Печатается по изданию: Попов А. В. Архив Американской
Православной Церкви // Зарубежная Россия.
1917-1939: Сборник статей. Кн. 2.
- СПб.: Российская Академия наук;
Санкт-Петербургский институт истории;
Институт русской литературы (Пушкинский Дом);
Издательство “Лики России”. - 2003. - С. 159-162.
После Октябрьской революции в России и последовавших вскоре политических и исторических потрясений Русская Православная Церковь в Америке переживала глубокий кризис. Нормальная связь Американской епархии с церковным центром в России оборвалась. Финансовая помощь из России прекратилась, из-за чего административный центр в Нью-Йорке и отдельные приходы испытывали большие материальные затруднения. Кроме всего американская епархия оказалась без правящего архиерея. Ее последний возглавитель, назначенный Святейшим Синодом до революции, архиепископ Евдоким (Мещерский) не вернулся в Америку со Всероссийского поместного собора (1917-1918 гг.), а его заместитель архиепископ Александр (Немоловский) уехал в Европу (1).
Несмотря на очень сложное положение, возникшее после революции в России, Северно-Американская епархия РПЦ имела достаточно опыта и административных средств, чтобы справиться со всеми неожиданностями, вызванными революцией 1917 г. в России.
Американская Православная Церковь прошла большой и сложный путь. В 1970 г. Московский патриархат даровал Митрополии статус автокефалии. Она стала называться Православной Церковью в Америке (ПЦА, английская аббревиатура - ОСА). Приходам, которые захотели остаться под прямым главенством Москвы, такая возможность была предоставлена.
Ныне ПЦА имеет 3 богословских школы. Православная Богословская семинария Св. Германа в Кадьяке (штат Аляска) была основана для подготовки местного священства и церковных работников. Семинария Св. Тихона открыта в 1937 г. в Саут-Кейнане (штат Пенсильвания). Она поддерживает связь со Свято-Тихоновским монастырем. Самая большая и известная Свято-Владимирская семинария в Крествуде (штат Нью-Йорк) основана в 1938 г. В декабре 1994 г. в распоряжение Православной Церкви в Америке была передана церковь Св. Екатерины в Москве как ее подворье.
Всего в США 12 епархий и 623 прихода, миссии и другие учреждения. К ПЦА относится Мексиканский экзархат, в котором 9 приходов и миссий, и 5 приходов в Южной Америке. Кроме того, есть 3 прихода в Австралии под каноническим покровом ПЦА: два в Сиднее и один в Брисбене.
Архив Американской Православной Церкви был образован в 1845 г. (2). Первая опись церковного архива была сделана в 1896 г. по распоряжению епископа Николая Алеутского и Аляскинского псаломщиком А. Капустиным. Эта архивная опись “Бумаг с 1777 по 1876 г.” теперь хранится в церковном архиве (3).
В 1872 г. после перенесения Архиерейской кафедры из Аляски в Сан-Франциско, туда был перевезен и архив, а с 1904 г. он хранился в Нью-Йорке. До начала 1920-х гг. архив хранился в Свято-Николаевском кафедральном соборе в Нью-Йорке. В связи с захватом собора живоцерковниками архив был раздроблен. Часть документов была утеряна. Некоторые документы в 1928 г. были переданы в Библиотеку Конгресса в Вашингтоне, где долгое время содержались в неразобранном виде. В 1940 г. Русской Православной Церковью в Америке была переданы в качестве дара Библиотеке Конгресса США значительная часть церковного архива, включающаяся документы по 1933 г. включительно. Эти документы, содержащие архивы консистории и отдельных приходов, были разбиты на следующие периоды: сибирский – 1772-1840, аляскинский – 1840-1872, западноамериканский – 1873-1905 и восточноамериканский – 1904-1933 гг. Общее число переданных документов составляло – 150 тысяч единиц хранения (4).
Другая часть материалов, хранившаяся в Св. Николаевском Соборе, попала в архив Центра исследования эмиграции Миннеапольского университета. В 1983 г. материалы архива были переданы Архиву Православной Церкви Америки, где раздробленное собрание наконец воссоединилось (5).
Среди возвращенных материалов - 66 ящиков писем, рукописей за 1890-1950-е гг., касающихся правления архиепископов Тихона, Платона, Евдокима, Александра, митрополита Иоанна Кедровского, а также 44 ящика, включающих описи документов Синода, богословские журналы, епархиальные ведомости различных епархий Российской Империи и т.д.
В настоящее время Архив Американской Православной Церкви хранится в г. Сайссет (штат Нью-Йорк).
Значительная часть материалов представлена в рукописном или машинописном виде на русском языке. Имеются материалы на других славянских языках, а также арабском, испанском и японском. Начиная с 1950 г. преобладают документы на английском языке.
Материалы архива отражают прежде всего административную деятельность Церкви, её учреждений, епархий, церквей, взаимоотношения с другими православными церквями, в первую очередь Русской Православной Церковью Московского Патриархата. Материалы архива позволяют проследить всю историю развития Американской Православной Церкви от Духовной Миссии до Автокефальной Церкви. Среди материалов архива большое число документов по истории эмиграции в Северную Америку различных этнических групп, которые были частью церкви: русских, а также сирийцев, болгар, греков и сербов.
Материалы Архива Американской Православной Церкви систематизированы по следующим разделам:
1.Отношения с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата).Архивное собрание включает в себя:
1. главные административные и канонические решения (разделы 3-5, 7-8).
2. Материалы, отражающие реакцию американской православной церкви на революцию и последующие события в России (разделы 4, 8, 13-15, 17-18). Среди этих материалов также сообщения от других христианских церквей и светских учреждений о событиях в России.
3. Материалы по истории эмиграции православных из Восточной Европы (разделы 5, 8, 11-13, 16, 18), включая личные дела клира, отчеты епархий и священников о прибытии эмигрантов, метрические документы относительно крещений, браков и разводов эмигрантов и др.
В архиве Американкой Православной Церкви также хранится большое число личных фондов духовенства и мирян РПА , в том числе митрополитов Леонтия, Иринея, архиепископа Иоанна Чикагского и др. Интересен личный фонд Д.В. Константинова, в котором помимо печатных работ - масса материалов о его работе в Аргентине, переписка с архимандритом Хризостомом, протопресвитером Изразцовым, архиепископом Иоанном Сан-Францисским, Н.Д. Теодорович и др. (7). В архиве много документов не только Русской церкви, но и Греческой, Сирийской, Сербской, Албанской церквей. Хорошо представлены материалы по истории заселения и освоения русскими людьми Аляски, имеется большое количество личных фондов. В архиве хранятся коллекции церковных фотографий, магнитофонных записей. Так епископ Василий Родзянко передал архиву сотни магнитофонных записей, сделанных им во время работы на “БИ-БИ-СИ” в Англии (8). Архив оказывает большую помощь епархиям, церквям и исследователям в исторической и архивной работе. В архиве хранятся отчеты и исторические справки всех епархий Американской церкви. В частности с помощью Центрального архива стало возможным восстановить документы Аляскинской епархии, частично утерянные во время наводнения. Архив собирает материалы и документы, связанные с православием и православными церквями во всем мире. В составе материалов архива большое число периодических изданий, фотографий, видео и аудио материалов.
В настоящее время также сформирован большой отдел, хранящий видео и аудио материалы по истории православия в Америке. Имеется специальное хранилище, в котором сосредоточена интересная и мало изученная группа источников - истории православных приходов и храмов зарубежной церкви, опубликованные в юбилейных сборниках, посвященных юбилею того или иного прихода (50-летие, 100-летие и т.д.), а также в виде статей в различных журналах и других изданиях. Эти работы являются частью такой большой дисциплины, направления в исторической науки, как “История церкви” или “История православия”. Отличительной особенностью этой группы источников является их переходный статус от источника к литературе, а также их локализация на местном уровне. Это история Церкви, но локальная история одной конкретной церкви, прихода. В подобных источниках нам в первую очередь важны сведения об истории прихода, времени его основания, основателе, важные события в истории прихода и той ветви зарубежной церкви, к которой относится приход. В таких источниках, как правило, всегда имеются сведения о строительстве и архитектуре приходского храма. На наш взгляд, эта большая группа источников очень важна для историка церкви. Без них мы вряд ли сможем воссоздать и понять во всей полноте историю православия. Ведь история -это далеко не только Соборы и съезды, это и быт, повседневная жизнь прихожан и рядовых священников той или иной церкви.
Одной из важных форм работы Американской Православной церкви является создание православных библиотек при церквях. Как правило, библиотеки работают по воскресеньям. Комплектование библиотек осуществляется за счет средств прихода. Кроме книг в таких библиотеках хранятся видео и аудио материалы, посвящённые православной тематике. Собрания библиотек используются членами прихода и всеми интересующими православием и его историй. Одной из задач библиотек является информационное обеспечение написания истории прихода и церкви.
