По материалам издания:
Свитич А.К. Православная
Церковь в Польше и её автокефалия.
- Буэнос-Айрес: Наша страна, 1959. - 231 с.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Арсеньев Н. С. Несколько слов по поводу книги А.К. Свитича
Ценная и поучительная книга А. К. Свитича, освещающая недавнее прошлое Православной Церкви в Польше, соприкасается вместе с тем с некоторыми важными проблемами нашего времени или ближайшего будущего.
Мы несомненно должны стремиться к тому, чтобы установились в будущем дружественные и сердечно-соседские взаимоотношения между двумя братскими славянскими народами - русским и польским, когда они оба опять будут свободны от коммунистического ига и будут сами свободно определять свою жизнь и свое развитие. Мы должны также всем сердцем желать добрых братских отношений между христианскими Церквами и все большего сближения их, в духе любви Христовой и верности апостольской традиции. И надо надеяться, что обе эти мечты, оба эти пожелания будут все более осуществляться в духе взаимного уважения к свободе и совести и духовному лиду друг друга, в духе истинной - христианской - любви (что неразрывно связано с верностью своей Святыне).
Тем тяжелее нам, что прошлое (в частности, недавнее прошлое) полно вопиющих нарушений этого духа уважения к чужой свободе и чужой совести, этого духа братской любви. Таких нарушений было бесконечно много с обеих сторон в течение нескольких веков.
Автор лежащего перед нами ценного труда, А. К. Свитич, рисует длинный ряд таких нарушений свободы совести и уважения к религиозному чувству русского и украинского населения, имевших место в независимой Польше в период между первой и второй мировыми войнами и достигших своего высшего проявления в насильственном разрушении огромного количества православных храмов летом 1938 года - в то самое время, когда безбожная советская власть разрушала православные храмы в Советской России.
Есть, к сожалению, некоторое сходство между этими действиями обоих правительств. Но зачем воскрешать печальное прошлое, тем более, что вин было так много с обеих сторон, если обратиться к более отдаленному прошлому? Правду нужно знать, особенно если она изложена таким спокойным, деловым и объективным тоном, как в книге А. К. Свитича.
Тем более, что малодушное - чтобы не сказать более - поведение ряда членов высшей иерархии польской Православной Церкви до известной степени вызывало и поощряло неуважительное отношение к этой самой иерархии и ко всей Православной Церкви со стороны польского правительства.
Правду нужно знать - для того, чтобы преклониться перед героическими личностями борцов за правду (в первую очередь, например, перед мужественной, мудрой и христиански просветвленной личностью о. протопресвитера Терентия Теодоровича), а также - и это особенно важно - для того, чтобы события, подобные описываемым в этой глубоко честной, серьезно документированной и волнующей книге А. К. Свитича больше не повторялись ни с той ни с другой стороны.
Прошлое и прошлые вины (с обеих сторон) научили нас, что только в духе взаимного христианского и братского уважения к совести, свободе и духовному лицу другого могут Свободно и плодотворно развиваться - в грядущем, близком уже времени: когда они будут свободны! - братские польский и русский народы. Из этого духа взаимного уважения и бережного, любовного отношения к духовным евангельским ценностям друг друга может также родиться и более глубокое взаимное понимание и истинно духовная связь - во Христе, Едином Господе и Владыке - между христианскими Церквами.
