Опубликовано в журнале : Церковь и время,
№ 4 (33), 2005.
Помещенные
ниже воспоминания об архиепископе Сергии (Коновалове) писались С.Н. Крикорьяном
не для публикации. Автор был дружен с приснопомянаемым владыкой Сергием с
самого детства и в этих кратких и очень личных заметках читатель не найдет
оценки его пастырских трудов или эклезиологических воззрений. Оставим это
будущим исследователям, которым еще предстоит написать историю русской
православной эмиграции во Франции, и в которой Владыка займет, несомненно,
подобающее место. В этих воспоминаниях архиепископ Сергий нам предстает
простым, скромным, искренним человеком с большим сердцем. Таким, каким запомнил
его каждый, хоть однажды с ним встречавшийся.
Мы
сохранили все особенности авторского текста, лишь позволив себе
прокомментировать в примечаниях некоторые события и имена, которые могут
оказаться малознакомыми современному российскому читателю.
(Подготовка текста, публикация и примечания – Д.А.
Агеева)
Мы познакомились в 1948 году. Сереже
было тогда 7 лет, мне – 23, и я был для него «дядей Сережей».
Но начну издалека. После поражения в
гражданской войне остатки белых армий и русских беженцев растеклись по всему
свету. В начале двадцатых годов по инициативе бельгийского кардинала Мерсье,
сочувствовавшего судьбе русских эмигрантов, в Лувенском католическом
университете были учреждены для них стипендии.[2] В
результате этой акции, в двадцатые и тридцатые годы в Бельгии учились сотни
русских студентов. Одним из них был Алеша Коновалов – отец будущего владыки
Сергия.
А по окончании Второй мировой войны
«Союз русских, окончивших высшие учебные заведения в Бельгии» учредил в 1948
году на членские взносы первые стипендии для следующего поколения русских
эмигрантов, поменявших беженские лагеря разоренной Германии на бельгийские
шахты.[3] Я был
одним из четырех первых стипендиатов, а через два-три года в Лувене было уже
около сорока русских студентов.
В Лувене я и познакомился с семьей
старожилов Коноваловых. Алеша Коновалов по окончании университета остался
ассистентом на кафедре химии. У него и у его жены, бельгийки Лины (Каролины)
было трое детей: мальчик Сережа и Саша и девочка Надя.
Семья была на редкость милая,
дружная, верующая и церковная. Родители пели в хоре нашей небольшой церкви,
устроенной на чердаке частного дома, мальчики прислуживали в алтаре. Служил в
нашей церкви всеми любимый скромнейший о. Георгий (Тарасов),[4]
бывший военным летчиком в Первую мировую войну. Впоследствии он стал
архиепископом в Париже и был, таким образом, одним из предшественников владыки
Сергия на этом посту. От рождения Сережи и вплоть до своей смерти о. Георгий
был его духовным наставником. Он крестил Сережу и рукоположил его в диаконы.
В те студенческие годы я часто бывал
у гостеприимных Коноваловых (они подкармливали бедного студента), дружил с
родителями, играл с детьми. Летом, во время каникул, ездил с ними отдыхать в
Арденны, где они снимали домик в этом очаровательном заброшенном уголке на юге
Бельгии.
Родители говорили между собой
по-французски, мать с детьми по-нидерландски, отец по-русски. И дети между
собой тоже по-русски. Так что выросли они многоязычными.
Сережа окончил все тот же Лувенский
университет (философия и литература) и с 1964 года, в течении тридцати лет,
вплоть до своего избрания епископом, преподавал английский, немецкий и
нидерландский языки во фламандском католическом колледже в Брюсселе.
Рано лишившиеся отца (Алеша
Коновалов умер в 1962 году) дети получили, тем не менее, русскую закваску на
всю жизнь. Ощущение русских корней у Сережи было особенно сильно. Это
сказывалось не только в отличном знании русского языка и литературы, но и
интересе к русской истории, к положению в СССР, а затем к России, да и вообще
во всем его мышлении и укладе жизни.
К примеру, у меня хранится подаренный
им, по случаю нашего переезда из города в деревню, французский определитель
животных и растений. В нем 400 страниц и сотни рисунков. И под каждым рисунком
аккуратно вписанное его рукой название по-русски.
В 1967 году Сережа женился на Лидии
Черненко из Брюсселя. Брак был счастливым и дружным, но, увы, коротким. Лида
скончалась в 1984 году, сорока восьми лет от роду. Я несколько раз гостил у них
в Лувене, а они как-то летом приехали к нам в Швейцарию со старшим сыном
Алешей.
