Доклад на конференции: "Религиозная деятельность русской эмиграции"
(Москва, ВГБИЛ, 9-10 ноября 2005 г.)
YMCA - Young Men's Christian Association или в русском переводе ХСМЛ - Христианский Союз Молодых Людей начал свою деятельность в С-Петербурге (Россия) в 1900 г. под названием "Маяк" или "С-Петербургский комитет для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития". Создан он был на деньги члена американского YМСА, Джеймса Стокса, пожертвовавшего для этой цели 50 тысяч рублей. Устав "Маяка" был утверждён в 1903 г. и, согласно уставу, его посетителями могли быть только молодые люди мужского пола не моложе 17 лет (1).
В годы Первой мировой войны, до вступления США в войну на стороне союзников, американский YМСА вёл работу в России в лагерях для германских и австро-венгерских военнопленных, удовлетворяя их религиозные и культурные запросы. После начала гражданской войны YMCA распространил свою благотворительеую деятельность в Сибири и на воиские части Белой армии, и на гражданское население.
Василий Львов, принявший впоследствии монашество и ставший Епископом Нафанаилом, вспоминал, как он в Томске в 1919 г., благодаря знанию английского языка, устроился в YМСА мальчишкой на побегушках за небольшое вознаграждение - 500 рублей в месяц. Его мать работала в Американском Красном Кресте и её с детьми американцы эвакуировали в Харбин. Там Вася поступил в члены YМСА, вернее ХСМЛ, как по-русски он официально назывался, и посещал библиотеку ХСМЛ, считавшуюся лучшей в Харбине. Cвою работу в Харбине YMCA начала в апреле 1918 г. В 1921 г. руководителем YMCA в Харбине стал Howard Haag, который из нескольких небольших русских школ создал в 1925 г. русскую гимназию ХСМЛ с хорошо поставленным преподаванием английского языка и в том же здании в сентябре 1930 г. трёхлетний политехникум ХСМЛ с филологическим, педагогическим и коммерческим отделениями (2). Здание ХСМЛ на Садовой улице в Новом Городе было одним из притягательных очагов культурной жизни для харбинской молодёжи. Здесь размещались различные курсы, кружки и отряд "Костровых братьев". Был спортивный зал, где зимой проходили состязания по волейболу и баскетболу. Здесь же проводились литературно-музыкальные вечера поэтов "Чураевки" (3). Одним из руководителей костровых братьев, организации скаутского типа, был служащий ХСМЛ Алексей Алексеевич Грызов (1896-1961), писавший стихи под псевдонимом Ачаир. Он был большим русским патриотом, в политику не вмешивался, но в 1945 г. был арестован большевиками и получил, как и все русские общественные деятели, 15 лет концлагеря.
Отношение русских харбинцев к ХСМЛ было разным. Было много сторонников, но были и противники, считавшие ХСМЛ организацией масонской (4).
Для русских беженцев, оказавшихся в начале 1920 г. в Константинополе (Стамбул, Турция), Имка создала молодёжный центр под старым названием "Маяк", просуществовавший до разъезда русских из Турции в 1923 г. Тогда же Имка проявила заботу об эвакуированных донских кадетах в лагере Тель-Эль-Кебир (Египет), о чём с благодарностью вспомнил Юрий Гончаров в статье "Африка глазами эмигрантов": "Снарядов для упражнений и всевозможных мячей было много - это доставлял добрейший представитель YМСА мистер А. Симонс" (американец) (5).
В Таллине (Эстония) в мае 1920 г. секретарь американской Имка "организовал среди эстонской и русской молодёжи, независимо от национальности и гражданства, небольшие кружки, пропагандирующие христианское мировоззрение и здоровый образ жизни, включающий занятия спортом. <...> Весной 1921 г. возник Христианский союз молодых женщин (ХСМЖ). <...> ХСМЛ и ХСМЖ имели свои отделы во всех городах Эстонии, широкие международные связи и материальную поддержку из-за рубежа. <...> Из недр организаций YMCA вышло несколько крупнейших русских обществ, а также ру ководителей спортивного, скаутского и молодёжного движения" (6).