Оглавление
книги А. К. Свитича
"Православная церковь в Польше и её автокефалия"
Введение
Глава 1. Православная Церковь в Польше после первой мировой войны 1914-1918 г. г. Ревиндикации храмов, сокращение приходов, отобрание церковных имуществ, запрещение преподавания Закона Божия. - Разрушение Православного Собора в Варшаве и в других городах Польши. - Инициатива Польского правительства в деле автокефалии Церкви
Глава II. Сношения Польского Правительства с Патриархом Тихоном по вопросу об управлении Православной Церковью в Польше. - Каноническая преемственность от власти Московского Патриарха. - Варшавский Собор епископов в январе 1922 года. -"Временные Правила" об отношении Церкви к Государству. --Устранение епископа Пантелеймона. - Высылка за границу епископа Сергия. - Второй Собор епископов в Почаевской Лавре в мае 1922 года. - Третий Собор епископов в Варшаве в июне 1922 года. -Доклад архиепископа Елевферия и епископов Владимира и Сергия Московскому Патриарху
Глава III. Отрицательное отношение к автокефалии православного населения Польши. Епархиальные Собрания представителей духовенства и мирян в Вильно и Гродно. - Лишение епископских кафедр Виленского архиепископа Елевферия и Гродненского епископа Владимира. - Арест и вывоз архиепископа Елевферия в Краков и заключение в римо-католическом монастыре. - Арест и вывоз из Гродно епископа Владимира. - Меморандум Православных епископов Русской зарубежной Церкви, порицавших действия митрополита Георгия, и реакция на него Священного Синода Православной Церкви в Польше
Глава IV. Убийство митрополита Георгия архимандритом Смарагдом. - Лишение последнего духовного и монашеского звания. - Суд над ним в Варшаве. -Избрание на митрополичью кафедру архиепископа Кременецкого и благословение Вселенского Патриарха на это избрание. - Прибытие в Польшу из Советской России архиепископа Феодосия (Федосьева) и назначение его на Виленскую кафедру. - Введение нового стиля и его отмена
Глава V. Дарование Вселенской Патриархией автокефалии Православной Церкви в Польше и ее торжественное провозглашение в Варшаве. - Доклад Собора епископов Православной Церкви в Польше Московскому Патриарху о введении автокефалии и вообще о жизни Православной Церкви в Польше. - Отрицательное отношение Московской Патриархии к автокефалии
Глава VI. Путешествие Митрополита Дионисия и епископа Гродненского на Восток. - Внутренние несогласия "в ограде церковной". - Украинизация Церкви и Луцкий Украинский Съезд в 1927 году. - Почаевская демонстрация в 1933 году. -Лишение митрополита Дионисия Волынской кафедры
Глава VII. Новая волна религиозных преследований в Польше закрытие и дальнейшее разрушение православных святынь. -Предъявление католическим епископатом судебных исков о так называемой ревиндикации храмов. - Высшая Церковная Власть обращается к соборному голосу православно-верующего народа. -Декрет Президента Республики о созыве Всепольского Поместного Собора и предваряющего его Предсоборного Собрания
Глава VIII. Работа Предсоборного Собрания и его Комиссий. - Декларативное заявление Члена Предсоборного Собрания А. К. Свитича от имени группы Членов Собрания - сторонников соборного и выборного начал в жизни Церкви. "Соборный" строй в жизни Православной Церкви в Польше и живая действительность. - Письма Митрополита Дионисия на имя Премьер-министра о печальных событиях в жизни Церкви. - Вторая сессия Предсоборного Собрания, созванная через 5 лет после первой сессии. - Выступление Членов Предсоборного Собрания в защиту Соборного начала в жизни Церкви
Глава IX. Неоуния в Польше и, так называемый, "Восточный обряд". - Инструкция Рима по ведению унийной работы. - Появление в Польше отцов - иезуитов "восточной ветви" и монахов других католических орденов. - Прибытие на Волынь епископа "Восточного обряд Николая Чарнецкого. - Так называемые, "перелеты" из одного исповедания в другое. - Переход в неоунию архимандрита Филиппа (Морозова). - Решение наивысшего Суда по ревиндикационным делам
