Фонд митрополита Евлогия (Георгиевского) (Р-5919, оп. 1) является одним из наиболее интересных архивных собраний по истории религиозной деятельности русского зарубежья в ГАРФ.
Василий Семенович Георгиевский (будущий митрополит Евлогий) родился 10 апреля 1868 г. в г. Сомове Тульской губернии в семье священника. В 1882 г. он окончил Белевское духовное училище, в 1888 г. - Тульскую духовную семинарию, а в 1892 г. - Московскую духовную
академию (его диссертация была посвящена св. Тихону Задонскому). Принял монашество в 1895 г. Иеромонах (1895). С 1897 по 1902 гг. был ректором Холмской духовной семинарии. В 1903 г. был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. В 1912 г. получил сан архиепископа Холмского и Люблинского. Избирался членом 2-й и 3-й Государственной Думы, от депутатства в 4-й Государственной Думе отказался. С 1914 г. - архиепископ Волынский и Житомирский. В 1920 г. выехал из России. В 1921 г. был назначен управляющим русскими православными приходами в Западной Европе, а в 1922 г. получил сан митрополита. Митрополит Евлогий скончался 8 августа 1946 г. в Париже и был похоронен в крипте храма на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.Документы фонда митрополита Евлогия были переданы им самим в 1940 г. на постоянное хранение в Русский зарубежный исторический архив в Праге (РЗИА). Позднее фонд перешел на хранение в Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).
Всего в фонде митрополита Евлогия отложилось 157 дел.
Опись фонда была составлена в ГАРФ в декабре 1994 г.
Ниже мы постараемся рассказать о некоторых документах из фонда митрополита Евлогия, представляющих значительный интерес для историков и архивистов, занимающихся историей русского зарубежья.
Для историков Русской Православной Церкви в России представляют особый интерес две подборки документов, хранящиеся в архиве митрополита Евлогия под номерами 1 и 13.
Дело 1.
Сборник документальных материалов о разных течениях в Русской Православной Церкви и церковных событиях 1927-1928 гг. Это объемный труд (453 стр.), составленный в 1929 г. и напечатанный на машинке. В сборник включены, в основном, письма связанные с митрополитом Сергием (Страгородским) (его письма и к нему) и с его "декларацией о лояльности", а также перепечатка некоторых публикаций из советской прессы того времени. По-видимому, этот сборник составлялся в Париже по материалам, дошедшим туда из России. Ряд материалов, собранных там, как нам представляется, больше нигде не публиковались. Однако достоверность собранных там документов необходимо подвергать проверке, так как приводятся не сами письма, а их перепечатки.В деле 13 приводятся машинописные копии переписки временно исполняющего обязанности патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с митрополитом Казанским и Свияжским Кириллом (Смирновым). Основная тема переписки - вопрос о признании за митр. Сергием полномочий местоблюстителя патриаршего престола Русской Православной Церкви и об отношении Церкви к советской власти.
Дело 14. Письмо митрополита Евлогия и великой княжны Марии Павловны (1890-1958) Д. С. Стеллецкому от 20 мая 1926 г. с благодарностью за его активное участие в росписи храма преп. Сергия Радонежского на Сергиевском подворье в Париже. Данное письмо свидетельствует о членстве Марии Павловны в “художественном комитете по украшению храма преп. Сергия Радонежского”. Впоследствии Мария Павловна отдалилась от Церкви и стала видным модельером и главой дома мод “Китмир” в Париже.
Дело 21. Письмо известного православного подвижника иеромонаха (впоследствии схиархимандрита) Амвросия (Курганова) (1894-1933) от 12 декабря 1924 г. (в описании данное письмо ошибочно датируется 1926 годом). В данном послании о. Амвросий сообщает, в частности, о своем назначении наместником монастыря Святого Спаса (Воскресения Господня) в г. Ямболь (Болгария), что позволяет уточнить дату его переезда из Сербии в Болгарию.
