По материалам издания: Шевцова Т. И. Русская
архитектура за рубежом: Харбин
далекий и близкий // Санкт-Петербургская
панорама. - 1993. - № 9. - С. 32-34.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
В 90-е годы прошлого века на Дальнем Востоке и в Маньчжурии началось строительство Великого сибирского пути. который должен был связать железнодорожной линией центральные районы России с ее тихоокеанскими портами. Помимо экономических выгод присутствие России в Маньчжурии давало и другие преимущества, позволявшие добиваться решения политических и военных вопросов. стоявших перед страной в тот период. Вдоль Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) было построено более 100 крупных станционных поселков, возникли новые города: Харбин, Дальний, Маньчжурия, Порт-Артур.
Выбор места для административного центра КВЖД города Харбина сделан в 1897 году, когда общее направление магистрали было окончательно установлено. Для него отвели местность, расположенную между рекой Сунгари и ее притоком Ашихэ. Заселение и строительство началось в 1898 году и к моменту утверждения в Петербурге в 1899 году первого генерального плана уже стихийно сформировалась принципиальная схема планировки будущего города.
Старый Харбин состоял в основном из временных глинобитных зданий, построенных по китайскому образцу. Здесь располагалось строительное отделение со всеми службами. Одновременно начались интенсивные работы в прибрежном районе Пристани. Это объяснялось тем, что до введения в эксплуатацию КВЖД река Сунгари служила единственным путем. по которому в Харбин прибывали грузы из России. Здесь сосредоточивалась торговля, возникали складские и промышленные сооружения, строились частные дома предпринимателей. Потребность в помещениях была так велика, что временные арендаторы земельных участков возводили здания на свой страх и риск, не останавливаясь перед перспективой сноса строений по первому требованию администрации [1].
В отличие от Старого Харбина и Пристани новый район застраивался согласно генеральному плану, разработанному петербургскими архитекторами. Центральную часть города предполагалось разместить на возвышенном горизонтальном плато, поднимавшемся параллельно руслу Сунгари в среднем на 2025 м. Планировка представляла собой достаточно четкую, но сложную композиционную структуру: основные магистрали прокладывались в направлении, параллельном течению реки. Перпендикулярные им улицы образовывали четкую систему прямоугольных кварталов, которая, в свою очередь, по диагонали пересекалась широтными и меридианальными магистралями. В Новом Харбине предполагалось сосредоточить главные административные и другие общественные сооружения. В плане были отведены участки под строительство церквей, городской больницы, управления КВЖД. вокзала, банка, крупнейших частных особняков.
В 1900 году были проведены крупные работы по благоустройству в районе Пристани: вдоль берега реки сделана высокая насыпь, по которой проходила железнодорожная линия, и сооружена дамба. Строительство Сунгарийского моста, крупнейшего на линии КВЖД, велось под руководством инженера А. Н. Лентовского и было завершено в 1901 году. Мостовые фермы, исполненные на Варшавском механическом заводе. в разобранном виде доставили морем во Владивосток. а оттуда по реке в Харбин. Открытие железнодорожного сообщения определило активное развитие городских территорий в районе Пристани и вновь возникшего рядом рабочего поселка Мостовой.
Положительной особенностью планировочной структуры Харбина является четкое функциональное зонирование городских территорий. В отдельные зоны выделены промышленный, селитебный и рекреационный районы. Уже на первом генеральном плане 1899 года промышленные сооружения были вынесены за черту города, фабрично-заводскому району отводились западные территории, в то время как перспективное строительство предполагалось вести в юго-восточном направлении.
Начиная с 1901 года работы по осуществлению плана приобрели наибольший размах. Строились прежде всего квартиры для служащих и рабочих КВЖД: ежегодно вводилось около 23 000 кв. м жилья. Специально для этого в Петербурге было разработаю несколько типовых проектов. Согласно им предлагалось возводить одно- и двухэтажные коттеджи с удобной, компактной планировкой, различные по площади, отделке и композиции фасадов.
Дома простых служащих в Харбине были хотя и однообразны. но красивы, солидно и удобно построены. Все кирпичные, под гофрированными железными или черепичными, китайскими, часто даже с драконами, крышами, с деревянными верандами, повсюду с резьбой в китайском же стиле или модерн [2].
Для высших чинов строились большие особняки с усадьбами и службами. Жилье сосредоточивалось в обширных кварталах. в окружении зелени.
