По материалам издания: Клянско Р.Дж. Русские
православные храмы в
Коннектикуте / Перевод
С. Генебарта // Русский американец:
Обзорный выпуск. - № 21. - 1997.
- С. 175-180.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Коннектикут один самых маленьких штатов и населению и по площади. Он был одним из 13-ти штатов, порвавших с Англией, и известен своей обрабатывающей промышленностью и изобретательским духом. Его металлообрабатывающая промышленность пользуется всемирной известностью., что привлекает квалифицированную рабочую силу, а также, тех кто хочет приобрести здесь производственные навыки и перенести их в свои штаты. Штат известен Колыбель латунной промышленности, Латунная долина и пр. Все это привлекало иммигрантов в поисках лучших условий для жизни. Блестящим доказательством этому является имя Сикорского внесшего большую лепту в прославление штата.
Когда первые русские иммигранты появились в Коннектикуте, то оказалось, что они прибыли из стран, принадлежали к двум разным культурам, но были объединены под единым омофором церкви. Иммиграция русских христиан началась примерно в 1880 году. Они стали селиться в Бриджпорте, Сеймуре и Нью-Хэйвене. Это были выходцы из Великокороссии - областей, включавших Москву, Минск, Санкт-Петербург, Киев, входивших в империю - Романовых, или выходцы из империи Габсбургов - Австро-Венгрии, включавшей в себя Галицию, Лемковину, Карпатские горы и т.д. Культура и обряды так называемых великороссов существенно отличаются от обычаев и обрядов у выходцев из габсбургской империи, называвших себя малороссами. Однако обе эти группы принадлежали к одному вероисповеданию и обладали общими народными чертами. Православные малороссы из Австро-Венгрии молились за царя и казаков, чтобы они освободили их католицизма Габсбургов. Так обстояло дело с иммигрантами до 1915 года. Среди них идея причисления себя к Великой России существовала повсеместно.
Существует много точек зрения в философии, терминологии, в особенности при рассмотрении украинского национализма. Этим вопросом мы здесь заниматься не будем. Однако, следует отметить, что выходцы из империи Габсбургов, иммигрировавшие до 1915 года, были прихожанами православной церкви, связанной с Россией. Они очень гордились называя себя "малороссами" и придерживались создания Русской Галиции. Не похоже, что они играли словами, когда называли себя русскими-русинами Закарпатья, защищаясь от людей настроенных людей проукраински. Споры между этими двумя течениями бывали бурными и сложными. Появление коммунизма и украинского национализма еще более подогревало эти разногласия.
Следует учесть, что в Коннектикуте иммигранты-великороссы составляли меньшинство, но русские православные церкви находились по омофором великорусской иерархии. Называвшие себя русскими в своем большинстве были выходцами малорусского происхождения из габсбургской империи. По церковной принадлежности оказывалось, что их приходы не были православными, а униатскими, восточного обряда. Они осознали, что это им было навязано, взбунтовались и вернулись к матери православной церкви. Многие из этих иммигрантов поставили свою приверженность вере выше национализма, что еще больше усугубило междоусобицу.
Это возвращение в лоно православной церкви часто рвало семейные отношения, восстанавливало мужа против жены, детей против родителей, братьев против сестер, братьев против братьев. Такое положение не приносило счастья. В конце концов многие униатские приходы переменили свои названия с русинских или закарпатских на украинские или византийско-католические, тем самым создав свои собственные, прочно оберегаемые, церковные структуры.
Многие общины штата, как например, в Хартфорде, Ансонии, Меридене, Терривилле, Стэмфорде, Данбери, Уиллимантике, Брджпорте и Нью-Бритэн, окормлялись русской православной церковью и католической церковью восточного обряда. Многие из этих приходов начинали свою деятельность как один организм, но в дальнейшем разделились на приходы с существующими ныне вероисповеданием. Положение выглядит трагично, но следует считаться с действительностью. Разделение существует и поныне, что было вызвано образованием приходов украинской православной церкви. Такие приходы появились также там, где существовали русские приходы - в Бриджпорте, Хартфорде, Нью-Бритэн, Ныо-Хейвене, Уотербериу и Уиллимантике.
