А. Из юрисдикции в юрисдикцию…
До 1917 года
В XIX веке русские церкви в Западной Европе зависили от трех разных инстанций: митрополита С.-Петербургского и Новгородского (церковная субординация), от Св. Синода (назначения, надзор) и от Министерства иностранных дел (назначения, надзор, содержание клира).
1907-1911: эти церкви перешли в подчинение епископа Кронштадтского Владимира, викарного епископа митрополита Санкт-Петербургского, с резиденцией в Риме. Назначения членов клира производились по его предложению, после согласования с прочими иерархическими инстанциями. Он совершал посвящения.
В 1911 году прежний порядок вещей был восстановлен.
1917-1940
Март 1922: Евлогию, архиепископу Волынскому, поручается митрополитом Петроградским Вениамином временное управление русских приходов в Западной Европе (в качестве викария митрополита Петроградского). Архиеп. Евлогий обращается в Высшее церковное управление для подтверждения данных ему полномочий (Временное ВЦУ было образовано в 1919 году, с согласия патриарха Тихона, для церковного окормления Юга России, находившегося под властью ген. Деникина).
5 мая 1922: Патриарх Тихон упраздняет ВЦУ, которое тем не менее продолжает свое существование в Сремских Карловцах (Югославия). Он назначает архиеп. Евлогия, возведенного в сан митрополита, главой русских приходов во всей Европе. Но митр. Евлогий от этого назначения отказывается. Он остается членом Высшего церковного управления, в качестве вице-председателя, и соглашается на возглавление русских приходов в одной западной Европе.
1923: Митр. Евлогий обращается в Собор Русской православной церкви заграницей с предложением создания автономной митрополии в Европе в юрисдикции Патриарха Московского, но получает отказ. В том же году, ВЦУ за рубежом, под председательством митр. Антония Киевского, “временно” принимает на себя “обязанности всероссийской церковной власти”.
1925: ВЦУЗР превращается в Архиерейский Синод Русской православной церкви за рубежом. Его председателю, митр. Антонию, предоставляется руководство всей церковной жизнью, как в России, так и за рубежом.Но в ноябре Синод “временно” подчиняется местоблюстителю Патриаршего престола митр. Петру.
1926: Митр. Евлогий порывает с Синодом, который выделил из его управления приходы в Германии.Митр. Евлогий признает власть митр. Сергия, местоблюстителя Патриаршего престола. Но митр. Сергий требует от зарубежного духовенства подписки о “лояльности” по отношению к советской власти. Митр. Евлогий соглашается, но в форме отказа от антисоветской политической деятельности. Подавляющим большинством, его поддерживает Епархиальное собрание. Несколько приходов (в том числе женевский) покидают тогда его юрисдикцию.
Карловацкий Синод отказывается от изъявления лояльности к советской власти и порывает с митр. Сергием.
1927: Синод запрещает в служении митр. Евлогия. Тот обращается к Вселенскому Патриарху, который заверяет его в поддержке и утверждает, что он не признает решения Синода, а также не признает и самого Синода.
Отношения с Москвой портятся: митр. Сергий считает подписку о политической нейтральности недостаточной.
1930: Митр Евлогий участвует в Англии в экуменическом молитвенном собрании в поддержку гонимой русской православной церкви. Митр. Сергий требует от него объяснений. Митр Евлогий не отрекается от своего поступка. Митр. Сергий передает управление епархией архиеп. Владимиру, который отказывается. Епархиальное собрание выражает доверие митр. Евлогию. Тот просит митр. Сергия разрешить ему остаться во главе “временно независимой” зарубежной епархии. Митр. Сергий отказывается, налагает прещение на митр. Евлогия и передает его приходы митр. Литовскому Евлеферию.
1931: Митр. Евлогий просит Патриарха Вселенского Фотия принять его под свой омофор. Фотий соглашается на создание временного Экзархата, с сохранением внутренней автономии и собственного устава, соблюдающего решения Московского Собора (1917-1918 гг.). Епископ Вениамин и несколько членов клира остаются в подчинении митр. Сергию. (Начало Трехсвятительского прихода на рю Петель.)
1935: Отношения между митр. Евлогием и митр. Антонием не были порваны. В 1935 г. митр Евлогий посещает Собор Зарубежной церкви в Сремских Карловцах и подписывает соглашение с Синодом.
1936: Это соглашение, которое значительно сокращает автономию митр. Евлогия, не принимается Епархиальным собранием. Разрыв с Синодальной церковью завершен.
1940-1944
Тяжелые годы, обозначенные нелегкими отношениями с немецкими оккупационными властями. Наши приходы на территории немецкого Рейха передаются Зарубежной церкви. Митрополит Серафим, который возглавляет эту церковь в Париже, стремится добиться от немецких властей ликвидации нашего Экзархата.
Арестуются члены нашего духовенства: архиеп. Александр, о. Василий Зеньковский, о. Сильвестр (будущий епископ). Мать Мария Скобцова и о. Димитрий Клепинин погибают в немецких лагерях. Митр. Евлогий вызывается и допрашивается в Гестапо.
