© о. Ростислав Колупаев, Москва
«Сколько бы ни вздувались и ни хлестали волны, корабль Христов не погибнет. Чего же страшиться мне?… Смерти?… Изгнания? Но земля принадлежит Господу и со всем, что она содержит», – Иоанн Златоуст[1].
История русской эмиграции – это особая тема, я бы сказал, что это новый интеллектуальный континент, полный белых пятен. В открытии, этого информационного пространства, только-только намечаются контуры, определяются направления возможных исследовательских тем. Тематика русской диаспоры включает в себя и такое понятие, как русское католичество византийского обряда, это особый пласт религиозного, культурного, политического и национального мышления и осознания себя во вселенской семье народов, осознания своего места, как в истории, так и в будущем развитии мира. Вселенское католическое и национальное российское – как это сочетание понималось нашими соотечественниками, сделавшими выбор в сторону церковной полноты, в сторону неразделенной Церкви, содержащей богатство византийско-славянского церковного наследия в сопричастии с преемником святого Петра.
Цель настоящей работы освятить многостороннюю деятельности российского католического движения византийского обряда в диаспоре в многообразии той работы, которая велась в разных направлениях приходского, миссионерского, образовательного и благотворительного и иного служения. А именно, по направлениям: церковно-административного устройства, храмовой и богослужебной жизни, по вопросам образования, воспитания, просвещения, катехизации, иных социальных инициатив, по межцерковному диалогу, в направлении патриотического возрождения и сохранения национальной культуры в условиях зарубежного существования.
Актуальность настоящего обзора жизни католической составляющей русского зарубежья очевидна, особенно в настоящее время, когда появилась на нашей Родине - в Российской Федерации возможность нормализации религиозной жизни в соответствии с действительным велением совести. Свобода совести, в том числе и для россиян, подлежащих юрисдикции Восточного Католического права подтверждена не только демократическим законодательством, но нормами законодательства церковного. Однако этому имеются препятствия в практическом плане из-за отсутствия необходимой информации и интеллектуальной работы, терпения в преодолении заскорузлости и консерватизма. После учрежденного митрополитом Андреем Шептицким на Синоде 1917 г. в Петрограде Российского Католического Экзархата Византийского обряда, упорядоченная церковная жизнь наших соотечественников сложилась в среде эмигрантов в Харбине (современная провинция Хэйлунцзян, расположена на северо-востоке Китайской Народной Республики) - это был Апостольский экзархат для русских католиков византийского обряда в Маньчжурии. Помимо того возникали новые структуры – приходы и т.д. в других странах рассеяния.
Безусловно, выпавшие трудности, как-то: условия эмигрантского бытия, непонимание со стороны идеологизированных и консервативных структур, политическая и экономическая нестабильность, были и остаются теми реалиями, в которых приходилось жить и действовать клиру и верным. Тем не менее, с полной ответственностью следует говорить об изучении накопленного опыта жизненности самого движения, перспективы развития, того направления, которое оказалось правильно выбранным нашими соотечественниками. А именно движение в сторону Рима, как центра христианской жизни, как реального символа церковного единства, как гарантии всестороннего, во всем своем богатом многообразии проявления различных сторон церковной жизни.
В рамках возможностей предоставляемых условиями нынешней России открывается перспектива, как-то: восточно-византийской литургической жизни, российских богослужебных и бытовых церковных традиций, культурных, образовательных, социальных проектов и развитие целостной административной канонической структуры.
Безусловно, очевиден тот факт, что представленная тема нова, полноценного исследования на данную тему не проводилось, как в России, так и за рубежом.
Смею, высказать свою надежду на то, что в российской исследовательской среде, занимающейся изучением проблем эмиграции и жизнью нашей диаспоры, а также специалистам в области отечественной церковной истории XX в., включая взаимоотношения Православия и Католичества, - данная работа спровоцирует определенный интерес. Надеюсь на продолжение заданного вектора исследований, как среди светских, так и церковных научных кругов.