Среди русских в Латвии были тоже созданы и YМСА, и YWCA. В ХСМЖ - Христианском Союзе Молодых Женщин в 1930 г. "работали 3 клуба для взрослых и 4 клуба "Девичьей дружины" (с 10 до 18 лет). Под руководством В. В. Преображенского работал религиозный кружок. На Рождество YWCA традиционно устраивал Ёлку для бедных руссктх детей, а на Пасху посылал куличи в Садовниковскую богадельню" (7).
В Германии в 1947 г. Имка, как мы тогда говорили, начала работу во всех ди-пи лагерях. Представители Имки, через администрацию лагерей, искали людей, которым поручалось создавать в лагерях имковские клубы. Клубы создавались либо национальные, либо многонациональные, в зависимости от населения лагерей. Руководителям этих клубов предлагали пройти специальные курсы, после чего их утверждали как штатных служащих, и лагерная администрация оплачивала их труд добавочными пачками папирос, которые до денежной реформы, проведенной в Германии 20 июня 1948 г., считались "твёрдой валютой". За одну пачку можно было, в зависимости от обстоятельств, получить от 100 до 150 немецких марок. После денежной реформы все служащие Имки стали получать жалование от немцев новыми марками из Управления по оккупационным расходам (Besatzungskostenamt - мой перевод РВП).
Первым русским послевоенным клубом Имки был клуб, основанный В. Смирновым осенью 1946 г. в Менхегофе, а "Клуб молодёжи", основанный в Регенсбурге 24 ноября 1946 г. (8), сразу или вскоре, стал вторым русским клубом Имки. Из "Почтового ящика" в "Единстве" Но.3 от 22 февраля 1948 г. известно только то, что к тому времени в Линдау (Французская зона Германии) уже был клуб Имки, членами которого были и русские, и украинцы.
В том же "Почтовом ящике", были ещё две выдержки из писем. Читатель из лагеря балтийских ди-пи в Аугсбурге писал: "Прошу выслать в библиотеку Православной общины журнал "Единство". Одновременно сообщаю, что мне, как бывшему стипендиату YМСА, интересно узнать, кто в Баварии руководит Христианским движением и не предполагается ли в этом году созыв съезда,".
Читатель из Мюнхена писал: "Я узнал, что клуб YМСА издал журнал "Единство". Мне хотелось бы ознакомиться как с деятельностью YМСА, а также и с упомянутым журналом".
Появление других русских клубов Имки относится к 1948 г. На конференции работников имковских детских лагерей Американской зоны Германии в Гибельштадте с 17 по 27 сентября 1948 г. присутствовало 12 человек русских. Кроме меня (Менхегоф), были ещё Алла Коссович и Владимир Забродский (Пассау), Елена Петровская (Шлейсгейм), Михаил Борель, Ю.Буш, Н.Козлова, Пронина, Р.Супрунов и другие из лагерей Крейбург и Регенсбург. На этой конференции присутствовали также о.Александр Киселёв и Алексей Иванович Зеленой (1905-1983) (9). Отец А. Киселёв был движенцем (членом близкого к Имке РСХД - Русского Студентческого Христианского Движения), а А. Зеленой стал членом ХСМЛ в начале 1920-х гг. Оба были из Эстонии и оба были скаутскими руководителями.
А. Зеленой принадлежал к руководству Имки, носил форму и получал жалование в долларах.
По моему предложению на этой конференции был создан Координационный комитет русской YMCA/YWCA и вынесена резолюция, под которой подписались все 12 русских делегатов. В резолюции было сказано:
1. Создать Координационный комитет Русской ИМКА/ИВКА, в который могут входить как клубы ИМКА/ИВКА, так и отдельные лица.
2. Просить Алексея Ивановича Зеленого возглавить созданный Координационный комитет Русской ИМКА/ИВКА.
3. Просить отца Александра Киселёва быть духовником созданного Координационного комитета Русской ИМКА/ИВКА.
4. Работа Координационного комитета будет заключаться в регулярном собирании отчётов от клубов и одиночных членов об их деятельности, составления общего плана работы, ведения общего списка членов, в устройстве съездов работников Русской ИМКА/ИВКА и в поддержке уже существующего в Менхегофе журнала "Единство".
5. Для выполнения упомянутой работы единогласно выбраны: 1-м секретарём Ростислав Полчанинов и 2-м секретарём Елена Петровская (10).
