По материалам издания: Говор Е.В. Валентин Терехов
- русский архитектор и художник
в Австралии // Австралиада: Русская
летопись. - 1995. - № 5. - С. 29-31.
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Валентин Семенович Терехов родился в 1918 году в селе Волчиха, раскинувшемся в предгорьях западного Алтая, в семье местных интеллигентов, его мать была учительницей, а отец - письмоводителем. Еще в школе Валентин проявил склонность и способности к рисованию. В 1936 году, после окончания школы, он осуществил свою заветную мечту - выдержал экзамены на архитектурное отделение Новосибирского инженерно-строительного института. В 1937 году, в разгар сталинских репрессий, его родители были арестованы и объявлены врагами народа. Валентину, для того чтобы выжить, нужно было публично отречься от них - так тогда делали многие. Однако его убеждения не дали ему сломиться в этом неравном противостоянии, за это он тут же был исключен из института и из комсомола с формулировкой нераскаявшийся враг народа. Его собственный арест был почти неминуем. К счастью, некоторая приостановка репрессий в 1938 году и знаменитое демагогическое сталинское заявление о том, что сын за отца не отвечает, позволили таким смельчакам как Валентин избежать ареста. В 1938 году он был восстановлен в институте, экстерном сдав экзамены за пропущенный год.
В 1941 году он с отличием закончил институт. Защита диплома состоялась на второй день после объявления войны. Молодой архитектор не раздумывая бросился в военкомат, чтобы вступить в армию для защиты родины. Но оказалось, что клеймо врага народа все еще с него не снято и на линию фронта его не пустили. Военные годы он проработал в Новосибирске. В 1944 году он был принят в Союз архитекторов и поступил в аспирантуру Новосибирского инженерно-строительного института.
В 1946 году Валентин Семенович переехал в Пулково под Ленинградом вместе со своей молодой семьей - женой, его бывшей однокурсницей, Лидией Михайловной Войцеховской, и сыном, родившемся в 1944 году. Знаменитая Пулковская Обсерватория лежала в руинах после фашистского нашествия, и Валентин Семенович участвовал в ее восстановлении, работая сначала прорабом, а затем главным инженером строительства. В 1948 году он переехал в Ленинград н занялся проектной работой, которая позволила полной мере развернуться его архитектурному таланту и организаторским способностям. Тридцать лет о проработал в крупнейшем ленинградском проектном институте Ленпромстройпроект в должности главного архитектора и начальника отдела. Не многим людям удается оставить такой зримый след на земле как Валентину Семеновичу - объекты его неустанной работы, материализованные в железе и бетоне, ныне разбросаны по многим концам Ленинграда и его окрестностей.
Все эти годы Валентин Семенович не оставлял и научной работы, курируя молодые научные кадры в своем институте и готовя к защите диссертацию Архитектура сверхбольшепролетных зданий. В общей сложности им было написано около 50 научно-технических статей. Его диссертация по новизне идей и объему исследований по существу могла бы быть докторской, дающей высшую научную степень в Советском Союзе, однако Валентин Семенович решил сначала защитить ее в Ленинграде как кандидатскую. После защиты диссертации в 1974 году он был направлен в Москву на Высшие курсы Госстроя СССР для руководящих работников, после чего он мог занять крупную руководящую должность в системе Госстроя. Он также продолжал работу над докторской диссертацией, и день защиты уже был близок, когда семья Валентина Семеновича приняла решение, круто перевернувшее их жизнь.
В 1979 году вместе с женой он покинул Россию, чтобы воссоединиться с сыном, выехавшим прежде него в Австралию. Путь сюда был долгим и нелегким, в Европе им более года пришлось ждать австралийскую визу. Пребывание здесь Валентин Семенович использовал отдаваясь своему давнему увлечению - делая многочисленные архитектурные зарисовки с натуры. Ныне в его архиве более двух тысяч рисунков, сделанных во многих странах Европы, а также в России, Прибалтике, Закавказье, Узбекистане.
В 1980 году семья Тереховых поселилась в Мельбурне. Валентин Семенович, хотя и стал пенсионером, не остался без дела и нашел прекрасное применение своим знаниям и способностям в этой новой стране. В Русском Доме в Мельбурне, в клубах пенсионеров, на собраниях русского представительства и в прицерковных залах он постоянно делает доклады о русском искусстве с показом слайдов, выставками рисунков и иллюстраций. Большим успехом пользовались его лекции к 1000-летию крещения Руси. Всего им прочитано более 150 докладов.
