Рецензия на издание:
Солдатов Г. М. Совещание
глав Русской Зарубежной Церкви под
председательством Святейшего Патриарха
Варнавы (Сремские Карловцы, 1935 г.).
- Minneapolis: AARDM Press, 2004. 71 с.: илл.
Так озаглавлен последний труд церковного историка Георгия Михайловича Солдатова, в котором автор впервые цитирует четыре протокола совещания, на котором сербский Патриарх Варнава, желая восстановить единство Русской Православной Церкви за границей, пригласил русских зарубежных иерархов приехать в 1935 г. в Сремские-Карловцы на совещание. Кроме того Г.Солдатов публикует ещё семнадцать документов относящихся к этому вопросу. Многие документы публикуется впервые и не могут не вызвать интереса, не только у церковных историков, но и у более широкого круга читателей как в России, так и за границей. Сборник протоколов и иных
документов предворяется предисловием на семи страницах, в котором автор говорит о истории сербско-русских отношений, объясняющих почему именно сербский патриарх, а не другой, взял на себя труд устройства совещания. К сожалению, труды патриарха не увенчались успехом, но не его в этом вина. Г.М. Солдатов добросовестно собрал документы, на основании которых историки и миряне будут делать свои собственные заключения.Своё предисловие автор начинает словами: “Среди народов мира нет другого подобного примера духовной, культурной и родственной связи, существующего между русским и сербским народами. В течение многих столетий русские и сербы были в уникальных и братских отношениях. Культурные русско-сербские связи начались с 1185 г. после того как сын сербского жупана Растислав, встретивший монаха из Св. Пантелеймоновского Афонского моначстыря, принял монашеский постриг под именем Саввы”. Дальше автор пишет, как “сербские правители в годы монгольского ига начали оказывать помощь Св.Пантелеимоновскому монастырю и Православной церкви в России. Освобождение России от монгольского ига и потеря сербской независимости, после битвы на Косовом поле, в 1389 г. почти совпали”. С тех пор Россия стала оказывать помощь сербам вплоть до 1914 г., когда она встала на защиту Сербии. Далее автор цитирует сербского Митрополита Николая Велимировича, который писал в 1932 г.: “Но долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут вернуть ни века, ни поколения”.
О событиях после ухода белых из Крыми Г.Солдатов пишет: “В Зап. Европе, уже до революции в России, было много русских храмов и духовенства, управлявшихся С.-Петербургским митрополитом. Туда был назначен Арх.Евлогий, который в связи с этим был возведен в митрополиты. Из Америки Архиеп.Евдоким уехал в Россию на Собор в Москву, оставив управлять епархией викариев, начавших между собой споры. Верховное Церковное Управление назначило в Америку Митрополита Платона, с назначением которого согласился Св. Патриарх Тихон”. Далее Г.Солдатов, ссылаясь на Митроп. Серафима
(Лукьянова) Западноевропейского (РПЦЗ), пишет про Митроп. Евлогия: “Будучи возведенным в сан митрополита он перестал считаться с мнением других епископов, даже стоящих выше его иерархически. Всеми способами он хотел сохранить свое положение Митроп.Западно-Европейского, ради чего приносил в жертву интересы верующих и единство РПЦЗ”.Г.Солдатов цитирует также и послание Митрополита Анастасия от имени Собора Епископов РПЦЗ о церковных разделениях (Нью-Йорк, 31 октября/13 ноября 1959 г.), в котором говорится: “Отошедшие же от Русской Зарубежной Церкви в 1926 г. иерархи нашли для себя возможным подчиниться той церковной власти в Москве, которая была порабощена богоборцами-большевиками, диктовавшими ей свою волю.
<...> Митрополит Платон, посланный нашим Архиерейским Синодом в Северную Америку <...> начал стремиться к полной самостоятельности – автокефалии <...> Одновременно с Митрополитом Платоном отказался от РПЦЗ, во имя “верности Матери Русской Церкви” как он постоянно это подчёркивал, Митрополит Евлогий, вошедший в подчинение Митрополиту Сергию в Москве. По требованию последнего, он, от имени своего духовенства, дал ему подписку “лояльности” к богоборческой советской власти. <...> Не угодив большевикам <...> Митрополит Евлогий указом Митрополита Сергия от 30 июня 1930 года был отрешён от должности, а 24 декабря 1930 года был жаже запрещён в священнослужении”. После этого Митрополит Евлогий вступил в юрисдикцию Константинопольского Патриарха.Г.Солдатов отмечает, что есть люди, которые считают Митрополита Сергия “спасителем Церкви в России”, но “как советская власть, так и сергианское церковное управление не допускали отхождения от проводившейся ими политики. Критика или обличение не допускалось, а несогласным грозила ссылка в концлагерь или казнь”. Из пострадавших Г.Солдатов упоминает, причисленного Московской Патриархией к лику святых, погибшего в концлагере о.Александра Хотовицкого, жизни которого Г.Солдатов посвятил один из своих трудов.
В конце предисловия Г.Солдатов благодарит всех лиц, содействовавших ему в сборе материалов для этого исключительно важного исследования событий из недавней истории русской и сербской православных церквей, не потерявшего своей злободневности.
Р.Полчанинов
Материал предоставлен автором.