Одновременно с возрождением ХСМЛ в Германии, происходило и возрождение РСХД. В январе 1949 г. в Мюнхене под редакцией о. А. Киселёва начал выходить орган Р. С. Х. Движения в Германии - "Вестник". В обращении "От редакции" было сказано: "Почти десять лет тому назад ежемесячник Русского Студенческого Христианского Движения за рубежом "Вестник" прекратил своё существование <...> Возродившееся в Германии Р. С. Х. Движение этим первым номером своего местного печатного органа надеется положить начало восстановлению 'Вестника'".
В статье "Возникновение Р. С. Х. Д. в Германии" было сказано: "Однако, три года должны были пройти, прежде чем многократные попытки дать жизни Движения организованный характер увенчались успехом. Религиозно-педагогическая встреча летом 1946-го года, многократные встречи, конференции и совещания действительных членов РСХД, налаживание связи с центром в Париже были этапами к большому летнему съезду православной молодёжи в 1948 году, собравшему до сотни участников и положившему прочное начало организации отдела Движения в Германии. <...> Оба правящих Архипастыря, Высокопреосвященнейшие Митрополит Анастасий и Митрополит Серафим преподали Движению своё благословение".
Об этом летнем съезде было подробно написано в "Вестнике" Но.2 в cтатье "Летний съезд Р.С.Х.Д. в Германии". Он состоялся в палаточном лагере в июне 1948 г. на берегу Штейнзее. На съезде кроме докладов работало три семинара: Евангельский - о.С.Щукин, Литургический - о.Архим.Аверкий и экуменический - Л.А.Зандер. Участники съехались не только из Мюнхена и близлежащих лагерей, но и из Штутгарта, Аугсбурга, регенсбурга, Ганновера и Гамбурга.
Из статьи "Жизнь Движения" в этом же номере, мы узнаём, что Движение уже начало жить. "В Мюнхене и его ближайших окрестностях работают следующие кружки Движения: 2 кружка по изучению Евангелия, 1 святоотеческий кружок, 1 иконописный кружок, 2 кружка по изучению Евангелия в Пазинге и в Гаутинге. По понедельникам и пятницам от 8-ми часов вечера происходят спевки церковного хора Движения". В той же статье сказано, что "Высокопреосвященнейший Митрополит Серафим благословил передать домовую цкрковь дома "Милосердного Самарянина" в Мюнхене в ведение РСХД, назначив прот.А.Киселёва её настоятелем. При храме Движения организован приход". Дом "Милосердного Самарянина" стал домом РСХД. Там, каждый четверг читались лекции на разные темы из области православной культуры, как местными докладчиками: профессора Е.Н.Келзи, П.Н.Раевский, И.П.Четвериков, так и приезжим проф. В.В.Леонтовичем (Франкфурт). Кроме професуры, с докладами выступали С.Н.Дубровский, В.К.Завалишин, а из духовенства сам о.А.Киселев, о.Г.Бенигсен и другие.
Далее говорится, что 13 и 14 ноября состоялась конференция кружков Движения в Мюнхене, на которой были прчитаны четыре доклада: "Религиозное обоснование национального бытия" (З.К.Маркова), "О русском национализме" (О.М.Родзянко), "К чеу обязывает нас Движение" (Е.А.Лопухина), "О любви к Богу" (С.А.Слободской).
Юношеский отдел РСХД, устроил две ёлки - детскую и юношескую, которые посетило свыше 400 детей. Группа юных христославов посетила обоих Владык Митрополитов и больного председателя Движения в Германии А.И.Никитина.
Митрополит Берлинский и Германский Серафим (Ляде) благословил передать домовую церковь дома "Милосердный Самарянин" в ведение РСХД.
Кроме деятельности Движения в Мюнхене, в том же номере было сказано и о деятельности среди студентов в Гаммбурге и среди молодёжи в ди-пи лагере Фишбек около Гамбурга. Ко всему этому следует добавить, что РСХД с самого начала вело свою работу отдельно от ХСМЛ, сотрудничая, но не объединяясь в одну организацию. Став духовником РСХД о.А.Киселёв отказался от должности духовника ХСМЛ, передав эту должность о.Г.Бенигсену.
