По материалам информационного агенства Интерфакс.
10 мая 2006 г.
Нью-Йорк. 10 мая. ИНТЕРФАКС - В 2004 году со счетов Православной церкви в Америке были сняты десятки тысяч долларов наличных средств при отсутствии расходных документов на эти суммы.
С таким утверждением выступили независимые аудиторы в ходе мартовского совещания административного комитета Православной церкви в Америке, протоколы которого были на днях опубликованы на сайте "Православные христиане за отчетность".
В протоколах также даются дополнительные сведения по поводу устранения от должности управляющего делами Православной церкви в Америке протопресвитера Роберта Кондратика.
В ходе совещания предстоятель Церкви митрополит Герман заявил, что после своего избрания в 2001 году он попытался ограничить независимость, приобретенную управляющим делами при прежнем предстоятеле.
Однако священник продолжал действовать независимо от митрополита и в 2005 году последний несколько раз предлагал ему уйти в отставку.
Решение об устранении высокопоставленного церковного чиновника предстоятель принял после того, как в марте 2006 года адвокат протопресвитера Р.Кондратика направил ему письмо, "исполненное ложных обвинений и угрожающих заявлений".
Нынешняя ситуация развилась в Церкви после того, как в конце прошлого года получило огласку существование в ней крупных тайных банковских счетов, неподотчетных ревизионной комиссии Церкви. Эта практика, в частности, имела место в бытность нынешнего предстоятеля казначеем Православной церкви в Америке.
Между тем, по сообщению сайта "Православные христиане за отчетность", следствием финансовых нестроений, возникших после начала скандала, стала задержка зарплаты служащим центрального аппарата Церкви в апреле.
По материалам информационного агенства Благовест-Инфо.
6 мая 2006 г.
Нью-Йорк, 5 мая. Заседавший на прошлой неделе Малый синод Православной Церкви в Америке (ПЦА) поддержал решения своего первоиерарха, направленные к урегулированию финансового скандала, сообщает "Интерфакс-Религия".
В пресс-релизе Малого синода, в который входят пять из девяти епархиальных архиереев, сообщается, что его члены "выразили поддержку недавним решениям митрополита Германа относительно кадровых изменений и финансового расследования в ПЦА".
В марте в ходе заседания Митрополичьего совета митрополит Герман поручил аудит счетов Церкви независимой фирме. Это решение последовало в контексте крупного скандала, в ходе которого ее руководство было обвинено в нецелевом использовании финансовых средств в крупных размерах.
Тогда же предстоятель уволил многолетнего управляющего делами Церкви протопресвитера Роберта (Родиона) Кондратика. На прошлой неделе было опубликовано полное заявление митрополита Германа Митрополичьему совету.
По словам митрополита, решение об увольнении о. Р. Кондратика было им принято после того, как он получил "обвинительное и запугивающее" письмо от адвоката священника. "Я воспринял это нападение на меня, первоиерарха, как нападение на всю Церковь", - заявил митрополит Герман.
Как уточняет сайт "Православные христиане за ответственность", недавно стало известно, что в течение всего 2005 года митрополит Герман неоднократно призывал о. Роберта Кондратика покинуть свой пост, но управделами отказывался сделать это. Противостояние между митрополитом и управляющим делами началось еще в 2001 году, когда Герман возглавил ПЦА, и стал предпринимать попытки ограничить власть о. Роберта, которой тот пользовался при его ушедшем на покой предстоятеле - митрополите Феодосии (Лазоре).
В Малый синод входят следующие архиереи: митрополит Герман, архиепископ Питтсбургский Кирилл, глава Болгарской епархии ПЦА, архиепископ Чикагский Иов, епископ Оттавский Серафим и епископ Филадельфийский Тихон. На заседании также присутствовалп еписко Бостонский Никон, глава Албанской епархии ПЦА.
Между тем по крайней мере два епископа ПЦА продолжают оставаться крайне критичными по отношению к предстоятелю.
В частности, епископ Сан-Францисский Тихон (Фитцджеральд), опубликовавший несколько обличительных писем в отношении политики митрополита, отказался подчиниться требованию последнего, призвавшего его воздержаться от подобной деятельности, "причиняющей скорбь епископам, клирикам и мирянам".
Отвергнув предложение митрополита уйти на покой, епископ Тихон со своей стороны призвал его к такому же шагу.
В Великую Субботу, 22 апреля, епископ Тихон также публично опроверг распространившуюся в последнее время информацию о том, что он страдает "клинической депрессией". В качестве своего союзника среди архиереев ПЦА Тихон называет епископа Ситкинского, Анкориджского и Аляскинского Николая (Сораича).
По материалам информационного агенства Интерфакс.
5 апреля 2006 г.
Нью-Йорк. 5 апреля. ИНТЕРФАКС - Глава Западноамериканской епархии Православной церкви в Америке епископ Тихон (Фитцджеральд) предложил предстоятелю этой Церкви митрополиту Герману "уйти в отставку, удалиться на покой или быть низложенным".
В письме, опубликованном на сайте "Православные христиане за учетность", епископ Тихон приводит список из 15 пунктов, которые он ставит в упрек нынешнему предстоятелю Православной церкви в Америке.
Глава Западноамериканской епархии заявил о том, что митрополит Герман превысил свои полномочия, самостоятельно сместив управляющего делами протопресвитера Роберта Кондратика и без согласия Синода наняв дорогостоящую аудиторскую фирму.
В частности, митрополиту Герману также ставится в упрек то, что он не ответил на обвинения, выдвинутые бывшим казначеем Эриком Уилером, в нецелевом использовании крупных пожертвований, поступивших от благотворительного фонда "Archer Daniels Midland".
Вместо этого, пишет епископ Тихон, пресс-секретарем митрополита был назначен протоиерей Пол Куцында, который дискредитировал предстоятеля, заявив: "В определенный момент митрополит осознал: "Я испробовал все возможности, люди начинают говорить, что я некомпетентен и должен быть низложен", - поэтому он решил действовать".
Епископ Тихон призвал предстоятеля обратить внимание на существующие обвинения некоторых клириков в сексуальных домогательствах по отношению к другим.
Среди прочих обвинений, выдвинутых епископом Тихоном, названы награждение "бывшего майора КГБ" церковным орденом, оставление без внимания слухов об электронной слежке за представительством Американской церкви в Москве, невнимание к слабой защищенности от хакеров компьютерной системы центрального церковного аппарата.
Отдельно епископ Тихон подвергает жесткой критике "терпимость" митрополита Германа по отношению к некоторым другим епископам, чьи "действия являются, скорее, действиями волка, чем пастуха".
В заключение епископ Тихон предлагает предстоятелю Православной церкви в Америке либо подать в отставку в пользу старейшего иерарха этой церкви архиепископа Питтсбургского Кирилла, либо пройти медицинское и психологическое обследование и по его итогам уйти на покой.
В противном случае, заявляет епископ Тихон, нетрудно будет собрать кворум из 12 епископов для низложения митрополита Германа.
По уставу Православной церкви в Америке "решение о низложении епископа становится законным, лишь если оно будет подписано двенадцатью епископами". При этом "в случае необходимости восполнить это число епископы могут быть приглашены из соседних церковных провинций (юрисдикций)".
По материалам информационного агенства Благовест-инфо.
31 марта 2006 г.
Сан-Франциско, 31 марта, Благовест-инфо. Западная епархия Православной Церкви в Америке (ПЦА) приостановила все выплаты в общецерковный бюджет. Такое решение было принято по настоянию ее правящего архиерея, не согласного отставкой управляющего делами ПЦА протопресвитера Роберта Кондратика, сообщает сайт ocanews.org.
По инициативе епископа Сан-Франциско, Лос-Анджелеса и Запада Тихона (Фицджеральда), епархиальный совет постановил на прошлой неделе приостановить выплаты в бюджет ПЦА вплоть до следующего собрания ее Синода.
24 марта епископ Тихон, в свое время обратившийся в православие из лютеранства, направил предстоятелю ПЦА митрополиту Герману крайне резкое, по мнению наблюдателей, письмо, в котором обосновал свою позицию. Письмо было предано широкой огласке.
