По материалам издания: Свято-Сергиевское Подворье
в Париже: К 75-летию со дня
основания. - СПб.: Алетея,
1999. - 260 с.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Юбилейное издание подготовлено к 75-летию Свято-Сергиевского Подворья в
Париже, уникального центра православной культуры, основанного в 1924 по
благословению митрополита Евлогия русскими изгнанниками.
Книга знакомит
с историей Подворья, воссоздает картины жизни прихода храма преподобного
Сергия и Православного Богословского Института. Значительная часть
фотоматериалов, рисунков, эскизов, исторических документов и воспоминаний
публикуется впервые.
Рецензия на книгу в "Православном книжном обозрении"
Книга « Свято - Сергиевское Подворье в Париже . К 75-летию со дня основания» увидела свет в конце 1999 года и является совместным изданием известного санкт-петербургского издательства «Алетейя» и Прихода храма преподобного Сергия, расположенного на Сергиевском Подворье . Как пишет в своем предисловии к книге старожил Подворья Н. М. Осоргин, регент более чем с 50-летним стажем и профессор литургики, «настоящий сборник имеет своей целью показать, как возникло Сергиевское подворье и что оно из себя представляет».
В деятельности Сергиевского Подворья и открывшегося на нем Богословского Института, особенно времени его расцвета 20-30-х годов, удивляет не только встреча ярких людей и замечательных ученых, многие из которых были равно блистательны в нескольких областях науки и культуры. Удивляет духоносность и цельность самого места, в котором находится Подворье , его «творческий ландшафт». Купленный на торгах в день преподобного Сергия 19 июля 1924 г. стараниями М. М. Осоргина небольшой участок земли, принадлежавший ранее лютеранской немецкой общине, в необыкновенно короткий срок был превращен в русскую обитель. Лютеранская кирха на горке, выстроенная в готическом стиле, преобразилась стараниями русских умельцев в православный храм с красивым резным крыльцом, царскими вратами 15-го века, вывезенными из России и превратившимися во входные двери, прекрасным иконостасом, безвозмездно расписанным русским художником Димитрием Семеновичем Стеллецким, проживавшим в ту пору в Ницце. Вывезенные из России намоленные иконы соседствуют с написанными уже в эмиграции, в том числе и образом Новгородской Софии Премудрости Божией работы сестры Иоанны Рейтлингер. Готические витражи звучат как окошки русских боярских теремов. Рубленные скамьи, аналои, самодельные подсвечники, подставки под иконы. Свечной заводик, иконная мастерская, фельдшерский пункт и аптека, кухня (двухэтажный дом у входа с настенной иконой преп. Сергия и лампадкой перед ней, превратившийся теперь в епископские покои), волейбольная площадка, где на время Пасхи воздвигают шатер, в котором отец Сергий Булгаков служит вторую полунощницу (храм не может вместить всех желающих). Во всем этом ощущается русская основательность и домовитость. Стоит добавить к этой картине и память о прекрасном хоре, который существовал в двух составах – храмовом, под управлением Михаила Михайловича Осоргина, смененного потом сыном – Николаем Михайловичем, и концертном под управлением И.К. Денисова, в прошлом оперного тенора, певшего на сцене с Шаляпиным. Смутные и туманные образы теургического творчества, о которых вещал Вл. Соловьев, находят в церковной культуре Подворья свое зримое воплощение.
Инициатива издания сборника исходила от приходского совета храма. Люди, приходящие на Подворье , среди которых много выходцев из России, да и русских туристов, спрашивают у свечного столика: «Нет ли у вас какой-либо литературы о храме, подвории, его истории». Вышедшая книга предназначена прежде всего для таких любопытствующих. Составители книги (с российской стороны это А.П. Козырев и А. А. Корольков) ставили своей задачей воссоздать путем подбора исторических и архивных текстов церковно-литургическое лицо подворья, рассказать о служивших там епископах, настоятелях и священниках. Читатель найдет словесные и фотографические портреты митрополита Евлогия (Георгиевского), архиеп. Кассиана (Безобразова), епископа Вениамина (Федченкова), епископа Иоанна (Леончукова), архимандрита Киприана (Керна), священников Сергия Булгакова, Георгия Флоровского, Василия Зеньковского, Иоанна Мейендорфа, Алексия Князева и др.
Таким образом, книга посвящена в большей степени истории Подворья , чем его сегодняшнему дню. В текстах и в конце сборника читатель обнаружит более сотни редких черно-белых и несколько цветных фотографий – на которых цвет русской церковной и философской элиты русского изгнания, впервые публикуемые рисунки и эскизы сестры Иоанны Рейтлингер, Д. С. Стеллецкого, мирискусника, расписавшего иконостас и интерьер храма, в том числе его икона преподобного Сергия, держащего в руках макет храма Сергиевского Подворья , помещенная на суперобложке книги. В книгу вошли две исторические брошюрки посвященные десятилетию (репринтное воспроизведение) и двадцатипятилетию Подворья и Института. Републикуются вышедшие впервые в журнале «Наше наследие» воспоминания М. М. Осоргина (незадолго перед кончиной принявшего священнический сан), первого регента, которому принадлежала инициатива приобретения Подворья и его обустройства. Важное место в книге занимает первая публикация «Трех бесед с Николаем Михайловичем Осоргиным». Это пространное интервью, взятое одним из составителей А. П. Козыревым, дает нам сцены и зарисовки из жизни Подворья , начиная с двадцатых годов до сегодняшнего дня, сделанные остроумным и живым собеседником, пожалуй, единственным из ныне живущих, кто является живой летописью Подворья со дня его основания. Н. М. Осоргин, жизнь которого с рождения протекает в стенах русского храма и Подворья , делится с нами размышлениями о глубине православного богослужения, о церковном предании, красоте церковнославянского языка. Его опыт поистине уникален и бесконечно ценен для любого современного православного мирянина. Находят в книге свое место статьи о хоре (Л. А. Зандер, Н. М. Осоргин) и росписи храма и иконостаса (воспоминания о художнике Д. С. Стеллецком С. К. Маковского и некролог Стеллецкого, написанный М. М. Осоргиным). В ткань исторического повествования вплетается замечательный рассказ Б. К. Зайцева, выдающегося русского прозаика, в прошлом прихожанина храма и друга Подворья . В этом рассказе под именами архимандритов Андроника и Савватия выведены Киприан (Керн) и Иоанн (Леончуков). Исторический пласт книги включает фрагмент из хорошо известной нашему читателю книги митр. Евлогия «Путь моей жизни» и впервые публикуемый очерк Г. Дейша «Из первых десятилетий». Полностью (вместе с фотографиями) воспроизведена публикация 1939 г. из журнала «Illustration» и статьи из газетной периодики времен второй мировой войны, очерк Б. К. Зайцева о Сергиевом Подворье и цикл материалов, посвященных памяти ушедшего в 1991 г. настоятеля храма и декана Института протопресвитера Алексия Князева (выдающегося богослова, автора ряда работ о Пресвятой Богородице, ждущих своего перевода на русский язык, и книги об истории Богословского Института). Составители, имевшие счастье почувствовать на себе, впитать, удивительный подворский дух, попытались через подбор материалов передать это благоговейно-трепетное ощущение русскому читателю.