В "Вестнике" Но.4 была небольшая заметка "Религиозная конференция в Прине", которая там проходила с 4 по 24 марта 1949 г., подписанная Николаем Арцюком. На этой конференции Николай Трофимович Арцюк (настоящая фамилия Гончаров), обратил на себя внимание руководства Имки и ему было поручено создать студентческий клуб Имки в Мюнхене, где он проживал, и где жило, на частных квартирах, немало русской студентческой молодёжи. Сам Н. Арцюк-Гончаров был членом ОРС - Объединения русских студентов и учился в Унровском университете, а после его ликвидации, в немецком университете, где и получил степень доктора философии. Н.Арцюк-Гончаров говорил, что фамилию Арцюк он принял в 1945 г. в Зальцбурге в лагере ди-пи, чтобы избежать насильственной репатриации.
Отец Н.Гончарова воевал в армии Колчака, и чтобы скрыть свое участие в Белом движении, уехал в Киев, где женился, и где в 1921 г. у них родился сын Никoлай. Позднее отец Николая стал священником, в 1937 г. был арестован и сослан в Караганду. Мать скончалась в 1933 г. во время голода на Украине. Когда началась война с Германией, Н.Гончаров, будучи лейтенантом-танкистом, был взят раненным в плен. Конец войны застал его сельскохозяйственным работником на положении "Ostarbeter"-a - рабочего из Советского Союза.
Моя работа Первого секретаря Координационного комитета русской ИМКА/ИВКА не была сложной. И я, и все секретари русских клубов ИМКА/ИВКА, были штатными служащими и назывались Field Workers. Все мы были обязаны давать ежемесячные отчё-
ты своему имковскому начальству, и я без труда получал копии этих отчётов и делал ежемесячные сводки работы русских клубов. Эти сводки я давал председателю комитета А. И. Зеленому и духовнику, сперва о.А. Киселёву, а потом о.Г. Бенигсену. О создании Координационного комитета я немедленно известил Интернациональный комитет Имки (International Committee of YMCA) в Нью-Йорке, германскй (Christlicher Verein Junger Manner), латвийский (YMCA/YWCA for Latvians) и эстонский союзы. В Югославии до войны была своя Имка - Хришћанска Заједница Младих Људи, но не помню, чтобы в Германии у них был свой объединяющий центр. Литовцы и поляки, кажется, своего объединяющего центра тоже не имели. В предместье Касселя в ди-пи лагере Маттенберг была довольно сильная литовская имковская организация, во главе которой был Пузинаускас. С ним я быстро подружился, и он мне говорил, что литовская общественность косо смотрит на членов Имки из-за враждебного отношения к Имке католического духовенства.
Первая конференция представителей русского ХСМЛ трёх зон Западной Германии состоялась в Прине с 25 по 31 августа 1949 г. Об этой конференции в "Слово церкви", приложении к Но.177 "Русской мысли" от 5 октября 1949 г. было написано:
"В конце августа с.г. в гор. Прине в Германии состоялась важная конференция YМСА, посвящённая созданию самостоятельной русской ветви YМСА - Русского Христианского Союза Молодых Людей. Конференцией руководил, прибывший из Парижа др. Д. И. Лаури, священник о. Г. Бенигсен, Г.А. Бобровский и молодые лидеры YМСА в Германии: Н. T. Арцюк, Н. Н. Тищенко и А. С. Щукин".
Др. Дональд Иванович Лаури (Donald Lowrie) был чистокровным американцем, прекрасно говорившим по-русски. Как я потом узнал, он был из тех работников Имки, которые с 1914 г. работали в Сибири в лагерях военнопленных. Там он научился говорить по-русски и стал большим другом России. С Белой армией он прибыл в Харбин и принял участие в создании ХСМЛ в Харбине. Будучи американцем, он использовал свои связи с американским YМСА и добился для русских крупной материальной помощи из Америки.
Георгий Анатольевич Бобровский (род.около 1900 г. умер в США после 1958 г.) пошёл добровольцем в Белую армию, эвакуировался в Константинополь, где поступил на работу в "Маяк". В Праге, куда он поехал учиться в университете, стал работать в ХСМЛ. Будучи в Праге он основал дружину витязей РСХД. Переехав в Париж, он стал работать секретарём ХСМЛ и в ИМКА-Пресс. В 1945 г. стал начальником Французского отдела НОРС - Национальной Организации Русских Скаутов.