В 1971 году Сережа был рукоположен в
диакона. Вот выдержка из его письма, в ответ на наше поздравление:
«...Цитирую из первого абзаца вашего
письма: «Рад, что не забываешь старика и не возгордился, вознесясь в диаконский
сан» (sic!).
Во-первых, с какой радости я должен вас забывать, да еще «старика». Во-вторых,
какая тут может быть гордость? Да и «вознесение» скорее всего в обратном
направлении. Должность такая, что нужно быть тише воды, да ниже травы. Это у
Лескова Ахилла архиерейским благословением благословлял, ну, а я до этого не дошел
еще, да и не собираюсь. Протопоп у нас «с огоньком», вот и пытаюсь быть чем-то
вроде глушителя. Не вовремя приглушишь, так он на тебя аки скимн рыкаяй, а не
сделаешь, так прихожане поднимают плач вавилонский. Вот, видите!».
Тогда же он снова записался в
Университет на факультет славистики. Писал мне:
«...Главный профессор и большинство
студентов настроены явно марксистки – безбожники и «потрясатели основ». С такой
публикой говорить крайне нелегко. Бывает, что на лекциях чуть ли не до мордобоя
доходит. Меня спасают мои седины (два волоска в бороде)...».
Чуть позже он пишет:
«...С нашими марксиствующими
мальчиками нашел-таки общий язык. Проветриваем потихоньку мозги. Кое-кого
пришлось загнать в тупичок, так что они теперь говорят осторожней. Профессор
только посмеивается. Кстати, на прошлой неделе он мне вдруг предложил, что вне
лекций давай будем за ручку и на «ты». По этому случаю он напился до положения
риз. Дело в том, что у студентов-славистов есть свой бар, где неизменно бывает
и тот профессор. Из уважения у изучаемому языку выбор напитков весьма
ограничен: пиво и водка. Без закуски. Ну, куда тут декадентам-европейцам! Я-то
в раздевалку держу коробку сардинок или пару крутых яиц, этим и спасаюсь.
Секрета своего, разумеется, не раскрываю...».
Все дети Коноваловых – и в этом
несомненная заслуга их отца – отлично говорили по-русски, знали и любили
русскую литературу. Сережа к тому же обладал большим чувством юмора и
самоиронии. Его письма и беседы всегда пестрили цитатами и словечками из
Лескова, Зощенко, Булгакова, Ильфа и Петрова.
Перечитывая сейчас его письма,
вспоминаю, что я тоже снабжал его в ту пору книгами: Солженицын, Замятин, Терц,
Аржак, Лидия Чуковская, Пастернак, Ахматова, Окуждава, Галич. Вот, отрывки из
его писем начала 70-х годов:
«...Спасибо за предложение помочь
классиками. Буду краток и нахален. Кроме Гоголя у меня хоть шаром покати. Есть
Достоевский, кое-что Чехова, рассказы Льва Толстого, немного Тургенева, а
больше ничего, нихтс, ньенте, рьен, ниц нэма...
...Особенно благодарю за фотокопии
стихов. Если можно шлите еще. Это добро не пропадет – идет на промывание
черепушек коллег...
...Знаете ли Вы «Осень в дубовых
лесах» Юрия Казакова? И вообще, как обстоит дело в Женеве с советской
литературой? Есть ли библиотека, где можно было бы найти такие вещи? В Лувене
пусто, в Брюсселе, в Амстердаме и Бонне гораздо лучше, но все-таки еще «не то».
Выписывать же из Москвы – состаришься, да так ничего и не дождешься. А
Казакова, по видимому, там взяли в оборот. Писал он интересные рассказы в конце
50-х и в 60-х годах, а с тех пор только детские сказки. Надо полагать, что
человеку сделали «внушение». Не редкость, к сожалению...»
В 1980 году Сережа был рукоположен в
священники архиепископом Георгием (Вагнером)[5] и
стал настоятелем церкви вмч. Пантелеимона и свт. Николая в Брюсселе.
Богословское образование он получил заочно, в Парижском Богословском Институте
(Сергиевское подворье).
Принятию сана предшествовали
сомнения, но победило чувство долга («Если не я, то кто же?»):
«...В связи с отъездом нашего протопопа
домой в Америку, меня уговаривают принять священство. Отбрыкиваюсь, как могу.
Действительно, с гражданской профессией трудно совместить. Помри кто в приходе,
из школы ведь так не отпустят на пару часов. Но другого кандидата нет и не
предвидится. Как быть, не знаю...».