Следует также отметить сложность отношений в лоне русской православной церкви. Правда, в этом отношении, в Коннектикуте, как это может показаться, затруднений не было, но на деле это было гораздо сложнее. Первоначально Северо-Американская миссия Русской церкви была единственной господствующей (Православной церковной властью. После революции 1917-го года эта группировка стала управляться юрисдикцией Русской Митрополии в Америке. В Коннектикуте в нее вошли следующие храмы, большинство которых было заложены еще до 1915 года:
Можно сказать с достаточной степенью уверенности. что все эти приходы, за исключением приходов в Хартфорде, Нью-Хэйвене и Стратфорде, стали украинскими церквами.
Так называемая Живая церковь - не долго просуществовавшая ересь в Русской православной церкви. разрешавшая епископам вступать в брак, начала переговоры с намерением захватить приход в Меридене. Но в судебном процессе, ставшим историческим, это намерение потерпело поражение. Храм Св. Платона в Дэнбери сгорел и приход разделился на два - на приход византийского обряда и на приход русской православной церкви Святой Троицы. Американская митрополия также окормляла два недолго просуществовавших прихода: один в Монро (церковь Св. Марка, 1994) и монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Личфилфде (1958).
Приход Святой Троицы в Уллимантике колебалась по отношению к принадлежности к определенной епархии. Это был единственный приход в Коннектикуте, который тяготел к Московской патриархии, но в 1950-х годах он окончательно примкнул к Американской Митрополии.
Около 1930-х годов архиепископ Адам (Филипповский) создал независимую Карпаторусскую юрисдикцию, которая просуществовала 15 лет. Вначале к нему присоединились два следующих прихода: Приход при церкви Святой Троицы в Дэнбери. После того как архиепископ Адам присоединился к Московской патриархии, приход вернулся в Американскую Митрополию. Вторым приходом был при церкви Сретения Господня в городе Сеймур. С 1920-х годов она была Украинской православной церковью, потом стала Карпаторосской православной церковью, но этот приход прекратил существование в 1936 году из-за сопротивления оказанное ей приходом церкви Трех Святителей и Украинской католической церковью в Ансонии. Помещение храма было использовано для Русско-Американского клуба, который назывался вначале Галиоцийско-русским клубом. Церковный клуб был передан церкви Святой Троицы в Дэнбери, а церковное кладбище перешло в 1955 году к приходу церкви Трех Святителей в Ансонии.
Карпаторусская епархия образовалась в конце 1930-х годов при Оресте Чорноке. Эта епархия начала свое существование отколовшись из-за латинизации от Католической церкви византийского обряда.
Храм Святого Иоанна Крестителя на Милл Хилл авеню в Бриджпорте, был построен в 1937 году в виде Кафедрального собора. По юридическим причинам эта церковь вышла из под юрисдикции Чорнока и перешла в Американскую Митрополию. Это продолжалось до начала 70-х годов, когда этот приход вернулся в Карпаторусскую епархию. Часть прихожан оставшаяся верной Чорноку, построила на Broadbridge avenue в Стэмфорде храм Св. Иоанна Крестителя, но трения возникли и тут и приход присоединился к Украинской православной епархии (с патриархом экуменистом). Третья Карпаторосская православная церковь Св. Иоанна Крестителя чорнокской ориентации была построена в 1967 году на Silver Lane в Стратфорде. В настоящее время все три прихода принадлежат Карпаторосской епархии, во главе которой стоит епископ Николай (Смиско).
Церковь Святой Троицы в Дэнбери тоже присоединилась к ним. В этом приходе в конце 50-х годов возникло несогласие и он раскололся. Церковное управление и его приверженцы примкнули к Украинской юрисдикции во главе с патриархом-экуменистом, а прочие образовали недолговечный приход в Монро (храм Св. Марка, 1964). Этот приход в Монро входил в Американскую Митрополию и просуществовал несколько лет. Церковь же Святой Троицы покинула теперь Украинскую православную юрисдикцию и присоединилась к Карпаторусскому епископу Николаю.
После конца Второй мировой войны началась иммиграция русских (великороссов). Вместе с ней в Коннектикуте появился Синод Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), образовавшийся после падения Русской Империи. В ведении Синода находятся епархии во всем мире, сохраняющие дореволюционные установки русского православия.