Протоиерей Георгий Бенигсен (1915-1993) до войны проживал в Даугавпилсе (Двинск), был скаутом и членом РСХД, которое в Латвии работало под названием Русского студенческого православного единения, так как по законам Латвии русским не разрешали быть членами организаций, имевших центр за границей. С Пасхи 1942 г. работал в Псковской православной миссии, где проявил себя талантливым миссионером и организатором. В 1943 г. я работал в основанной им школе преподавателем Закона Божия, а после закрытия немцами школы, был его помощником по внешкольной работе. Конец войны застал его в Британской зоне Германии, откуда переехал в Мюнхен на работу в Имку, где заменил о. Александра Киселёва на должности духовника.
Н. Н. Тищенко был, кажется, старым членом эстонской Имки, а Алексей Сергеевич Щукин родился в 1927 г. в Ростове-на-Дону в семье отца иженера и матери - врача психиатра. Зимой 1943 г. отец и дети эвакуировались в Германию. "Сергей Сергеевич Щукин принадлежал к поколению активных мирян в СССР. В Ростове-на-Дону он организовал кружок верующей молодёжи, вначале открыто, а в 1923 г. кружки (их стало несколько) перешли на подпольный уровень работы. В 1935 г. С.С. Щукин был арестован органами НКВД и был приговорён к 5 годам лагерей. Его супруга Мария Акимовна, также активный участник кружков, получила 3 года лагерей" (11). После конца войны, оказавшись в ди-пи лагере Фишбек, С.С. Щукин принял сан священника и служил в лагерной церкви до 1950 г. пока не был переведен в Великобританию.
Первая конференция представителей русского ХСМЛ постановила в параграфе 4: "утвердить Объединённый Комитет Русского ХСМЛ в Западной Германии, избранный представителями Русской ХСМЛ трех зон" (12). На пост председателя было пять кандидатов, но руководство YMCA избрало Н.Арцюк-Гончарова, вицепредседателем Г.Попова и генepальным секретарём А.Щукина. С Г.Поповым я ни раньше, ни после не встречался и ничего о нём не знаю.
"На конференцию были приглашены и посетили её Высокопреосвященный Серафим (Ляде), Митрополит Германский и Преосвященный Нафанаил (Львов), Епископ Западно-Европейский. Последний принял участие в работе конференции, как бывший до 1924 г. член ХСМЛ" (13).
Конференция Русского ХСМЛ обратилась к Председателю Архиерейского Синода РПЦЗ с сообщением о создании автономной русской ветви УМСА и просила архипастырского благословения. Епископ Нафанаил выступил 14 сентября 1949 г. с докладом, в котором было сказано, что "настроение всех участников съезда и вообще представляемой ими молодёжи, поступившей в члены YМСА, можно охарактеризовать, как настроение совершенной преданности Православной Церкви. Вследствии этого Преосвященный Нафанаил обращается к Архиерейскому Синоду с ходатайством о пересмотре отношения к новоучрежденному Русскому Христианскому Союзу Молодых Людей, хотя и входящему в YМСА, но формально имеющему приобрести полную внутреннюю самостоятельность, сохраняя связь с мировым YМСА лишь через координа-ционную Женевскую Комиссию, где Русский ХСМЛ, как это предполагается в связи с придаваемой ему важностью, будет самостоятельным, равноправным с прочими национальными ветвями сочленом. Преосвященный Нафанаил полагает, что при этом пересмотре отношения Церкви к Русскому ХСМЛ надо обратить главное внимание на то, чтобы просимое руководство религиозной жизнью не оставалось только формальным, а было бы претворено в действительность" (14).
Речь шла о пересмотре постановления Архиерейского Собора от 30 июня 1926 г. подтвердившего постановление Всезаграничного ЦерковногоСобора 1921 г. "не разрешать членам Православной Церкви организовываться в кружки под руководством YMCA/YWCA и подобных им неправославных и нецерковных организаций" (15).
Рассмотрев обращение Конференции ХСМЛ и имея в виду свидетельство Преосвященного Епископа Нафанаила, Архиерейский Синод определил:
1. Разрешить чадам Русской Православной Церкви за границей участие в Русском Христианском Союзе Молодых Людей, благословляя этот Союз на работу по воспитанию в своих членах преданности Православной Церкви, изучению Св. Писания и учения Св. Церкви и на всякую иную религиозную работу, согласно с этим учением.
