По материалам издания: Ковалевский П.Е. Русские
культурные ценности за
границей // Хранилища
памятников культуры и истории
Зарубежной Руси. - Сан-Франциско:
Музей русской культуры в
Сан-Франциско, 1966. - С. 78-83.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Прежде чем выяснить во всей его полноте вопрос о Русских Культурных ценностях, находящихся за рубежом, необходимо сказать несколько слов о том, что мы включаем в понятие культурной ценности.
Великая Русская Культура во всех её проявлениях, как то литература, искусство, наука, религиозное творчество и вся совокупность жизни великого народа, не остановилась и не оборвалась с 1917 годом. Русское Зарубежье было не только хранителем ценностей, полученных от Исторической России, но развивало и умножало их.
Поэтому в понятие культурных ценностей должно войти не только то; что было вывезено из России, но и то, что создалось здесь, за рубежом, как непосредственное продолжение и развитие тех богатств, которые накопились до Революции. В очерке мы коснемся поэтому и ценностей, которые удалось спасти из России и всего того, что является культурные достоянием Русского Зарубежья. Несмотря на очень трудные условия оставления большинством своей родной земли её пределами оказалось очень большое количество культурных ценностей. Мы сделаем сперва обзор того, что существовало за границей до Революции и потом укажем на ценности, вывезенные после 1917 года и, наконец дадим оценку тому, что накопилось нового за рубежом.
До 1917 года вне России существовало уже много русских библиотек и архивов, но все они были значительно пополнены после 1917 года. Первое место занимал Тургеневская Общественная Библиотека в Париже в которой было, кроме ходовых книг, много комплектов русских журналов. Особенно редких изданий и архивных материалов в ней не хранилось. Гораздо ценнее был архив-библиотека А.Ф. Онегина, парижского старожила, собравшего богатейший материал по Пушкинской эпохе в том числе много неизданных рукописей. А.Ф. Онегин завещал свою архив-библиотеку Российской Академии Наук, которая приняла только часть, часть была куплена Библиотекой при Школе Восточных языков, часть погибла. Собрание Онегина заключало между прочим, все издания Пушкина на всех языках мира.
Ценна была Рубакинская Библиотека-Архив в Лозанне, которая после смерти владельца распродана. Герценовская Библиотека в Ницце много раз переходила из рук в руки и ее остатки до сих пор лежат в Ницце на складе.
Русские отделы в иностранных библиотеках не были никогда очень полны. В национальной библиотеке в Париже имеются, правда, комплекты многих газет и журналов, но книжный отдел не богат. Больше было книг в Библиотеке Бритиш Музеум в Лондоне и американских библиотеках.
Благодаря трудам Директора Высшей Школы Восточных Языков, Поля Буайэ, библиотека на 2 рю де Лилль была одной из самых богатых русскими книгами еще до революции, а теперь представляет из себя ценнейшее книгохранилище. Библиотека Славянского Института Парижского Университета 9 рю де Лилль, обогатилась собранием академика Люи Леже, который получал из России не только все Академические издания, но и многие журналы. Богата, главным образом старинными изданиями, Славянская Библиотека, собранная трудами отца Пирлинга, во главе которой стоить теперь отец Руэ де Журнель (33 рю де Севр, Париж)
Ценны были приходские библиотеки во Франции и Германии. Особенно богата была библиотека Св. Владимирского Братства в Тегеле под Берлином. Большинство книг оттуда разошлось по рукам. Библиотеки при Соборе на рю Дарю 12 и при Ниццкой церкви существуют и по ныне.
После 1920 года большинство библиотек, существовавших до революции обогатились новыми фондами. Особенно много приобрела Библиотека Восточных языков в Париже. Рядом с ней была основана известным американским археологом Виттемором, Византийская Библиотека, являющаяся сейчас богатым собранием изданий по истории русского искусства (4 рю де Лилль Париж).
Благодаря помощи Чехословацкого Правительства Библиотека Славянского Института обзавелась своим особняком на рю Мшеле.
