По материалам издания: Полчанинов Р. В. Г. Солдатов:
Архиерейские Соборы РПЦЗ 1938-1939
и 1946 гг.// За свободную Россию:
Сообщения местной организации НТС
на Востоке США. - 2003. - N 15 (35).
ЗА СВОБОДНУЮ РОССИЮ Но. 15 (35) ноябрь 2003 г.
==== СООБЩЕНИЯ МЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НТС НА ВОСТОКЕ США====
R.Polchaninov, 6 Baxter Ave., New Hyde Park, NY 11040, USA
rpolchaninoff@mindspring.comГ. СОЛДАТОВ: АРХИЕРЕЙСКИЕ СОБОРЫ РПЦЗ 1938-1939 и 1946 гг.
Недавно, в издательстве
AARDM Press, Minneapolis, MN.,USA (AARDM – Archives of Americans of Russian Descent) вышло две книги: “Архиерейские соборы РПЦЗ 1938-1939 гг. Сремские Карловцы” и “Архиерейский собор РПЦЗ Мюнхен (Германия) 1946 г.”.Автор вышеназванных трудов по истории РПЦЗ – Русской Православной Церкви за границей Георгий Михайлович Солдатов, создатель и возглавитель архива и известный церковный историк, которому принадлежит ряд исследованей и научных статей в области истории православия в Америке.
В предисловии к первой книге Г.М.Солдатов даёт краткую историю РПЦЗ начиная с того, как в годы гражданской войны архиереи на Юге России и на Дальнем Востоке, согласно распоряжени. св.Патриарха Тихона, организовали временное ВЦУ - Верховное Церковное Управление, которое, после ухода из Крыма, сперва пребывало в Константинополе, а затем, по приглашению сербского Патриарха, перехало в Королевство СХС (сербов, хорватов и словенцев, с 1929 г. – Югославия) в Сремские Карловцы.
Автор отмечает, что “в центрах русской эмиграции выразилась разница мировозрения общественности. На Балканах в монархических странах было правое настроение с подчинением и доверием к руководству Церкви, в Америке под влиянием революции в России и демократических тенденций, раздавались призывы к совместному управлению церковными делами духовенством и мирянами. Во Франции высказывалось сильное влияние левых, влияние организованных в 1920-х годах семи русских масонских лож и организаций, отвлекающих верующих от Церкви” (1).
Далее Г.М.Солдатов пишет, как правящий приходами в Америке Архиеп.Евдоким поехал на Всероссийский Церковный Собор в Москву и в Америку больше не вернулся, как в Америку поехал Митрополит Платон, как Митрополит Евлогий, управлявший заграничной частью Петроградской епархии пожелал стать главой РПЦЗ и т.д. и все это подкрепляется сносками на источники.
Г.М.Солдатов свою первую книгу посвящает протоколам двух Архиерейских соборов РПЦЗ в Сремских Карловцах (Югославия) с 2/15 августа по 17/30 августа 1938 г. (8 протоколов) и с 30 августа/12 сентября по 6/19 сентября 1939 г. (7 протоколов). К протоколам приложен ряд документов, дополняющих сказанное в протоколах, включая документы, связанные с противоречивой деятельностью Архиепископа Филадель-фийского и Карпаторусского Адама (1881-1956), который первоначально входил в состав Русской Церкви в Америке, а затем перешел в юрисдикцию Московского Патриархии.
Второй том посвящен Архиерейскому собору РПЦЗ в Мюнхене (Германия) с 24 апр./7 мая по 27 апр./10 мая 1946 г.
В предисловии Г.Солдатов пишет о борьбе с Православной Церковью в Советском Союзе и о том, как в русской эмиграции нашлись люди, которые “повторяли вышедшую из СССР и от советских заграничных патриотов клевету без попытки точного исследования” (2). Он категорически отрицает клевету, “о связях с фашизмом и в частности с А.Гитлером – Митрополита Анастасия”, источником которой были “лекции и книга приезжего из Канады проф.Д.Поспеловского и журналы Московской Патриархии. В книге Д.Поспеловского приведено восторженное приветствие А.Гитлеру будто бы направленное Председателем Синода РПЦЗ” (3). В опровержении клеветы, Г.Солдатов ссылается на статью о.Г.Граббе (в будущем Еп.Григорий) в “Церковной жизни” и пишет:
“Меня удивляет, как было возможно серьезным ученым делать
‘научные работы’, ссылаясь на недостоверные источники, делать пропуски в ссылках, пользоваться явно фальсифицированными данными, вышедшими из Совинформбюро и дезинформационного отдела Московской Патриархии во время т.н. ‘холодной войны’, обвинявшими РПЦЗ в том, что она сотрудничала с нацистами или с различными разведками. Внимания при этом не обращалось на пртоколы заседаний Синода РПЦЗ, игнорировались церковные указы, переписка с правительственными учреждениями” (4).Г.Солдатов считает, что: “для изучения истории РПЦЗ необходимо укаазать кроме трудов Еп.Григория Граббе на изданные под редакцией Архиеп. Никона (Рклицкого) труды Митрополита Антония в 17 томах, и книгу М.В.Шкаровского “Нацистская Германия и Православная Церковь” Москва, 2002 г. (4) В заключении, имея в виду вторую книгу, Г.Солдатов пишет: “Для помощи историкам Русской Церкви и исследовании многих неясных деталей, в этот тяжелый для Церкви и России период, решено выпустить сборники, заключающие не всем доступные церковные документы. Документы приводятся на языках соответственно оригиналам. В этом выпуске приводятся протоколы 1946 г. Архиерейского собора РПЦЗ, рапорт Еп. Иоанна Шанхайского Митр.Анастасию, Указ Патриарха МП Митр.Евлогию, рассылавшиеся в Америке обращения к духовенству о.о. И.Шепелева и А.Лысина, статью Архиеп.Иоанна Шаховского, доклады прот. А.Куклевского и прот. П.Коханика. Из этих документов видно настроение некоторой части русской эмиграции в довоенной Германии и затем в послевоенной Америке” (5).
Г.Солдатов выражает благодарность, в первую очередь А.Г.Шатиловой (дочери Еп.Григория (Граббе) и многим другим помогавшим ему при сборе материалов.
Надо отметить, что большинство документов публикуется впервые и в этом особая ценность трудов Г.Солдатова.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Р.Полчанинов
Перепечатка разрешается с условием, что будет сделана ссылка на автора, название статьи, на “За Свободную Россию”, номер, число с обязательной присылкой одного экземпляра издания для архива по указанному выше адресу.
(c) R.Polchaninoff 2004