После нападения Германии на СССР, митр. Евлогий некоторое время надеется на возрождение церкви на оккупированных территориях и на скорое освобождение русского народа от коммунистического ига. В сентябре 1941 года он призывает приходы Экзархата к оказанию помощи русским церквам на Восточной территории путем сбора для них икон, утвари, богослужебных книг. (Надежды митр. Евлогия скоро потерпят крах и он их переложит на русскую патриархальную церковь, возрожденную Сталиным.)
1944-1946
1944: 20 ноября 1944 года митр. Евлогий (тайно) посещает Советское посольство в Париже. Посол Богомолов предлагает прислать ему приглашение на Собор РПЦ, который должен выбрать Патриарха Московского (январь-февраль 1945 г.)
1945: Приглашение приходит после окончания Собора. Патриарх Алексий письменно обращается к митр. Евлогию с призывом вернуться в лоно РПЦ, не требуя от него покаяния.
В августе 1945 года митр. Николай Крутицкий принимает митр. Евлогия в РПЦ. После чего он сослужит с митр. Евлогием и сонмом нашего духовенства в Александро-Невском соборе на рю Дарю.
Митр. Николай затем обращается к Епархиальному собранию и в розовых тонах описывает жизнь церкви в СССР. Большинство членов собрания разделяет сомнения, выраженные о. Василием Зеньковским и проф. Карташевом. Собрание требует гарантий автономии Экзархата и считает, что переход в Московскую патриархию невозможен без отпуска Вселенского Патриарха. Митр. Николай обещает сохранение автономии и заверяет собрание, что Вселенский Патриарх уже дал согласие на отпуск.
До получения отпуска из Константинополя, митр. Евлогий временно считает себя экзархом обоих патриархов. В его церквах продолжают поминать Патриарха Вселенского.
1946: 8 августа - кончина митр. Евлогия. 14 августа, архиеп. Владимиру сообщается из Москвы, что экзархом назначен митр. Серафим (перешедший из Зарубежной церкви в РПЦ в 1945 году).
Архиеп. Владимир (Тихоницкий), при поддержки Епархиального собрания, отказывается от выхода из юрисдикции Вселенского Патриарха без его отпуска. Он избирается предстоятелем нашей церкви.
1946-1993
1946: До своей смерти, в 1959 году, митр. Владимир остается экзархом русских православных церквей в западной Европе
В послевоенные годы, он вступает в переговоры с предстоятелем Зарубежной церкви митр. Анастасием, в надежде на сближение обеих церквей. Сближение не удается.
1960: Выборы архиепископа Георгия (Тарасова), нашего последнего предстоятеля, родившегося и воспитанного в России (1960-1981).
Мысль о желательности создания на основе нашего Экзархата поместной православной церкви набирает силу, особенно среди нашей молодежи (но ее сторонники в те годы составляют лишь небольшое меньшинство наших прихожан).
1966: 26 декабря 1965 г., митр. Георгий получает письмо от Вселенского Патриарха. Патр. Афинагор сообщает, что “он поручает архиепископа Георгия, его клир и его паству попечительству и отеческой любви Патриарха Московского”. Он “нисколько не сомневается в том, что архиепископ Георгий своевременно наладит отношения с патриархом Алексием, дабы привести в надлежащий порядок свои дела”.
В феврале 1966 года Епархиальное собрание решает временно создать независимую епархию. Не утеряна надежда вернуться в юрисдикцию Вселенского престола, с которым не порывается евхаристическое общение.
1971: Мы возвращаемся под юрисдикцию Вселенского престола, но в качестве простой Архиепископии русских православных церквей в Западной Европе. Она находится в иерархическом подчинении Константинополю “через посредство [греческого] митрополита во Франции”. Греческому митрополиту поручается председательствовать на чрезвычайных Епархиальных собраниях Архиепископии.
Все более раздается голосов в поддержку мысли о создании поместной православной церкви в западной Европе.
1974: Откликаясь на письмо Александра Солженицына, в котором писатель призывал к примирению и восстановлению единства между тремя ветвями русской православной церкви, Собор РПЦЗ обращается к Архиепископии и предлагает начать переговоры “в любое время, в любом месте, на любом уровне”. Архиепископия отказывается от переговоров. Ее руководство считает, что невозможен какой-либо диалог с церковью, находящейся вне общения с вселенским православием. Это общение, по мнению Архиепископии, должно иметь место под омофором Вселенского престола.
1981: Кончина архиеп. Георгия (Тарасова) и выборы архиеп. Георгия (Вагнера).
1988: Празднование Архиепископией, в сотрудничестве с Зарубежной церковью, тысячелетия Крещения Руси. Торжества в Париже и в других городах западной Европы. Начало контактов с РПЦ.
Архиеп. Георгий заявляет (в обращении к клиру от 29 мая 1992 г.): “Мы убеждены, что верность нашим историческим источникам и реальность нашего местного укоренения не должны исключать одна другую.”
