По материалам издания: Сабенникова И. В. Русская эмиграция
как историко-культурный феномен
// Мир России. - 1997. - № 3. - С. 155-184.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Цель исследования состоит в том, чтобы дать комплексный социологический портрет русской эмиграции 1917-1939 годов путем выявления данных по основным параметрам ее социальных характеристик.
Проведение данного исследования позволяет определить, каким образом происходила интеграция различных групп и социальных слоев эмиграции в западное гражданское общество, выявить специфику этого процесса по различным направлениям социальной характеристики и рядам ранжирования.
Это, в свою очередь, позволяет ответить на более общий вопрос, приобретший крайнюю актуальность в современных условиях: до какой степени различные структуры традиционного (аграрного в своей основе) общества могут интегрироваться в индустриальное общество западного типа, как проходит этот процесс и какова его специфика для различных общественных групп, дифференцированных по социальному статусу, национальной, половой, возрастной, культурно-образовательной, профессиональной принадлежности.
В современных политических условиях данная проблематика приобретает особое значение, поскольку формирование в России гражданского общества повлекло за собой, осознание феномена русского зарубежья как части социо-культурного процесса XX в.
Постановка проблемы и методы ее исследования
Обращение к русской эмиграции 1917-1939 гг. как самостоятельному объекту социологического исследования определяется тем, что это было уникальное явление в истории Европы новейшего времени, поскольку (в отличие от других крупных случаев революционных эмиграций) большинству ее представителей так и не удалось вернуться в Россию по объективными причинам.
В связи с этим ее интеграция и социо-культурная адаптация в европейское индустриальное общество межвоенного периода может рассматриваться как своего рода "чистый" эксперимент.
Хронологические границы исследования объясняются объективными условиями: массовая эмиграция российских граждан началась сразу гюсле Октябрьской революции 1917 г. и интенсивно продолжалась в различные страны до 1921-1922 гг.
Именно с этого момента численность эмиграции остаеюя примерно постоянной в целом, но непрерывно меняется ее удельный вес о различных странах, что объясняется внутренней миграцией в поисках рабогы получения образования, лучших материальных условий жизни.
Процесс интеграции и социо-культурной адаптации русских беженцев в различных социальных условиях Европейских стран и Китая прошел несколько этапов и в основном завершился к 1939 г., когда у большинства эмигрантов уже не оставалась перспективы возвращения на родину.
Актуальность явления эмиграции определила обращение к ней современных исследователей.
Суммируя достижения в этой области, можно констатировать, что мы располагаем достаточно полной картиной политической истории эмиграции.
Среди работ, посвященных данной проблематике, достаточно полно представлены исследования основных идейных и политических течений в русской эмиграции, а также их лидеров - П. Н. Милюкова, П. И. Новгородцева, А. А. Кизеветтера, П. Б. Струве, П. А. Сорокина, являвшихся в то же время крупнейшими представителями русской гуманитарной науки - философии, права, социологии, истории.
Говоря об особенностях развития русской общественной мысли рубежа XIX-XX вв., А.Н. Медушевский подчеркнул такие её черты как "стремление к целостной философской концепции историческою развития, разработка проблем истории вообще и истории России в частности в сравнении с историей других стран, осознанная потребность; сопоставления России и Запада; высокая степень политизации общественной науки, ее тесная связь с политикой и политической деятельностью".
Эти общие тенденции были характерны и для русской общественной мысли в эмиграции, в частности - евразийской школы, выдвигавшей идею избранного положения России между Европой и Азией, основывающуюся на специфике геополитического, исторического и культурного развития российской государственности.
В современной литературе по русской эмиграции представлены следующие основные направления: анализ политических течений эмиграции и их лидеров; положение эмиграции в различных странах; исследование эмиграции как феномена европейской культуры; изучение характера воздействия эмиграции на ситуацию внутри России.
Среди них на первом месте стоят государства с наибольшей численностью русских эмигрантов - Германия, Франция и Китай.
Характерной тенденцией последнего времени стало появление обобщающих работ о русской эмиграции, основанных на материалах Пражского архива, а также документации европейских и американских архивов.
В исследовании М. Раева "Зарубежная Россия" на основе материалов западных архивов, научной литературы, периодической печати тех лет, устной истории (личных воспоминаний эмигрантов "первой волны") воссоздана картина культурной жизни русской эмиграции: сохранения и функционирования русской низшей и средней школы, вузов, книгоиздательств, литературных обществ, церкви. Неполнота данного исследования связана с тем, что автор не использовал богатых материалов Пражского архива и общих статистических данных Земгора.
Последним словом в разработке данной проблематики стало энциклопедическое издание - "Золотая книга русской эмиграции", которая, однако, также не может претендовать на исчерпывающий охват материала.
Таким образом, очевидна необходимость комплексного историко-социологического исследования русской эмиграции как целостного социального явления, основные параметры которого получат количественное выражение, станут объектом социологическою анализа и доказательных аналитических выводов.
