По материалам издания: Александров Е. "Фарма"
РООВА В Нью-Джерси // Русский
американец: Обзорный выпуск. -
№ 21. - 1997. - С. 191-194.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
В 1890 г. иммигранты из Австро-Венгрии, считавшие себя русскими, основали в США в США Общество русских братств. Впоследствии члены этого Общество присоединились к иммигрантам из России, прибывшим в США до Первой мировой войны, и основали в 1926 году РООВА - Русское объединенное Общество взаимопомощи в Америке.
Это были рабочие из крестьян, стремившиеся создать свою русскую неполитическою организацию для взаимопомощи сохранения своей культуры, самобытности и духовности.
В 1934 году РООВА, с отделами по всей Америке, включая Канаду, приобрело в центральной части Нью-Джерси, возле Джексона, 1400 акров земли. На этой земле, известной как "Пайн Барренс" (Сосновая Пустошь), у пересечения дорог 528 и 571, возник русский поселок, получивший название "Фарма РОВА" (Ферма), в котором количество населения доходило до 800 человек. Впоследствии ее стали называть "Рова". Здесь были построены дома, в которых сдавались комнаты, помещения для встреч и празднеств, библиотека имени Толстого, дом для престарелых имени Пушкина, две церкви и парк. В последствии поставлен памятник А.С. Пушкину и памятник ветеранам, погибшим во время Первой и Второй мировой войн. В центре этого места отдыха устроен большой пруд и под деревьями отведен участок для пикников. Сюда приезжали на отдых и для встреч с родственниками и земляками русские люди из Ныо-Джерси Пенсильвании, Нью-Йорка и других штатов. Многие члены РООВА построили вокруг общественного центра дома и жили здесь круглый год. Летом устраивался лагерь для детей.
С 1932 г. проводились съезды роовской молодежи. В РООВА стала вступать и интеллигенция, прибывшая в США после захвата власти большевиками в России. Изобретатель вертолетов Игорь Иванович Сикорский был членом РООВА, прилетал из Коннектикута на ферму, где читал лекции. При Рова была собрана значительная библиотека, названная в честь Л.Н. Толстого. Члены Рова любили читать по-русски. После окончания Второй мировой войны в рядах РООВА появились беженцы из СССР и Восточной Европы, так называемые "перемещенные лица".
В 1938 г. архиепископ Виталий (Максименко) основал в Кессвилле, в ознаменование 950-летия крещения Руси храм-памятник Святого Равноапостольного Князя Владимира. Храм начал строится по проекту архитектора Верховского, но его строительство закончил церковный зодчий Сергей Падюков. Храм построен в новгородском и владимиро-суздальском стиле 11-го века. Его позолоченный купол возвышается на 90 футов. Мозаичные иконы Св. Равноапостольного князя Владимира над входом в храм и мозаики Св. Бориса и Глеба по обе стороны дверей украшают его фасад. Внутри храма воздвигнут четырех -ярусный иконостас и стены расписаны фресками, включаю самую большую, изображающую крещение Киевской Руси в днепровских водах. Ежегодно, в день. Св. Владимира, со всей Северной Америки, сюда съезжаются паломники. Самое большое число паломников достигало 15.000. В 1997 г. на торжественную службу и для участия в крестном ходе на пруд, символизирующим крещение киевлян, собралось 2.000 человек. Церковь находится под юрисдикцией Синода Русской православной зарубежной церкви и числится в списке исторических памятников США (National Register of Historic Places).
Нa окраине Кессвилла находится Св. Владимирское кладбище с церковью Божией Матери, находящейся в юрисдикции Американской православной церкви. Кладбище открыто для погребений, независимо от церковных юрисдикцией. На кладбище имеется казачий участок с памятником "Казаки - казакам" и памятник жертвам Лиенца, в Австрии, где в 1945 году английским командованием на расправу Сталину были предательски выданы казаки-антикоммунисты, с семьями. Часть кладбища была отведена дал буддистов - калмыков. Свято-Владимирское кладбище является местом упокоения генерала Антона Ивановича Деникина, главнокомандующего вооруженными силами юга России во время гражданской войны против большевиков. Здесь похоронен композитор Александр Гречанинов, генералы и атаманы донского и кубанского войск, люди всех званий, включая скромного крестьянского сына, поручившего высечь возле своего имени на надгробном камне слово "Книгочей" - чтение книг было его радостью жизни.