Несомненную историческую ценность имеет письмо митрополиту Евлогию от преосвященного Георгия (Ярошевского), митрополита Варшавского (дело 44). Письмо написано 7 июля 1922 г., за полгода до трагической смерти митрополита Георгия (как известно 8 февраля 1923 г. митрополит Георгий был застрелен из револьвера бывшим ректором Холмской духовной семинарии архимандритом Смарагдом (Латышенковым)). В своем письме митрополит Георгий жалуется на тяжелое моральное состояние, складывавшееся в его митрополии.
В том же фонде отложилось и письмо архимандрита Смарагда (Латышенко) из
Мокотовской тюрьмы (Варшава) от 13/26 ноября 1926 г. (дело 98).Противник возникших после революции среди польского православного священноначалия автокефалистских устремлений, архимандрит Смарагд вступил в конфликт с Варшавским митрополитом Георгием (Ярошевским), который запретил архимандрита Смарагда в священнослужении. В результате этого архим. Смарагд потерял душевное равновесие и после двухчасового острого разговора с митрополитом Георгием застрелил его из револьвера. Определением церковной власти архимандрит Смарагд был лишен духовного и монашеского звания и, как светское лицо, был предан суду чрезвычайного трибунала. Был приговорен к 12-летнему тюремному заключению, которое отбыл в варшавской Мокотовской тюрьме. Отказавшись от досрочного освобождения, он отбыл наказание и с 1935 г. жил в Чехии.
Письмо, хранящееся в фонде митрополита Евлогия, датируется ноябрем 1926 г. и относится к первым годам пребывания автора в Мокотовской тюрьме. В нем нет никаких намеков на покаяние или на утверждение своей правоты. Убийство митрополита Георгия (Ярошевского) практически не упоминается. Оно написано в необычном для православного священнослужителя стиле, характерном либо для юродствующего, либо для психически нездорового человека. Данный документ ждет своих исследователей – специалистов по медицинской психологии.
Одним из наиболее известных документов фонда является письмо митрополиту Евлогию от Л. Ф. Достоевской, дочери великого русского писателя Ф. М. Достоевского (дело 56). Любовь Федоровна Достоевская, позднее написавшая книгу "Достоевский в изображении его дочери" на французском языке, повествует, в частности, о последних днях жизни своего отца, о том, что в последние минуты своей жизни он говорил ближним о Боге и истово молился.
В архивном фонде митрополита Евлогия в ГАРФ хранится также интересное письмо из Лондона от К. (фон) Замена (дело 62), где немало интересного говорится об известном деятеле русского зарубежья Борисе Александровиче Бахметеве, которого К. Замен хорошо знал. Б. А. Бахметев был послом России в США, основал и был первым руководителем Российского гуманитарного фонда в США (впоследствии "Бахметьевский гуманитарный фонд") и архив российской и восточноевропейской истории и культуры ("Бахметьевский архив"), созданный при Колумбийском университете. Он также оказывал значительную помощь русским эмигрантам в их устройстве в США.
Дело 64.
