По материалам издания: Исцеленов Н.И. Общество
"Икона" В Париже // Ковалевский П.Е.
Зарубежная Россия: Дополнительный
выпуск. - Париж, 1973. - С. 82-85.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Общество "Икона" было создано по инициативе Владимира Павловича Рябушинского, объединившего ряд деятелей движения, которое можно назвать "открытием красоты и значения древней русской иконы".
Понимание и любовь к этому искусству замерли в русском культурном обществе со времен Петра I. Увлечение западным искусством настолько сильно овладело умами, что красота и смысл иконы перестали пониматься. К концу XIX века многие иконы, находившиеся в церквах, были покрыты черным слоем копоти и почти перестали быть видимыми.
Однако с конца века несколько человек обратили внимание на русское искусство иконы. Одним из первых был Н. П. Лихачев, который начал собирать иконы, исследовать их и удалять с них слои копоти. В результате его деятельности появилось издание - "Материалы для истории русского иконописания", напечатанное Экспедицией Государственных Бумаг в 1906 году. Это было дорогое и недоступное для широкой публики издание, но оно привлекло внимание ряда деятелей искусства, которые начали изучать и расчищать русские древние иконы. Это было "открытием" искусства древней русской иконы. П.П. Муратов, автор тома, посвященного русской иконе в "Истории русского искусства" И. Э. Грабаря, первого труда по истории русского иконописания, отмечал, что когда он и другие любители присутствовали при снятии черной копоти с икон и когда на свет Божий выходили яркие краски и золотые штриховки, им казалось, что они видят настоящее чудо. Как бы из тьмы веков восставало пред ними лучезарное древнее искусство Святой Руси, сбрасывая с себя покров забвения и уничтожая распространенное тогда мнение, будто искусство живописи не существовало в России до Петра.
Параллельно с этим возрождением понимания искусства иконы с точки зрения чисто художественной, произошло и другое естественное явление - желание вернуть это искусство в его нормальную среду - в Церковь, или вернее вернуть Церковь к древнему великому богословскому искусству. С этой целью и был построен Федоровский Государев собор в Царском Селе, в котором были собраны старинные иконы. Уже перед революцией 1917 года возрождение искусства русской иконы было очевидным и слава о нем распространилась за пределами России. Естественно, что после революции, в Париже она захватила ряд деятелей, принимавших до того участие в этом возрождении и преданных ему с пламенным энтузиазмом. Поэтому объединение их в общество было своевременной надобностью.
Цель общества при его основании не вполне осознавалась, но виделась в постоянном контакте знатоков и любителей, для изучения и углубления понимания красоты и значения этого особенного православного русского искусства. Общество было основано в 1925 году и его членами основателями были: Влад. Павл. Рябушинский, Сергей Павл. Рябушинский, П.П. Муратов, С. К. Маковский, Д.С. Стеллецкий, И. Я. Билибин, кн. Г.Н. Трубецкой, кн. М. А. Трубецкая, кн. С.А. Щербатов, Н.Т. Каштанов, В.Ф. Грюнейзен и И.В. Шнейдер. Почетными попечителями были избраны вел. кн. Ксения Александровна и митрополит Евлогий, а в почетные члены - французские академики Миллэ и Брейэ, и профессора Андрей Н. Грабар и Н. Окунев. Вскоре после основания общества в него вступили Н.И. Исцеленов, Н. В. Глоба, Н.Л. Лихачев, Ф.И. Бокач, Н.Н. Шебеко, Л.И. Савич, А.П. Калитинский, Альберт А. Бенуа и А.С. Мерзлюкин, а также иконописцы: кн. Е.С. Львова, В.В. Сергеев, П. Федоров, Г. В. Морозов, гр. О.Б. Орлова-Денисова, С.Я. Рыжкова-Чекунова, Ю. Н. Рейтлингер, Т.В. Ельчанинова, монах Григорий Круг и Л.А. Успенский.
С первых же лет деятельности общества его работа определилась сама собой. В зарубежье повсеместно создавались храмы, и для них были необходимы иконы и иконостасы. В общество вступил ряд начинающих иконописцев, чтобы общими силами овладеть этим искусством, имеющим свою особую технику, приемы композиции и требующим знаний по иконографии, подчиненных каноническим правилам. Многие православные русские в рассеянии не были в курсе возрождения древней иконы и в большинстве случаев стремились иметь иконы в духе Васнецова или академического письма XIX века. Таким образом обществу пришлось заниматься пропагандой в защиту древней иконы. Среди почитателей искусства древней иконы с самого начала его "открытия" определилось три главных устремления :
1) Изучение икон, как памятников национального русского творчества и понимания красоты их;
2) Богословское и каноническое изучение икон с точки зрения их церковного и литургического содержания;
3) Продолжение искусства иконы для церковных целей и для молитвенных надобностей.
Упомянем также попытку создания современного светского искусства, опиравшегося на красоты древней иконы, подобно тому, как русскими композиторами были созданы замечательные музыкальные произведения исходя из народных русских напевов. Все эти устремления были представлены в парижском обществе "Икона".
К группе ценителей искусства принадлежали П.П. Муратов, С.К. Маковский, А.Н. Грабар и Н. Окунев. К богословско-литургической - В.П. и С.П. Рябушинские. К группе продолжателей искусства иконы - почти все иконописцы, Д. Стеллецкий и И.Я. Билибин. Архитекторы Н.И. Исцеленов и Альберт Бенуа были в третьей группе, как создатели храмов в старо-русском стиле и соответствующих иконостасов. Создание Сергиевского Подворья в Париже было первой "демонстрацией" уже определившегося направления деятельности общества "Икона". Художник Д.С. Стеллецкий, создатель росписи этого храма, всю жизнь мечтавший о возрождении русской живописи на основе изучения икон и фресок, увековечил свое имя замечательным ансамблем, превратившим протестантский храм в русскую православную церковь. Он пользовался только живописью и обнаружил при этом, что иконная роспись так органически связана с православным храмом, что отделение ее от природной сферы невозможно, как и использование ее принципов для светского искусства. С этого времени деятельность общества "Икона" направилась почти исключительно на создание православных храмов и изучение искусства иконоведения почти отпало, тем более, что это последнее велось и ведется в широком масштабе в Советской России.
Наиболее значительные храмы, созданные под влиянием общества "Икона" были: