По материалам издания: Краткая история
Свято-Николаевского прихода
// Пятидесятилетие Свято-Николаевского
кафедрального собора в Вашингтоне. -
Вашингтон, 1980. - 90 с.
Перепечатано с сайтов:
znamenie.orthodoxy.ru
и
"Русская эмиграция"
(Центр по изучению русского зарубежья
Института политического и военного анализа)
До Первой мировой войны и русской революции немногие православные русского или иного славянского происхождения в Вашингтоне были главным образом члены дипломатического корпуса. Их религиозные нужды обслуживались периодическими наездами священников из соседней Балтимора и Нью-Йорка, хотя греческий приход Св. Софии существовал уже с 1904 года. В двадцатых годах количество русских православных в Вашингтоне начинает понемножку увеличиваться. Иммиграция православных славян из Австро-Венгрии и западных окраин России в Соединенные Штаты пополняется русскими эмигрантами, покинувшими свою родину в результате революции. В 1925 году в Вашингтоне возник первый русский православный Александро-Невский приход. Но из-за внутренних конфликтов он вскоре разделился, а затем и совсем прекратил свое существование. Группа членов этой общины во главе с Б. В. Тимченко организовала новую церковь в честь Святителя Николая Чудотворца, теперь ставшую кафедральным собором митрополита всея Америки и Канады. Основателей прихода вдохновляла мысль создать храм в память убиенного Государя и воинов живот свой за Веру и Отечество положивших.
Первым настоятелем церкви был священник Иоанн Дорош, карпато-русского происхождения, окончивший семинарию русской православной миссии в г. Тенафлай, Нью-Джерси. Приход не мог обеспечить ему прожиточный минимум, и он, помимо несения своих пастырских обязанностей, служил в русском отделе Библиотеки Конгресса.
Первые пять лет приход снимал дом по 1814 Риге Плэйс, НВ. На первом этаже была устроена церковь, на втором и третьем помещались священник и жильцы.
В 1934 было создано сестричество, которое, со дня своего основания проводило большую плодотворную работу по благоукрашению и благолепию храма и в деле благотворительности. В том же году при церкви образовалось отделение Федерации Русских Православных Клубов, тоже много способствовавшее деятельности прихода.
В 1935 году приход перешел в другой дом на 1770 Чёрч Стрит, НВ. Трудами прихожан были созданы иконостас, написаны иконы, создана Скорбная Сень, постоянно напоминавшая о недавней русской трагедии еще свежо пребывающей в памяти многих прихожан.
В 1938 году о. Иоанн Дорош по личным обстоятельствам покинул приход и настоятелем стал о. Павел Лютов, только что приехавший из Франции. Богословский факультет Хорвардского ун-та в Вашингтоне пригласил его лектором по ветхому завету. О. Павел, кубанский казак по происхождению, закончил Богословский институт в Париже, в котором затем был лектором, а также специализировался в семитских языках и ветхом завете в Оксфорде. Незадолго до своего отъезда в Америку он был рукоположен митрополитом Евлогием в диаконы. О. Павел принимал активное участие в Русском Студенческом Христианском Движении и ему близки были миссионерские задачи Церкви. Для того чтобы все понимали богослужение и Слово Божие, о. Павел некоторые части богослужения совершал на английском языке и иногда проповедовал по-английски.
Приход в это время был все еще очень маленький, всех членов не более 30. Но с началом Второй мировой войны и ростом правительственных учреждений стало возрастать и русское православное население. Стал увеличиваться приход и развиваться его деятельность. Существующее помещение становилось недостаточным. В 1942 был создан церковно-строительный фонд и приходской совет начал искать место для строительства нового храма.
Вскоре после войны о. Павел Лютов поехал в Европу представителем Митрополии и Толстовского Фонда по делам перемещенных лиц. Его заменял присланный из Нью-Йорка священник Иоанн Скоти. По возвращении через год в Вашингтон о. Павел Лютов, по своему собственному желанию, уже не вернулся к обязанностям настоятеля но продолжал принимать активное участие в жизни прихода и помогать его духовенству. От 1948 до 1951 года настоятелями прихода были игумен Иоанн Морозов, а затем прот. Николай Маковельский. В эти годы значительная часть прихожан вышла из Свято-Николаевского прихода и образовала три новых прихода: Св. Иоанно-Предтеченский в юрисдикции Заграничного Синода, Св. Андреевский в, Украинской юрисдикции и Воскресенский в Карпато-русской. Последние две группы выделились из Николаевского прихода по этническим причинам, а первая по церковно-политическим. С 1936 до 1946 обе русские юрисдикции в Америке, Митрополия и Русская Православная церковь заграницей, были административно объединены, хотя подлинного органического слияния и не произошло. На Кливлендском Всеамериканском церковном соборе 1946 года был поставлен вопрос об отношении к Церкви в Советском Союзе возглавляемой патриархом Алексием I. Большинство членов Митрополии признали ее канонической, хотя полностью понимали ее трудное положение и, поэтому, невозможность подчинения ей. Однако любое признание официальной церкви в Советском Союзе было не приемлемо синодальной группе. Временное соглашение прекратилось. Часть русских людей Митрополии, которым не приемлемо было признание каноничности московского патриарха, ушли тоже в зарубежную церковь.
