9-10 ноября 2005 г. в Москве во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы прошла Международная научная конференция "Религиозная деятельность русского зарубежья".
Это - первая в России конференция, специально посвященная одному из важнейших аспектов жизни и деятельности русской эмиграции. Религия и вера помогли тысячам русских эмигрантов сохранить свою национальную идентичность и моральные устои в нелегких условиях на чужбине.
В работе конференции приняли участие исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Коврова, Владивостока и других городов страны, а также исследователи из Франции, Великобритании, США и других стран мира.
В числе выступавших на конференции игумен Ростислав (Колупаев), монах Савва (Тутунов), А. Нивьер, С. С. Хоружий, Т. И. Ульянкина, А. Н. Стрижев, В. А. Никитин, А. В. Попов, А. И. Кырлежев и др. Часть интересных и содержательных докладов была представлена заочно.
Участники конференции подвели итоги изучения религиозной деятельности русской эмиграции в последнее десятилетие и наметили основные направления развития этих исследований на будущее.
Первая сессия конференции была посвящена анализу общих проблем и перспектив изучения религиозной деятельности русского зарубежья.
Большое впечатление на участников конференции произвел доклад руководителя Институт синергийной антропологии при Высшей школе экономики С.С. Хоружего "Шаг вперед, сделанный православной мыслью в изгнании". Автор доклада развил предложенную им в книге "Опыты из русской духовной традиции" (М.: Издательский дом "Парад", 2005) оригинальную концепцию анализа тенденций развития русской религиозной философии в эмиграции. При этом духовная традиция рассматривается С.С. Хоружим как антропологическое и социокультурное явление. Без исследования развития русской духовной традиции в эмиграции невозможно адекватное понимание "миссии русской эмиграции". Рисуя историческую картину явления, автор доклада выявляет в ней определенную логику, говорящую об отношении духовной и культурной традиций. Он, в частности, выделил в духовной мысли российской диаспоры два этапа, условным рубежом разделения которых можно считать "парижский спор о Софии". Было отмечен особое значение для русской и мировой религиозной философии работ Н.А. Бердяева и протоиерея Сергия Булгакова, характерных для первого периода, тогда как второй, послевоенный период внес значительный вклад не столько в религиозную философию, сколько в богословие (протоиерей Георгий Флоровский, протопресвитер Иоанн Мейендорф и др.).
В докладе преподавателя Российской академии госслужбы А.И. Кырлежева "Религиозная деятельность русской эмиграции: Основные аспекты и направления" было также отмечено значительное влияние русской эмиграции на мировое богословие. В эмиграции, по мнению автора доклада, было сформировано несколько различных типов церковного устройства - "карловацкий", "парижский", "британский" и др., которые обогатили мировую культуру. Русским студенческим христианским движением был сформирован механизм передачи и воспроизводства православной традиции от старшего поколения к младшему. Большое значение имели также опыт непротиворечивого совмещения русской традиции и церковнославянского языка с вселенским православием, выявление единства русского и общеправославного, выраженное, в частности, во влиянии русской религиозной мысли на формирование всемирной молодежной православной организации "Синдесмос", всемирное свидетельство о православии в процессе экуменической деятельности, поддержание тесной непрерывной духовной связи с Россией и др.
Значительный интерес слушателей вызвал доклад монаха Саввы (Тутунова) из Франции "Эволюция церковно-канонической аргументации церковных разделений как проблема исследования истории русской религиозной эмиграции на примере "Парижской Митрополии" митрополита Евлогия (Георгиевского)". Отец Савва обратил внимание на церковно-канонические проблемы, проявившиеся особенно остро в русской эмиграции, и показал, что канонические интерпретации одних и тех же церковных событий (в частности, отношение к указу Патриарха Тихона № 362 от 7/20 ноября 1920 г., к вступлению под омофор Константинопольской Патриархии и др.) менялись коренным образом в зависимости от церковно-политической ситуации. Подобное отношение к церковным канонам, отметил докладчик, было характерно и для других участников процесса разделения Русской Православной Церкви в эмиграции.