Письмо секретаря Русского студенческого христианского движения (РСХД) Николая Михайловича Зернова от 24 августа 1927 г. по поводу раскола с Карловацким Синодом. В указанном письме автор, в частности, пишет: “… Слава Богу, что был у нас раскол, иначе положение было бы совсем безвыходным” (л. 1).В деле 65 отложилось письмо видного церковного и общественного деятеля русской эмиграции во Франции Евграф Петрович Ковалевский (1865-1941). Автор, в частности, просит митрополита Евлогия включить его, а также члена приходских советов православных церквей в Париже и в Ницце Вячеслава Яковлевича Чистякова в число делегатов на Церковный Собор в Югославии. По всей вероятности, речь идет о так называемом первом Всезарубежном Соборе РПЦЗ, состоявшемся 8 ноября (ст. ст.) в Сремских Карловцах (Сербия). Это позволяет уточнить дату написания письма – 1921 г
Письмо известного русского психиатра и общественного деятеля Павла Ивановича Ковалевского от 5/19 апреля 1925 г. (дело 66). Из указанного письма мы узнаем некоторые подробности биографии автора. В частности, он пишет, что окончил Екатеринославскую духовную семинарию, что был старшиной Русского национального клуба и членом совета Русского национального союза. Накануне революции он в течение 2-х лет читал курс судебной психологии на юридическом факультете Петроградского университета. После революции был мобилизован в Красную армию главным врачом военного отряда, затем до 1924 г. работал главным врачом психиатрического и нервного отделения Николаевского госпиталя в Петрограде. В 1924 г. чуть не погиб в результате преследований от советских властей, но в декабре 1924 г. получил разрешение на выезд за границу. Около 1925 г. П. И. Ковалевский прибыл в эмиграцию в Бельгию, где проживал в г. Спа.
В своем письме П. И. Ковалевский пишет о том, что он хотел бы преподавать курс психологии в Свято-Сергиевском институте, преподавать там П. И. Ковалевскому, по-видимому, не пришлось.
Эмигрантский период жизни П. И. Ковалевского весьма мало известен, и данное письмо позволяет расширить знания исследователей о пребывании автора в Бельгии.
В деле 69 хранятся письма священника Диодора Колпинского от 1921-1924 гг. Несколько предварительных замечаний об авторе письма - священнике Диодоре Колпинском. Он родился в 1892 г. в Пскове. Окончил Первый Кадетский корпус в Петербурге. В 1911 г. вместе с родственниками по материнской линии перешел в католичество. В Риме окончил курс папского Григорианского университета и получил степень доктора философии. Затем возвратился в Петербург, где принял священство по латинскому обряду. Служил в церкви св. Станислава викарным священником, заканчивая одновременно историко-философский факультет Петербургского университета. В 1917 г., перейдя в греко-католический обряд, занял должность секретаря русского католического экзархата. После революции эмигрировал в Польшу. На некоторое время вернулся в православие и в начале 1920-х гг. был назначен настоятелем единоверческого прихода в г. Воиново (Восточная Пруссия, Германия), а затем православного храма в Вене. Около 1924 г. служил в православном храме в Тегеле (Берлин, Германия). Позднее снова перешел в католичество...
Письма из архива митрополита Евлогия относятся к краткому периоду служения священника Диодора Колпинского в лоне Православной Церкви в юрисдикции митр. Евлогия. Этот период его жизни мало известен исследователям, поскольку католические биографы о. Диодора стараются как можно менее упоминать о нем.
Особый интерес, на наш взгляд, представляет письмо от 3 мая 1924 г. из Берлина, в котором автор свидетельствует о своих встречах и беседах с известным русским мыслителем Л. П. Карсавиным. В указанный период (1924 г.) для о. Диодора Колпинского были характерны интенсивные поиски вероисповедания. Как было сказано ранее, незадолго до этого он перешел из католичества в православие и все это время пытался обосновать для себя истинность этого шага. С другой стороны, о. Диодор Колпинский несколько лет до этого жил в небольшом провинциальном городке Воиново в Восточной Пруссии и очень соскучился по интеллектуальному общению. Все это послужило сближению о. Диодора Колпинского и Л. П. Карсавина. В частности, в указанном письме о. Диодор пишет: "Здесь в Берлине я снова вошел уже в круг духовных и культурных интересов, без кот[орых] мне так трудно и
тяжко жить было. Часто очень видаюсь с проф. Касавиным, надеюсь заняться изданием кое-чего из написанного мною...На эту тему [о своем переходе из католичества в православие. - А. Г.] вчера я беседовал со Львом Платоновичем Карсавиным, который, очевидно, ту же радость [от пребывания в лоне Православной Церкви. - А. Г.] в себе ощущает..." (Письма священника Диодора Колпинского митрополиту Евлогию (Георгиевскому). - ГАРФ. Ф. Р-5919. Фонд митрополита Евлогия (Георгиевского). Оп. 1. Д. 69. Л. 7).