По словам епископа Тихона, заседание Административного комитета, на котором 16 марта было объявлено об отставке Кондратика, проходило с процедурными нарушениями: не был приглашен управделами – зато присутствовали «не члены Церкви, а возможно и вовсе не христиане». Решение митрополита об отставке о. Кондратика епископ Тихон называет «резким, поспешным и безапелляционным». Члены Совета митрополии, утверждает автор письма, остались недовольны тем, что митрополит Герман самолично принял решение уволить Кондратика, и им фактически осталось только одобрить это решение.
Глава Западной епархии также называет «оскорбительным» тот факт, что митрополит Герман нанял для расследования финансовых нарушений в ПЦА «очень дорогую юридическую фирму».
Касаясь деятельности уволенного протопресвитера Роберта Кондратика, епископ Тихон дает ей высокую оценку, утверждая, что «о. Боб» заслуживает награды, а не наказания. Напротив, резкую критику Сан-францисского архиерея вызывает позиция архиепископа Чикагского Иова (Оницкого), который ранее стал одни из инициаторов расследования финансовых нарушений внутри ПЦА. В своем письме епископ Тихон обвиняет Иова в «бунте» и требует его низложения.
Ранее целый ряд церковных деятелей обвиняли о. Кондратика в нецелевом использовании фондов Церкви. 16 марта митрополит Герман принял решение отстранить его от должности и провести внутреннее расследование и аудит церковных счетов.
По материалам информационного агенства Благовест-инфо.
23 марта 2006 г.
Питтсбург, 22 марта, Благовест-инфо. Адвокат бывшего управделами Православной Церкви в Америке (ПЦА), уволенного в связи с финансовым скандалом, утверждает, что протопресвитер Роберт (Родион) Кондратик «не допустил никаких нарушений» и стал «козлом отпущения».
Со своей стороны, ведущий критик финансовых злоупотреблений в ПЦА считает, что увольнение Кондратика митрополитом Германом – «мыльная опера», поскольку оба этих человека слишком тесно связаны друг с другом.
Адвокат Гарри Катнер, слова которого цитирует питтсбургская «Пост-Газетт», в частности, заявил: «За всеми этими обвинениями стоит небольшая группа лиц, движимых чувством личной мести к о. Кондратику, который в свое время принимал в их отношении те или иные меры. А митрополит Герман не захотел защитить о. Кондратика и запретил ему отвечать на эти обвинения».
Адвокат Кондартика частично предал гласности указ об увольнении, который получил его доверитель от предстоятеля ПЦА. «Ваше поведение, в том числе ваш отказ последовать моему указанию сотрудничать с нашими бухгалтерами, подорвало наше доверие к вам, вызвало серьезные подозрения у всей церковной общины, и лишило вас возможности в дальнейшем исполнять свои обязанности», -- говорится в указе митрополита Германа. Со своей стороны, Катнер утверждает, что его клиент охотно сотрудничал с аудиторами – напротив, право митрополита увольнять управделами без одобрения Совета митрополии вызывает у него серьезные сомнения.
«Поскольку последнее слово во всех финансовых делах Церкви оставалось вовсе не за о. Кондратиком, вывод таков: мой доверитель стал козлом отпущения, на которого свалили все обвинения в неудачах и некомпетентности руководства Церкви», -- говорит Катнер, по мнению которого митрополит Герман и исполняющий дела казначея ПЦА протоиерей Пол Кусинда «пытаются запутать ситуацию и повести аудиторскую проверку по ложному следу, свалив всю вину на о. Кондратика».
В свою очередь, Марк Стоко, на сайте которого «Православные христиане за ответственность» публиковались обвинения в адрес о. Роберта, высказал неоднозначную реакцию на увольнение управляющего делами. С одной стороны, он доволен тем, что митрополит Герман поручил разбирательство фирме Proskauer Rose, известной расследованиями корпоративных нарушений. В то же время Стоко считает, что до сих пор ни на один острый вопрос не было дано четкого ответа. Ситуацию осложняет то, что нынешние участники конфликта в течение многих лет были близкими друзьями. «Все это похоже на мыльную оперу, -- подытожил Стоко. – Личные связи между этими людьми очень тесны».
Скандал разгорелся после того, как группа православных верующих публично обвинила Кондратика и бывшего главу ПЦА митрополита Феодосия (ныне на покое) в злоупотреблениях миллионами долларов, поступавшими в церковную казну в качестве пожертвований. После шести лет тщетных попыток довести дело до рассмотрения на Совете митрополии оппозиционеры создали сайт «Православные христиане – за ответственность», на страницах которого предали дело широкой огласке. По данным Марка Стоко, ежедневно на сайт заходят до 10 000 посетителей.
По материалам сайта www.portal-credo.ru.
20 марта 2006 г.
Предстоятель Православной Церкви в Америке (ПЦА) митрополит Герман отдал распоряжение о проведении полномасштабного расследования фактов финансовых нарушений в церковных административных структурах, сообщает "Радонеж" со ссылкой на ИТАР-ТАСС. Митрополит Герман также объявил об увольнении главного администратора Церкви протопресвитера Роберта Кондратика.
ПЦА в 1970 году получила автокефалию от Московского патриархата, однако остальные официальные православные Церкви этого не признают.
О финансовых злоупотреблениях в ПЦА стало широко известно в начале марта после настойчивых требований клириков и мирян разобраться с фактами нарушений. Примерно с 2003 года в интернете циркулировали компрометирующие документы о том, как церковнослужители использовали фонды Церкви, включая благотворительные средства на миллионы долларов, в личных целях.
1 марта Священный Синод ПЦА на специальном заседании принял решение о придании гласности этих фактов и проведении аудита финансовых операций Православной Церкви в Америке за 2004 и 2005 годы. Однако возмущенные прихожане и церковнослужители посчитали эти меры недостаточными.
В связи с этим предстоятель ПЦА распространил 17 марта заявление, в котором говорится, что аудитом финансов Церкви займется крупная юридическая фирма "Проскауэр Роуз", базирующаяся в Нью-Йорке. По словам исполняющего обязанности казначея ПЦА Пола Кусинды, сотрудники этой фирмы "изучат дела и действия каждого, кто имел отношение к церковным финансам, начиная с 1990 года".
По материалам информационного агентства "ИНТЕРФАКС-Религия".
17 марта 2006 г.
Бывший управляющий делами Православной Церкви в Америке протопресвитер Родион Кондратик отказался прокомментировать свое увольнение, состоявшееся в четверг 16 марта, сообщила газета "Вашингтон пост".
"Отец Кондратик чересчур ошеломлен своим увольнением, чтобы выступать с комментариями", - сообщил помощник протопресвитера Джозеф Фестер. Он добавил, что бывший управделами "слишком занят, отвечая на звонки, электронные письма и факсы с выражениями поддержки, поступающие из всех частей мира".
Газета сообщает, что, несмотря на многомесячную кампанию протестов внутри Православной Церкви в Америке по поводу недостатков в финансовой отчетности, внезапное увольнение управляющего делами, занимающего одну из важнейших административных должностей на протяжении 17 лет, "удивило даже обитателей штаб-квартиры этой деноминации в Сайоссете (штат Нью-Йорк)".
Неназванные представители администрации Церкви в своем комментарии изданию подчеркнули, что "увольнение Кондратика не означает, что он признан виновным в какой-либо финансовой недобросовестности".
Исполняющий обязанности казначея Пол Куцында заявил, что состоявшееся в начале месяца заседание Синода Церкви, состоящего из десяти архиереев, "не привело к консенсусу". На заседании административного совета в четверг, завершившемся отставкой управляющего делами, Предстоятель Церкви Митрополит Герман, по словам П.Куцынды, "в определенный момент осознал: "Я испробовал все возможности, люди начинают говорить, что я некомпетентен и должен быть низложен", - поэтому он решил действовать".
Бывший казначей Церкви Эрик Уилер, выступивший в прошлом году с обвинениями, которые и привели к отставке Р.Кондратика, назвал минувший четверг "печальным днем для всех". "Когда что-то подобное случается, проявляется столько эмоций - чувства дружбы, сострадания к тому, кто провел всю свою жизнь в Церкви. В то же время люди должны отвечать за свои действия", - сказал он.