Вторая сессия "Изучение религиозных архивов русской эмиграции" была открыта докладом руководителя Центра по изучению русского зарубежья Института политического и военного анализа А.В. Попова "Архивное наследие русского православного зарубежья". Автор доклада сделал подробный обзор религиозных архивов русского зарубежья, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ). Особое внимание А.В. Попов уделил фондам Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) (до 1941 г.) (Ф. Р-6343), Подготовительной комиссии по созыву Заграничного Русского Церковного Собрания (Ф. Р-7066), Ольшанского Успенского братства в Праге (Ф. Р-9027), личным фондам митрополита Евлогия (Георгиевского) (Ф. Р-5919), протопресвитера Георгия Шавельского (Ф. 1486), протоиереев Иннокентия Серышева (Ф. Р-6994), Петра Булгакова (Ф. Р-5973), Димитрия Константинова (Ф. 10037), А.В. Карташева (Ф. Р-7354), В.С. Русака (Ф. 10061) и др. В докладе были упомянуты и иные архивные собрания России и других стран мира: Российский государственный исторический архив в Санкт-Петербурге, где хранятся фонды Российского Правительствующего Священного Синода, архивы Отдела внешних церковных сношений и Синодальной библиотеки Московского Патриархата, архивы Православной Церкви в Америке (г. Сайосет, штат Нью-Йорк, США), Синода Русской Православной Церкви Заграницей и Свято-Троицкой духовной семинарии в г. Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США), архивы Германии, Франции, Болгарии, а также архивный фонд архиепископа Иоанна (Поммера) в Латвийском государственном историческом архиве (Рига).
Тема, начатая А.В. Поповым, была продолжена позднее в докладе старшего научного сотрудника Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы А.Л. Гуревича, который рассказал о религиозных архивных собраниях русского зарубежья, нашедших отражение на страницах интернет-сайта "Религиозные деятели русского зарубежья"
(http://zarubezhje.narod.ru). В настоящее время там имеется информация о 33 таких собраниях в 10 странах мира. А.Л. Гуревич подробно рассказал о структуре описания указанных архивов на сайте, а также более подробно остановился на представлении в интернете архивного собрания библиотеки-фонда "Русское зарубежье" и архивов русской эмиграции во Франции.
Французский исследователь истории религиозной деятельности русской эмиграции А. Нивьер в докладе "Митрополит Евлогий и русское православное духовенство во Франции в довоенный период" рассказал о выполненной им и готовящейся в настоящее время к изданию биографического справочника русских православных священнослужителей в Европе. Данное исследование было выполнено, в частности, с использованием архивов Епархиального управления Русского Экзархата Константинопольского Патриархата в Западной Европе, где отложились послужные списки многих священнослужителей экзархата. В указанном справочнике нашли свое отражение представители всех церковных юрисдикций русского зарубежья. Докладчик подробно остановился на классификации русских православных священнослужителей в эмиграции. В частности, он выделил две большие группы священнослужителей: 1) священнослужители, рукоположенные в России и 2) в эмиграции. Первая группа может быть подразделена 1) на лиц, назначенных за границу до революции, и 2) эмигрировавших из России (в том числе значительное количество военных и флотских священников). Вторая группа, в свою очередь, подразделяется по месту их духовного образования на следующие подгруппы: 1) священнослужители, начавшие духовное образование в России, но по разным причинам не закончившие его и рукоположенные в эмиграции, 2) родившиеся в России и получившие духовное образование в эмиграции (многие пришли к вере именно в условиях эмиграции) и 3) родившиеся в эмиграции (в послевоенный период священники этой группы составляют большинство). Интересен также факт, что большая часть русского православного священства в эмиграции происходит из семей, относившихся до революции к духовному сословию.
Значительный интерес представили также доклады преподавательницы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.А. Кривошеева "Архив протоиерея Петра Булгакова в ГАРФ" и сотрудника Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата А.А. Кострюкова "Богословские воззрения протопресвитера Георгия Шавельского". При подготовке обоих докладов авторы использовали архивные материалы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ).
Н.А. Кривошеева подробно рассказала об истории и содержании архивного фонда протоиерея Петра Булгакова. В процессе изучения этого архива ей, в частности, удалось определить, что протоиерей Петр Булгаков был автором одной из содержательных статей, посвященных Патриарху Тихону и подписанной псевдонимом. Таким образом, было выявлено, что протоиерей Петр Булгаков внес значительный вклад в изучение духовного наследия Патриарха Тихона.
А.А. Кострюков остановился на исследовании причин напряженных отношений протопресвитера Георгия Шавельского с карловацким Архиерейским Синодом. Указанная напряженность, по мнению докладчика, была связана, в первую очередь, с широтой и либерализмом богословских воззрений протопресвитера Георгия Шавельского на многие актуальные для Русской Православной Церкви вопросы - на толкование церковных канонов, введение нового календарного стиля в Церкви, экуменические отношения. Протопресвитеру Георгию Шавельскому были чужды любые формы церковной экзальтации и, как выражался протопресвитер Георгий, "ложного благочестия". Противоречия между протопресвитером Георгием Шавельским и священноначалием Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) постоянно усиливались, в результате чего протопресвитер Георгий в 1927 г. был вынужден перейти из РПЦЗ под омофор Болгарской Православной Церкви. А.А. Кострюков отметил также, что многие неизданные ранее труды протопресвитера Георгия Шавельского вскоре могут быть опубликованы, но, по мнению докладчика, их издание должно сопровождаться подробным научным комментарием, поскольку характеристики, данные отцом Георгием Шавельским многим церковным и общественным деятелям, отличаются значительной субъективностью. В прениях по докладу эту точку зрения поддержал и видный исследователь русской духовной литературы, сотрудник издательства "Паломник" А.Н. Стрижев.
