По материалам издания: Попов А.В. Россика
в негосударственных хранилищах США
// Отечественные архивы. - 1996.
- № 2. - С. 22-26.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Российские архивы и музеи в США - почти неисследованная область исторической науки.
Интерес к Россике существовал всегда, но до недавнего времени он, в основном, был направлен на официальные государственные хранилища, хранилища учебных организаций, как правило также финансируемые государством.
Не меньший интерес представляют и комплексы документов, образовавшиеся в результате деятельности наших соотечественников за рубежом, либо сохраненные ими.
К хранилищам этих материалов можно отнести архивы и музеи, созданные российскими эмигрантами; архивы Русской Православной Церкви в США; архивы эмигрантских общественных организаций; архивы, коллекции частных (физических) лиц.
Самый большой русский зарубежный музей и архив расположен в здании культурно-просветительского общества "Родина" в г. Лейквуд (штат Нью-Джерси).
Это общество сразу же после своего создания (1954 г.) превратилось в крупный культурно-просветительный центр русской эмиграции.
Наиболее важным в деятельности "Родины" было спасение ценнейших материалов по русской истории и как следствие - создание музея и архива.
У истоков этой работы стоял Всеволод Павлович Стеллецкий, по чьей инициативе в 1958 г. при обществе был открыт музей.
Среди его экспонатов - коллекции организаций и отдельных лиц: музеев Николаевского кавалерийского училища из Парижа, лейб-гвардии Семеновского, Измайловского и Павловского полков, Русской конницы, Константиновского артиллерийского училища, Морского объединения, коллекция Б. Николаева и др.
В составе музея - подлинные вещи императорской семьи, коллекции орденов и медалей, оружия, русской военной формы, знамена полков армии, ювелирные изделия, собрание русских костюмов, небольшая картинная галерея.
Архив общества "Родина" включает более тысячи единиц хранения.
В нём хранятся письма царской семьи из заточения (1917-1918 гг.), подлинные письма и указы императрицы Анны Иоанновны и Екатерины II, истории полков русской армии, военных училищ и кадетских корпусов, в частности труд В. И. Бастунова "Офицерский состав всех полков и батарей, вышедших на войну 1914 года", списки офицеров, убитых, раненых и награжденных орденом Св. Георгия и Георгиевским оружием, документы русской эскадры в Бизерте (Северная Африка).
В архиве большое число личных фондов, мемуаров.
В результате решения принятого правлением общества, в октябре 1994 г. первая, небольшая часть его документов поступила в Центральный Музей Вооруженных Сил (ЦМВС).
Этому предшествовала большая подготовительная работа.
Несколько раз в Москву выезжал для ознакомления с условиями хранения председатель правления "Родины" О. М. Круминс. Возможно в скором будущем уникальные материалы "Родины" станут доступными для российских исследователей.
Другая наиболее ценная архивная коллекция в США хранится в Музее русской культуры в Сан-Франциско, основанном в первые послевоенные годы Петром Филаретовичем Константиновым. Сначала архивные материалы ограничивались только дореволюционным периодом ( история Российско-американской компании, Русской Аляски), впоследствии хронологические и тематические рамки расширились.
Значительное место в музее занимают рукописи и письма Л. Н. Андреева, К. Д. Бальмонта, А. Н. Ремизова, А. Н. Толстого и др.
Интересны документы, показывающие с новой, необычной стороны события первой и второй мировых войн, рукописный дневник казацкого отряда, сопровождавшего русскую правительственную миссию в Пекин в 1831 г.
Большую роль в процветании музея сыграл его директор Николай Александрович Слободчиков.
Ещё одним крупным архивохранилищем документов по русской истории является Кубанский войсковой музей, расположенный в бывшем буддистском монастыре в г. Ховелл ( штат Нью-Джерси).
Он был образован в 1977 г.
В здании музея, кроме библиотеки и архива, находилась также редакция журнала "Казак".
Музейные экспонаты составляют многочисленные знамена, царские грамоты, старинные булавы и оружие.
В 1920 г. они были вывезены из Екатеринодара в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где долгое время хранились в Государственном музее в Белграде.
Во время второй мировой войны были перевезены в Германию, а после войны - в США.
Архивные материалы музея отражают историю казачества, его участие в гражданской, первой и второй мировых войнах.
Одно из наиболее значительных хранилищ эмигрантских документов - архив русской и восточноевропейской истории и культуры при Колумбийском университете, или как его часто называют Бахметьевский архив, созданный в 1951 г. М. М. Карповичем, Л. Магеровским, Б. И. Николаевским и другими российскими эмигрантами.
