Рецензия на книгу: Попов А. В. Русское зарубежье
и архивы: Документы российской эмиграции
в архивах Москвы: Проблемы выявления,
комплектования, описания и использования.
- М.: ИАИ РГГУ, 1998. - 392 с. - (Материалы
к истории русской политической эмиграции. Вып. IV).
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Захочется, к примеру, одному из представителей бесчисленных последователей русской эмиграции изучить деятельность правления Общества русских офицеров Генерального штаба в Королевстве сербов, хорватом и словенцев, существовавшего в Белграде в 20-е годы? Или проследить судьбу дивного карикатуриста и поэта Павла Лыжина жившего в Праге и умершего в Париже? Или вдруг заинтересовался кто-то жизнью сына великого Бакста Андрея Львовича. долго наслаждавшегося красотами Италии и также окончившего свои дни в столице Франции?
Так вот, не надо для этого отправляться ни на Апеннины, ни на берега Сены и Влтавы. А достаточно всего лишь посетить Государственный архив Российской Федерации (бывший Октябрьской революции), затем рукописный отдел Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей. возглавляемый любимцем московских подмостков Вячеславом Нечаевым, а потом другой рукописный отдел - Третьяковки.
Об этом и о многом другом - в путеводителе, или, вернее, обзоре московских хранилищ документов эмиграции "Русское зарубежье и архивы", недавно выпущенного Андреем Поповым в РГГУ.
Надо сказать, потребность в такой работе ощущалась уже давно. Многочисленные открытия спецхранов московских архивов и библиотек плюс потоки даров из-за границы от эмигрантов и их потомков сделали жизнь даже самых опытных исследователей наследия зарубежья довольно трудной, хотя, конечно, и приятной.
Межархивный, межбиблиотечный указатель нужен был очень остро, и заслуга Андрея Попова, совместившего выпуск этого труда с защитой кандидатской на ту же тему в РГТУ. неоспорима.
И все-таки здесь не просто путеводитель и не просто обзор. Автор сделал стремиельный пробег по истории складывании документальных комплексов, возникших и результате деятельности русских объединений или частных лиц за пределами России и попытался проследить, как они оказались в Москве.
Причем зарубежье для автора работы отнюдь не только "классическая эмиграция" после гражданской и второй мировой войн. Он начинает свой путь раньше, со времен собирания книг и архивов на вилле княгини Волконской в Риме и коллекции герценовского корреспондента князя Петра Долгорукого, а заканчивает в библиотеке-фонде "Русское зарубежье" на Таганке под эгидой А. И. Солженицына в июне 1995 года. В поле зрения Попова попадает и история Русского заграничного исторического архива в Праге, вывезенного в Москву девятью вагонами в декабре 1945 года, и деятельность Истпарта по возвращении коммунистических и социал-демократических архивов в страну победившего социализма. Рассказ о неутомимом собирательстве В.Д. Бонч-Бруевича, создавшего огромную коллекцию Государственного литературного музея, сменяет история складывания Музея русской культуры в Сан-Франциско, а увлекательный сюжет о необозримом собрании Российского государственного архива литературы и искусства дополняет новелла о коллекции общества "Родина" в американском городе Лейквуде.
Здесь же - и материал о частных коллекциях, конечно, о фантастическом собрании неуживчивого Рене Герра о судьбе богатейшего наследия Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой. Не забыл Андрей Попов поделиться с читателями и горестными заметками памяти библиотеки имени Н.В. Гоголя в Риме.
Автору, порой, просто тесно среди этого моря тем, и не всегда все подано достаточно глубоко и серьезно. Но вот за что Попову в пояс поклонятся десятки, если не сотни, историков и литераторов, так это за перечень фондов различных московских архивов и аннотированные биографии тех, чьи документальные собрания находятся в хранилищах Москвы.
Конечно, львиную долю книги составляет перечисление богатств Российского государственного архива литературы и искусства и особенно Государственного архива Российской федерации - "титанов" хранения русского наследия, доставленного теми или иными путями из-за границ. Но здесь ведь еще и списки фондов и отдела рукописей Российской государственной библиотеки, и Института мировой литературы, куда, кстати, только что поступил архив прекрасного поэта, бразильского отшельника Валерия Перелешина. И обзор фондов Общественного научно-исследовательского центра "Архива РОА" (Русской освободительной армии генерала Власова). И описание коллекций Архива-библиотеки Российского фонда культуры, который более полугода был закрыт от читателей в Доме-музее Марины Цветаевой.
Словом, не огорчайтесь, если вам не удастся поработать в русских архивах Европы и Америки. В Москве их еще больше.