Газета сообщает также, что за неделю до заседания административного совета восемь юристов из числа членов Православной Церкви в Америке направили церковному руководству предупреждение, что если они не предпримут быстрых действий, могут последовать юридические последствия.
По материалам информационного агентства "ИНТЕРФАКС-Религия".
17 марта 2006 г.
Влиятельный член администрации Православной церкви в Америке протопресвитер Роберт Кондратик освобожден от своей должности в четверг вечером, сообщается на ее официальном сайте.
Решение было принято административным комитетом митрополичьего совета Православной церкви в Америке, который собрался на внеочередное заседание в штаб-квартире церковного руководства в Сайоссете (штат Нью-Йорк). Председательствовал на заседании предстоятель Церкви митрополит всей Америки и Канады Герман.
По сообщению официального церковного сайта, внеочередное заседание административного комитета было связано с возникновением вопросов, касающихся финансовой отчетности.
Митрополит Герман сообщил о принятых им решениях, направленных на оздоровление ситуации. Так, для проведения внутреннего расследования по обвинениям, касающимся финансовых средств Церкви, будет привлечена юридическая фирма "Proskauer Rose LLP". Аудиторской конторе "Lambrides, Lamos, Moulthrop LLP", в настоящее время проверяющей финансовую отчетность Церкви за последние два года, дано новое поручение изучить размещение средств, собранных с 2001 по 2005 годы. При необходимости полномочия аудиторов будут еще более расширены, добавил митрополит Герман.
Ранее журналисты обвиняли Православную церковь в Америке в нецелевом использовании средств, собранных для помощи жертвам террористического акта 11 сентября 2001 года.
Заседанию административного комитета предшествовала кампания обвинений руководства Церкви в утаивании средств от аудиторов, нецелевом их использовании и нарушениях правил финансовой отчетности. Недавно соответствующие публикации появились, в частности, в газетах "Вашингтон пост" и "Питтсбург пост газетт".
Преемник Р.Кондратика на должности управляющего делами пока официально не объявлен.
По материалам информационного агенства Благовест-инфо.
15 марта 2006 г.
Для 400 000 верующих Православной Церкви в Америке (ПЦА) первое воскресенье Великого поста было омрачено непрекращающимися обвинениями в злоупотреблениях церковными фондами, которые раздаются в адрес двух наиболее уважаемых ее руководителей.
На протяжении шести лет эти проблемы замалчивались несмотря на призывы к расследованию, звучавшие из уст лиц, ответственных за церковные финансы, и даже одного из архиереев – но сегодня, благодаря интернету, обвинения вылились в громкий общественный скандал.
Бывшие сотрудники штаб-квартиры ПЦА в Сайоссете (штат Нью-Йорк) утверждают, что в период с 1996 по 2002 год миллионы долларов в виде грантов и благотворительных пожертвований оседали на двух банковских счетах, не подвергавшихся аудиту. Один из счетов принадлежал бывшему предстоятелю Церкви митрополиту Феодосию (Лазору), второй – управляющему делами ПЦА протопресвитеру Роберту (Родиону) Кондратику.
По словам бывшего казначея Церкви, часть этих денег не только использовалась для оплаты личных счетов, но даже порой выплачивалась шантажистам. По его словам, с 1996 года не проводилось ни одной полной, независимой экспертной аудиторской проверки церковных счетов.
Протопресвитер Роберт Кондратик заявил, что нынешний предстоятель Церкви митрополит Герман (Свайко) просил его пока никак не реагировать на обвинения. «Надеюсь, что в будущем мне будет позволено высказать свою собственную точку зрения, – отметил он. – Я могу сказать, что управление делами ПЦА сотрудничает с нашим епископатом и с фирмой, которая проводит аудит. Мы с нетерпением ждем их рекомендаций».
Нынешний казначей протоиерей Пол Кусинда занявший должность в июле прошлого года, утверждает, что теперь каждый цент, переданный на благотворительные или специальные проекты, будет «использоваться только в указанных целях».
Но вопросы остаются. Митрополит Феодосий ушел на покой в 2002 году и переехал в свой родной город Канонсбург, где журналистам не удалось добиться от него никаких комментариев. Митрополит Герман пообещал провести внешний аудит церковных счетов за 2004 и 2005 год, однако критики обвиняют иерарха в уклонении от главной проверки – финансовых документов с 1996 по 2002.
«Что случилось за эти годы? Будут ли в рамках обещанного аудита проверены все счета»? – спрашивает член приходского совета собора св. Александра Невского в МакКэндлессе Грег Нескотт. Ранее Нескотт ушел в отставку из совета митрополии в знак протеста против шестилетней задержки с расследованием.
Прокурор по профессии, мистер Нескотт заявляет, что архиепископ Питтсбургский и Западно-Пенсильванский Кирилл и священник его храма Пол Суда, возглавляющий аудиторский комитет, не позволили ему стать председателем приходского совета из-за его призывов провести расследование.
«Я всего лишь призывал нанять независимого аудитора», -- говорит бывший церковный казначей 51-летний протодиакон Эрик Уилер – именно благодаря ему «странности» в бухгалтерии Сайоссета стали в прошлом году достоянием широкой гласности. 7 января критики церковной иерархии открыли собственный сайт, посвященный финансовому скандалу -- http://www.ocanews.org/.
Около 60 клириков Средне-Западной епархии и 70 представителей духовенства по всей стране подписали петицию с требованием провести доскональное расследование. Верующие не хотят доводить дело до суда, все, чего они добиваются, – независимая аудиторская проверка.
Некоторые священники, призвавшие провести проверку – в том числе 86-летний бывший настоятеля национального собора в Вашингтоне (речь идет о протоиерее Димитрии Григорьеве – прим. переводчика) утверждают, что митрополит Герман хотел заставить их замолчать.
В течение 10 лет, начиная с 1990-х годов, собственные и приглашенные аудиторы отмечали, что финансовая документация Церкви ведется неправильно. Согласно появившимся в сети сообщениям, эксперты были недовольны тем, что все доходы, расходы и прочие финансовые операции регистрировали одни и те же люди.
Прежде чем стать в 1998 году секретарем митрополита Феодосия протодиакон Эрик Уилер имел богатый опыт бухгалтерской работы. И вскоре он заметил утечку денег в обход обычных каналов. В 2005 году протодиакон написал об этом в своем письме «Призыв к отчетности», которое было роздано членам правящего церковного совета и опубликовано в Интернете.
«Фонды использовались, чтобы избавить Церковь от тех или иных скандалов, покрыть задолженности по кредитным картам, помочь родственникам и чтобы купить молчание шантажистов…», -- пишет протодиакон Эрик Уилер.
Ежемесячные расходы о. Кондратика по его кредитной карте «American Express» составляли от 5 до 12 тысяч долларов. По словам о. Уилера, эти траты объяснялись необходимостью «помогать России». По подсчетам протодиакона, около половины пожертвований в начале 90-х годов ушли на непроверяемые счета, то же самое произошло с деньгами, которые верующие жертвовали на специальные благотворительные проекты.
Церковным казначеем был в те годы протоиерей Пол Куцында (недавно вновь назначенный на это пост). По словам протодиакона Уилера, казначей периодические предпринимал «смелые, но тщетные» попытки добиться финансовой дисциплины.
По словам Уилера, в период с 1995 по 1999 год, ПЦА получила от 3 до 5 млн. долларов от благотворительных фондов Archer Daniel Midlands и Dwayne Andreas. Эти деньги должны были пойти на реставрацию церкви св. Екатерины в Москве (подворье ПЦА в России) и строительство при ней конференц-центра имени Дуэйна Андреаса, главы Archer Daniel Midlands.
Пресс-секретарь фонда отказался дать интервью Post-Gazette, однако корреспонденту газеты удалось получить отчет Налогового управления США, согласно которому только за 1998 год ПЦА получила от Archer Daniel Midlands 400 000 долларов.
По словам протодиакона Уилера, когда поступил первый грант в размере 250 000 долларов, протоиерей Пол Куцында попытался положить эти деньги на отдельный, контролируемый аудиторами счет. Через месяц после этого на место Куцынды был назначен Уилер. «Я неоднократно брал с о. Кондратика обещания прекратить порочную финансовую практику», -- вспоминает протодиакон. Но через два года он обнаружил нигде не зарегистрированный чек на пожертвование в размере 250 000 долларов, Эрик Уилер отказался подписывать финансовые отчеты.