В основу настоящего исследования положены сводные статистически выраженные данные о русской эмиграции 1917-1939 гг.. В этой связи принципиальна значение имеет ввод в научный оборот данных Земско-городского комитета помощи русским беженцам за границей, которые являются уникальным источником, дающим возможность проследить изменение численности, социальною состава, профессиональной принадлежности, национальный, половой, возрастной состав основных групп эмиграции в различных странах.
Существенным дополнением являются аналитические материалы, сохранившиеся в документации русских эмигрантских научных институтов, вузов, эмигрантских студенческих организаций, профессиональных союзов и обществ, редакций журналов и других периодических изданий.
Взятые в совокупности они позволяют создать коллективный социологический портрет русской эмиграции.
Большое значение для целей исследования имеет сопоставление этих сводных учетных данных с правовыми документами, фиксирующими именно ту сторону отношений эмиграции с властными структурами и общественными организациями стран размещения русских беженцев, которая, вместе с тем, была и наиболее конфликтной (визы, паспорта, вид на жительство, борьба за возможность трудоустройства и получения образования).
Третьей группой источников является административная переписка между различными структурами Земгора, его отделениями в различных странах и представительствами, различными общественными, профессиональными, политическими организациями русской эмиграции, а также с такими международными организациями как Лига Наций, Международный Красный Крест, Международное Бюро труда и др., которая позволяет раскрыть динамику развития этих конфликта в различных политических условиях, способы их разрешения, а следовательно - возможности социокультурной адаптации различных групп эмиграции к национальным условиям и политическим системам стран размещения
Основные структурные параметры эмиграции
Формирование русской эмиграции
Основными причинами формирования русской эмиграции как устойчивого социального явления стали: первая мировая война, российские революции и гражданская война, политическим следствием которых стая передел границ в Европе и прежде всего - изменение границ России.
Поворотным пунктом для формирования эмиграции явилась Октябрьская революция 1917 г. и вызванная ею гражданская война, расколовшая население страны на два непримиримых лагеря.
Формально юридически данное положение было закреплено позднее: 5 января 1922 г. ВЦИК и Совнарком опубликовали декрет от 15 декабря 1921 г. и лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей.
Согласно декрету прав гражданства лишались лица, находившиеся заграницей непрерывно более пяти лет и не получившие от советского правительства паспорт до 1 июня 1922 г.; лица, выехавшие из России после 7 ноября 1917 г. без разрешения советских властей; лица, добровольно служившие в армиях, сражавшихся против советской власти или участвовавшие в контрреволюционных организациях.
Статьей 2 того же декрета предусматривалась возможность восстановления гражданства.
На практике, однако, данная возможность реализована быть не могла - от лиц, желающих возвратиться на родину требовалось не только заявление о принятии подданства РСФСР или СССР, но и принятие советской идеологии.
В дополнение к данному декрету в конце 1925 г. комиссариатом внутренних дел были изданы правила о порядке возвращения в СССР, согласно которым допускалась отсрочка въезда указанных лиц под предлогом предупреждения усиления безработицы в стране.
Лицам, намеренным немедленно после оформления ими гражданства или амнистии возвратиться в СССР, рекомендовалось прилагать к заявлению документы о возможности трудоустройства, удостоверяющие, что проситель не пополнит кадров безработных.
Принципиальная особенность российской постреволюционной эмиграции и отличие ее от аналогичных эмиграций других крупных европейских революций - ее широкий социальный состав, включающий практически все (а не только ранее привилегированные) социальные страты.
Среди людей, оказавшихся к 1922 г. за пределами России, были представители практически классов и сословий, начиная от членов бывших правящих классов и кончая рабочими: "лица, живущие за счет своих капиталов, государственные чиновники, врачи, ученые, учителя, военные и многочисленные промышленные и сельскохозяйственные рабочие, крестьяне".
Также неоднородны были и их политические взгляды, отражавшие весь спектр политической жизни революционной России. Социальная дифференциация русской эмиграции объясняется неоднородностью вызвавших ее социальных причин и способов рекрутирования.
Основными факторами данного феномена стали первая мировая война, гражданская на, большевистский террор и голод 1921 - 1922 гг.
С этим связана доминирующая тенденция гендерного состава эмиграции - подавляющий перевес мужской части русской эмиграции трудоспособного возраста. Данное обстоятельство открывает возможность интерпретации российской эмиграции как естественного экономического фактора послевоенной Европы, возможность смотрения ее в категориях экономической социологии (как широкомасштабной миграции трудовых ресурсов различного уровня профессиональной квалификации, так называемой "трудовой эмиграции").
Экстремальные условия генезиса русской эмиграции определили специфику ее социально-экономического положения в структуре западного общества. Она характеризовалась, с одной стороны, дешевизной предлагаемой эмигрантами рабочей силы выступающей конкурентом национальных трудовых ресурсов) и, с другой, - потенциальным источником безработицы (поскольку в условиях экономического кризиса эмигранты теряли работу в первую очередь).