2. Духовным руководителем Русского Христианского Союза Молодых Людей назначить Преосвященного Нафанаила, а ближайшее духовное руководство работой его на местах поручить соответствующим епархиальным Преосвященным.
3. Поручить тем же епархиальным Преосвященным назначение духовных руководителей Союза и отделений его в епархиях, предложив им наблюдать за тем, чтобы эти духовные руководители действительно направляли работу Союза в полном согласии с учением Св. Православной Церкви" (16).
Определение Архиерейского синода РПЦЗ было в истории ХСМЛ крупным, но к сожалению, единственным событием первых шести месяцев деятельности Центрального Комитета ХСМЛ. Следующим србытием была Вторая конференция ХСМЛ в Прине с 20 по 22 марта 1950 г. О ней в "Единстве" Но.5 от 15.04.1950 г., который из журнала превратился в листок, было написано:
"С 20 по 22 марта с.г. состоялась Вторая "прощальная" конференция в составе 65 участников (из них 12 из Британской зоны). Вряд ли удастся нам в будущем, где либо за границей, вновь встретиться в таком составе. Съезд был начат молебном, отслуженным духовником ХСМЛ протоиереем о.Георгием Бенигсеном. Деловую часть съезда открыл председатель ХСМЛ Н. Арцюк, который после приветствия собравшимся, отметил "прощальный" характер Съезда и передал слово о. Георгию, который прочёл доклад "Как привлечь молодёжь к церкви", после которого была дискуссия. Обзор текущей деятельности ХСМЛ сделал исполнитнльный секретарь Н. Купфер и зам. пред. Т.Попов (или Г.Попов?). Отмечено было отсутствие делегатов из Французской зоны, где власти не разрешают никаких объединений по национальному признаку, благодаря чему, несмотря на ведущуюся работу в зоне, делегаты не смогли прибыть. К концу дня проф. Четвериков прочёл доклад о посте. На второй день съезда были прочитаны доклады Н. Арцюка - "Религия - основа культуры" и проф. Четверикова "О христианском браке". Со съезда были посланы приветствия Председателю Синода Высокопреосвященнейшему Митрополиту Анастасию, духовнику ХСМЛ в Европе преосв. Епископу Нафанаилу, д-ру Дональду Ивановичу Лаури, а также директорам мировой ИМКА в Западной Германии Кильпатрику, Американской зоны Ноя и Британской зоны Беднареку".
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона ,СПб, 1906, том Д/II, С.158.
2. Russian Education in Harbin, 1898-1962 by Olga Bakich - Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк. 1994. т.XXVI. С.287.
3. История русских в Австрали, Сидней 2004, Т.К.Суслова: Харбин, С.60.
4. Olga Bakich. Указанное сочинение С.288.
5. Цитируется по статье Донской кадетский корпус в Египте, Электронный Бюллетень. Венецуела. январь 2005 С.37-40.
6. Русское национальное меньшинство в Эстонской республике (1918-1940) под редакцией проф. С. Г. Исакова, Т. Шор, Общественная жизнь. Тарту-Санкт-Петербург.
2001. С.142.
7. В русском отделе ХСМЖ - Наша газета, 1930, 2 апреля. Цитирую по: Т.Фейгмане. Русские в довоенной Латвии С.224.
8. Единство. Менхегоф (Германия). 1946. Но.1. С.40.
9. Русские общественные и культурные деятели в Эстонии. проф.С.Г.Исаков. Таллинн. 1996, т.1, С.56.
10. Резолюция 27.09.1948.
11. Проф.А.А. Корнилов "На службе эмиграции. Духовенство лагеря перемещённых лиц. Фишбек". Нижний Новгород. 2004. С.17-18.
12. Резолюция 31.08.1949.
13. Слово церкви приложение к Русской мысли. Париж. 5 окт.1949. Но.177.
14. Церковная жизнь. Мюнхен. 1949. Но. 7-8-9, С.3-4.
15. Там же С.4
16. Там же С.4-5.
Считаю своим долгом поблагодарить председателя зарубежного ХСМЛ Николая Трофимовича Гончарова и Алексея Сергеевича Щукина за помощь в работе над этой статьей.
Р.Полчанинов
Статья опубликована в газете "Взгляд" (Сан-Франциско). 2005. N. 688. 25 ноября.