Обзор источников, которые удалось привлечь при написании настоящей работы, таков:
Взор исследователя темы привлекли, имеющиеся в научном обороте издания. Это, в основном, публикации в повременной печати, как православного, так и католического характера. Основными среди них являются периодических издания русских католиков в Китае, это: «Сим победиши», «Единство» и «Католический вестник». Помимо того, исследованы по мере возможности: «Благовест» – Париж, «Русский католический вестник» и «Россия и Вселенская церковь» – Брюссель; «К соединению» - Вильно, «Китеж» - Варшава, газеты «Русская идея» – Мюнхен, «За Правду» - Буэнос-Айрес; самиздатовские издания: «Наш приход» – Вена, Париж, «Друзьям и знакомым» - Сан-Паулу, «Заметки русской духовной Академии в Риме». А также, светская эмигрантская газета «Русская мысль» - Париж.
Автору в процессе работы, были доступны носители информации в таких отечественных собраниях, как:
Российская Государственная библиотека (бывшая Ленинская), Москва
Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино, Москва
Библиотека-фонд «Русское зарубежье», Москва
Библиотека Папского Восточного института в Риме
Библиотека Папского коллегиума «Руссикум» (фрагментарно)
Библиотека русского Успенского монастыря в Риме
Русская эмигрантская среда, на примерах католических общин и других церковных структур византийского обряда, различные стороны католической миссии по направлениям: призрения русских и иных детей сирот; проблемы их воспитания и образования; собственная издательская база, включая периодику и книги; со гранение и развитие национальной культуры, патриотизм и антикоммунизм, формы межцерковного диалога и жертвенный подвиг во имя веры и помощи ближнему со стороны католического клира и ревностных мирян русских католиков, - вот предмет, которому посвящена настоящая работа.
В виду своеобразности возникшего в настоящее время в России и в мире в целом интереса к теме Православно-Католического диалога в целом, и к тематике российского греко-католического феномена в частности, а, также учитывая интерес к истории русского зарубежья в практическом плане, настоящие материалы исследовательской работы, фрагментарно предложены:
§ Вниманию участников Съезда мирян Апостольского Экзархата Российской Католической Церкви византийского обряда, проходившего в Санкт-Петербурге - Гатчина, 5-7 ноября 2004 г.
§ Выступление с обзором истории русского женского Успенского монастыря в Риме прозвучало на конференции «Русские в Италии» в фонде «Русское зарубежье» Москва, 18-19 ноября 2004 г.
§ Часть материала в виде web-публикаций представлена в общедоступной сети internet.
Теперь несколько слов об изложении материала в настоящем исследовании. Помимо традиционных «ВВЕДЕНИЯ» и «ЗАКЛЮЧЕНИЯ», дабы облегчить читателю восприятие настоящей работы, она разделена на части, по географии распространения с соответствующими тематическими подразделами, в необходимых случаях, идет разбивка по персоналиям участников и приложения. Справочный аппарат работы представлен разделами: «ИСТОЧНИКИ» и «СОДЕРЖАНИЕ», размещенные по тексту «ПРИЛОЖЕНИЯ» обогащают ценность собранного наличного материала.
Говорить об итоге работы отнюдь не уместно, это только начало, история даст еще не мало назидания и удивления взыскующим. Мир Божий устроен так, что венцом Его творения является человек, именно человек призван ко спасению, и за человеческую душу ведется, по словам Ф.М. Достоевского - борьба добра и зла. Те люди, о которых написана эта книга, достойным образом посвятили себя исполнению Божьего замысла, стремились к спасению и святости и служили ближним своим тем ежедневным служением, которое и есть соработничество с нашим Творцом в Его замысле о мире и всяком творении. Большинство из них мученическим исповеданием подтвердили правоту своей веры и христианской жизни. Их молитвенному предстательству пред престолом Всевышнего вверено попечение о душах миллионов наших соотечественников, жаждущих Христа. Поднятая тема ждет своих исследователей, Россия ждет правды о своей истории. Наша Родина ждет исполнения, предсказанного Пречистой Девой Марией в Фатимском явлении 1917 г. своего грядущего Возрождения.