Принципиальным фактором, определяющим положение эмиграции как социoкультурного феномена выступает ее правовая незащищенность. Отсутствие у беженцев конституционных прав и свобод (слова, печати, права объединения в союзы и общества, вступления в профсоюзы, свобода передвижения и др.) не позволяло им отстаивать свое положение на высоком политико-правовом и институциональном уровне.
Институты социокультурной адаптации русской эмиграции
Сложное экономическое и правовое положение русских эмигрантов сделало необходимым создание внеполитической общественной организации с целью оказания социальной и правовой помощи русским гражданам, проживающим за границей.
Необходимо отметить, что аналогичные организации существовали уже в 1919-1920 гг. в Константинополе. К их числу относится, прежде всего, Русское общество Красного Креста и Всероссийский земский союз, деятельности которых распространялась, главным образом, на Балканы, в то время как европейские страны, куда, начиная с 1920 года, увеличился приток эмигрантов, оставались вне поля их деятельности.
Такой организацией для русских эмигрантов в Европе стал Российский земско-городской комитет помощи российским гражданам за границей ("Земгор"), созданный в Париже в феврале 1921 г. Почти одновременно с этим были созданы организации Земгора в странах с наибольшим расселением русских эмигрантов - Чехословакии, Германии, Болгарии, Польше, Греции, Югославии, а несколько позже в Китае.
К данному моменту, как показывают источники, эмиграция осознала необходимость образования такого гуманитарного русского учреждения, которое при опоре на возможно более широкие общественные круги могло бы взять на себя общую заботу о русских беженцах и обладало достаточным авторитетом для представительства и защиты их интересов, перед иностранными правительствами и международными организациями.
Инициативу создания такой организации взял на себя Совет Объединения Земских и Городских деятелей в Париже.
В январе 1921 г. на парижском совещании представителей местных организаций Земгора, представительств Земских и Городских союзов в Англии, США, Швеции, а также Объединения Земских и Городских деятелей за границей было принято "Общее положение" Устава Российского земско-городского комитета помощи российским гражданам за границей, определено число членов комитета и произведены выборы.
В состав комитета вошли преимущественно бывшие главные руководители и наиболее активные работники Всероссийского земского и городского союзов, а также земских и городских учреждений предреволюционной России, причем вне зависимости от их политических воззрений. Председателем комитета был избран князь Г.Е. Львов. Было определено, что комитет является учреждением аполитическим, преследующим исключительно гуманитарные задачи - оказание всякого рода помощи всем без исключения нуждающимся российским гражданам.
Согласно уставу Земгора, вся работа Центрального управления распределялась между Общим собранием - руководящим и контролирующим органом. Исполнительным комитетом - распорядительным органом и Ревизионной комиссией. Для выполнения возложенных на комитет задач было создано 8 отделов: счетно-казначейский; снабжения; колонизационный; труда; культурно-просветительный; медико-санитарный; информационный; управления делами.
Образование комитета было поддержано со стороны французского правительства Совещания послов, постановившего все ассигнования на нужды веских беженцев отпускать через Земгор (данное решение в дальнейшем никогда, однако, осуществлялось на практике).
Социальная защита русских беженцев осуществлялась как непосредственно Исполнительным Комитетом Земгора, так и через представительство Комитета в Женеве.
Первым шагом, предпринятым парижским Земгором, было воздействие французское правительство с целью добиться его отказа от репатриации русских беженцев в Советскую Россию.
Другой первоочередной задачей стало переселение русских беженцев из Константинополя в европейские страны Сербию, Болгарию, Чехословакию, готовые принять значительное количество эмигрантов.
Сознавая невозможность единовременно обустроить за границей всех русских беженцев, Земгор обратился за помощью в Лигу Наций этой целью в Лигу Наций был подан Меморандум о положении беженцев и способах облегчения их положения, составленный и подписанный предстателями 14 русских беженских организаций в Париже, в том числе и Земгором.
Основным институтом финансирования Земско-городского комитета был финансовый совет при Совещании послов, членом которого состоял князь Г. Е. Львов, а также различные частные пожертвования.
Понимая кратковременный характер и незначительность таких поступлений в сравнении с нуждами людей, лишенных жилища, имущества, работы, и желая сохранить по возможности свои учебные, воспитательные и врачебно-санитарные учреждения, Земгор с самого начала своей деятельности стремился привлечь к ним внимание иностранных гуманитарных и частных благотворительных организаций, а также правительств отдельных стран.
Усилия Земгора оказались результативными, особенно в славянских странах - Сербии, Болгарии, Чехословакии, где многие уч6ные заведения (как созданные в этих странах, так и эвакуированные туда из Константинополя) были взяты на полное бюджетное финансирование правительств этих государств.