Стараниями нашего соотечественника с богатой историей русской архитектуры познакомился и англоязычный читатель: В.С. Тереховым была написана и любовно иллюстрирована книга Русская национальная архитектура. Альбом рисунков с текстом, вышедшая в 1983 году в Мельбурне в издательстве Посев на русском и английском языках. Им также подготовлены и размножены небольшим тиражом брошюры об искусстве и альбомы рисунков, составлены списки памятных дат по русской культуре. Тереховым художественно оформлены книги стихов австралийских русских поэтов И. Смолянинова, А. Кареля, З. Кжеминской и Автамонова. Его легкое летящее перо можно найти и на многочисленных выполненных им открытках, календарях, грамотах, афишах, пригласительных билетах. Вообще техника, используемая им. разнообразна - карандаш. перо, акварель. пастель. В общей сложности им выполнено около двух тысяч студийных графических работ и иллюстраций. Его работы выставлялись на десяти выставках в Австралии. Ныне этот неутомимый энтузиаст русской культуры готовит к изданию брошюру Факты русского православно-национального возрождения.
В Австралии к восьми медалям, полученным B.C. Тереховым за заслуги перед Россией, прибавились еще две австралийских - медаль от Австралийского комитета по празднованию 1000-летия крещения Руси (1988) и медаль от Русского этнического представительства штата Виктория За службу русскому обществу (1994). Здесь же, в Австралии, его нашла российская медаль 50 лет победы в Великой Отечественной войне (1995), отметившая его трудовой вклад в победу над фашистской Германией.
P.S. Н.А.М. О современных иконописцах Л.М. Войцеховская-Терехова // Австралиада. Русская Летопись. - 6. 1996. С. 7
В журнале Австралиада 5 (стр.29-31) помещён рассказ об архитекторе и художнике Валентине Семёновиче Терехове. Оказалось, что в семье Терехова есть ещё один архитектор и художник: это - его супруга Лидия Михайловна Войцеховская.
Лидия Михайловна родилась 18 декабря 1917 года в маленьком городе Архара в Уссурийском крае. Её семья часто переезжала с места на место, потому что её отец был строителем. Лидия Михайловна окончила школу в г. Старо-Кузнецке Западно-сибирского края и затем Инженерно-строительный институт в Новосибирске. Проучившись почти полный курс на геодезическом отделении картографического факультета, Лидия Михайловна, по совету своих подруг, подала прошение о переводе на архитектурный факультет. Её прошение вызвало смех у дирекции и в деканате университета: архитектурный факультет был переполнен и оттуда переводили наиболее слабых студентов на другие факультеты, да и до начала весенних экзаменов оставалось 23 дня. Однако из деканата пришел следующий ответ: если за этот срок она подготовится к экзаменам ( в программах факультетов существовала большая разница, особенно в области математики) и сдаст 12 больших рисунков и акварелей и ряд мелких упражнений, то её переведут. Направив всю свою энергию на подготовку, Лидия Михайловна сдала всё в срок и, не потеряв года, перешла на архитектурный факультет, который окончила в 1941 году. Первые 5 лет она работала инженером, а затем 25 лет архитектором, проектируя гражданские сооружения, промышленные заводы и комбинаты.
За свою деятельность она получила две гражданские медали: За доблестный труд в Великую отечественную войну и 250-летие Ленинграда (которую давали тем, кто восстанавливал Ленинград после войны).
В 1973 году она ушла на пенсию и стала заниматься живописью, постоянно бывала в музеях и галереях Петербурга, иногда по два раза в неделю. Именно об этом городе Лидия Михайловна вспоминает с тоской и любовью. В 1979 году она и В.С. Терехов получили приглашение от сына и невестки приехать к ним в Австралию и заняться воспитанием внука. По дороге в Австралию они прожили полтора года в Австрии, где Лидия Михайловна занималась реставрацией старинной живописи и икон из трёх венских галерей. Она реставрировала около 400 старинных русских икон с разной степенью повреждения. Здесь же она сама начала писать иконы.
С конца 1981 года, приехав в Австралию, она продолжает заниматься живописью: пишет иконы, портреты, пейзажи, натюрморты, чёрные лаки. К празднованию 1000-летия Православия на Руси даже занялась раскрашиванием деревянных яичек для подарков. В Мельбурне и в других городах устраивались выставки её работ: икон и картин. В настоящее время Лидия Михайловна закончила работу над иконой Спаса нерукотворного для церкви (на фронтон), икона уже освящена и установлена. От редакции: Очевидно, архимандрит Мефодий был первым русским иконописцем в Австралии, но, конечно, не единственным. Мы будем благодарны всем, кто пополнит наши сведения в этой области или возьмёт на себя оформление этой важной главы в нашей будущей истории.