Протодиакон Уилер не утверждает, что все деньги были украдены. В московской церкви были произведены большие работы, хотя конференц-центр так и не построили: на случай если сам г-н Андреас захотел бы посмотреть на него, было решено выдать за «Центр им. Адреаса» адвокатскую контору, располагающуюся в церковном доме.
«Приблизительно треть денег была потрачена на добрые цели, треть ушла по «серым» каналам (которые назывались благотворительными) и еще треть была потрачена неизвестно на что, потому что учет этих денег не велся», -- завил протодиакон Уилер на прошлой неделе.
В июле 1999 года протодиакон Уилер поручил проверить церковные финансы главе церковного аудиторского комитета Джону Кози и независимому аудитору Роберту Тейлору. Кози – финансовый аналитик из Сайоссета, рассказывал, что был назначен на свой пост благодаря личной дружбе с о. Кондратиком. Он надеялся, что встреча с Кондратиком, юридическим советником ПЦА и другими официальными лицами прояснит ситуацию.
«О. Боб (Роберт Кондратик) изобразил крайнее удивление, он вел себя так, будто впервые слышал о каких-то нарушениях. Он говорил: ”Мы должны исправить это. Мы должны поработать с этим”», - вспоминает Кози.
В протоколе встречи, прошедшей 8 июля 1999 года, говорится о планах нанять специального внешнего бухгалтера, который бы определил, используется ли дискреционный счет митрополита (счет, которым он мог пользоваться по собственному усмотрению – прим. пер.) в соответствии с действующим законодательством.
Однако три недели спустя Синод епископов заявил, что митрополит имеет право на фонд, который бы не подлежал никаким проверкам. «Мы единодушно призываем нашего предстоятеля отказаться от любых форм аудита», -- говорится в постановлении Синода. Впоследствии архиепископ Чикагский Иов заявил, что никто не сообщил ему тогда, что речь идет о столь крупных суммах.
По словам юриста Ричарда Хэммара из Спрингфилда, специалиста в области церковных финансов, дискреционные фонды широко распространены, однако с ними часто возникают налоговые проблемы.
«Любой дискреционный фонд, который священник может использовать по своему усмотрению, может рассматриваться как облагаемый налогом доход, даже если этот фонд и не используется для личных целей», -- говорит Хэммар. Чтобы избежать таких проблем, Церковь должна ограничить сумму денег в этих фондах, запретить священнику использовать их в личных целях и сделать так, чтобы руководство Церкви могло контролировать эти счета.
В сентябре 1999 года протодиакон Эрик Уилер был отстранен от должности казначея. Примерно в это же время внешний аудитор заявил, что не может завершить проверку за 1998 год из-за отсутствия части документации.
Узнав об этом, Кози разослал письма всем членам совета Митрополии, прося их о разрешении выступить на ноябрьском заседании этого органа. Ему было отказано, однако письмо Кози прочли на некоторых приходах.
Прочтя письмо, питтсбургский прокурор Грэг Нескотт, обладавший статусом наблюдателя в совете Митрополии, решил прийти на заседании. К удивлению Нескотта секретарь митрополита отказал ему в этом праве. Этот отказ «подтвердил опасения, высказанные Джоном Кози, -- писал в последствии Нескотт. – Неужели они испугались услышать несколько откровенных вопросов? Или в Сайосетте не нашлось бы для меня лишнего стула? А может быть, дело в том, что я федеральный прокурор?»
На ноябрьском заседании Совета в 1999 году был возвращен к жизни план проведения «общей проверки» дискреционных фондов внешним аудитором. Кози и еще несколько человек протестовали против такого решения, заявляя, что «общая проверка» -- далеко не доскональный аудит.
14 января 2000 года адвокат митрополита Феодосия заявил, что внешние аудиторы признали, что финансовые документы по дискреционным фондам за 1996-1998 годы велись в соответствии «с общепризнанными бухгалтерскими процедурами». Это заявление удовлетворило большинство членом совета Митрополии. В апреле того же года, как рассказывает Кози, он был отстранен от занимаемой должности главы аудиторского комитета – на этот пост был назначен о. Пол Суда.
В июле 2002 года митрополит Феодосий ушел на покой. Архиепископ Иов, знавший от протодиакона Уилера о существующих проблемах, надеялся, что новый митрополит Герман наведет порядок в церковных финансах. Однако, как это следует из протокола встречи архиепископа с клириками штата Огайо, его надежды не оправдались. В июне Иов обратился к митрополиту Герману с письмом, в котором попросил его представить полный финансовый отчет к Всеамериканскому собору, назначенному на июль. О. Кондартик заявил в ответ, что митрополит Герман считает подобный отчет «неуместным».
Узнав об этом, Нескотт покинул Совет. «Совета митрополии, который еще несколько десятилетий назад был надежным, уважаемым органом, дававшим Церкви разумные, профессиональные советы в области финансов, больше нет», -- написал он впоследствии на одном из православных интернет-форумов.
Протодиакон Уилер направил всем членам Совета письмо, в котором изложил свои опасения. На ноябрьском заседании Совета митрополит Герман пообещал «заказать независимые проверки сертифицированной аудиторской фирме».
Однако на двух последовавших за этим встречах епископов было решено, что аудит коснется только счетов за 2004 и 2005 годы.
28 ноября архиепископ Иов написал митрополиту Герману, что «независимый аудит финансов только за два последних года не даст необходимых ответов». Архиепископ Иов также выразил сожаление, что церковные иерархи выступают с нападками на протодиакона Уилера, «игнорируя серьезные вопросы», которые он поднимает.
«Меня продолжает смущать один простой, но в высшей степени уместный вопрос, который так и не был открыто поставлен, -- говорит чикагский архиерей. – Было ли обосновано хотя бы одно из обвинений, или все они ложные? Совершенно очевидно, что надо провести расследование».
Однако о. Пол Кусинда считает, что аудит 2004-2005 годов может привести к дальнейшим проверкам. «Когда бухгалтеры начинают свои проверки, они стремятся поднять отчеты за как можно более давние периоды. Аудит стоит дорого, а мы – скромная Церковь. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы, с одной стороны, защитить Церковь от обвинений, а с другой – ограничить проверку действительно необходимыми пределами».
Энн Роджерс
12 марта 2006
Перевод "Благовест-инфо"
Источник: Pittsburgh Post-Gazette
По материалам сайта Orthodox Christians for Accountability
March 14, 2006
Despite repeated pleas for 'order' by the Synod of Bishops, recent statements by top church officials themselves to the press and on the Internet are adding to the consternation of clergy and laity as the OCA
scandal receives growing national attention.
Sunday's front-page story in the Pittsburgh Post-Gazette illustrates the mixed signals from Syosset, as the Chancellor and Acting Treasurer offer differing responses; while Bishop Tikhon contradicts both, despite having pledged to his fellow Bishops not to engage in further debate on the Internet. Meanwhile, the Secretary of the Synod of Bishops, Bishop Seraphim, has sent an email letter to his Canadian parishioners in which he offers yet another account of what is
occurring.
The Post Gazette Story
In this latest coverage of the OCA scandal by a major metropolitan daily many of the principal players continue to successfully evade comment. The Post Gazette reported that efforts to reach former Metropolitan Theodosius 'were unsuccessful' and Archbishop Kyrill was 'out of town' - although the two appeared together at Sunday of Orthodoxy services in
the Pittsburgh Deanery that very evening. Fr. Paul Suda, of Allison Park, the current Chairman of the OCA Audit Committee, simply 'did not
return calls'.
The Post Gazette story was notable in that, for the first time, one of the men at the heart of the scandal, OCA Chancellor Fr. Robert Kondratick, did respond to questioning. In a surprising explanation Kondratick said that his long-standing silence has not been by choice.
The Post Gazette reported that Metropolitan Herman, Primate of the OCA, has ordered Kondratick not to address the accusations. "I hope, at some point in the future to be permitted to express my own point of
view", Kondratick is quoted as saying.
Kondratick's statement is surprising, since Metropolitan Herman has apparently made no such request of Kondratick's colleague, OCA Acting Treasurer, Fr. Paul Kucynda, who has spoken not only to the Post Gazette, but to the Washington Post about the scandal. And whereas Kondratick would only say that he "looks forward to (the) recommendations" of current audits and reviews, Kucynda openly anticipated the conclusions of both. "There will not be any invasion, for any reason, of any designated funds," Kucynda told the Post Gazette, "from here forward."
Kucynda's startling coda - "from here forward" - is the first public admission by a Syosset insider that any of Deacon Wheeler's allegations, in this case Syosset's diversion of special appeal funds, has substance.
Bishop Tikhon Dissents
Tikhon, OCA Bishop of the West, asserts just the opposite. Also anticipating the audit and review, Tikhon stated flatly, in a public posting dated 11 March that: "Allegations of criminal wrong-doing are
false."
The Bishop continued: "Now, having answered that question *****once again,*****.... I add that it would now be against an Apostle's injunction against indecency and disorder to answer any question that goes, 'AND how do YOU know, BISHOP?' Absolutely refuse. It's way too late for any voluntary, kind, and, according to Faith uncalled-for, explanations."
While declining to explain the source of his knowledge, Tikhon did reveal in another public email, this time to diocesan priests, previously undisclosed decisions by the Bishops concerning the scandal, apparently made during the Synodal meeting held March 1 in Syosset. "I will confide to you all," Tikhon wrote, " though, that it is very clear what His Beatitude meant when he said that he wanted all the Bishops to agree that there will be no further discussion of 'these matters' on the Internet. As you know, with the exception of Bishop Nikolai and me, the Holy Synod is made up mostly of Luddites when the subject of the cyberworld comes up, and the restriction only applied to me. However, the general prohibition made it possible for His Beatitude
to avoid addressing me directly.."
It is hard to determine which is more surprising: Tikhon's public disclosure of private agreements of the Synod, or the fact of his continuing public comments and commentary about the scandal on the Internet, despite having agreed with his fellow Bishops not to publish...
Canada Seeks A Middle Way
Between the hiding, imposed silence, curt confirmation and open denials coming from the OCA leadership, Bishop Seraphim of Canada has chosen yet another way. In
an email addressed to the faithful of the Archdiocese of Canada on 11 March
Seraphim wrote: "As can be seen from the (attached) Statement, the Holy Synod of Bishops is in the process of examining both the allegations, and also the facts of the financial situation. We can only act on the basis of concrete information, and this can only begin to be seen after the completion of the mentioned audits."
Bishop Seraphim's assertion is at once revealing and confusing. While affirming that the Holy Synod "is in the process of examining the allegations", the first public mention that this is indeed being undertaken, the Bishop states that action can only take place after
the completion of the 2004-2005 audits. The Bishop does not explain how audits for 2004 or 2005 are to elucidate "concrete information"regarding allegations of financial misconduct that is alleged to have taken place from 1993-2003.
Bishop Seraphim continued: "Although it is possible that mistakes were made by one or another persons, or groups of persons, it remains the responsibility of the Holy Synod to make sure that, whatever will be
found, all things will be put in the best possible order, so that if there were mistakes, they may be corrected quickly, and if there were no mistakes, but rather misunderstandings, then our reporting can
demonstrate quickly and clearly the state of affairs."
Once again the Bishop's statement is confusing. As Secretary to the Synod, Seraphim was a signatory to the Lesser Synod's statement of January 2006 which has already admitted "mistakes", "errors", "lack of
judgement" and "sin". Now he hesitates and affirms only that it is "possible that mistakes" were made; or even less seriously, it is all "misunderstanding". The Lesser Synod's statement declined to mention who had made these "mistakes" or who had sinned. Seraphim's new statement suggests it may be "groups of persons" who are responsible.
In short, somewhere between denial and affirmation, the Canadian Bishop seems to be suggesting that the errors might be less serious than previously suggested, but the circle who committed them much wider.
The Muddle Continues
In the past two months the Lesser Synod of Bishops has admitted mistakes. A month later, the Synod as whole admits nothing, but its members privately agree not to discuss the situation further on the Internet - an agreement immediately broken by the very Bishop crying the loudest for the restoration of 'order'. This week the embattled Chancellor, who has refused all previous comment to the media, now claims he would speak, but is prevented by the Metropolitan from so doing. Curiously, the Treasurer, who is also directly under the Metropolitan, speaks openly, tacitly admitting serious problems exist. Enters now yet another Bishop claiming the way forward is to conduct audits of years not in question...
Somewhere between the affirmations, denials and about faces that are now taking place the truth may be found. OCANews has learned that the Administrative Committee - the executive body of the Metropolitan Council - will hold an unannounced meeting shortly in Wayne, New Jersey, home parish of OCA Treasurer Fr. Paul Kucynda, rather than in Syosset. This meeting might be a good occasion to begin clearing up the
current confusion by just answering the simple question that lies at the root of the trouble: Are the allegations true or false?
По материалам ИТАР-ТАСС/Патриархия.ru.
3 марта 2006 г.
В среду 1 марта Священный Синод Православной Церкви в Америке, которая в 1970 году получила автокефалию от Московского Патриархата, на специальном заседании в городе Сайоссет на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, в ответ на многочисленные запросы клириков и мирян принял решение предать гласности финансовые операции церковных административных структур, деятельность которых была подвергнута резкой критике.
Как стало известно, еще в конце 1990-х годов казначей Православной Церкви в Америке протодиакон Эрик Уилер выдвинул обвинения в предполагаемом нецелевом расходовании средств. Вскоре после этого он был уволен, однако примерно с 2003 года в интернете стали появляться компрометирующие материалы о том, что некоторые клирики использовали фонды Церкви, включая благотворительные, в личных целях.
По материалам информационного агенства ИТАР-ТАСС.
2 марта 2006 г.
Православную Церковь в Америке (ПЦА) потряс финансовый скандал. Вчера священный синод церкви, которая в 1970 году получила автокефалию от Московского Патриархата, на специальном заседании в городе Сайоссет на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, в ответ на многочисленные запросы клириков и мирян принял решение придать гласности финансовые операции церковных административных структур, деятельность которых была подвергнута резкой критике.
Еще в конце 1990-х годов казначей ПЦА протодиакон Эрик Уилер выдвинул обвинения в предполагаемом нецелевом расходовании средств. Вскоре после этого он был уволен, однако примерно с 2003 года в Интернете стали появляться компрометирующие документы о том, как церковнослужители использовали фонды церкви, включая благотворительные средства на миллионы долларов, в личных целях.
Осенью прошлого года Уилер вновь направил меморандум руководству ПЦА о фактах финансовых нарушений церковнослужителей. Бывший казначей заявил агентству АР, что может подтвердить каждое обвинение в своем послании. По его словам, он решил вновь выступить с обвинениями, поскольку то, что происходило в момент, когда он работал в ПЦА, продолжалось и в 2005 году.
По материалам сайта Православной Церкви в Америке.
March 1, 2006
“Let all things be done decently and in order”
(I Corinthians 14:40)
The Holy Synod of Bishops of The Orthodox Church in America, under the chairmanship of the Primate, His Beatitude, Metropolitan Herman, met in Extraordinary Session.
The Holy Synod has decided upon the following course of action, continuing to encourage financial accountability, and trust within The Orthodox Church in America.
1. Implement Best Practices for Non-Profit Financial Accountability.
Following are the six best practice principles for financial accountability considered applicable to The Orthodox Church in America:
2. Review the Disposition of all Monies Collected Through All OCA Appeals from 2001.
Our objective is to have a report from the external CPA firm of Lambrides, Lamos, Moulthrop, LLP for presentation to the Holy Synod by the time of the Spring 2006 meeting.
3. Conduct Independent Financial Audits from 2004
In conformity with past practice, the external CPA firm of Lambrides, Lamos, Moulthrop, LLP will conduct independent audits for all 2004 and 2005 accounts. We have instructed them to give us fair and impartial assessments of our financial controls, and accounting results, providing us with recommendations on how the process can be improved, and made more transparent, disciplined, and accountable.
4. Review of reports at the Spring Session of the Holy Synod
The bishops will review the independently audited reports of 2004 and 2005, and the report on the appeals, when they meet for their Spring 2006 Session, and take such action as may be appropriate (such as establishing a special committee of review).