Большое значение в сохранении исторической памяти в деятельности Православной церкви Америки занимает устная история. Устная история, запись и хранение интервью поставлены на научную основу. Существуют специальные методические пособия, подробно описывающие цели и задачи устной истории, методику работы. В частности подчеркивается, что история человечества заполнена письменными источниками: законодательными актами, воспоминаниями, летописями и т.д. Но они крайне мало дают сведений о повседневной жизни человека. Люди редко пишут книги о повседневной жизни. Многое в истории православия никогда не будет зафиксировано в письменной форме. В связи с этим огромную роль приобретает устная история, в особенности для сохранения истории православия и православной церкви. Устная история помогает будущим поколениям увидеть события нашими глазами, почувствовать их цвет и фон. Также она должна сыграть положительную роль в установлении понимания между поколениями. Как правило, интервью берут подростки у своих бабушек и дедушек. В таких наставлениях обращается внимание на важность восстановления истории прихода: как он начинался, кто были священники и др. В памятках для репортёров подчеркивается, что они должны становится между человеком и его историей, не пытаться оказать какое-либо даже косвенное давление. Все записанные интервью должны передаваться в библиотеку местной церкви. А копии кассет пересылаться в библиотеку семинарии Св. Владимира. На наш взгляд, такое чуткое отношение к истории может служить хорошим примером и для нас.
Архивные собрания, касающиеся истории Православной Церкви Америки, хранятся также в Библиотеке Конгресса США (9) и в архиве семинарии Святого Германа на острове Кадьяк в штате Аляска. Материалы, хранящиеся в Библиотеке Конгресса, описаны сотрудниками отдела рукописей Библиотеки в 1984 г.: “The Alaskan Russian Church Archives: Records of Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America – Diocese of Alaska”.
Описание материалов, хранящихся в Семинарии Святого Германа, сделано Барбарой Смит и издано Исторической комиссией штата Аляска: “Russian Orthodoxy in Alaska: A History, Inventory, and Analysis of the Church Archives in Alaska” with an Annotated Bibliography. Оба собрания микрофильмированы.
Архив Американской Православной Церкви является бесценным сокровищем, сохраненным за рубежом. Его материалы очень важны для российской культуры, истории православия. Хотя необходимо понимать, что он уже часть не только российской, но и американской культуры и истории.
Во многом своему процветанию Архив обязан своим директорам, первому директору - князю С.Н. Трубецкому и сегодняшнему - православному подвижнику и архивисту, многое делающему для сохранения материалов архива, организации комплектования и использования, сыну русского эмигранта из Югославии, Алексею Либеровскому.
На наш взгляд, важнейшей задачей сегодняшнего дня является совершенствование научно-справочного аппарата архива, а именно издание Путеводителя по архиву Православной Америки. Это будет большое событие, далеко выходящее за рамки российского значения.
1) Окунцов И.К. Русская эмиграция в Северной и Южной Америке. - Буэнос-Айрес. - 1967 - С. -101-157
2) The Archives of the Orthodox Church in America. An inventory. - С.1
3) Попов А.В. Православие за рубежом: проблемы архивного наследия // Проблемы за-рубежной архивной Россики. Материалы международной научно-практической конфе-ренции. - М. - 2001. - С. 104-108
4) Подробнее об архиве русской церкви в Библиотеке Конгресса, смотрите Белобородько В.Л. Архив русской церкви на Аляске в библиотеке Конгресса США // Вопросы исто-рии. - 1969. - № 8. - С. 189-192
5) Попов А.В. Русское зарубежье и архивы. Документы российской эмиграции в архивах Москвы: проблемы выявления, комплектования, описания и использования. / Материа-лы к истории русской политической эмиграции Вып. IV. - М. - 1998 - С. 113-114
6) The Archives of the Orthodox Church in America. An inventory.
7) Трубецкой С.Г. Из архива православной церкви в Америке // Русская мысль. 20.01.1983; его же История церковного архива // Новое русское слово. 23.07.81; его же История церковного архива // Новое русское слово. 15.05.82.
8) Попов А.В. Россика в негосударственных хранилищах США // Отечественные архи-вы. - 1996. - № 2. - С. 22-26
9) См. Белобородько В.Л. Архив русской церкви на Аляске в библиотеке Конгресса США // Вопросы истории. - 1969. - № 8. - С. 189-192