В 1973 году состоялась первая
поездка будущего владыки Сергия в Россию. Это была школьная экскурсия,
организованная им самим. В группе было 42 человека: ученики, несколько
родителей, три учителя. Маршрут: Москва, Золотое Кольцо, Ленинград. В письме от
24 мая, написанном его аккуратным убористым подчерком, он подробно описывает
свои впечатления от встречи с «исторической родиной». Вот, что он написал мне
об осмотре ростовского кремля:
«...В церквах хорошие фрески, но
плохие гиды. Объяснения их выглядят примерно так: «Церковь построена в таком-то
году, расписана столько-то лет спустя, реставрирована тогда-то. Служила только
для торжественных богослужений». Мои ученики недоумевали: а для чего же иначе
церкви строятся? Увидев, что после этих объяснений нас уже собираются попросить
к выходу, я начал своей группе объяснять эти фрески сам по-фламандски. Гид и
переводчик обалдели: что же это такое происходит? Минут через десять объявил
им, что можно идти дальше. В следующей церкви повторяется тоже самое. Гид все
торопит, переводчик ничего не понимает, и оба спрашивают, что же я, собственно,
рассказываю? Пришлось им сказать, что их объяснения группу не устраивают. Они,
конечно, обиделись. В общем, осмотр кремля продлился полтора часа (вместо
«нормальных» двадцати минут). Группа осталась довольной, гид – багровым,
переводчик – бледным. Кстати, после второго моего вмешательства он уже ничего
не пытался переводить, а только просил меня ему тоже рассказать. Уже в автобусе
он сознался, что такого он еще никогда не слышал».
Из того же письма описание поездки в
Троице-Сергиеву Лавру:
«...В лавре потрясающая атмосфера.
Тут уж действительно богомольцев можно увидеть. В соборе один солдатик стоял,
левой рукой перед собой фуражку держит, а под ней мелко крестится.
При входе в собор слышу за собой:
- Иностранцы!
Крещусь,
-А, ведь, православный!
Подпеваю тропарь преподобному,
-Русский, из-за границы!...».
После смерти Лиды в 1984 году о.
Сергий остался один с тремя детьми. Он принял монашеский постриг, а в 1990 году
был возведен в сан архимандрита. Мы в эти годы виделись нечасто, но
переписывались регулярно. Мы оба были всю жизнь «пишущими».
В 1993 году наступил последний
важный этап его жизни:
«Не знаю даже как начать письмо. В
канун Благовещения неожиданно умер владыка Георгий (Вагнер). Эта, уже сама по
себе беда, усугубляется тем, что он умер как раз в то время, когда я собирался
его навестить, но отложил поездку. По сей день не могу себе простить.
А 31-го мая в приемники выбрали
меня. Это для меня худшее наказание: никогда не питал амбиции, чтобы стать
епископом и совершенно к этому не подготовлен. Кроме того придется очень скоро
покинуть все то, с чем большую часть жизни жил, где себя чувствовал на месте: приход,
школу. О семье не говорю – с ней так или иначе, рано или поздно, пришлось бы
расстаться, это в порядке вещей... Самое трудное – приход. Сжились. Трудно с
этим смириться, и пугает, как они останутся.... Очень вас прошу: крепко за меня
помолитесь. Без этого не выжить».
Признание очень характерное для
владыки Сергия: полное отсутствие амбиций в сочетании с подлинной скромностью и
острым чувством долга.
Летом 1993 года я присутствовал на
хиротонии Владыки в Париже. Последние десять лет мы продолжали переписываться,
перезваниваться. Встречались два раза в год в Париже, куда я ездил по делам.
Заранее сговаривались о встрече и один вечер всегда проводили вдвоем: ужинали в
ресторане или, чаще всего, - у Владыки. Он сам готовил нехитрый ужин. Говорили
о детях, о его маме (ей сейчас 86 лет), о церковных делах, о положении в
России, обменивались книгами. Владыка все хотел приехать хоть на несколько дней
к нам в Швейцарию, но так и не смог выкроить время.
В середине января этого (2003-го)
года, в предвидении очередной моей поездки в Париж, мы сговорились провести
вместе вечер 25-го января. 25-го января я присутствовал в кафедральном соборе
святого благоверного князя Александра Невского на отпевании владыки Сергия...
Хочу закончить эти краткие заметки
свидетельством человека из России, встретившегося случайно в нашем доме с
владыкой (тогда еще священником) Сергием:
«...Узнала, что умер владыка Сергий.
Представляю, каково вам, если я, видевшая его всего одни раз, хожу все время
под впечатлением от этой ужасной новости. Может быть, я вас об этом не
говорила, но в глубине души всегда мечтала встретиться с владыкой Сергием еще
хоть один раз. У меня накопилось уйма вопросов, на которые мог бы ответить
только он, потому что я ему поверила. Поверила в чистоту его души, потому что
он просто, по-человечески, без фанатизма и высокомерия, объяснял то, о чем я
его спрашивала. Если в самом деле есть Царство Небесное, то он, конечно же,
там...».