Из новых центров отметим в первую очередь Русский отдел при Музее-Архиве войны 1914-18 годов в Венсенском Замке под Парижем, куда были собраны все материалы о последнем периоде русской истории и периода первой мировой войны. Часть архивов и книг хранились в Центре Международной Информации при Парижском Университете на 106 рю де Бак. Заведовал этим ценнейшим русским хранилищем профессор Лера.
Ценным пособием для розыска печатных материалов, хранящихся в различных библиотеках Парижа, является книга профессора Страсбургского Университета Бориса Генриховича Унбeгayнa: Русские Периодические издания в библиотеках Парижа.
Большая и ценная библиотека находится в Православном Богословском Институте в Париже. В ней имеется богатый набор изданий по Истории Церкви и Богословским и Философским наукам (93 рю де Кримэ, Париж, 19).
Уже после войны, благодаря трудам проф. Елизаветы Хилл быль создан в Кэмбридже крупный русский культурный центр с большой библиотекой. В Оксфорде и при Лондонском Университете имеются также русские библиотеки, а Русское отделение Библиотеки Британского Музея чрезвычайно богато русскими изданиями.
В эпоху распродажи советской властью русских библиотек (1932-1934 гг.) заграницу попало исключительное количество русских ценных книг, которые пополнили частные библиотеки. Трудно точно оценить количество вывезенных из России книжных сокровищ, но несомненно, по частным рукам в Европе и, главным образом во Франции, имеется сейчас много тысяч редких изданий. Некоторые любители ее ставили коллекции по специальности, как например, Альманахов Пушкинского времени (библиотека покойного В.Л. Ячиновскаго, Россика собрание П.Н. Апостола) и др.
Очень много книг было приобретено Ватиканскими библиотеками и библиотеками в Америке. Редчайшие книги по искусству находились в собрание гр. дю Шайля. Много ценных изданий было приобретено ген. Ознобишиным и ген. Гудим-Левковичем. Наконец, многочисленные русские книгопродавцы и книжные посредники приобрели и поместили в библиотеки и в частные руки десятки тысяч русских книг (А.П. Струве, Клименко, Н. Руднев и др.).
Уже до войны в Европе быль организован ряд русских музеев, которые существуют до сего времени. Самый богатый и ценный принадлежит Лейб-Казакам и помещается в приобретенном для него доме - Павильоне в Аньере под Парижем. В нем хранятся все казачьи реликвии, вывезенные из России.
Богаты Музеи Пажеского Корпуса и некоторых Военных учебных заведений, полков Русской Гвардии и Армии. Они все находятся в частных помещениях. Чрезвычайно богат и разнообразен музей П.В. Пашкова в Париже, заключающий исключительную коллекцию форм Русской Армии, знаков отличий и медалей. Самая богатая коллекция русских медалей принадлежит В.Г. Рихтеру в Лондоне.
Ценнейшая часть коллекции Вел. Кн. Георгия Михайловича, продававшаяся в Лондоне, была приобретена покойным О. Перниковым и находится сейчас в Париже (полный набор Петровских золотых медалей).
Богата также коллекция А.А. Стаховича. Кружок любителей русской военной старины, объединяющий многих коллекционеров, публикует в своем бюллетень систематически сведения о различных коллекциях и о пожеланиях коллекционеров, разыскивающих ту или иную редкую вещь.
Ценный Архив по истории Первого Кадетского Корпуса хранится у гр. К.Н. де Рошефора в Париже. У него же имеется единственная в своем роде коллекция русских национальных областных костюмов.
Исключительно ценны музеи-собрания русского фарфора, из которых самое богатое принадлежит А.А. Попову в Париже. В нем представлены все русские фарфоровые заводы в разные эпохи их существования. Коллекция Розенберга передана частично в Музей Севра.
Большую ценность представляют собрания Русских икон, из которых некоторые, как например, Золотницкого, подробно описаны и о них изданы книги. За рубежом находится много сотен старинных икон всех эпох, и Общество Икона организуете регулярно выставки в различных городах. Очень большая и разнообразная выставка была в 1952 году в Базеле.
