Печатается по изданию: Попов А. В. Собрания периодики
Всероссийской государственной библиотеки иностранной
литературы по истории зарубежного православия
// Библиотечное дело - 2004. Всеобщая
доступность информации. Материалы Девятой
международной научной конференции (Москва
22-24 апреля 2004 г.). - М.: МГУКИ. - С. 124-126.
Исследование зарубежного православия невозможно без использования материалов церковных периодических изданий, издававшихся различными юрисдикциями (ветвями) Русской Православной Церкви. С начала 1990-х гг. появились реальные возможности для изучения истории Русской Православной Церкви за границей и истории русского зарубежного православия. Во многих библиотеках и архивах были открыты недоступные ранее для исследователей спецхраны, созданы специализированные отделы русского зарубежья. В Москве большие собрания периодических изданий русского православного зарубежья хранятся в Отделе религиозной литературы Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ), Отделе Русского Зарубежья Российской Государственной Библиотеки (РГБ), Научной Библиотеке Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Библиотеке-Фонде “Русское Зарубежье” (БФРЗ), Отделе Русского Зарубежья Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), Отделе Русского Зарубежья Государственной публичной исторической библиотеки (ГПИБ) и Синодальной библиотеке Московского Патриархата.
Специализированный отдел зарубежных церковных периодических изданий и книг имеется только во ВГБИЛ. Основой собрания ВГБИЛ послужили переданная в дар библиотека известного богослова, историка церкви Н.М. Зернова и поступления от парижского издательства “ИМКА-Пресс”.
Во ВГБИЛ имеется почти полный комплект двухнедельного журнала “Православная Русь”, издающегося Русской Православной Зарубежной Церковью. Предтечей этого издания была газета монастыря преп. Иова Почаевского “Православная Карпатская Русь”, выходившая в Ладомирово (Чехословакия) с 1934 г. (с 1935 г. - “Православная Русь”). Последний европейский номер “Православной Руси” вышел в июле 1944 г. После второй мировой войны монастырь переехал в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (США), где издание было продолжено с января 1947 г. в журнальной форме. Основные задачи журнала редакция определила следующим образом: “..Блюсти заветы святой Руси в сете их: 1. Осведомлять о важнейших событиях церковной жизни и оценивать их; 2. Осведомлять о текущей церковной жизни разбросанных по всему свету церковно-организованных единомышленных русских людей; 3. Сосредотачивать материал, рисующий положение верных Церкви русских людей, томившихся и томящихся под игом советской власти; 4. Способствовать ознакомлению церковного народа с основами православной веры; 5. Давать назидательное чтение, способно духовно окрасить досуги русских православных людей за рубежом” (1).
Журнал “Православная Русь” является ценным источником для историков Православной Церкви и русского зарубежья. На его страницах регулярно публикуются Послания Архиерейских Соборов Зарубежной Церкви, Синода Зарубежной церкви, Послания и заявления отдельных иерархов. Важными для осмысления судеб церкви в ХХ веке являются статьи о взаимоотношениях РПЦЗ, Московской Патриархии и других русских православных юрисдикций, в особенности Американской Православной Церкви и Русского Западно-Европейского Экзархата Константинопольского Патриархата (2). В журнале освещается жизнь приходов русского зарубежья, даётся информация о строительстве новых храмов, о духовном образовании. Ценным источником для восстановления биографий иерархов и священников Зарубежной церкви являются жизнеописания и некрологи.
В журнале “Православная Русь” регулярно печатались известные церковные историки и публицисты: профессора Н.Д. Тальберг и И.М. Андреевский, протопресвитеры Георгий Граббе, Михаил Польский, Михаил Помазанский и другие. Хочется отметить деятельность многолетнего главного редактора журнала архимандрита Константина Зайцева. Архимандрит Константин был не только известным богословом, но и опытным редактором и издателем. В частности, в межвоенный период он являлся главным редактором издаваемых П.Б. Струве газет “Возрождение” и “Россия и Славянство”.