1993: Кончина архиеп. Георгия (Вагнера) и выборы архиеп. Сергия (Коновалова).
Итак, с 1922 по 1993 год, мы 11 раз изменяли свое юрисдикционное положение. Мы подчинялись Московскому Патриархату, Синоду РПЦЗ, Вселенскому Патриархату (в качестве экзархата и в качестве архиепископии), и даже - никому не подчинялись, с 1966 по 1971 год.
До кончины митр. Владимира, мы посильно стремились найти пути примирения и сближения с Зарубежной церковью. Затем, продолжая считать, что примирение с РПЦ не желательно из-за зависимости русской церкви от власти безбожников и гонителей, мы ориентировались исключительно на Вселенский престол.
Начиная с 1988 года, года тысячелетия Крещения Руси (знак Господен?), отношения между РПЦ и советской, а затем российской властью начали постепенно улучшаться. Нынче они стали вполне дружественными и доверчивыми. Уважительные причины, из-за которых мы в прошлом избегали общения с Московским Патриархом, отпали.
Начиная с 1960-х годов, наши отношения с Вселенским престолом проходили через самые различные стадии. У нас нет никакой уверенности в их характере и содержании в будущем.
Б. Несколько наших специфических черт
С 1920-х годов, большинство прихожан наших церквей составляли русские из образованного высшего и среднего слоя. Многие из них выбрали стан Белых в гражданскую войну, ибо не могли согласиться на господство коммунистов, уничтожающих духовные, культурные и социальные ценности России. Они - родоначальники нашего церковного народа. Мы - их потомки, и это нас обязывает долгу памяти и свидетельства.
Процесс укоренения русской диаспоры в западно-европейских странах был активен с самого начала ее образования, в первых годах минувшего столетия, и продолжался на том же уровне до начала 1950-х годов. В период с 1906 по 1917 год, лишь 60% браков в русской парижской церкви были чисто русскими. В 1930 году, их в том же храме было 63%, а в 1938 году - 56%. Начиная с 1960-х годов, наше укоренение в местной среде и связанные с ним церковные процессы ускорились. В 1993 году, к примеру, лишь 11% браков в Александро-Невском соборе были чисто русскими. Зато с тех пор процент русских браков стал регулярно увеличиваться, постепенно приближаясь к первоначальным показателям. В 2002 году было уже 25% венчаний между русскими (местными или из России).
Во все времена, в наших общинах господствовал идейный плюрализм, в том числе и в области религиозных воззрений. У нас всегда были церковные консерваторы и церковные либералы, в разных пропорциях. Но, и в этом наша специфика, мы более всего наследники тех течений в русской церкви начала минувшего века, которые стремились к реформам в церковной жизни.
С 1924 года до 1960-х годов, наш Св. Сергиевский богословский институт был сердцевиной богословской мысли всего русского православия. Мы хранители его наследия и должны посильно способствовать его возвращению нашей матери-церкви.
Наши юношеские организации играли, и продолжают играть, исключительную роль в нашей Архиепископии. Близкие к нашим приходам, они оказали большое влияние на духовное развитие многих из нас и, в нередких случаях, привели нас к мысли о посвящении своей жизни православной церкви. Некоторые из этих движений укоренились и успешно развиваются в России. Это нас также обязывает.
Наши первые франкоязычные приходы возникли уже в 1930-х годах и, с благословения наших предстоятелей, мы первоначально придерживались решительного, но осторожного пути развития в этой области.
С 1960-х годов, борьба за франкоязычное православие превратилась в нашей Архиепископии в идеологическую борьбу. Некоторые из нас, сторонники радикальных административных, культурных и богослужебных преобразований, стали обличать других из нас, как приверженцев реакционного литургического консерватизма и устаревшей верности славяноязычному богослужению. С тех пор взаимная неприязнь разделяет наш клир и церковный народ на враждующие лагеря. Желательно было бы нам опомниться, и покончить с нетерпимостью в отношениях между нашими различными “течениями”.
Мы считаем себя последовательными сторонниками вселенского православия. Но в действительности мы - наиболее провинциальная из ветвей русской православной церкви. Мы фактически не поддерживаем никаких контактов с родственными нам общинами вне пределов Франции. А общаться с внешним православным миром мы можем лишь с санкции Вселенского престола, преследующего собственные цели, часто весьма далекие от наших.
В заключение, я позволю себе привести мнение Александра Солженицына, высказанное в 1974 году: “Единственно правильный путь - это путь слияния всех ветвей Русской Церкви”.
Такое слияние позволило бы нам наконец обрести стабильность в юрисдикционном вопросе и наилучшим способом воплотить во вселенском православии ту особую задачу, которую поручил нам Господь.
(*) Текст доклада на круглом столе "Будущее Православной Церкви в Западной Европе и Архиепископия Православных Русских Церквей в Западной Европе", проведенном православным общественным движением за поместное православие русской традиции в Западной Европе (OLTR) (Париж, Сергиевское Подворье, 1 февраля 2004 г.).