По материалам издания: Виталий (Максименко), архиеп.
Современное положение Русской
Православной Церкви Америки.
- N.Y., 1947. - 8 с.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Я считаю своим Архипастырским долгом правдиво и ясно написать о соврсменном положежи нашей Православной Русской Церкви в Америке, чтобы потом никто не оправдывался в своем тяжком грехе перед Матерью-Церковью Русской, говоря: "а я этого и не знал, мне никто этого не объяснил". Вот я и пишу ясно и объясняю правдиво.
1. Все мы - дети Русской Православной Церкви и отделяться от Нее, особенно в эти тяжкие для нея дни, не имеем никакого права. Ведь наша Американская Митрополия в постановлениях Московского Собора 1917-18 гг. (а это обязательный для нас закон) числится 65-й между Епархиями Россисской Православной Церкви. (На этом Соборе председательствовал и постановления подписал наш Патриарх Тихон).
2. К великому нашему горю, родная нам Poccийская Православная Церковь ныне порабощена безбожной коммунистической властью, а современные возглавители этой Церкви служат той власти не за страх, а за совесть, как и сами о том похваляются перед всем светом.
3. Однако, некоторые части этой Церкви, и между ними Американская, остались за границами СССР на свободе. Перед ними теперь на выбор - три дороги, куда идти дальше:
1. или добровольно подчиниться порабощенным возглавителям Церкви в СССР (т. е. Патриархии), а через то и самим работать на безбожных коммунистов, как экзарх Вениамин,
2. или пользуясь теперешней безпомощностью Матери-Церкви, оторваться от Нее и самочинно организовать свою "автокефалию" (самовозглавление), как это было уже сделано в Польше, Латвии, Эстонии. Финляндии (только здесь у нас для успокоения это называется "Американской автономией"),
3. или, оставаясь свободными и временно не соединяясь, крепко хранить чистоту веры и содействовать освобождению Матери-Церкви и возвращению Ей Ее законных прав.
4. Промышляющии о Своей Церкви Господь дал нам твердое основание стать именно на этот третий верный и спасительный путь. Святейший Патриарх Тихон со Свящ. Синодом и Высшим Церковньм Советом (т.е. Высшая, законная, неоспоримая Власть Российской Православной Церкви) издал особый Указ от 7-20 ноября 1920 г. за № 362. В этом Указе предписывается, чтобы все такие свободные за границами СССР части объединились и имели свой единый Высший Административный Центр, и так бы временно жили обособленно от Россиской Церкви-Матери, пока не установится в Ней свобода и порядок.
5. По этому то Указу Патриарха Тихона и объединились все свободныя части Русской Православной Церкви за границами СССР под Высшим Руководством Русского Заграничного Собора и Синода. Это объединение завершилось окончательно в 1935 г. К этому времени в Америке существовали особо Митрополия и особо Соборная Епархия (уже подчиненная Заграничному Собору и Синоду, но имеющая свой Американский чартер).
6. В 1935 г. в Югославии под председательством Сербского Патриарха Варнавы собрались представители 4-х Русских Митрополичьих Округов Заграницей (Дальне-Восточного, Ближне-Восточного, Западно-Европейского и Американского), выработали и подписали так называемое "Временное Положение об Управлении Русской Православной Церкви Заграницей". От Американского Округа участвовал в совещаниях и подписал все акты, в том числе "Временное Положение", митр. Феофил.
7. Согласно этим актам и "Положению" и объединилась Американская Митрополия со всей Русской Заграничной Церковью, а здесь в Америке - наша Соборная Епархия с Митрополией, что потом подтверждено в 1937 г. на Всеамериканском Церковном Собор.
8. Такое объединение всей Русской Заграничной Церкви существовало до 1946 г. За это время Американская объединенная Митрополия аккуратно выполняла свои обязанности кь Центру: ежегодно посылала своего делегата-Епископа на Заграничный Собор и в Синод (еп. Макарий, Вениамин, Алексий), представляла туда же на утверждение протоколы своих Американских Соборов, передавала на суд, как последней высшей инстанции, спорныя дела (напр., о хиротонии Сирийского епископа Самуила, суд, во второй, инстанции над apxиeп. Адамом и друг.), представляла к высшим наградам духовенство и епископов (напр., протопресв. И. Недзельницкого, apxиеп. Леонтия, Тихона, Алексия, к посвящению во епископы Иоанна Аляскинского и т. д.).
Благодаря такому правильному каноническому устроению в Американской объединенной Митрополии возможна была мирная, созидательная работа и Митрополия за эти 12 лет, вместо тяжб и судов, много преуспела в своем благоустроении и христианском просвещении.
9. Но вот, по окончаши войны возобновились попытки коммунистов при помощи Московской Патриархии наложить свою руку на свободную, объединенную Американскую Митрополию. В инструкции, данной митроп. местоблюстителем Алексием экзарху Вениамину, прямо указано: Вы им (т. е. американским архиереям). предъявите, что лояльность нашему правительству является главным и неотменным требовангем, и притом не политическим, а чисто церковным.
10. В защиту от такой опасности на трех Apxиeрейских Соборах в Чикаго и Детройте в 1945-46 гг. Американские епископы единодушно выносили постановления против Московских притязаний и за сохранение установившихся отношений с Заграничным Собором и Синодом.