Автор письма бывшего прокурора Варшавской палаты и губернатора Курляндии Сергея Дмитриевича Набокова
(1868-1940) (дело 85) свидетельствует о кончине 30 декабря 1926 г. в Бухаресте его матери Марии Фердинандовны Набоковой (урожд. Корф), которая находилась в переписке с митрополитом Евлогием. С. Д. Набоков также с горечью повествует о деятельности в Греции епископа Гермогена (Максимова) по подчинению местных русских эмигрантов Карловацкому Синоду. Небезынтересно, что С. Д. Набоков приходится родным дядей известному писателю В. В. Набокову.Дело 70. Письмо В. Г. Коренчевского от 14 февраля 1927 г. Автор письма, видный деятель лондонской православной общины Владимир Георгиевич Коренчевский (1880 - после 1961) просит митрополита Евлогия приехать в Лондон с протоиереем Георгием Шавельским или с протоиереем Николаем Бером. Речь шла о назначении священника лондонского прихода. В результате вторым священником, а затем настоятелем прихода в Лондоне был назначен протоиерей Николай Бер (1879-1940), до этого служивший настоятелем православной церкви в г. Тегель (Берлин, Германия).
С данным письмом пекликается и хранящееся в деле 92 письмо от 14 февраля 1923 г. старосты Лондонского храма, бывшего первого секретаря посольства в Лондоне, а затем управляющего посольством, Евгения Васильевича Саблина (1875-1949), который категорически выступает против назначения в Лондон о. Петра Извольского (1863-1928). Е. В. Саблин отмечает, что о. Петра Извольского активно поддержали в Лондоне местные русские монархисты, которые, по утверждению автора, “приняли весьма слабое участие в создании храма св. Филиппа в Лондоне” (л. 2). Автор письма весьма опасался назначения в Лондон настоятелем “священника одной какой-либо политической партии, и тем более монархической” (там же). Опасения Е. В. Саблина, по-видимому, оказались напрасными. Священник (впоследствии протоиерей) Петр Извольский был назначен на служение в Бельгию и к концу 1928 г. скончался от рака, оставив по себе у бельгийских прихожан добрую память.
Второе письмо Е. В. Саблина, с благодарностью архиепископу Кентерберийскому за совершение заупокойных служб по патриарху Тихону, датируется 24 апреля (без указания года). Известно, что патриарх Тихон скончался 7 апреля (н. ст.) 1925 г. Таким образом, второе письмо Е. В. Саблина весьма вероятно должно датироваться 1925, а не 1923 годом, как указано в описи.
В деле 100 хранятся пять писем протоиерея Михаила Стельмашенко, которые согласно описанию фонда датируются приблизительно 1926 годом. Речь идет о следующих документах: 1) письма от 16 ноября из Праги (л. 1); 2) без указания даты из Италии о сборе средств для православной церкви в Сан-Ремо (л. 2); 3) приложение к указанному выше письму обращения к архиепископу Кентерберийскому (л. 3-5); 4) от 20 августа / 2 сентября из Чехословакии; 5) от 10/23 августа из Германии о сборе средств для помощи голодающим в России (л. 8-9). Однако, по данным видного французского исследователя А. Нивьера, прот. Михаил Стельмашенко скончался в 1925 г.
Из биографических сведений о прот. Михаиле Стельмашенко известно, что в 1921 г. он был назначен настоятелем русского православного прихода в Праге, а в 1922 г. переехал на служение в Италию, где, в частности, в 1922 г. основал храм в Сан-Ремо.
Таким образом, представляется более точным датировать указанные письма 1921-1922 гг.
