Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Храм Христа Спасителя может отсчитывать свою историю c 1952-го года. Именно в этом году Русская Православная Церковь приобрела дом на углу улиц Anza и 12th Avenue. В здании разместилось архиерейское подворье и небольшая домовая церковь. Тут же поселился архиепископ Иоанн (Шаховской). Вскоре был приобретен соседний участок. Решено было построить новую большую церковь. Сбор средств на проектирование и строительство начался в 1963 году.
Поначалу прихожане замышляли построить большой собор. Однако это оказалось очень дорого. Был проведен открытый конкурс среди подрядчиков. Право построить храм выиграла компания "Les Kelly". Её руководители обязались уложиться в 120 тысяч долларов. Приход взял 60-тысячный заем в банке и работы начались. Расчетом различных конструкций, сейсмостойкости здания церкви занимался Константин Константинович Чикин. Впоследствии он принимал участие в реконструкции Свято-Троицкого собора в Сан-Франциско и в строительстве Евгеньевской пустыньки.
Архитектором будущего Храма Христа Спасителя стал Джозеф Эшерик (Joseph Esherick) - в то время декан архитектурного факультета в университете города Беркли. Прихожане хотели построить церковь в Псковско-Новгородском стиле. Для того чтобы воочию увидеть храмы тех мест, Эшерик совершил специальную поездку в Россию. В русских соборах (действующих и закрытых) его особенно поражал неизвестно откуда льющийся цвет. Именно этот эффект архитектор попытался воссоздать в своем проекте. Надо сказать, что духовные связи между Калифорнией и Россией существуют издавна. Второго декабря 1857 года было создано Православное общество Сан-Франциско (Russian Slavonian Benevolent Society). Его председателем стал консул России М. Клинковстрем. Члены Православного общества были инициаторами постройки первой православной церкви (будущего Свято-Троицкого собора) в континентальной части Америки. Храм открылся 2 сентября 1867 года.
Вскоре после продажи Аляски церковные иерархи решили создать центр православия в Калифорнии. В 1872 году по распоряжению епископа Иоанна (Митропольского) в Сан-Франциско из Ново-Архангельска (Ситка) была переведена епархия Алеутских островов и Аляски. С тех пор в этом соборе служили многие известные святители. Так на рубеже 19-20 веков (1898-1905) местную епархию возглавлял будущий российский патриарх Тихон. После второй мировой войны число православных в городе возросло. Многие представители послереволюционной волны эмиграции оказались к этому времени на побережье Тихого океана. Они приезжали сюда из Европы, Китая и Южной Америки. Стали посещать собор и коренные американцы. При церкви в стесненных условиях жили несколько семей священнослужителей, включая архиепископа Иоанна (Шаховского). Появилась необходимость в дополнительных помещениях. Так и возникла идея создания архиерейского подворья.
К 1965 году строительство Храма Христа Спасителя было закончено. Владыка Иоанн и митрополит Иериней (приехавший из Нью-Йорка) освятили храм. Многие из прихожан Свято-Троицкого собора стали регулярно посещать службы в новой церкви. Первым настоятелем стал Ленид Касперский. Он приехал в Сан-Франциско из Канады по приглашению архиепископа Иоанна (Шаховского). Немного спустя в помощь к отцу Леониду из Европы прехал отец Михаил Соколов (прежде служивший в парижской церкви Св.Серафима). Владыко Иоанн был одним из главных инициаторов создания Храма Христа Спасителя. Он родился в царской России в аристократической семье князей Шаховских. После революции он оказался в Париже. Затем принял монашество на Святой земле в Афонском монастыре. Закончил богословский институт во Франции, был священником в Югославии.
С середины тридцатых годов до конца войны он служил в православной церкви в Берлине. Выехав из Германии, Иоанн стал настоятелем в Лос-Анжелесе, а потом был хиротонисан в епископа Бруклинского и стал руководителем Свято-Владимирской семинарии Русской Православной Церкви (неподалеку от Нью-Йорка). В 1950 году его назначили архиепископом Сан-Франциским. Владыко Иоанн много сделал для того, чтобы привезти новых священников из Европы и омолодить стареющий состав духовенства на Западном побережье США. До самого ухода в отставку в конце семидесятых годов и последующего отъезда в Санта-Барбару Владыко Иоанн жил при Храме Христа Спасителя. В течение сорока лет Шаховской вел на "Голосе Америке" религиозные радиопередачи на русском языке. Он написал и издал множество религиозных книг и стихов. За тридцать с лишним лет существования храма сменилось много настоятелей. Среди них были отец Константин Тивецкий (из Москвы), отец Михаил Мещерский из Австралии (с 11 февраля 1980 г.), архимандрит Варнава Санчек (из Польши). Все их имена еще предстоит восстановить позднее. С 1995 года настоятелем в церкви служит отец Василий Калиновский (приехавший из Польши). В 50-60-х годах в Свято-Троицком соборе насчитывалось около 300 прихожан.
После открытия Храма Христа Спасителя около ста прихожан собора стали регулярно посещать новую церковь. Правда, в 1970-м году после получения Православной Церковью Америки (Orthodox Church of America) автокефалии от Московского патриархата, часть прихода решила отделиться и перешла в лоно Зарубежной Российской Православной Церкви. Некоторые из эмигрантов просто не хотели никаким образом ассоциироваться с Советским Союзом. Сегодня Свято-Троицкий собор и Храм Христа Спасителя имеют общий приход. Однако каждая из двух церквей имеет отдельный бюджет. Служба в храме на Анзе ведется на церковнославянском языке, а в соборе - на английском.