11. Но, уезжая после неудачных переговоров из Америки, Московский делегат apxиeп. Алексий бросил на всякий случай приманку: "Никаких более требований, только разорвите с м. Анастасием". И это Москве помогло. Должно в добавление к этому отметить, что по отъезде московского делегата Митрополия имела переписку с м. Анастасием, предлагая ему уйти на покой, а все заграничные приходы передать в ведение Америки. М. Анастасий ответил, что он по своему Архипастырскому долгу не может этого сделать.
Может быть, и эта переписка повлияла на Кливландскую резолюцию. Во всяком случае этой возможностью взять гегемоню над всей Русской Заграничной Церковью в Америке интересовались, и даже спроектирован был Комитет из 7 членов для управления всеми заграничными приходами. В него должны были войти от Американской Митрополии 5 членов: один епископ, два духовных и два мирянина, а от заграничных приходов тоже два представителя. Совсем по протестантскому образцу.
12. Еще должно упомянуть о попытках Англиканской и Епископальной Церквей и их делегатов и комитетов повлиять на переговоры Митрополии с Москвой и о "записке пяти профессоров", инспирированной, как нам писали еще до ея появления, из тех же сфер. Во всяком случае м. Феофил опубликовал свое предсоборное послание еще в дух предшествовавших Архиерейских Соборов. Но на Кливландском Церковном Собор в Общем Собрании, после его заключительной речи уже в ином направлении, большинство духовенства и мирян, руководствуясь не церковными, а политическими мотивами, провело резолюцпо: порвать административныя связи с Архиерейским Заграничным Синодом и м. Анастасием и войти в лоно Московской Патриархии, признав Патриарха Алексия своим духовным главой.
13. Несмотря на то, что эта резолющя не была, как того требует Уставь Собора, разсмотрена Епископским Совещанием и потому не имела еще силы закона, ее начали немедленно и усиленно проводить в исполнение. Чтобы было понятно каждому, в чем здесь дело, помещаем нижеследующее разъяснение.
Для Кливландского Собора был применен Устав Московского Собора 1917-18 гг. Конечно он и сам по себe был обязателен для Американских Соборов. Но этот Устав еще специально был разсмотрен, и утвержден для Кливландского 7-го Собора Церковного здешним Архиерейским Собором и пропечатан в официальном органе Митрополии "Русско-Американском Церков. Вестнике" № 1-й за 1946 год. По этому Уставу, Епископское Совещание (т.е. присутствующее на Соборе Епископы, как ответственные за Церковь лица) имеют решающий голос по всем постановлениям Coбоpa, кроме финансовых и хозяйственных дел и решения Общого Собрания Собора подлежат утвержденно Совещания Епископов и прюмлють силу лишь но подписании их последними (параграф 35 и 37).
На Общем Собрании Кливландского Собора прот И. Пиштей вставши заявил: наше Собрание, как самая высшая инстация, можеть этот устав, что и было сделано простым большинством голосов. А в Соборную резолюцию уже было внесено, что высшимь законодательным органом Американской Митрополии является эти самые Общие Собранiя Церковных Соборов. Так что авторитет Епископов сведен к нулю. Соборность подменена игрой в голоса, при том с отменой всякого сдерживающего и регулирующого органа. Это пошло уже дальше протестантской церковной структуры, даже дальше гражданской структуры САШ, так как там кроме Дома Представителей есть еще Сенат и вето Президента. А здесь вводится просто диктатура случайного большинства. Это совсем уже не похоже на Православие… Конец разъяснению. Возвратимся к главному изложению.
14. Митроп. Феофил, несмотря на свой долг и на просьбы Соборных Епископов, отказался обсудить с ними этот вопрос. Даже более этого: он после Кливландского Собора совсем не видался с ними, а уведомил письменно, что ЗА НЕПРИЗНАНИЕ РЕЗОЛЮЦИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ КЛИВЛАНДСКОГО СОБОРА ОНИ ИСКЛЮЧЕНЫ ИЗ ЕГО МИТРОПОЛИИ, А ПО ПРИХОДАМ ПЕРЕД САМОЙ ПАСХОЙ ДАЛ РАСПОРЯЖЕHИE НЕ ПОМИНАТЬ ИХ ЗА БОГОСЛУЖЕНИЕМ. ТАК САМОЧИННО И ПРОТИРОЗАКОННО МИТРОПОЛИЯ ПОРВАЛА СВОЕ 12-летнее ОБЪЕДИНЕНИЕ С ЗАГРАНИЧНОЙ РУССКОЙ ЦЕРКОВЬЮ И ВОШЛА В СОЮЗ С ПОРАБОЩЕННОЙ БОЛЬШЕВИКАМИ.
15. Послте этого нам - верным Церкви и Ея законам оставалось одно - ВОССТАНОВИТЬ СВОЮ ЕЩЁ ДО ОБЪДИНЕНИЯ В 1935 г. С МИТРОПОЛИЕЙ ЗАЧAPTИPOBAHHУЮ СОБОРНУЮ ЕПАРХ1Ю, подведомственную Заграничному Собору и Синоду, и самим работать, крепко храня в настоящее лихолетие в полной неповрежденности ВЕРУ ОТЦОВ НАШИХ, КОТОРУЮ И ОНИ ОТ ВРЕМЕН СВ. ВЛАДИМИРА в течении почти 1000 лет через многия лихолетия ХРАНИЛИ И ПЕРЕДАЛИ НАМ ЦЕЛОЙ И НЕПОВРЕЖДЕННОЙ. Указ о сем прислан нам за подписью м. Анастасия. Примем же его к твердому и неуклонному руководству. Это - единственный верный путь ныне для Православной Руси в Америке…