On the threshold of the Great Fast, we exhort the faithful to remember the Holy Gospel, to conform to the example of Christ, and to live as Christians in mutual repentance and forgiveness.
+ HERMAN
Archbishop of Washington and New York
Metropolitan of All America and Canada
+ KYRILL
Archbishop of Pittsburgh and Western Pennsylvania
and the Bulgarian Diocese
+ DMITRI
Archbishop of Dallas and the South
+ NATHANIEL
Archbishop of Detroit and the Romanian Episcopate
+ JOB
Archbishop of Chicago and the Midwest
+ TIKHON
Bishop of San Francisco, Los Angeles and the West
+ SERAPHIM
Bishop of Ottawa and Canada
+ NIKOLAI
Bishop of Sitka, Anchorage and Alaska
+ NIKON
Bishop of Boston, New England
and the Albanian Archdiocese
+ TIKHON
Bishop of Philadelphia and Eastern Pennsylvania
По материалам интернет-портала "Портал-Кредо.Ру".
27 февраля 2006 г.
Cинод Православной Церкви в Америке начал внутреннее расследование в связи с обвинениями, выдвинутыми в отношении церковных властей диаконом Эриком Уилером, бывшим казначеем Церкви и личным секретарем митрополита Феодосия, сообщает агентство EAI.
Уилер утверждает, что часть православных иерархов использовала по нецелевому назначению церковные фонды.
Эти обвинения касаются событий 90-х годов (сам Уиллер не исполняет обязанностей казначея уже с 1999 года). Речь идет прежде всего о пожертвованиях фирмы
"Дуэйн Андреас", которая в 1993-99 гг передала около 1,5 млн.долларов на ремонт недвижимости церкви в Москве, а также на создание конференц-центра в столице
России. По мнению диакона Уиллера, ремонт прошел в основном за счет средств, собранных в самой России, в то время как дотации от фирмы пошли на секретные
счета иерархов церкви.
Еще одно обвинение касается дотации, выделенной государственным департаментом по делам воинских капелланов CША. В 1993 году это специализированное
правительственное учреждение CША перевело 62 838 долларов США на распространение Библии в России. Как утверждает Уиллер, эти деньги оказались на платиновой кредитной карте священника Кондратюка.
Как сообщается, по вопросу финансовых злоупотреблений диакон Уиллер ранее был допрошен представителями светских властей, в том числе и ФБР.
Православная Церковь в Америке насчитывает около 400 тысяч верующих. В обиходе ее называют Русской Православной Церковью в Америке, однако с 1970 года она
независима от Московского патриархата.
По материалам сайта Orthodox Christians for Accountability
November 21, 2005
Stunning new allegations of financial corruption and personal misconduct, as well as insider details of a cover-up have been leveled against the current administration of the Orthodox Church in America by its former Treasurer, Protodeacon Eric Wheeler. In a series of three letters dated October 15 to November 1 sent to Metropolitan Herman, Primate of the OCA, members of the OCA's Holy Synod, and finally, members of the OCA's Metropolitan Council, Wheeler demanded the Orthodox Church in America "clean house".
The Scandal
Many of Wheeler's allegations, including the existence of secret discretionary accounts totalling millions of dollars, first surfaced in 1999 when the former chairman of the OCA's Audit Committee, John Kozey, balked at signing the 1997-98 official audit. When Kozey revealed the problem of 'Discretionary Accounts' to the OCA's Holy Synod, and later, Metropolitan Council, Kozey was summarily dismissed, at least one member of the Metropolitan Council was forced to resign and Wheeler was 'reorganized' out of his position as Treasurer.
Now Wheeler, who had a stellar career in the administration of the OCA, first as an administrator at St. Vladimir's Seminary, then as Secretary to Metropolitan Theodosius from 1988-96 and finally as OCA Treasurer from 1996-1999, has broken his long silence about these matters in a confessional mea culpa that has the OCA administration in an uproar, the OCA hierarchy splintering, and the Orthodox cyberworld abuzz since major excerpts of the three letters were posted on Orthodox-Forum@Yahoogroups.com
Financial and Personal Misconduct
In his climatic third letter which details the origin, nature and scope of the corruption, as well as the ensuing cover-up, Wheeler explains: "The prevailing financial climate at the (OCA) Chancery was always one of concealment. Everything pertaining to money had to be handled in a secretive manner since the bishops were not interested in the financial needs of the central church, the Metropolitan Council and church bodies lacked, or rather, could never be given real control over the money and the masses were not spiritually mature enough to handle the truth."
Given this atmosphere, Wheeler writes, funds were needed "to safeguard the church from scandal, to cover embarrassing credit card debts incurred by the Metropolitan, to provide family members who leached off their relatives with a steady stream of assistance, to pay blackmail requests and to provide the means to entertain with dinners, trips and gifts of cash the visiting foreign dignitaries and 'friends of Syosset'."
According to Wheeler, secret bank accounts were established in the Roslyn Savings Bank, funded by undisclosed donations to the OCA by the Archer Daniels Midland Foundation (as well as personal foundation of ADM's founder, the Dwayne Andreas Foundation) totalling almost $5 million - as well as off-the-book sales of merchandise and liturgical items from Russia to OCA clergy and parishes. Wheeler details how Temporarily Restricted Fund the OCA's Annual Mission, Seminary and Charity Appeals - were looted to cover operational expenses in an extensive shell game meant to cover financial irregularities. "On a regular basis", Wheeler writes, "petty cash checks were cut from these accounts in the amounts of $10,000 with the cash being given to Father Kondratick. A review of the financial records of the church during this period will show a deficit in the Charity Appeal Fund of close to $275,000 dollars." Additional monies, according to Wheeler, were diverted from Church Planting Grants as well as the Department of Chaplain's Bibles for Russia campaign.
Wheeler's insider description of the financial chicanery at Syosset occasionally borders on the comic as he explains how a proposed visit to the OCA's Representation Church in Moscow, St. Catherine's by ADM's Dwayne Andreas threatened to bring down the house of cards. Having diverted Andreas' annual gifts for a conference and communication center in Moscow for years to secret accounts, Wheeler writes: "The greatest fear was that Mr. Andreas would want to view the nonexistent conference center. A plan was put into place to present the offices of the law firm renting property within St. Catherine's complex as the "Andreas Conference Center" the only thing to be changed were the signs on the outside of the building."
The Scandal Breaks
Wheeler's tone changes, however, as he begins to detail the events which led to his own dismissal in 1999. Wheeler writes: "As the All-American Council neared in 1999 I felt it essential to present an audited financial report for the years 1996-1998. Not to mention the fact that the plenary session devoted to finances was to be four hours in total presentation, with 45 minutes of open questions for the Treasurer."
With neither Metropolitan Theodosius nor Fr, Kondratick willing to address the unethical behaviors or financial irregularities, Wheeler himself balked. "On June 20, 1999, "Wheeler writes, "I finally broke down and explained the entire financial mess to Rob Taylor, a partner of the CPA Firm responsible for auditing the accounts of the Church. Taylor, however, only informed the Chairman of the OCA Auditing Committee, John Kozey, of the secret accounts. Kozey, in turn, informed all members of the Holy Synod and Metropolitan Council in early July, 1999 of the secret Odiscretionary accounts."
The Cover Up
"It is telling," continues Wheeler, "that within a week ... Metropolitan Theodosius retained the services of a private lawyer, Michael Kennedy, and Father Kondratick retained the services of David Chesnoff, a lawyer from Las Vegas provided through the connections of Richard Rock and William Tarbey." In order to contain any potential scandal before the Metropolitan Council's meeting, the Holy Synod met and voted to officially allow discretionary accounts, as well as to prohibit audits of them. Now Wheeler reveals that: "The resolution signed by the Holy Synod during the All American Council in 1999 calling for the Metropolitan to deny any type of audit of the 'Discretionary Account' was actually prepared by legal counsel for the Metropolitan."
Wheeler continues: "This scandal would not be resolved, at least from the standpoint of Metropolitan Theodosius and Father Kondratick, until the Spring of 2000 with the Metropolitan's Report to the Holy Synod. Richard Rock, formerly of Martinez & Murphy, would run the 'cover up' and worked with Father Kondratick to construct an entire paper trail for the 'so-called' discretionary account from 1996 to 1999. The discretionary account would end up footing the bill for the personal attorneys for the Metropolitan and the Chancellor and the accounting fees for Heinz and Associates for their review (not an audit of financial statements) of the paperwork created 'after the fact' by Richard Rock."