В Германии имеются богатые собрания Икон, вывезенных из России во время оккупации. Им посвящено много исследований, вышедших за последние годы.
Собрание русских картин было всегда затруднено размерами беженских квартир и трудностью их перевозки, но все же за границей имеется немало полотен русских мастеров, которые выставлялись на русских выставках до войны. Картины из бывш. Российского Посольства в Париже (царские портреты) перешли в Русский Дом в Сент Женьев де Буа.
В Лондоне хранятся портреты Русских Царей, переданные представителю Русского посольства Саблину Англо-Русской Компанией в 1956 г.
Очень большое количество полотен русских современных художников находится, или у их авторов, или по рукам. Мало попало в Музеи. Имеется музей имени H. Pepиxa в Нью-Йорке, но богатейшая коллекция Яковлева (несколько сот картин двух экспедиций Ситроена), которая могла бы сама составить большой музей, в своём большинстве не выставлены на обозрение публики. Вообще нужда в Русском Музее чувствуется очень определенно.
Ничего точно неизвестно о судьбе русских картин в замке Збраслав в Чехии, где был основан до войны Русский Музей. Несомненно, что часть их погибла, а часть была развезена.
Вторая Мировая война и немецкая оккупация отразились очень пагубно на Русских культурных ценностях в Западн. Европе. Очень много погибло и много было расхищено.
Самой чувствительной потерей была гибель Тургеневской Общественной библиотеки, частично или полностью, частных богатых библиотек Проф. Милюкова, Бунакова-Фундаминского, П.П. Апостола и других, вывезенных из Парижа для устройства Pyccкогo Центра в Бреславле для Ост Министериума.
По сообщению Международного бюро библиотек, эти библиотеки были погружены в ящиках в вагоны в ожидании дальнейшего следования и стояли на немецкой станции, когда эта станция была бомбардирована и все вагоны, груженые книгами, сгорели. Не менее велика была потеря русских архивов и книг Парижского Центра Документации, находившегося в Венсинском 3aмке.
Перед самым занятием Парижа союзными войсками, 3амок загорелся и погибло как раз крыло, где хранились русские газеты, книги и материалы. Та часть, которая сохранилась, перевезена в Университетский Центр Информации на 5 рю Огюст Вакери, где благодаря трудам г-жи Дюменил де Граммон, создан Ценный архив Русской Эмиграции.
Очень большой потерей для русской культуры была гибель русской библиотеки в Белграде, в которой было до 100000 томов. В Октябре 1944 г. эта библиотека была объявлена собственностью СССР, потом постепенно очищалась от вредных книг и в конце концов совсем была расхищена и частично сожжена. Самой же большой потерей для Эмиграции и вообще для России, это увоз в СССР Пражского Архива. В нем, в течении долгих лет, собирались систематически не только все зарубежные книги, газеты и журналы, из которых некоторые в комплектах имелись только там, но Архив еще покупал различные неизданные материалы, воспоминания, частные и общественные архивы и документы.
Когда Президент Бенеш передал советскому правительству Пражский Архив, то в СССР были вывезены не книги и не газеты и журналы, разве кроме незначительной части, а именно все материалы и документы, которые теперь невосстановимы. По последнему довоенному печатному Отчету Архива можно судить о той исключительной потери, которую понесла Зарубежная Россия.
Во Франции погибла также библиотека и художественные сокровища-собрания графа дю Шайля, который умер во время оккупации в провинции и не смог распорядиться своим имуществом.
Переходим теперь к современному состоянию вопроса о сохранении и cпасении культурных ценностей, находящихся в эмиграции.
Очень большую и полезную деятельность в этом направлении развило за пocледниe годы Общество Охранения Российских Культурных Ценностей за Рубежом, основанное и возглавляемое проф. академиком Дмитрием Павловичем Рябушинским. Удалось не только привести в известность существование различных архивов, но и спасти часть их от гибели. Если до сих пор не удалось найти помещения для Общественной Библиотеки, которая могла бы заменить Тургеневскую и если невозможно было устроить Русского Музея, в котором хранились бы культурные ценности, то все же Д.П. Рябушинскому удалось достичь очень значительных результатов в деле охранения архивов.