Глава X. Полонизация Богослужения и Церковного Управления в Польше. ~ Духовные школы в Польше. - Насаждение "Польского Православия". - Создание Комиссии по переводу Богослужебных текстов на польский язык. - Первое митрополичье Богослужение на польском языке. - Протесты против насильственной полонизации Православной Церкви в Польше. - Реакция Св. Синода на протест Обще-Русского Собрания в Нью-Йорке
Глава XI. Широкий план наступления на Православие. - "Обращение" православных в католичество на Волыни. - Печальные события в Кремснецком уезде (село Гринки и др.). - Запросы в Польском Парламенте. - Канонизация Римом Андрея Боболы и использование нового святого в качестве средства к "обращению" православных
Глава XII. Грозные события на Холмщине и на Подляшьи - разрушение около 150 православных святынь. Тщетные обращения Митрополита Дионисия к властям за содействием. - Отклики в Законодательных Палатах Польши. - Собор епископов в Варшаве в июле 1938 г.- Скорбное обращение Протопресвитера Т. Теодоровича. - Послание Собора епископов Польши и его конфискация Польским Правительством. - Меморандумы Собора епископов на имя Президента Республики, Маршала Польши и Премьер-министра. - Отклики польской печати. - Выступление в защиту православных Греко-Католического Митрополита Андрея Щептицкого и конфискация его Послания. - Отклики за границы на гонения Православной Церкви в Польше
Глава XIII. Разрушение военной гарнизонной церкви в городе Гродно и недостроенного Православного Собора в городе Белостоке. --"Поляки православного исповедания" и их разрушительная работа. - Закладка новой церкви в Гродно. - Назначение новых епископов, поляков по национальности, и их торжественная хиротония в Почаевской Св. Успенской Лавре. - Отрицательное отношение православных к новопосвященным "епископам-полякам". - Демонстрация в Виленском Св. Духовом монастыре
Глава XIV. Работа по полонизации Православной Церкви новопоставленных "епископов-поляков". - Издание правительственных законоположений о внешнем и внутреннем устроении Православной Церкви. - Крупные перемены в составе профессорской коллегии Православного Богословского Отдела Варшавского Университета. - Перемены на постах Высшей Церковной Администрации. - Создание "Научной Комиссии по переводу на польский язык Св. Писания, Творений Св. Отцов и научных произведений из области догматики и др. православных дисциплин
Глава XV. Польско-Немецкая война 1939 года и включение Православной Церкви в сферу государственных интересов Германии. - Отказ Митрополита Дионисия от управления бывшей Автокефальной Церковью в Польше. - Период управления Церковью архиепископом Берлинским Серафимом (Ляде). - Возвращение к власти Митрополита Дионисия. - Усиленная украинизация Православной Церкви в так называемом Генерал-губернаторстве. - Поставление новых украинских епископов - Илариона (Огиенко) и Палладия (Видыбиды-Руденко). - Церковное управление на отшедших к СССР епархиях Западной Украины и Западной Белоруссии. - Эвакуация из Восточной Украины епископов украинских автономной и автокефальных Церквей и их взаимоотношения с митрополитом Дионисием
Глава XVI. Православная Церковь в Польше по окончании Второй мировой войны и создание т. н. свободной "Людовой" (народной) Польши. -Возвращение митрополита Дионисия в Варшаву и вступление в управление Церковью. - Отрицательное к нему отношение со стороны епископата, духовенства и мирян. - Обращение делегации Польской Православной Церкви к Московскому Патриарху и состоящему при нем Св. Синоду о даровании Польской Церкви канонической автокефалии. - Дарование таковой автокефалии Московским Патриархом и Св. Синодом при нем. - Новая попытка митрополита Дионисия удержать за собой власть. - Его "покаянное" письмо Патриарху Московскому Алексию. - Выступление в защиту митрополита Дионисия Константинопольского Вселенского Патриарха Афинагора. - Московский Патриарх Алексий отвергает просьбу Вселенского Патриарха. - Назначение Варшавским митрополитом бывшего Львовского архиепископа Макария
Эпилог
Текст книги А. К. Свитича "Православная церковь в Польше и её автокефалия" (в формате Word) можно скачать
здесь
.