Архимандрит Константин прибыл в Свято-Троицкий монастырь в августе 1949 г. Он становится профессором Духовной семинарии, где читает курсы лекций по догматическому и пастырскому богословию, истории русской словесности. Почти сразу же после прибытия по приглашению Архиепископа Виталия (Максименко) он становится редактором “Православной Руси” (3). На посту редактора архимандрит Константин оставался более четверти века до самой своей кончины в 1975 г. И все эти годы в каждом номере журнала обязательно была его статья (4). После смерти о. Константина журнал редактировали Архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий, иеромонах Игнатий (Трепчко) и нынешний предстоятель Зарубежной Православной Церкви митрополит Лавр.
С 1950 г. стало также выходить ежегодное приложения к журналу “Православная Русь” - церковно-богословско-философский ежегодник “Православный путь” (5). Это издание также имеется в собрании ВГБИЛ. Первые номера ежегодника вышли еще в Ладомирово в 1939 г. и 1940 г. Во время войны выход ежегодника был приостановлен и возобновлен в 1950 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. У истоков возрожденного журнала стояли архиепископ Аверкий Таушев, архимандрит Константин Зайцев, протоиерей Михаил Помазанский, известный историк церкви Н.Д. Тальберг. Открывая первый номер ежегодника “Православный путь”, отец Константин писал: “Для положительной работы на спасение себя и России надо быть православным цельным, то есть послушливо-исполнительным, благочестивым и рачительным чадом Церкви, всецело отдавшим себя окормлению Её - в том облике который имеет знак подлинности. Стать и быть подлинным сыном подлинной Церкви - вот лежащий перед нами православный путь” (6). В первом номере ежегодника была опубликована статья архиепископа Иоанна Шанхайского “Высопреосвященный Антоний Харьковский и Ахтырский”. Постоянными авторами журнала были И.А. Андреев, И.А. Гарднер, Г.А. Знаменский, И.М. Концевич, Н.Д. Тальберг, протоиерей Герасим Шорец, протоиерей Сергей Щукин и другие. Из архипастырей Русской Православной Зарубежной Церкви в журнале в разное время публиковались митрополит Анастасий (Грибановский), епископ Никон (Рклицкий), епископ Григорий (Граббе), архиепископ Аверкий (Таушев) и другие. Одну из главных своих задач “Православный путь” видел в защите Православия “православных леворадикалов”, в первую очередь представителей так называемой парижской богословской школы Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других. Сегодня редакция журнала так пишет об идеалах “Православного пути”: “К этим идеалам можно отнести: в богословии - верность церковной традиции и преданию, в области экклезиологии - стояние в Православии и противостояние апостасии, в политико-государственной области - монархизм и охранительные историософские воззрения. Но самым главным идеалом для “Православного пути” оставалась и остается православная духовность” (7). На протяжении своей более чем полувековой истории в “Православном пути” было опубликовано много материалов, отражающих историю русского зарубежного православия.
Наиболее полное собрание (среди московских библиотек) издания Архиерейского Синода РПЦЗ “Церковная жизнь” также хранится во ВГБИЛ. Журнал с перерывами издавался с 1933 г. в Сремских Карловцах, Новом Саду, Белграде, Мюнхене, Нью-Йорк, а с 1991 г. - в Джорданвилле. Первым главным редактором журнала был протоиерей Георгий Граббе. В журнале “Церковная жизнь” важными для нас являются опубликованные официальные церковные документы (акты, указы, послания и т.д.). Интересным источником является опубликованное в одном из первых номеров журнала “Письмо епископа “отошедшего” к епископу неотошедшему”. На примере этого документа можно увидеть как спустя всего несколько лет после Послания (Декларации) митрополита Сергия от 29 июля 1927 г. зарождалась неверная трактовка Декларации. В последствии эта трактовка стала единственной в периодике РПЦЗ. В частности в письме говорится: “…в декларации митрополита Сергия встречаются такие мысли и выражения, которые вполне понятны в устах безбожника, комсомольца или коммуниста, но никак не к лиц Первоиерарху, хотя и временному, Русской Православной Церкви. Так, например, митрополит Сергий в своем воззвании уверяет чад Православной Церкви в том, что радости и скорби, удачи и неудачи социалистического пролетариата и Церкви Христовой совпадают. Дальше кажется и идти некуда” (8). В данном случае речь идет о толковании фразы из Послания митрополита Сергия “Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи”. В этой фразе ничего не говорится о безоговорочном подчинении гражданским властям. А “радости и успехи” по прямому стилистическому смыслу отнесены к Родине, а не к “социалистическому пролетариату”.