О нелегких проблемах взаимоотношений русских православных эмигрантов и католиков во Франции свидетельствует письмо [Владимира Владимировича (?)} Муравьева-Апостола от 3 апреля 1926 г. (дело 83), председателя Франко-русского благотворительного общества на Ривьере. Автор выражает свое возмущение по поводу брошюры одного из членов православного причта П. Сахарова "Orthodoxie et Catholicisme", в которой последний обвиняет католиков, оказывавших материальную помощь русским эмигрантам, в прозелитизме. К письму приложена вырезка из газеты "Figaro", в которой говорится о прекращении католиками помощи русским эмигрантам и о закрытии местных отделений французской католической организации "L"Union francais d'aide aux Russes".
Ряд дел указанного архива позволяют узнать биографические подробности некоторых духовных лиц, просивших митрополита Евлогия о включении в состав подведомственного ему клира, о благословении на учебу в Свято-Сергиевском институте или с иными прошениями. К числу таких документов относится письмо священника Ильи Голоколосова (дело 47). Автор окончил в дореволюционной России Екатеринославскую духовную семинарию и юридический факультет Казанского университета, после чего работал следователем и товарищем прокурора в Варшавской судебной палате, а также мировым судьей. В 1920 г. он овдовел и в том же году эмигрировал с дочерью в Грецию, где в 1923 г. был рукоположен во священники и служил настоятелем русской православной церкви св. Димитрия Солунского в Салониках (Греция). В 1924 г. о. Илья обратился к митрополиту Евлогию с прошением перевести его на служение во Францию. По всей вероятности, этот перевод не состоялся.
Аналогичный интерес для исследователей представляют также письма протоиерея Николая Аквилонова (дело 17), кубанского епархиального миссионера Михаила Аркадьева (дело 26), священника из Шанхая Сергия Бородина (дело 30), протоиерея Николая Васильева (дело 34), священника Иоанна Вержбицкого из Польши (дело 36), регента из Сербии Василия Гаврилова (дело 41)
.В некоторых письмах, отложившихся в фонде митрополита Евлогия, подробно описываются знаменательные события в религиозной деятельности русского зарубежья (например, письмо Татьяны Короченцовой о праздновании 35-летия священства видного русского священнослужителя в Швейцарии протоиерея Сергия Орлова (дело 71), Ольги Крюковой, незадолго до этого приехавшей в г. Падую (Италия) из Новочеркасска и свидетельствующей о преследовании там православных христиан советскими властями (дело 74), видного деятеля Русского студенческого христианского движения Николая Павловича Хирьякова о результатах проведенной им в 1924 г. христианской конференции русских студентов в Чехии (дело 115) и др.).
В заключение, приведем таблицу отдельных поправок и уточнений, которые были сделаны нами в процессе изучения
архивного фонда митрополита Евлогия (Георгиевского) (Р-5919, оп. 1) (важнейшие отличия отмечены подчеркиванием, комментарии приведены курсивом в квадратных скобках; знаком вопроса отмечены предположительные данные, требующие уточнения):
N дела |
Написано в описании |
Рекомендуется |
Примеч. |
|
7 |
… митрополита Антония [бывшего Киевского] … |
… митрополита Антония (Храповицкого) … |
||
13 |
Переписка временно исполняющего обязанности патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия с митрополитом Казанским и Свияжским Кириллом … о подчинении Русской православной церкви русского западно-европейского духовенства и другое |
