По материалам издания: Горячкин Г.В., Гриценко Т.Г.,
Фомин О.И. Русская эмиграция
в Египте и Тунисе (1920-1939). - М.:
Институт стран Азии и Африки, 2000. - 136 с.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Первые проявления исторического опыта российско-арабского взаимодействия относятся еще к дохристианскому периоду истории России.
Контакты с арабами происходили во время арабо-византийских воин, когда наемники-славяне, в том числе русичи, попадали в плен к арабам.
Развивалась торговля, арабские купцы достигали Волги, а товары шли еще далее на север, о чем говорят многочисленные клады серебряных дирхемов и золотых динаров вплоть до Балтийского и Северного морей.
Все эти сведения друг о друге попадали в поле зрения арабских и русских хронистов, географов и летописцев, через которых становились достоянием более широкого круга жителей России и арабского мира.
Эти знания конкретизировались "хожениями" русских паломников.
Российско-арабский диалог стал активнее, когда российское государство вплотную заинтересовалось Востоком со времен Ивана Грозного, Петра I и, особенно, Екатерины II.
Россияне вышли на просторы Черного и Средиземного морей.
Россия поддерживает стремление правителей арабских вилайетов к большей самостоятельности от Порты.
Даже участие арабских воинских контингентов на стороне армии Османской империи серьезно не омрачало развитие русско-арабских исторических связей.
С созданием Русского Общества Пароходства и Торговли в 1856 году и с вводом в эксплуатацию Суэцкого канала в 1869 году российско-арабское взаимодействие приняло разносторонний характер.
Расширяется торгово-экономическое сотрудничество, происходит взаимопроникновение и взаимовлияние литератур и культур.
Первая мировая война и Октябрьская революция привели к замораживанию и разрыву дипломатических отношений и отлаженных традиционных связей между Россией и арабским миром, но появились новые стороны взаимопознания.
Наряду с "красной эмиграцией", использовавшей в революционных целях территорию стран Ближнего Востока и, прежде всего Египта, арабские страны оказались перед мощным наплывом первой волны белой эмиграции в 1920 году.
Египет и Тунис приняли более шести тысяч изгнанников из России каждый.
Оказавшись здесь волею суровых обстоятельств, белоэмигранты были вынуждены искать средства к существованию, встраиваясь в социально-экономическую структуру тунисского и египетского обществ.
Они внесли существенный вклад в социальную и культурную жизнь этих стран, поддерживая и расширяя возможности российско-арабского диалога.
Пребывание белоэмигрантов в Египте и Тунисе можно считать очередным этапом "сквозных" культурных отношений между россиянами и арабами.
Авторы настоящего небольшого исследования приносят глубокую благодарность сотрудникам российских, египетских и тунисских архивов и библиотек, а также всем тем, кто словом и делом помог появлению его в свет.