Оставшиеся же прихожане, числом свыше ста человек, теперь более сплоченные между собой стали напрягать все усилия для выполнения строительного проекта. К этому времени и идея храма-памятника более выкристаллизовалась. Храм стал мыслиться не только как всеамериканский памятник российским воинам, но и как православным американским воинам.
В 1951 году приход возглавил преосвященный Иона /Штальберг/, только что поставленный во епископа Вашингтонского, викария митрополита Леонтия. Он тоже стал главой комитета по сбору средств на построение храма, в который почетными членами вошли все епископы митрополии и ряд известных деятелей как православных, так и инославных.
Весной 1951 года было куплено место для храма на Массачусетс авеню и освящено митрополитом Леонтием. В мае 1955 года нижнее помещение храма было закончено, оборудовано для богослужений и освящено епископом Ионой. Богослужения совершались в этом помещении в течение семи лет. В то время архитектором был Т. А Родзевич, проявивший много любви и жертвенности в начальный период создания храма. Ни епископу Ионе, ни Т. А. Родзевичу не пришлось увидеть храм завершенным. Епископ Иона скончался в 1955 году а архитектор двумя годами позже, не закончив свой архитектурный проект.
После смерти еп. Ионы настоятелем Св. Николаевской церкви стал протоиерей Аркадий Моисеев. За три года до этого о. Аркадий приехал в Америку из Европы и сразу же был назначен в Св. Николаевскую церковь в помощь владыке Ионе. Он окончил богословский факультет Варшавского ун-та, преподавал в семинарии в г. Вильно, священствовал в Польше и, в беженские годы, в Карлебаде. В течение долгого времени о. Аркадий получал очень небольшое вознаграждение от прихода и ему и матушке приходилось работать на стороне и жить далеко от церкви. Но они смиренно и жертвенно переносили все невзгоды и много сделали для сплочения прихода и завершения строительства храма.
В 1961 году возобновилось работа по возведению верхней части храма. Теперь храм строился по проекту архитектора А. А. Абрамова-Нератова в стиле Дмитриевского собора во Владимире Суздальском 12-го века - замечательного образца русского зодчества.
В 1959 полковник Б. Ф. Паш, сын покойного митрополита Феофила и ветеран Первой и Второй мировых воин и гражданской войны в России, стал председателем приходского совета. Он всецело посвятил себя делу завершения строительства храма - памятника. Полную поддержку ему оказывал инженер-строитель А. Смыслов, председатель строительного комитета. Здание храма было закончено в 1962 году и освящено 25-го ноября митрополитом Леонтием. Официальное и торжественное назначение церкви быть Храмом-Памятником состоялось в ближайшее воскресенье к весеннему празднику Святителя Николая, 19-го мая 1963 г. Торжественное богослужение совершили архиепископ Ириней Бостонский и Новой Англии /вскоре ставший митрополитом/, архиепископ Иоанн Сан-францисский и Западно-Американский и епископ Киприан Вашингтонский с сонмом православного духовенства, в присутствии представителей других вероисповеданий, правительства, армии, и многих богомольцев.
Недавно скончавшийся архиепископ Киприан /Борисович/ Филадельфийский и Пенсильванский до этого, после смерти епископа Ионы в 1955 году был назначен вторым епископом Вашингтонским. Но он, возглавляя Св. Тихоновский монастырь и семинарию, лишь изредка посещал Вашингтон. В 1967 году епископ Феодосий /Лазор/, наш теперешний митрополит был хиротонисан во епископа Вашингтонского, но сразу же после этого назначен на Аляскинскую кафедру и стал бывать в Вашингтоне только после своего возведения в митрополиты. Епископ Димитрий /Ройстер/ занимал Вашингтонскую кафедру и исполнял обязанности викария при митрополите Иринее от 1970 до 1973 года и приезжал в Вашингтон регулярно. 12-го января 1980 года архимандрит Василий /Родзянко/, проживавший после Второй мировой войны в Англии, а до этого в Югославии, был хиротонисан в Св. Николаевском соборе во епископа Вашингтонского, викария митрополита Феодосия. Он занимал это положение до 10-ого ноября того же года, когда Священный Синод на шестом Всеамериканском церковном соборе определил ему быть епископом Сан-францисским и Западно-Американским. Его ответственная задача была сделать приготовления к переносу митрополичьей кафедры из Нью-Йорка в Вашингтон. Определением Священного Синода на том же соборе блаженнейший Феодосий, митрополит всея Америки и Канады был наречен архиепископом Вашингтонским.