Из изданий РПЦЗ во ВГБИЛ достаточно полно представлен “Вестник Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви за Рубежом” . Журнал издавался с 1974 г. по 1991 г. в Женеве. Журнал имел постоянные рубрики: “Из летописи епархии”, “Хроника нашей епархии”, “Из истории наших храмов”, “Из книги указов” (сообщалось о рукоположениях, назначениях, возведениях в сан и др.), “Справочный отдел” (телефоны, адреса должностных лиц епархии). В нём печатались летописи приходов, вести из приходов, некрологи, доклады правящего епископа, информации о епархиальных съездах, о паломнических поездках (9). Публиковались также статьи из других православных изданий.
Среди других изданий РПЦЗ, имеющихся в собрании ВГБИЛ, следует отметить почти полный комплект журнала “Церковная жизнь”, отдельные номера журналов “Владимирский вестник” (Сан-Пауло), “Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей”, “Вестник Храма-Памятника” (Брюссель), “Православное обозрение”, “Православный вестник Нью-Йоркской и Канадской епархий”, “Русский пастырь” (журнал воспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии), “Сим победиши” (издание Православной Бразильской епархии), “Хлеб небесный”, “Церковные ведомости”, отдельные номера ежемесячного приложения к журналу “Православная Русь” - “Православная жизнь” и др. В этих изданиях в основном отражается история РПЦЗ на местном уровне - уровне епархии, прихода, православной общины. Изучение публикаций этих журналов может помочь более углубленному исследованию темы. Это направление исследований достаточно важно, ведь сейчас большое внимание уделяется микроистории, истории повседневности, история человека.
Среди зарубежных изданий, посвященных истории церкви и богословию, выделяется формально независимый от той или иной церковной юрисдикции, но фактически всегда отстаивающий точку зрения так называемой Парижский церковной эмиграции или “Парижского центра” “Вестник Русского Студенческого Христианского Движения”. ВГБИЛ имеет полный комплект этого журнала, начиная с первого номера, вышедшего в 1925 г. В годы Второй мировой войны издание Вестника было приостановлено. Издание журнала, под редакцией протоиерея Александра Киселева, возобновилось, в 1949 г. после десятилетнего перерыва в Мюнхене. Активное участие в восстановление Вестника участие принимали профессор Ф.А. Степун, отец Сергей Щукин, отец Георгий Бенигсен, , также большую помощь оказал, приезжавший из Парижа в 1948 году, Лев Зандер (10). С 1950 г. журнал снова издавался в Париже. С 1992 г. журнал печатается в Москве по оригинал макету, составленному редакций в Париже. На всем протяжении своей истории журнал стоял на позициях Русского Западно-Европейского Экзархата Константинопольского Патриархата. После переезда наиболее деятельных его сотрудников в США редакция журнала заняла позиции Американской Православной Церкви. Именно с этих позиций журнал являлся главным зарубежным критиком РПЦЗ. Со 112-го номера, вышедшего в 1974 г., редакция журнала расширила его название, убрав ограничивающее определение “студенческий”. В редакционной статье по этому поводу говорилось следующее: “Опущение слово “студенческий” отнюдь не означает что Вестник в какой бы то мере отходит РСХД и его идеалов, по прежнему РСХД будет его издавать, направлять и вдохновлять. Однако в буквальном смысле журнал является вестником чего большего, чем заслуженной религиозной организации, вестником неоформленного “русского христианского движения с собой силой развивающегося в России” (11). С этого же номера к указанию Париж - Нью-Йорк на обложке журнала было добавлено Москва, хотя никакой постоянной связи с Россией еще не было.
Значительное место на страницах Вестника занимают статьи по истории Русского Студенческого Христианского Движения, богословские труды, публикации воспоминаний и переписки деятелей церкви и русского зарубежья, литературная критика, полемика с представителями РПЦЗ и др. (12). Для понимания истории церковных разделений за рубежом большое значение имеет письмо Александра Солженицына Третьему Собору Зарубежной Церкви, ответ Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета Александру Солженицину и последующая полемика вокруг этих документов (13). Своеобразное “кредо” журнала выразил Н.А. Струве, откликнувшись на письмо Солженицына и ответ митрополита Филарета: “"Уход к грекам" и "укоренение на Западе" не измена России, а наоборот, подтвержденное опытом, необходимое условие, чтобы спасти Церковь от ограничивающих и парализующих её национализма и политики, чтобы воплотить в жизнь лучшие заветы русской Церкви и русской духовной традиции” (14).
