарского общества. Всё
религиозное систематически
вытеснялось из местных школ,
священники не имели права
преподавания, уроки Закона Божьего
хотя и проводились, но не были
систематическими и находились в руках
малоподготовленных людей. Только
русская эмиграция еще как-то
способствовала осуществлению
религиозной работы в деле воспитания и
образования в Болгарии в те годы.
В Чехословакии, в целом очень
благоприятной для проживания русской
эмиграции, религиозное воспитание
детей было не на должном уровне и
испытывало, как и в Болгарии,
значительные трудности. Это было
связано со светской,
либерально-демократической
ориентацией тогдашнего чехословацкого
общества, увлечением и даже
насаждением либеральных идей под
эгидой демократии. В русской гимназии в
Праге религиозное воспитание было
поставлено хуже, в большой русской
гимназии в Моравской Тршебове
несколько лучше. Закон Божий
преподавался здесь в составе прочих
предметов в качестве обязательного
только до 5 класса, дальше он становился
необязательным. Существовал
прекрасный храм, который воспитанники
всегда посещали. Одно, правда
непродолжительное, время там
существовал живой, деятельный
религиозный кружок, который закрылся в
связи с отъездом его руководителя.
Участники Русского студенческого
христианского движения (РСХД) создали в
1926 г. в Праге другой небольшой кружок,
который довольно успешно вел
педагогическую работу с детьми.
В Польше положение русских детей было в
те годы исключительно тяжелым. Русские
школы и гимназии не имели
соответствующих прав, одновременно с
прохождением курса необходимо было
готовиться к государственному
экзамену на аттестат зрелости на
польском языке. Дети из русских школ
были обязаны посещать католические
службы. Русские школы, называвшиеся
«русские школы в ликвидации», были
ориентированы правительственными
распоряжениями на католическую
систему образования и воспитания.
Интерес к религиозным проблемам
существовал среди детей и молодежи
русской эмиграции в Польше, но время
для этой работы практически не
выделялось. Проводилась
православно-религиозная работа среди
студентов ( в Ровно, Луцке, а также во
Львове. В целом для русской эмиграции в
Польше в деле
религиозно-воспитательной работы
среди детей была очень велика
потребность в хороших руководителях,
которых не хватало.
Система русского
религиозно-православного образования
и воспитания в эмиграции действовала
не изолированно от других православных
государств, предоставлявших убежище
русским беженцам. Значительную роль в
объединении усилий по выработке
правильного подхода к религиозному
воспитанию молодежи играли в те годы
международные
религиозно-педагогические
конференции. Одна из них состоялась по
инициативе Педагогической комиссии
при комитете Стокгольмского съезда
практического христианства с 4 по 7
ноября 1930 г. в Салониках (Греция), по
приглашению митрополита Салоникского
Геннадия. В организационный комитет
конференции входили священники и
деятели образования: епископ Ириней
Карловацкий (Югославия), профессора
Аливизатос (Греция), О. Ст. Цанков
(Болгария), В. В. Зеньковский (Россия),
г-жа Илиеску (Румыния). Секретарем
комитета и одним из основных
организаторов был известный в то время
христианский деятель из Швеции доктор
Виссер Туфт.
В своем докладе на этой конференции
известный деятель образования русской
эмиграции, в то время секретарь
Русского студенческого христианского
движения (РСХД) в Прибалтийских
странах, Л. А. Зандер подчеркивал, что
«первым, может быть, единственным
условием в устроении внешкольной
работы с молодежью, в борьбе с улицей
является целостное, увлеченное участие
самой молодежи в этом противостоянии
улице». Надо было, по его мнению, чтобы
это противостояние стало естественным
состоянием участника, и проблема
внешкольного воспитания в
православном духе могла быть решена
только самой же молодежью. Продолжая
далее рассуждения о внешкольной
работе, Л. А. Зандер подчеркнул, что
лучшими или, вернее, единственными ее
формами считаются различные «движения
молодежи», являющиеся именно подобными
организациями самовоспитания. Однако
«только религиозное Движение,
вдохновляющее молодежь «вечным
началом» жизни, ( есть истинное начало
самовоспитания. Такое движение, ищущее
вечных ответов, не сможет
удовлетвориться никакой частной или
преходящей задачей: только мировые
цели ( единение Бога и людей и
преображение мира ( могут зажечь душу
подлинным религиозным огнем».
Во время упомянутого съезда заседали
три комиссии по школьному,
внешкольному и домашнему воспитанию.
Этими комиссиями был выработан ряд
резолюций о необходимости укреплять
религиозную работу среди православной
молодежи, о церковном духе этой работы,
о необходимости тесного
сотрудничества между религиозными
педагогами всего православного мира, о
необходимости издания некоторых
пособий для религиозного преподавания
(например, руководства для родителей,
сборников песнопений и молитв для
детей, апологетических книг),
необходимости создания в каждой
православной стране при Церкви
педагогического центра, на котором
лежала бы задача изучения вопросов
религиозного воспитания для более
углубленной постановки всей
педагогической работы Церкви. Эти
резолюции были приняты съездом и
представлены затем в высшие церковные
управления всех православных стран.
Таким образом, для создания и развития
основ православно ориентированной
системы образования русского
зарубежья был характерен большой
личный энтузиазм педагогов и
преподавателей, их хорошая подготовка
ещё в дореволюционные годы в прежней
России, освоение и творческое
применение опыта и методов
религиозно-воспитательной работы
католиков и протестантов европейских
стран и США, выработка своих новых
методов работы, опиравшихся на труды
выдающихся философов, педагогов,
богословов Русского Зарубежья. Среди
них нужно отметить В. В. Зеньковского,
Г. В. Флоровского, Л. А. Зандера, А. В.
Карташева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина,
Н. О. Лосского и В. Н. Лосского, С. И.
Четверикова и ряд других выдающихся
мыслителей и практиков в деле создания
системы образования Русского
Зарубежья, основные труды которых
издаются и переиздаются теперь в нашей
стране, и мы можем изучать и применять
на практике их замечательные мысли и
разработки.