Одновременно в городе возводились церкви, административные и учебные здания, больница. гостиницы, вокзал, торговые ряды. Их архитектурный облик представлял собой пеструю. многоликую картину. В ней отразились и новые стилистические направления начала века, и традиционные приемы, сложившиеся в архитектуре России.
Особое значение придавалось строительству в Харбине храмов. Российский посланник на Дальнем Востоке Д. Д. Покотилов писал: Храм будет твердым оплотом православия и соединит для общего блага все разноплеменное население Харбина на пути мирного труда, культуры и прогресса [З].
Одним из первых был сооружен Свято-Николаевский собор. Расположенный в самом центре, на возвышенной площади. в точке пересечения главных магистралей, собор должен был стать общегородской доминантой, эффектно замыкающей перспективу центральных улиц. Строительство началось в 1899 году по проекту петербургского архитектора И. В. Подлевского. Деревянный храм, решенный в характере древнего зодчества русского севера, имел традиционную композицию из двух восьмигранных ярусов с приделами, увенчанными высокими шатрами с луковичными главками. С западной стороны к собору примыкала невысокая трехглавая звонница. В композицию были включены нарядные детали и искусная резьба в русском стиле, для выполнения которых были привлечены местные мастера.
В разных районах города началось строительство при-"ходских церквей. Всего за первое десятилетие в Харбине было построено девять храмов. Разные по размерам и убранству. все они, как правило, выдержаны в русско-византийских формах, в соответствии с требованиями местного духовенства, полагавшего, что отступление от этих правил придает храму вид не вполне православный, что должно быть избегаемо в особенности за границей [4]. В 1907 году в районе Пристани построена Благовещенская церковь, принадлежавшая Духовной миссии в Китае. Возводилась она по одному из образцовых проектов К. А. Тона, исполненных в свое время в подражание древнейшим храмам Византии, Киева и Новгорода.
Одновременно строился Иверский храм, воспроизводивший традиционную пятиглавую композицию с трехъярусной колокольней, украшенной кокошниками и луковичной главой. Однако в трактовке фасадов использовались не только детали, характерные для русской архитектуры XYIXYII веков узкие арочные окна, тонкие колонки, но и элементы, присущие новому, неорусскому. направлению, появившемуся в архитектуре России на рубеже веков: стилизованный декор портала, расписные ленты фризов и живописные панно.
Неорусские мотивы отразились в утрированных пропорциях и своеобразном декоре небольшой Успенской церкви. построенной в 1908 году. Дальнейшее развитие эта тенденция получила в 1920-х годах. Отказавшись от подражания историческим образцам, архитекторы Никольской церкви и церкви Всех скорбящих радости сумели найти новые выразительные пропорции, подчеркнуто лаконичные формы и детали, в полной мере передавшие образ русского храма. Позже новаторские поиски сменились возвратом к подражательности, почти буквальному копированию исторических прототипов. Построенные в 30-е годы Софийская, Благовещенская и Покровская церкви были выполнены в тяжеловесных византийских формах, а Свято-Алексеевская в стиле московских церквей XYII века [5].
В 1902 году началось строительство главного дома Харбина здания управления КВЖД. О значении, которое придавалось этому сооружению. говорит тот факт, что его проект был разработан в 1897 году. то есть до основания города (автор петербургский архитектор Д. А. Крыжановский) [б]. Однако к началу строительства, по требованию заказчика, был разработан и утвержден новый проект, предусматривавший увеличение габаритов здания. Общая площадь его помещений составила теперь 17 000 кв. м. Были представлены два варианта. трактовки фасадов. Один из них в формах итальянского ренессанса. Второй, который и был реализован, в стиле модерн. Гладкая плоскость стены, расчлененная большими прямоугольными окнами, рассматривалась как фон для декоративных деталей ризалитов, украшенных лентой орнамента и металлическими решетками со стилизованным узором. Модерн, в своеобразном французском варианте, стал минирующим направлением в архитектуре общественных зданий Харбина в 1900-е годы. К таким сооружениям можно отнести здание железнодорожного вокзала и Пассажа на Пристани, Московских торговых рядов, гостиницы, технических училищ. Композиция этих зданий асимметрична и основана на свободной компоновке объемов, сгруппированных по функциональному признаку.