Первым приходом Русской Православной Церкви Заграницей образовался около 1960 года при церкви Св. Пантелеймона в Хартфорде. Однако нужно скатать, что деятельность Синода началась около 1925 года с русской колонии в местечке Чураевке, в South Britain, в часовне Святого Сергия Радонежского. В часовне постоянных служб нет, она находится в ведении епископа Даниила Ирийского, проживающего в Чураевке последние 30 лет и окормляющего старообрядцев, присоединившихся к РПЦЗ. Епископ Даниил известен как превосходный иконописец и помогал Пимену Софронову расписывать храм Трех Святителей в Ансонии. РПЦЗ принадлежит также Сретенский приход на Wheeler Terrace в Страфорде и приход Святого Николая на Honey Spot Road в том же Стратфорде. Этот приход состоял в юрисдикции Православной Церкви в Америке, но из-за несогласия на перемену церковного стиля в календаре перешел в юрисдикцию РПЦЗ. Около пяти лет к РПЦЗ принадлежал приход церкви Святого Духа в Бриджпорте, перешедший в юрисдикцию Православной церкви Америки. С РПЦЗ объединялся еще в течение четырех лет приход Всех Скорбящих Радости в Милфорде, окормлявший, главным образом, православных выходцев из Азии.
Тогда, когда с получением автокефалии Русская Митрополия изменила название на Православную Церковь в Америке были образованы новые американские приходы, которые уже не были преимущественно этническими по составу своих прихожан. Такие приходы существуют в Бетеле - храм Святых Петра и Павла (основан около 1990), храм Христа Спасителя (1991) в Вудбери, храм Всех Святых Северной Америки в Сэлисбери и Св. Алексия в Клинтоне (1995). Монастырь Божией Матери Живительный Источник в долине Вудсток просуществовал около пяти лет до своего закрытия.
Самыми большими храмами являются церкви Св. Иоанна Крестителя и Святого Духа в Бриджпорте и церковь Трех Святителей в Ансонии. Прекрасными фресками отличаются церкви Св. Иоанна Крестителя в Бриджпорте, Трех Святителей в Ансонии, Девы Марии в Уотербери. Святых Петра и Павла в Стратфорде, Святого Пантелеймона в Хартфорде и Святых Кирилла и Мефодия в Терривилле. К храмам, построенным в классическом русском стиле относятся церкви Девы Марии в Уотербери, Св. Пантелеймона в Хартфорде, Св. Николая в Стратфорде, Трех Святителей в Ансонии, Святого Духа в Бриджпорте и Св. Петра и Павла в Меридене. Во время богослужения церковно-славянским языком пользуются в церквах РПЦЗ и в Карпаторусских храмах. В церквах Православной Церкви в Америке церковно-славянский язык употребляется мало или совсем не употребляется.
Время расцвета перечисленных приходов приходится на 1930-1960-е годы. Приходы сильно росли, типография в South Britain работала полным ходом в Коннектикуте существовал Русско-Американский политический клуб.
Существовали активные братства и сестричества. Была крепкая связь Русским братством, Русским православным обществом взаимопомощи, Союзом Лемко и т.д. Город Сеймур приобрел известность как Малая Россия. В 1903 году в каждом, третьем городе США существовала библиотека имени Качковского. Качковскиой был просветителем галичан. Вместе с о. Джоном Наумовичем и Максимом Сандовичем он считался лидером-русофилом. Кроме того Сеймур мог гордится Американской компанией, которая на кооперативных началах снабжала едой галицийско-русскую общину города.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Роберт Джон Клянско (в английской транскрипциии Klancko, no вине иммиграционных чиновников выписывавших бумаги его деду) занимается историей православных приходов в Новой Англии. Его обзор русских православных храмов в штате Коннектикут является ценным историческим свидетельством, которому грозит забвение. История православных русских приходов в штате Коннектикут повторялась в Пенсильвании, Нью-Джерси. Нью-Йорке и других штатах со значительным населением русско-австро-венгерских иммигрантов конца прошлого и начала двадцатого столетия. Это исследование проливает свет все осложнения во взаимоотношениях между церковными юрисдикциями и возникновением украинского-националистического движения, главный очаг которого был в так называемой православной церкви восточного или византийского обряда.