По соглашению 1951 г. управление архивом осуществляла российская эмиграция.
Архив собирал и собирает прежде всего документальные, а также печатные материалы по истории России и стран Восточной Европы с древнейших времен до наших дней.
Его фонды их более 1000 росли за счет получения материалов в дар или передачи на временное хранение.
Среди фондообразователей - А. Н. Радищев, А. А. Бестужев, С. Ю. Витте, А. И. Деникин, М. А. Алданов и многие другие.
Документы учреждений и организаций представлены фондами Учредительного собрания, Издательства им. Чехова и др.
В архиве имеется коллекция писем императора Александра II, собрание писем П. Л. Лаврова.
Трудно переоценить значение этого собрания для России. Однако в 1977 г. руководство университета в одностороннем порядке пересмотрело свои обязательства и отстранило от работы куратора и основателя архива Льва Магеровского.
Тем не менее российская эмиграция надеется на восстановление своих прав.
Похожая ситуация и с архивом Русской освободительной армии (РОА), созданным М. В. Шатовым и также хранящимся в Библиотеке Колумбийского университета.
Архив РОА находится в университете на временном хранении и его юридическим владельцем являлся М. В.Шатов, а сейчас все права перешли его вдове. В нём хранится большое количество печатных и рукописных материалов, относящихся к личности генерала А. А. Власова, РОА, жизни и деятельности второй волны русской политической эмиграции.
Среди материалов - рукописи самого М. В. Шатова, А. Г. Алданова, А. П. Артемьева, Ю. А. Корейского и др.
В США имеются большие документальные собрания, хранящиеся в архивах православных церквей различных юрисдикций.
Самое крупное находится в г. Сайссет (штат Нью-Йорк), в архиве Управления Русской Православной Церкви в Америке.
Первая опись церковного архива была сделана в 1896 г. по распоряжению епископа Николая Алеутского и Аляскинского псаломщиком А. Капустиным.
Эта архивная опись "Бумаг с 1777 по 1876 г." теперь хранится в церковном архиве в Сайссете.
После первой мировой войны архив был раздроблен, часть его документов попала в Библиотеку Конгресса в Вашингтоне, где долгое время содержалась в не разобранном виде.
Другая часть материалов, хранившаяся в Св. Николаевском Соборе, попала в архив Миннеапольского университета (1964 г.).
Самая крупная часть(более 1000 архивных коробок), сохранилась в архиве церкви в Сайссете.
В 1982 г. архив в Сайссете, после долгих переговоров, смог добиться возвращения своих материалов из Миннеапольского университета.
Среди возвращенных материалов - 66 ящиков писем, рукописей за 1890-1950-е годы, касающихся правления архиепископов Тихона, Платона, Евдокима, Александра, митрополита Иоанна Кедровского, а также 44 ящика, включающих описи документов Синода, богословские журналы, епархиальные ведомости различных епархий Российской Империи и т.д В архиве много документов не только Русской церкви, но и Греческой, Сирийской, Сербской, Албанской церквей.
Хорошо представлены материалы по истории заселения и освоения русскими людьми Аляски, имеется большое количество личных фондов, в том числе митрополитов Леонтия, Иринея, архиепископа Иоанна Чикагского и др.
Интересен личный фонд Д. В. Константинова, в котором помимо печатных работ - масса материалов, о его работе в Аргентине, переписка с архимадритом Хризостомом, протопресвитером Изразцовым, архиепископом Иоанном Сан-Францисским, Н. Д. Теодорович и др.
В архиве хранятся также коллекции церковных фотографий, магнитофонных записей так, епископ Василий Родзянко передал архиву сотни магнитофонных записей, сделанных им во время работы на "Би-Би-Си" в Англии.
Среди других церковных архивов объемом и ценностью представленных материалов выделяются архивы Синода Русской Православной Церкви за рубежом, Свято-Владимирской семинарии в Крествуде, Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании.
В частности в Свято-Владимирской семинарии хранится часть личного фонда Г. В. Флоровского.
Крупнейшим центром собирания и хранения российского культурного наследия является основанный в 1930 г. Русский монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк ) юрисдикциии Русской Православной Церкви за рубежом.
Среди прочих в нём хранятся коллекции документов Абданк-Косовских, Российского общевойскового союза, Штаба вооруженных сил юга России (10), большое количество личных фондов.
Большую подвижническую работу по собиранию и сохранению материалов ведет хранитель архива С. П. Полонский.
Большой интерес для историков, занимающихся проблемами русской эмиграции, могут представлять документы, образовавшиеся в результате деятельности эмигрантских общественных организаций.