Новый Главный Директор Французских Государственных Архивов Шарль Брэбан открыл в Архивах отделение для частных коллекций, как различных учреждений и обществ, так и семейств и отдельных лиц. Д.П. Рябушинскому удалось пометить в Архивы Франции уже ряд очень ценных русских архивов, как то: Архив Русского Торгово-Промышленного и Финансового Союза, Архив Центрального Комитета по Обеспечению Образования Русскому Юношеству за границей (Комитет М.М. Федорова) и несколько частных архивов. Идут переговоры о передаче туда же и других общественных архивов. При Главных Французских Архивах организован отдел микрофильмирования документов благодаря чему все находящиеся в Архиве бумаги могут быть сфотографированы и посланы на катушках в другие архивы (иных стран света).
Caмыми ценными для истории русского Зарубежья архивами являются Архивы Центрального Офиса по делам о беженцах (В.А. Маклакова) и других беженских офисов, Архивы Общевоинского Союза и Военных организаций, Архивы Инженерных зарубежных объединений. Архив же Земско-Городского Союза был сожжен во время оккупации, также как и архив помощи русским воинам, призванных во Французскую армию.
На руках у автора этой статьи имеются архивы Русского Комитета, обьединявшего 309 русских Организаций (председ. гр. В.Н. Коковцев). Делового Объединения Эмиграции, Отдела Средней Школы (организация русского образования во Франции). Федерация Студенческих Организаций, Русской Зоологической станции в Виллафранки и др.
По составлению "Истории Зарубежья, которое предпринял автор статьи, архивы эти будут сданы в Архив Франс.
Чрезвычайно ценны также церковные архивы, как Архиерейского Синода за Рубежом, так и Западно-Европейского и Митрополичьего округа. В последнем имеются данные о движении эмиграции (рождения, браки и смерти по всем приходам за все 30 лет), и богатый бытовой материал о жизни провинциальных приходов.
Из частных архивов отметим чрезвычайно разнообразный и интересный архив В.К. Абданк-Коссовского, в котором отражается со всех сторон жизнь эмиграции в разных странах рассеяния.
В архиве семьи Ковалевских, кроме материалов об эмиграции, имеется много документов и дореволюционного времени, неизданные письма Чехова и Тургенева, материалы и переписка русских общественных деятелей и ученых конца 19 и начала 20 века, архив Софии Васильевны Ковалевской и др. Наконец, там же хранятся 60 томов записей, которые велись и ведутся с 1919 года П.Е. Ковалевским и в которых отмечены все важнейшие события жизни Русского Зарубежья. Важным источником для истории Эмиграции является Эмигрантская пресса. Полные комплекты Последних Новостей, Возрождения, но Иллюстрированной Poccии имеется очень мало.
Подведя итоги тому, что было сказано, можно пожелать, чтобы документы эмиграции хранились, по возможности, в нескольких местах, если возможно, то были бы и микрофильмированы в своей самой ценной части. Важно, чтобы был переиздан фотографически второй том библиографии трудов русских ученых, изданный в 1941 году в Белграде и от которого осталось всего три экземпляра в частных руках (остальные сгорели во время бомбардировки Белграда). Они являются ценнейшим справочником о тех исключительных трудах, которые были произведены русскими научными зарубежными силами. В третьих, надо теперь же приступить к учету того, что находится в частном обладании, чтобы предотвратить гибель архивов и бумаг в случае смерти владельца. Наконец, неотложным является создание в Европе Русского Музея-Библиотеки, т.к. многие владельцы архивов не хотят по тем или иным причинам, посылать свои материалы в Америку.
П.Е. Ковалевский, доктор историко-филологических наук Парижского университета, Лауреат Французской Академии.
Париж 15 февраля 1953 г.