Сотрудница Российской государственной библиотеки Н.Ю. Бутина рассказала о созданной Научно-исследовательским отделом библиографии этой библиотеки базе данных "Книги на русском языке, изданные за рубежом: 1927-1991 гг." и, в частности, об отражении в этой базе данных публикаций религиозных деятелей русского зарубежья. Указанная база данных сформирована на основе подготовленного сотрудниками библиотеки трехтомника "Книга Русского Зарубежья в собраниях Российской государственной библиотеки", опубликованного в 1997-2002 гг. В настоящее время база данных включает в себя около 1500 наименований религиозного содержания и доступна в зале электронного каталога Российской государственной библиотеки (комн. А-211).
Две следующие сессии были посвящены исследованию отдельных персоналий в религиозной деятельности русского зарубежья.
Доклад ведущего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН был посвящен жизни и творчеству известного зарубежного архитектора-храмостроителя Романа Николаевича Верховского (1881-1968), названного современниками "национальным гением русской архитектуры". Используя архивные материалы Толстовского фонда в США, где хранится архив архитектора, и другие архивные источники Т.И. Ульянкина проследила основные вехи жизненного пути Р.Н. Верховского и указала на выявленные ею несоответствия между опубликованными некрологами и реальной картиной последнего периода жизни архитектора Р.Н. Верховского. Докладчик обратила внимание участников конференции на печальное современное состояние Толстовского фонда, располагающего на сегодняшний день одним из наиболее обширных архивных собраний русской эмиграции.
С большим интересом участниками конференции был встречен доклад преподавателя Свято-Филаретовского института в Москве В.К. Котта "Историософская концепция П.К. Иванова". По его мнению, в жизни этого видного, но незаслуженно забытого в России и за рубежом религиозного мыслителя можно выделить 4 этапа. В молодости П.К. Иванов потерял веру и был близок к Л.Н. Толстому. Второй период его жизни - благополучное существование бытописателя русской жизни (один из современников образно назвал П.К. Иванова "вторым Гиряровским"). Затем, уже в эмиграции, находясь в состоянии крайней нужды, Иванов пришел к вере. Особенно сильное влияние на него оказала паломническая поездка в Лурд, где имело место явление Божией Матери во Франции. Под влиянием своего обращения Иванов взял на себя духовный подвиг юродства, и его звали в Париже по имени и отчеству - "Петр Константинович", как некоторых блаженных юродивых до революции.
По мнению В.К. Котта, в основе историософской концепции П.К. Иванова, выраженной в книге "Тайна святых: Введение в Апокалипсис", лежит сострадательная вера в Бога и в Церковь и полнота отношений человека с Богом, с духом Святым. Постепенно "тайна беззакония", связанная с "духом превозношения", проникает в церковную общину, и в ней начинают проявляться "вражда и разделение". Постепенно, в связи с этим, теряется и духовное знание о "цели христианской жизни" (вначале христиане знают сущность этой цели и живут в соответствии с ней; затем у них сохраняется знание о цели, но люди не стремятся исполнить ее в своей жизни; и, наконец, теряют знание о цели и не живут по ней). В эти последние времена Господь снова и снова напоминает людям о цели христианской жизни через свидетельство святых.
Сотрудница Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Н.В. Осипова в докладе "Религиозная деятельность И.И. Фондаминского" поделилась результатами своих исследований жизни и творчества Ильи Исидоровича Фондаминского (1880-1942), недавно причисленного Константинопольским Патриархатом к лику святых. Она подчеркнула, что специально религиозной деятельностью И.И. Фондаминский не занимался, но в эмиграции, в последний период своей жизни явно свидетельствовал о Христе всей своей жизнью и своими делами. Он отличался особой терпимостью и благородством, был многолетним помощником матери Марии (Скобцовой) в ее служении ближним - немощным и нуждающимся русским эмигрантам. Он проявлял особое уважение к личности каждого человека. Неоднократно имея возможность спастись от преследования фашистов, И.И. Фондаминский добровольно пошел на смерть, желая разделить ее со своими братьями по крови - евреями, подобно апостолу Павлу, желавшему самому "быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян…" (Рим. 9, 3-4). К этой вершине своего духовного пути, к своему крещению, тайно совершенному православным священником в фашистском концентрационном лагере, И.И. Фондаминский шел всю свою жизнь, и докладчик показал этот нелегкий путь со всеми его искушениями. Значительная часть доклада была посвящена анализу главного неоконченного историософского сочинения И.И. Фондаминского "Пути России", которое в настоящее время готовится к печати.