Переписка временно исполняющего обязанности патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с митрополитом Казанским и Свияжским Кириллом (Смирновым) о признании за митр. Сергием полномочий местоблюстителя патриаршего престола Русской Православной Церкви и об отношении Церкви к советской власти |
||
19 |
Священника … Алексея … |
Священника … Алексия … |
||
23 |
[Митрополита] Антония из Афона, [бывшего митрополита Киевского] |
Митрополита Антония (Храповицкого), из Сербии |
||
21 |
Иеромонаха монастыря св. Спаса в Ямболе (Болгария) Амвросия [1926] |
Иеромонаха Амвросия (Курганова), наместника монастыря св. Спаса (Воскресения Христова) в Ямболе (Болгария) [12 декабря 1924] |
Год написания установлен по тексту письма: "… с апреля месяца текущего 1924-го года" |
|
24 |
[Архиепископа] Антония из Копенгагена |
Архимандрита Антония (Дашкевича) из Копенгагена |
||
29 |
Священника Николая Беро |
Священника Николая Бера |
||
30 |
Священника-эмигранта Бородина Сергея … [после 1922] |
Священника Сергия Бородина … [1927] |
||
31 |
Булгакова С. из Парижа |
Протоиерея Сергия Булгакова из Парижа |
||
32 |
Заведующего канцелярией Управления воинской повинности Министерства Внутренних Дел Финляндской республики Бургера А. |
Бывшего заведующий канцелярией Управления воинской повинности Министерства Внутренних Дел Бургера Александра |
||
33 |
Иеромонаха из Нижнего Семица (Карпатская Русь) Вакарова М. |
Иеромонаха Матфея (Вакарова), из Нижнего Семица (Карпатская Русь) |
||
34 |
Протоиерея Васильева Николая из Хельсинки |
Протоиерея Николая Васильева из Хельсинки |
||
36 |
Священника Вербицкого Ивана … |
Священника Иоанна Вербицкого … |
||
38 |
… прихожаники прихода церкви св. Николая … |
… прихожаники церкви св. Николая … |
||
40 |
Бывшего члена III Государственной думы Вытовича Александра |
Бывшего члена III Государственной думы Цитовича Александра Леопольдовича |
В деле исправлено "Цытовича" |
|
41 |
Регента Гаврилова В. из Югославии |
Преподавателя музыки Гаврилова Василия, из Югославии |
||
42 |
Племянника митрополита Евлогия Георгиевского Анатолия |
Племянника митрополита Евлогия, Георгиевского Анатолия |
||
43 |
Брата митрополита Евлогия Георгиевского И. |
Брата митрополита Евлогия, Георгиевского И. |
||
44 |
Митрополита Варшавского Георгия |
Митрополита Варшавского Георгия (Ярошевского) |
||
47 |
Настоятеля Дмитриевской православной русской церкви в Салуни, священника Голоколосова |
Настоятеля православной русской церкви св. Димитрия Солунского в г. Салоники священника Ильи Голоколосова |
||
50 |
Гросман Елизаветы Андреевны , из Москвы |
Неизвестного лица [Анастасии М.] , из Москвы |
||
В письме указывается адрес Е. А. Гросман, у которой автор письма проживала. |
||||
51 |
Гук а Рихарда и других деятелей англиканской церкви (письма на английском языке) |
Кук а Ричарда и других религиозных деятелей (письма на английском языке) |
||
Поскольку Р. Кук был, как следует из документов, епископом методистской, а не англиканской церкви, то лучше написать " религиозных деятелей ". |
||||
54 |
Архиепископа Дмитрия из Феодосии |
Архиепископа Димитрия из Феодосии |
||
55 |
Иерея Дмитрия (Франция) |
Иерея Димитрия (Соболева или Троицкого (?)) (Франция) |
||
58 |
Отлученца от русской православной церкви, члена Екатерининского прихода в Зверинце (Польша) Е. |
Члена Екатерининского прихода в г. Зверинце (Польша), отлученного от церкви, Е. |
||
63 |
Представителя Русского Студенческого Христианского Движения … Зернова Николая |