In the wake of the successful cover-up, Kozey was dismissed and several members of the Metropolitan Council who had passionately argued for greater financial accountability and transparency forced to resign, as neither the Bishops, nor clergy would confront Syosset. The affair seemed finished as Metropolitan Theodosius reported to the 2000 Spring Session of the Holy Synod that "... an external audit is not a canonical requirement and is an expensive and unnecessary exercise which causes internal turmoil rather than good order." The cover-up was complete.
Charges Continue
Charges of financial irregularities, however, continued to be leveled against Syosett. Most recently, widespread questions arose regarding the dispersal (or rather, non-dispersal) of the more than $275,000 collected specifically for the 9/11 Charity Fund. In response to these questions, and at the urging of his Diocesan Council, Archbishop Job of Chicago and the Midwest, representing the OCA's largest diocese, sent a letter in June 2005 asking for a "broader explanation of church finances and accounts" at the All-American Council in Toronto.
In a response dated June 30, 2005, the Chancellor of the OCA maintained that it would be "inappropriate" to release additional financial information to the All-American Council "without the prior approval of the Metropolitan Council and the blessing of the Holy Synod", claiming that the Metropolitan Council "is provided with all pertinent information concerning finances." This refusal caused one prominent Metropolitan Council member from the neighboring Diocese of Western Pennsylvania, Attorney Greg Nescott, to resign in July 2005 citing the "...continued lack of openness in the OCA's chancery and central administration."
Wheeler Breaks His Silence
Wheeler offers no single or dramatic reason for breaking his silence at this time. He does acknowledge that writing these letters "has been cathartic". His sole hope, he writes is "by conveying my side of the story, and by attempting to explain the financial abuse that has taken place over the years, we can affect a change in the approach to financial stewardship and accountability in the Orthodox Church in America."
Responses Vary
Clearly, Wheeler's letters have reopened the book on the many scandals that have plagued Syosset for the past six years. Publically, Syosset has been silent on the charges. Privately, Syosset supporters dismiss Wheeler's allegations as the work of a 'malcontent', saying "the issues have been resolved long ago".
Not surprisingly, other members of the Holy Synod, however, seem to have taken Wheeler's charges to heart. Although rebuffed before the Council, Archbishop Job held a meeting of all his Deans on Thursday November 3rd in Chicago to discuss Wheeler's revelations. No official announcement has yet been made but sources close the meeting indicate that unless significant actions are taken, the largest Diocese in the Orthodox Church in America may be contemplating witholding funds to Syosset until remedial actions are taken.
Представлено сайтом Orthodox Christians for Accountability
In June 1999 the independent accountant certifying the 1998 audit of
the financial records of the OCA reported to the Chairman of the OCA
Audit committee, Mr. John Kozey, that $250,000 was missing. Upon
investigation, the OCA Treasurer, Deacon Eric Wheeler, revealed that
this money, and additional sums, had been placed in a heretofore
unknown "discretionary account" controlled by + Metropolitan
Theodosius. An agreement was reached in July, with the OCA's lawyer,
Mr. Jonathan Russin, that this account would be reviewed by another
auditing firm to reassure everyone that no improprieties had occurred.
This did not happen. Instead, in August 1999 the Holy Synod of the OCA
reaffirmed the principle that the Metropolitan could keep a
"discretionary account" and forbade any audit of it. In September,
Deacon Wheeler was removed as Treasurer and replaced by Archbishop
Herman. A few weeks later, John Kozey was removed as Chairman of the
Audit Committee. The independent accounting firm was also dismissed.
Kozey informed the Metropolitan Council of OCA of the situation. The
Council did nothing. In the course of the next 4 months it was revealed
that more than $4 million had passed through this, and perhaps other,
discretionary accounts since 1992. The bulk of the monies had been
given to the OCA by the Archer Daniels Midland (ADM) Foundation for
restoration and development of the OCA's representation Church in
Moscow. However, at least $2.25 million appears not to have reached
Moscow. Wheeler was threatened with suspension if he continued to
speak on the matter; and became silent. All attempts to get other
hierarchs to investigate were unsuccessful. In May 2000 the
Metropolitan declared the episode closed.
In 2002 Metropolitan Theodosius retired and Archbishop Herman succeeded
him. However, rumors continued to swirl about financial improprieties
at Syosset ( Syosset is the village in which the OCA headquarters is
located in New York). Serious questions were raised about the US
military chaplains' "Bibles for Russia" appeal funds that have never
been dispersed; about appeal funds raise for 9/11 victims never
dispersed, about charity funds for the OCA "Christmas Stocking Program
for Russian Children" that were diverted. Syosset refuses to comment on
any of these allegations made by Wheeler and others.
In June 2005, Archbishop Job of Chicago and his Midwest Diocese asked
the OCA for an accounting on these and other financial matters. This
was denied. In August 2005 it was announced that the OCA is now $2
million in debt.
In October 2005, Deacon Wheeler broke his long silence and wrote a
detailed expose of the financial misdeeds of Syosset to the OCA's
Holy Synod. No action was taken. In November 2005, this letter was
published on the internet. Several priests who called for an
investigation were ordered to be silent. In December 2005, Archbishop
Job called for a full investigation. In January 2006, a website
dedicated to the scandal www.OCANEWs.org appeared with a full account,
hundreds of pages of documents detailing the story, and commentary by
priests and lay people. This initiative led another former Syosset
official, Paul Hunchak, former Corporate Secretary of the OCA, to
publicly confirm Wheeler's allegations.
At the end of January, in reponse to the allegations, the Lesser Synod
of the OCA admitted to "errors" , "mistakes" , "lack of good judgment",
and "sin" - but refused to audit the years in question, to allow an
investigation or even to identify who had erred. The Lesser Synod
reaffirmed its decisions of 1999 and 2000 not to audit discretionary
accounts. Metropolitan Herman asked that the controversy stop.
OCAnews.org refused to cease publication, and promised to expose even
more until a full commission investigates all allegations, and those
responsible are a removed from their positions of authority. On
January 24th Interfax picked up the story for Russian readers. On
February 1-4 OCA News published a series exposing the fraud of the ADM
monies by publishing the original grant. On February 8th, 59 priests of
the Diocese of the Midwest asked for an investigation. On February 14th
OCANews published a letter from Bishop Tikhon of San Francisco
demanding Archbishop Job be deposed for encouraging the dissidents. On
February 15th, the Holy Synod announced it will meet in an emergency
meeting on February 28th.
По материалам сайта www.regions.ru
5 сентября 2008 г.
Священный архиерейский синод Православной Церкви в Америке, заседавший в Ойстер Бей Коув, штат Нью-Йорк, удовлетворил прошение об уходе на покой предстоятеля этой Церкви митрополита Германа.
4 сентября 2008 г. Священный Архиерейский Синод получил письмо от Его Блаженства митрополита Германа. В этом письме Его Блаженство просит предоставить ему право незамедлительно уйти на покой "в наилучших интересах Православной Церкви в Америке и по состоянию моего здоровья".
Отныне титулом митрополита Германа будет "бывший архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский митрополит всея Америки и Канады".
Местоблюстителем митрополичьей кафедры Православной Церкви в Америке будет архиепископ Даллаский и Южных Штатов Димитрий. На богослужении следует совершать поминовение следующим образом: на ектеньях - "О Его Высокопреосвященстве архиепископе Димитрие, о Его Преосвященстве нашем епископе ( N )…"; на великом входе и в молитве "В первых помяни…" - "О Его Высокопреосвященстве архиепископе Далласком и Южных Штатов, Местоблюстителе Митрополичьего престола Димитрие…".
(...)
По материалам сайта Портал-Credo.Ru
12 сентября 2008 г.