Свято-Николаевскому собору продолжает благоприятствовать то обстоятельство, что ряд ревностных членов клира несут свое служение или безвозмездно или получают минимальное вознаграждение. При настоятеле о. Аркадии Моисееве первым помощником состоял о. Павел Лютов, скончавшийся в Великую Пятницу 1978 года, а вторым - о. Дмитрий Григорьев. О. Владимир Малаш /Малашкович/, ранее живший в Польше, уже более двадцати лет несет протодиаконское служение. Диакон Владимир Олейник ревностно участвует в богослужениях десять лет. Недавно о. Василий Левчик, диакон и иконописец, воспитанник Владимирской Духовной Академии, был назначен к соборному клиру. С определением Свято-Николаевскому храму быть митрополичьим кафедральным собором о. Аркадий Моисеев был возведен в кафедральные протоиереи, а о. Дмитрий Григорьев в ключари. О. Дмитрий Григорьев учился в Православном Богословском Институте в Риге в Латвии. Он закончил свое богословское образование в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Получил мастерскую степень в Йельском, а докторскую в Пенсильванском ун-тах. С 1959 года с малым перерывом состоит в факультете Джорджтаунского университета, где читает лекции по истории русского языка и литературы. С того же времени принимал активное участие в жизни прихода. Митрополит Ириней рукоположил его в 1968 году в диаконы и в следующем году в священники.
Много содействовал развитию прихода церковный хор. В течение последних двадцати пяти лет хором руководил выдающийся регент Н. В. Бородуля Хор пел во многих церквах и давал концерты, неизменно проходившие с большим успехом. Вся прибыль шла в строительный фонд. Недавно вышла пластинка с церковными песнопениями в исполнении Свято-Николаевского хора.
В 1965 году были введены службы на английском языке раз в месяц. Через несколько лет божественная литургия на английском языке стала совершаться два воскресения в месяц перед литургией на славянском языке. С 1969 литургия на английском языке стала совершаться в помещении Воскресной Школы перед занятиями. С 1971 года божественная литургия на английском языке совершается в храме каждое воскресение перед литургией на славянском языке. В субботу вечером также происходит два богослужения. Вечерня на английском языке предшествует славянскую службу. По праздникам одно богослужение совершается на обоих языках. Необходимо отметить ревностное отношение английского хора к своему миссионерскому служению.
В связи с постепенным ростом количества детей в приходе в начале 1950 года была организована Воскресная Школа. Занятия проводились на верхнем этаже приходского дома на Черч Стрит. Когда приход перешел на свой теперешний адрес школьные занятия проходили в помещении епископальной /англиканской/ школе для мальчиков Св. Албания расположенной неподалеку от нашей церкви. Когда же был приобретен приходской дом рядом с церковью на Массачусетс авеню школа получила свое собственное помещение. С ростом школы в конце пятидесятых годов было создано о-во родителей и учителей для оказания всяческого содействия школе.
В 1971 году приход приобрел освободившийся дом вблизи церкви для настоятеля и его семьи. Другой дом рядом с церковью на Массачусетс авеню был куплен в 1978 году. Так же надо отметить, что в 1977 полк. Б. Ф. Паш пожертвовал в церковь электронную систему колокольного звона в память своей покойной жены. А в 1979 году по дару г-жи Агнесс Лобода в память ее покойного мужа полк. Самуила Р. Лобода перед церковью была сооружена монументальная бетонная доска для расписания богослужений. А еще в 1967 году был приобретен Св. Николаевский кладбищенский участок на Рок Крик кладбище в Вашингтоне. Недавно на этом участке был воздвигнут большой гранитный восьмиконечный крест.
Свидетельствуя о росте Св. Николаевского прихода, в 1972 году, группа его прихожан создала новый приход имени Св. евангелиста Марка в юрисдикции Православной Церкви в Америке в мерилэндском пригороде Вашингтона Бефезде. Также Св. Николаевские приход содействовал созданию общины Св. Троицы в Рестоне в Виржинии.
Центральная часть иконостаса сооруженная по проекту покойного А. А. Нератова была установлена и освящена в январе 1980 года. Иконы для иконостаса были написаны выдающейся художницей Р. И. Нератовой, продолжавшей работу начатую ее покойным мужем. Св. Николаевское сестричество финансировало иконопись. Сооружение самого иконостаса, включая приобретение материала, произвел член прихода и приходского совета Валентин Руссак. В декабре 1979 года киот по проекту А. А. Нератова и икона Св. Андрея Первозванного, написанная его вдовой, были пожертвованы церкви Федерацией Русских Клубов.
Несмотря на многие трудности в своей истории, с Божьей помощью Св. Николаевский приход проделал большой и славный путь. Благодаря преданности, терпению и жертвенности многих его прихожан, он доказал жизнеспособность Православной веры и достиг достаточно устойчивого положения чтобы с надеждой взирать на будущее.