Аспирантка Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского К.А.Лушина (г. Нижний Новгород) рассказала о благотворительной деятельности матери Марии (Скобцовой) и о создании матерью Марией организации "Православное дело", а также о влиянии Русского Студенческого Христианского Движения на эту благотворительную деятельность.
Сотрудник одного из крупнейших московских православных издательств "Паломник" А.Н. Стрижев обратился к религиозным аспектам творчества Леонида Федоровича Зурова. Докладчик отметил, что Л.Ф. Зуров был не только личным секретарем И. А. Бунина, но и талантливым писателем, автором ряда художественных произведений, в которых нашло отражение мировоззрение простых русских верующих. По выражению А.Н. Стрижова, "все творчество Зурова пронизано православным чувством". Зуров также занимался реставрационными работами, восстановив Никольскую надвратную церковь и звонницу в Псково-Печерском монастыре. В 1999 г. А.Н. Стрижов составил и опубликовал в издательстве "Паломник" сборник произведений Л.Ф. Зурова под названием "Обитель", который является на сегодняшний день наиболее полным собранием сочинений этого талантливого, но недооцененного и незаслуженно забытого на родине духовного писателя.
Преподаватель Ковровской государственной технологической академии Д.Б. Ждан (г. Ковров Владимирской области) рассказал участникам конференции о методах и результатах поисков материалов о жизни и деятельности одного из своих родственников протоиерея Павла Савицкого (1881-1956), служившего после революции в православных храмах Германии, Чехословакии и Франции.
Последняя сессия конференции, названная организаторами "Католическая Церковь и русская эмиграция", была посвящена исследованию деятельности в эмиграции русских католиков восточного обряда.
Один из ведущих современных исследователей этого вопроса игумен Ростислав (Колупаев) в своем докладе "К изучению католического движения византийского обряда в русском зарубежье" рассказал о русских католиках как "об одной из религиозных ветвей русской эмиграции", группе, не очень многочисленной, но оставившей, по мнению докладчика, весьма существенный след в истории русской эмиграции. Доклад игумена Ростислава затронул преимущественно те архивные собрания, в которых содержатся наиболее существенные материалы о деятельности русского католичества в эмиграции. Это, в частности, архивы орденов марианов и иезуитов, архив и библиотека "Руссикума" (Рим), архив русских католиков из собрания священника Вальтера Рихтера (Лион, Франция), архив и библиотека Фордэмского католического университета в США и др. Полный текст фундаментального исследования отца Ростислава (Колупаева) "Католические общины византийского обряда и русская диаспора" опубликован в интернете и доступен на сайте "Религиозные деятели русского зарубежья" по адресу:
http://zarubezhje.narod.ru/texts/frrostislav3.htm.
В заключении участники конференции имели возможность прослушать выступление академика РАЕН В.А. Никитина, рассказавшего о деятельность издательства "Жизнь с Богом" во славу Божию и о опыте личного общения с ведущими сотрудниками издательства И.М. Посновой и священником Антонием Ильцем. По мнению В.А. Никитина, брюссельское издательство "Жизнь с Богом" было одним из наиболее интересных и эффективных религиозных издательств в эмиграции и немало сделало для духовного возрождения России. Как и многие другие эмигрантские объединения, после начала перестройки в России, в начале 2000-х годов издательство "Жизнь с Богом" было закрыто, а его архивы были переданы в Рим.
Ряд авторов по различным причинам не могли прибыть на конференцию, и их доклады были представлены заочно. Это, в частности, доклады видного исследователя религиозной жизни русской эмиграции и деятеля молодежного религиозного движения из США Р.В. Полчанинова "Возрождение ХСМЛ в Германии в 1948-1951 гг.", доцента Дальневосточного государственного университета из Владивостока М.Б. Сердюк "Религиозная жизнь восточной ветви русской эмиграции: Состояние исследований" и заместителя директора Санкт-Петербургского филиала НИИ теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТАГ РААСН), сотрудницы библиотеки-фонда "Русское зарубежье" С.С. Левошко "Храм-памятник Христа Спасителя в Мукдене (Китае) как отражение традиций памяти в православии".
Все представленные доклады будут размещены в интернете на сайте "Религиозные деятели русского зарубежья"
(http://zarubezhje.narod.ru).