[1]
Архиепископ Сергий (Коновалов) (1941-2003) – Экзарх православных приходов
русской традиции Константинопольского Патриархата. Родился 8 июля 1941 г. в г.
Лувен ( Бельгия ). В 1964 г. окончил филологический факультет Лувенского
Университета. Преподавал иностранные языки и историю древнего мира в средней
школе г. Брюсселя. В 1968 г. был рукоположен в сан диакона, а в 1976 г.
возведен в сан протодиакона. В 1980 г. был рукоположен в сан священника и
назначен настоятелем Свято-Пантелеимоновского храма г. Брюссель. В течении
многих лет был духовником юношеских лагерей «Витязей». В 1985 г. возведен в сан
протоиерея. В 1984 г. умерла жена и в 1990 г. принял монашество; возведен в сан
архимандрита. В 1993 г. избран главой Архиепископии русских православных
церквей в Западной Европе под омофором Константинопольского Патриарха. 27июня
1993 г. хиротонисан во епископа Евкарпийского, возведен в сан архиепископа и
интронизирован. С 1994 г. – ректор Свято-Сергиевского Богословского Института в
Париже. С 19 июня 1999 г. - Экзарх Константинопольского Патриарха для
православных приходов русской традиции. В последние годы жизни входил в состав
Ассамблеи православных епископов Франции. Скончался 22 января 2003 г. в Париже.
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де Буа. (здесь и далее примечания Д.А.Агеева)
[2] Мерсье (Mercier) Дезире Жозеф (1851-1926) - бельгийский
религиозный философ и церковный деятель, кардинал (1907). По почину кардинала
Мерсье и под его руководством было создано «Общество помощи русским студентам
Лувенского университета» и для них было устроено общежитие. Силами студентов в
Лувене был создан православный приход. Почти все высшие учебные заведения
Бельгии приняли долевое участие в финансировании обучения русской молодежи.
[3] После окончания Второй мировой войны все русские,
находившиеся на 1.09.1939 на территориях, вошедших в состав СССР подлежали
депортации из Западной Европы назад в СССР. Люди, сумевшие доказать обратное (а
среди них были как люди, действительно никогда не жившие в СССР, как эмигранты
первой волны или жители западных областей Украины, Белоруссии или Прибалтики,
так и люди ушедшие на Запад вместе с отступающими немецкими войсками)
направлялись в лагеря для, так называемых DP (displaced person – перемещенные лица). Эти люди избежали возвращения в СССР и стали теми,
кого принято называть «второй волной русской эмиграции». Правительство Бельгии
предложило им работу на угольных шахтах, дав таким образом возможность русским
эмигрантам стать полноправными жителями страны.
[4] Архиепископ Георгий (Тарасов)
(1893-1981). Родился
27 апреля 1893 г. в г. Тамбов. По образованию
инженер-химик. Военный летчик. В 1916 г.
для изучения военной авиации был послан во Францию, где его и застала
революция 1917 г. Остался жить во Франции, а затем переехал в Бельгию. Был
рукоположен в сан диакона и служил в храме г. Брюсселя. 16 февраля 1930 г. был
рукоположен в сан священника. Последовал за митр. Евлогием (Георгиевским). С 6
февраля 1935 г. служил настоятелем храмов в гг. Лувен и Гент. После смерти жены
принял монашество и возведен в сан архимандрита. В 1953 г. хиротонисан во епископа
Сиракузского. 12 октября 1960 г. возведен в сан архиепископа и назначен
Экзархом Константинопольского Патриарха для православных русских приходов
Западной Европы. Скончался 22 марта 1981 г. в Париже.
[5] Архиепископ Георгий (Вагнер) (1930-1993). Родился 10 марта 1930 г. в Берлине, в
протестантской семье. В 1948 г. принял Православие. Окончил Свято-Сергиевский
Богословский Институт и был оставлен в нем преподавателем. 10 июня 1955 г. был
рукоположен в сан священника и направлен служить в Берлин, где одновременно
учился на философском факультете Университета Западного Берлина. С 1967 г.-
профессор канонического права и литургики в Свято-Сергиевском Богословском
Институте. В 1970 г. удостоен степени доктора богословия. В 1971 г. пострижен в
рясофор и возведен в сан архимандрита. 3 октября 1971 г. хиротонисан во
епископа Евдокиадского. В 1981 г. был избран главой русской Архиепископии
Константинопольского Патриархата в Западной Европе. В 1991-1993 гг.- ректор
Свято-Сергиевского Богословского Института. Скончался 6 апреля 1993 г. в
Париже.