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ: "С чистой совестью - на свободу?" За потерю способности "к ответственным действиям" предстоятель Православной Церкви в Америке отправлен "на покой"
"Я не виновен ни в каких нарушениях, кроме доверия другим и отказа от немедленного и решительного вмешательства. Я считаю, что я могу принести больше пользы, поддерживая порядок и двигаясь вперед. Поэтому я не собираюсь в отставку", - таковы были слова, сказанные митрополитом всея Америки и Канады Православной Церкви в Америке (ПЦА) Германом (Свайко) около двух с половиной лет тому назад. Тогда, в январе 2006 года, после наступления окончательной ясности относительно процветающего в Церкви годами воровства, отвечая на вопрос о возможности сложить с себя бремя ответственности, позволив епархиям ПЦА присоединиться к другим юрисдикциям, митрополит даже возмутился: "Ни в коем случае! Мы - Автокефальная Православная Церковь в Америке. Мы получили наследие, включающее особое видение православного свидетельства в Америке, и мы должны совершать это свидетельство"…
Сегодня нельзя не вспомнить об этих и еще многих словах, сказанных тогда митрополитом, без оттенка скуки, привычной уже нам по подобным же словесам в отечестве. Тут и в самом деле, нет-нет, да шевельнется внутри подозрение, что некий вирус, который за постперестроечные годы вырвался на волю из российской "православной корпорации", каким-то образом поражает теперь и другие православные Церкви. Во всяком случае, до того, пока явление, под названием "новые русские" не начало расползаться по свету, таких диких скандалов в Иерусалимском или Латвийском православии не происходило. Вероятно, по той же причине, по которой никому из европейских автозаправщиков не приходило ранее в голову разбавлять бензин всяческой посторонней дрянью. Однако на сей момент митрополит Герман решением Синода Православной Церкви в Америке в непосредственной связи с последними событиями отправлен в отставку. Мотивировано же это, как и в случае с его предшественником – митрополитом Феодосием (Лазаром), культивированием в Церкви финансовых злоупотреблений. Правда, российский сайт "Мир религий" сообщает о том несколько своеобразно, замечая, что отправление митрополита на покой произошло по его желанию, а потому Синод "выражает Его Блаженству митрополиту Герману свою братскую любовь и благодарит за его предстоятельское служение и архипастырские труды".
В действительности же, в результате длящегося уже несколько лет скандала о систематических финансовых нарушениях в ПЦА, 3 сентября Священному Синоду ПЦА был представлен полный отчет о работе независимой комиссии. Он показал, что митрополит Герман, взявший на себя в 2002 году труд исправить позорную ситуацию с церковным воровством, обнаруженным в период правления его предшественника, не только покрывал нечистых на руку православных, но и всячески препятствовал установлению истины. Митрополит с попущения Синода прибегал для того даже к прещениям в отношении клириков и мирян, что свидетельствует о "невероятной потере способности к ответственным действиям, проявившейся на многих уровнях". В общем, действовал по той же, знакомой нам в России, схеме, что и митрополит Псковский и Великолукский Евсевий (Савин), загнавший "за Можай" осмелившегося говорить о церковных злоупотреблениях протоиерея Павла Адельгейма. Разница лишь в том, что "американский Синод" митрополита Германа "с благодарностью изгнал", а "российский Синод", похоже, в скором времени введет своего верного служаку в свой состав.
Чтобы не сложилось впечатления, что конфуз с американскими православными иерархами грянул, как гром с ясного неба, стоит вспомнить о том, что предыдущая фаза скандала закончилась тем, что предшественнику Германа – митрополиту Феодосию - еще до отчета комиссии было запрещено появляться во всех, кроме одного, храмах ПЦА и служить. А его компаньон по аферам в должности управляющего делами ПЦА Кондратик, так и вообще был извергнут "за верную службу" из сана.
Началось же все с внешнего аудита финансовых отчетов Церкви за период 2004 – 2006 гг., когда Синод был вынужден признать, что финансистами ПЦА "были допущены ошибки", по причине чего "в контексте ответственности и покаяния" этот орган под председательством митрополита Германа заявил, что введет "процедуры, которые предотвратят дальнейшие ошибки". То есть, строгую отчетность, регулярные проверки с привлечением независимых аудиторов и тому подобное. Нашлись те, кто этому не поверил. Потому что "ошибки" наблюдались и раньше, когда еще в 1999 году на интернет-сайте Orthodox Christians for Accountability ("Православные христиане за отчетность") были опубликованы официальные отчеты аудиторских фирм о наличии тайных банковских счетов, которые выведены из церковной подотчетности. Как сообщалось тогда, на них находилось около двух миллионов долларов, о которых не знали даже ответственные чиновники церковной администрации. Расследования привели тогда к увольнениям руководства церковного аудита, назначенного ранее Собором. В результате развития того скандала в 2002 году и "пострадал" предшественник нынешнего "пострадавшего" - митрополит Феодосий. Но уже через четыре месяца после произнесения митрополитом Германом памятных слов о том, что он сможет "принести больше пользы, поддерживая порядок и двигаясь вперед", в апреле 2006 года, глава Западноамериканской епархии ПЦА, епископ Тихон, предложил митрополиту Герману на выбор уйти в отставку, на покой или быть низложенным.
В обоснование своего требования епископ, роль которого оказалась в США схожей с ролью протоиерея Павла Адельгейма в России, опубликовал на сайте "Православные христиане за отчетность" 15 упреков митрополиту Герману. В них было указано, что митрополит превышал свои полномочия, смещая священнослужителей, нанимая дорогостоящих аудиторов, не отвечал на обвинения в нецелевом использовании крупных пожертвований, поступивших от благотворительного фонда "Archer Daniels Midland", игнорировал обвинения отдельных клириков в сексуальных домогательствах по отношению к другим и т.д. Кроме прочего – и тут снова невольно вспоминаются "новые русские" – епископ Тихон поставил в упрек митрополиту Герману награждение им бывшего майора КГБ Дубова церковным орденом и игнорирование электронной слежки за Московским представительством Православной Церкви в Америке.
Но что же происходило в том 2006 году далее? Через полгода митрополит Герман, во исполнение обещаний "держать и не пущать" нечистых на руку собратьев по церковной администрации, открыл сайт, на котором верующие могли задать свои вопросы по поводу образования и расходования церковных финансов и получить на них ответы. "Ответственным за ответы" митрополит назначил протодиакона Петра Данильчика, который является одновременно профессиональным финансистом. А по поводу финансового расследования – то есть, собственно того, что и ожидалось от него Синодом и верующими, - митрополит не откровенничал, ссылаясь на то, что "еще не все раскрылось к этому времени". Хотя уже к "тому времени" на сайте "Православные христиане за отчетность" некто Марк Стокоу, работавший ранее в администрации ПЦА, заявил, что Церковью скрыто и непонятно куда использовано еще около миллиона долларов, которые в последние годы завещали ей простые православные американцы.
До того, чтобы наконец, "все раскрылось", потребовалось два года. И теперь, когда самого "раскрывателя" и очередного предстоятеля Православной Церкви в Америке ее же Синод отправил на покой, новым митрополитом всея Америки и Канады, вероятно, станет 85-летний архиепископ Далласский и Южных штатов Димитрий.
То есть, история Церкви, которая образовалась из крохотной миссии Православной Российской Церкви (ПРЦ), продолжается, несмотря на то, что усыпана далеко не лаврами. Сначала, после переворота 1917 года в России, Православная Церковь в Америке быстро расширялась за счет эмигрантов, бежавших от большевиков. В России же разгромленную ПРЦ заменила Московская патриархия советского периода, взявшая себе имя Русской Православной Церкви, которая в 1970 году дала автокефалию американской ветви российского православия. Это "сергианское дарование" стало возможным лишь потому, что канонический статус ПЦА не признавали, как не признают и до сих пор многие Церкви, в числе которых и Вселенский Патриархат. Впрочем, в плане численности ее религиозная организация никогда не относится к особо значимым. Даже в настоящее время число прихожан ПЦА не превышает 1 миллиона человек, продолжая неуклонно сокращаться. Ясно, что скандалы, которые созревали в ней с середины-конца 90-х годов и продолжают становиться все более откровенными, не способствуют росту популярности ПЦА в православном мире. Особенно на фоне процессов, происходящих в среде паствы Русской Православной Церкви заграницей после кончины митрополита Лавра, уважение к личности которого сдерживало недовольство от попадания ее в распоряжение Москвы.