Секретаря Русского Студенческого Христианского Движения … Зернова Николая Михайловича |
||
64 |
Писательницы Каллаш М. |
Писательницы Каллаш Марии Александровны |
||
65 |
… Ковалевского Е. |
… Ковалевского Евграфа Петровича [В отличии от его сына Евграфа Евграфовича Ковалевского] |
||
66 |
Профессора психологии Ковалевского П., из Спа (Бельгия) |
Профессора психологии Ковалевского Павла Ивановича, из Спа (Бельгия) … |
||
67 |
ипоодьякона |
иподиакона |
||
69 |
Священника Колпинского Диодора |
Священника Диодора Колпинского |
||
70 |
Коренчевского В. |
Коренчевского Владимира Георгиевича |
||
75 |
Протоиерея Ктитарского И., из Бельгии |
Протоиерея Иакова Ктитарева, из Бельгии |
||
92 |
Русского посла в Лондоне Саблина Е. В. … |
Бывшего русского посла в Лондоне Саблина Евгения Васильевича … |
||
В деле - 2 письма. Первое справедливо датируется 14 февраля 1923 г, а второе, с благодарностью архиеп. Кентерберийскому за совершение заупокойных служб по патриарху Тихону – 24 апреля (без указания года). Известно, что патриарх Тихон скончался 7 апреля (н. ст.) 1925 г. Таким образом, второе письмо Е. В. Саблина весьма вероятно должно датироваться 1925 годом, а в указателе по этому делу целесообразно поставить года 1923-1925. |
||||
96 |
Архимандрита Сергия с о. Капри (Италия) |
Архимандрита Сергия (Дабича (?)) с о. Капри (Италия) |
||
98 |
[Игумена] Смарагда, из Мокотовской тюрьмы |
Архимандрита Смарагда (Латышенко), из Мокотовской тюрьмы (Варшава) |
||
100 |
Протоиерея Стельмаш[енского] М. … |
Протоиерея Михаила Стельмашенко … |
В деле исправление внесено |
|
В деле имеются 5 документов, которые по описанию фонда датируются приблизительно 1926 годом. Мне это кажется сомнительным. Речь идет о следующих документах: 1) письма от 16 ноября из Праги (л. 1); 2) без указания даты из Италии о сборе средств для православной церкви в Сан-Ремо (л. 2); 3) приложение к указанному выше письму обращения к архиеп. Кнтерберийскому (л. 3-5); 4) от 20 августа / 2 сентября из Чехословакии; 5) от 10/23 августа из Германии о сборе средств для помощи голодающим в России (л. 8-9). Из биографических сведений о прот. Михаиле Стельмашенко известно, что в 1921 г. он был назначен настоятелем русского православного прихода в Праге, а в 1922 г. переехал на служение в Италию, где, в частности, в 1922 г. основал храм в Сан-Ремо. Таким образом, мне представляется более точным датировать указанные письма 1921-1922 гг., причем положить их в ином порядке – письмо 5, затем 4, 1, 2 и 3. |
||||
110 |
Федотова Г. из Ниццы |
Федотова Георгия Петровича (?) из Ниццы |
||
112 |
Архимандрита Феодосия, из г. Белая Церква (Югославия) |
Архимандрита Феодосия (Мельника), из г. Белая Церква (Югославия) |
||
113 |
Протодиакона Феокритова Вл. … |
Протодиакона Владимира Феокритова … |
||
115 |
Председателя конференции русских студентов в Чехии Хирьякова Н. |
Председателя христианской конференции русских студентов в Чехии Хирьякова Николая Павловича |
||
142 |
Богдановича В. В. Ответ архимандриту Антонию … |
Богдановича Вячеслава Васильевича. Ответ архимандриту Антонию (Марценко (?)) … |
||
146 |
… диакону Феокритову |
… диакону Владимиру Феокритову |
||
148 |
Архимандрита Симеона [священнику] о. Сергию |
Архимандрита Симеона (Нарбекова (?)) [священнику] о. Сергию |
||
149 |
… редактора газеты “Возрождение” Н. Б. Струве |
… редактора газеты “Возрождение” Струве Петра Бернгардовича |
Это опечатка |
|
152 |
Протодиакона Феокритова к о. Иоанну |
Протодиакона Владимира Феокритова к о. Иоанну Лелюхину (?) |