Особенно ярко этот принцип отразился в архитектуре харбинских особняков. Будучи совершенно разными по своему облику, все они были схожи изысканной утонченностью в модном тогда стиле модерн [7]. Один из таких особняков дом товарища председателя правления Общества КВЖД был построен в 1903 году. Его композиция при всей своей живописности строга: расположенные уступами лаконичные объемы объединены вокруг центрального с шатровым завершением. В нем размещены главные помещения: холл, гостиная, в верхних этажах библиотека и кабинет. Планировка компактна, она подчинена заботе об удобстве. комфорте, помещения группируются исходя из функциональных требований и соединяются между собой холлом и лестницами. На фасадах практически отсутствует декор. Отношение к архитектуре в стиле модерн было неоднозначным. Неодобрительно относясь к этому увлечению, некоторые архитекторы ставили упрек начальнику технического отделения Общества КВЖД К. К. Иокишу наружный вид центральных построек Харбина, полагая. что от него, человека европейской выучки, покорно следующего заграничным вкусам, и пошло все это декадентство [8].
Заказчики-коммерсанты чаще всего отдавали предпочтение солидному, внушительному облику столичных торговых домов. Такой тип зданий, сложившийся в архитектуре Петербурга и Москвы к концу XIX века, получил широкое распространение и в Харбине. Наиболее крупным из них был торговый дом Чурина. построенный в 1906 году. Здание, расположенное на пересечении улиц. имело симметричный план: два одинаковых корпуса соединялись массивной угловой башней. Стремление архитекторов использовать русские национальные традиции отразилось в облике здания штаба военного округа, построенного в 1902 году: с неоштукатуренной поверхностью стены контрастируют белые детали, напоминающие круглые башенки с узкими окнами-бойницами и зубчатыми венчаниями.
Многообразие форм, насыщенность деталями характерны и для здания городской больницы. Однако в его планировочной системе уже использованы новые для своего времени композиционные приемы. Больница запроектирована не в виде одного здания, а как ряд отдельно стоящих лечебных корпусов, расположенных изолированно друг от друга среди зелени. Здание построено в кирпичном стиле.
Иной подход к трактовке национальной темы в архитектуре зданий Российской почтовой конторы и приюта Русский дом. Их целостная и ясная объемно-пространственная композиция, живописный и выразительный облик созданы на основе обобщенных, лаконичных форм и деталей, ассоциирующихся с русским зодчеством до-монгольского периода.
В 1910-е годы в архитектуре общественных зданий Харбина отразилась неоклассическая тенденция. Одно из них Железнодорожное собрание было построено в 1913 году по проекту К. X. Денисова. воспитанника Петербургской академии художеств. Автор использовал свободную асимметричную планировку. которая отвечала многофункциональному назначению сооружения. В нем были предусмотрены театральный и кинозал. библиотека, помещения для игры в шахматы и бильярд. а также ресторан и бар. Однако облик здания определила не его пространственная структура, а применение в композиции фасадов ордерных элементов: ионических колонн и пилястр, треугольных фронтонов.
Значительный интерес представляет архитектура дома Ягунова, построенного в 1912 году, в которой современная планировка доходного дома сочеталась с монументальными формами, символизирующими надежность и устойчивость. Неоклассичесские тенденции нашли свое дальнейшее развитие, когда в 1930-1940 годы русскими зодчими совместно с китайскими были построены в стиле помпезного традиционализма здания Дворца трудящихся и Дворца дружбы [9].
Стилистическое запаздывание. характерное для архитектуры русской провинции, было в Харбине незначительным, поскольку большинство зданий проектировалось петербургскими мастерами. Благодаря их усилиям, в удивительно короткий срок был задуман, заложен и построен большой современный город, со своеобразным обликом, сохранивший в процессе своего роста и дальнейшего развития первоначальную градостроительную структуру, и сегодня отвечающую урбанистическим требованиям. Дальнейшие исследования. сбор и систематизация дополнительных сведений о русских постройках в Харбине и их создателях позволят восполнить недостающие страницы в истории русской архитектуры.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. КВЖД. Исторический очерк (1896-1905). Т. 1. СПб.. 1914. С. 201.
2. Мелехов Г. В. Маньчжурия далекая и близкая. М.. 1991. С. 109.
3. РГИА ф. 799. оп. 26, ед. хр. 61. С. 146.
4. РГИА. ф. 796. оп. 188. ед. хр. 7665, С. 93.
5. Политехник. 10. 1979. Австралия, Сидней.
6. РГИА. ф. 360, оп. 16. ед. хр. 1335. С. 14-15
7. Мелехов Г. В. Указ. соч.. С. 172.
8. КВЖД. Исторический обзор... Т. 1. Харбин. 1923. С. 142.
9. Архитектура Харбина. Харбин, 1988. С.134-135,145.