Старейшая из них - Русское общество взаимопомощи в Америке (РОВА).
История русских обществ взаимопомощи в Америке начинается с массовой крестьянской эмиграции конца XIX в. и создания крестьянских братств в США: 1893 год - создание Братства Рождества Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке;
1895 год - Русское Православное Общество; 1905 год - Общество "Наука"; 1908 год - Братство Пресвятой Троицы; 1912 год - Русское Независимое Общество Взаимопомощи; 1918 год - Общество имени А. П. Чехова и др. В 1924 году эти и другие объединения создали на базе Общества им. А. П. Чехова единую организацию - РОВА.11 Главной задачей нового объединения была взаимопомощь, однако общество проводило и культурно-просветительскую работу: издавало журнал "Русский вестник", организовывало лекции, концерты, распространяло книги. На средства РОВА было куплено 1440 акров земли в местечке Кассвиль (штат Нью-Джерси), где была образована Фарма РОВА, быстро превратившаяся в главный культурный центр русской эмиграции в США. В настоящее время РОВА фактически прекратило свою деятельность. Но русский центр в Кассвиле действует до сих пор и его документы могут быть интересны для историков. Эстафету сохранения русской культуры в США принял у РОВА образованный в феврале 1973 г. Конгресс русских американцев (КРА).
В конгрессе активно действует созданный по инициативе Е. А. Александрова комитет по изучению русского исторического наследия в США.
В связи с этим большую возможность для выявления материалов, относящихся к истории русской эмиграции, имеют архивы главного правления, координационного комитета по связи с русскими организациями в Америке, местных отделов КРА.
Целенаправленную работу по собиранию русских архивных материалов ведёт и издаваемый КРА журнал "Русский американец", постоянно размещающий на своих страницах обращения к русским организациям, церквям, местным отделам КРА о присылке таких материалов.
Центром собирания и сохранения русских литературных и художественных ценностей XIX - XX вв. является организованный Д. Боултом Институт современной русской культуры в Остине (штат Техас).
В задачи института входит: создание архива, библиотеки, собирание фото и кино материалов, грампластинок и т.д.; классификация и систематизация материалов, организация выставок, семинаров.
При институте действует созданный И. Левиным отдел архивов и библиографий.
Особое внимание к институту привлекли конференции посвященные К. Малевичу, И. Чашнику, Д. Бурлюку, П. Филонову и др.
Среди других эмигрантских организаций, документы которых заслуживают внимания историков и архивистов : Толстовский фонд в Нью-Йорке, Общество друзей форта Росс, Общество друзей русской культуры, Музей им. Н. К. Рериха, Русский клуб в Нью-Йорке, Общество "Волга", Общество русских юных разведчиков и многие другие.
Наиболее значительная часть эмигрантских материалов в США, трудно поддающаяся выявлению и описанию сконцентрировалась у физических лиц.
Описание, учет, и тем более возвращение таких коллекций зависит только от доброй воли их владельцев.
Работа с такими людьми требует особого такта и осторожности.
Больших успехов в этом направлении добился Центр хранения эмигрантских материалов Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ).
В 1993 г. в ГАРФ из США поступил большой фонд Н. А. Троицкого, содержащий ценные материалы по истории второй эмиграции.
Среди них особый интерес представляют документы Мюнхенского института по изучению истории и культуры СССР, Русской библиотеки в Мюнхене, послевоенных политических организаций эмигрантов.
Среди последних поступлений в ГАРФ выделяются фонды Д. В. Константинова, Ф. М. Легостаева, Б. В. Прянишников.
В фонде Ф. М. Легостаева внимание исследователя привлекут материалы Русского дома в Каракасе, Союза воинов освободительного движения.
Фонд Д. В. Константинова охватывает хронологические рамки 1981-1995 гг.
Очень интересна переписка с директором архива Русской Православной Церкви в Америке С. Г. Трубецким, издателем Зауэром и др.
Одним из крупнейших частных собраний по истории русской эмиграции является архив Эдуарда Штейна.
Много сил и энергии Э. Штейн уделяет спасению и собиранию российских материалов в США.
Ему удалось создать уникальную библиотеку и архив.
В его личном архиве имеются все экземпляры таких изданий, как "Грани", "Посев", "Мосты", "Русская мысль", "Новый американец" и др.
Эмигрантские документы, хранящиеся в архивах общественных организаций, Русской Православной Церкви, коллекциях физических лиц, являются значительной частью эмигрантской Россики в США.
Не всегда такие материалы российского происхождения, но они - часть русской культуры, продолжение её традиций.
В связи с этим крайне важно их профессиональное описание, введение в научный оборот.