В числе авторов журнала - выдающиеся русские историки, философы, богословы: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.В. Карташев, В.В. Зеньковский, Л.А. Зандер, Ф.А. Степун, А.И. Солженицын, сегодняшний главный редактор Н.А. Струве и другие. Несомненно, что “Вестник Русского Христианского Движения” является важным источником для историков церкви. Без обращения к материалам, печатавшихся на страницах этого издания, трудно воссоздать полную и объективную историю зарубежного православия.
Орган русской религиозной мысли журнал “Путь” - еще один зарубежный журнал, полный комплект (№№ 1-61), которого доступен для читателей ВГБИЛ. Шестьдесят одни номер журнала поступил в октябре 1993 г, когда Милица Зернова передала в дар ВГБИЛ библиотеку своего мужа.
Журнал издавался в Париже с 1925 г. по 1940 г. под редакцией Н.А. Бердяева. Первой номер журнала открывался редакционной статьей “Духовные задачи русской эмиграции”, в которой подчеркивались исключительность русского рассеяния, его духовная миссия, а также определялись цели нового журнала. В статье писалось: “Русское рассеяние представляет совершенно исключительное, единственное в истории явление… И русское рассеяние имеет свой смысл и цели… Эта миссия не может заключаться в горделивом сознании своего превосходства над теми, которые остались внутри России, культивировании чувства злобы и мести, в мелочной политической вражде, основанной на фикциях. Эта миссия лежит прежде всего духовных задачах, в собирании и выковывании духовной силы, в духовном преодолении злобно-мстительного отношения к ниспосланным богом испытаниям… Русской эмиграции при длительном пребывании вне родины грозит распыление, денационализация, потеря связи с Россией, с русской землей и русским народом. Каждый может превратится в оторванный атом, занятый исключительно сохранением своей жизни. Лишь напряженной духовной жизни, лишь верностью идее России, может русское рассеяние сохранить себя, как единый русский народ. Органически связанный с русским народом в Советской России сохранившим верность той же идее. Раскол между эмиграцией и Россией, оставшейся под большевизмом должен быть преодолен” (15). В этой же статье обращалось внимание на важность осознания вселенского значения православия.
Как писал Н.А. Бердяев: “журнал “Путь” стремится быть выразителем духовных и религиозных задач русской эмиграции. Это есть орган православной и вместе с тем связанный с традициями русской творческой религиозной мысли. Имена Хомякова, Достоевского. Вл. Соловьева, Бухарева, В. Несмелова, Н Федорова близки и дороги руководителям журнала” (16). Авторами журнала были главный редактор Н.А. Бердяев, Н. Зернов, В.Зеньковский, Н. Лосский, Г. Федотов, Георгий Флоровский и другие. Одной из задач журнала была попытка объединить все течения русской православной мысли, сделать их доступными для западных читателей.
В 1998 г. Московская Патриархия, при содействии профессора Ф. Полякова выпустила компакт-диск, содержащий полный комплект журнала “Путь”. Ранее в 1992 г. издательство “Информ-Прогресс” репринтно переиздало первые шесть номеров журнала. Свидетельством интереса к этому изданию служат исследования, посвященные журналу. Особенно хочется выделить фундаментальную работу Антуана Аржаковского “Журнал “Путь” (1925-1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции” (17).
В Париже с 1947 г. на русском и французском языках печатался “Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего экзархата”. Полный комплект журнала имеется во ВГБИЛ. Несмотря на то, что журнал принадлежал Московской Патриархии, в нем можно найти немало интересных материалов по истории зарубежного православия. Высокое качество журнала во многом определялось личностью его главного редактора выдающегося богослова Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия Кривошеина (18). Епископ Василий вспоминает: “Особых затруднений с митрополитом Никодимом (18а) по изданию нашего “Вестника Западно-Европейского Экзархата” мы не имели, никакой предварительной цензуры или предварительного одобрения со его содержания он не требовал… Разногласия с митрополитом Никодимом по поводу содержания были, он хотел, чтоб “Вестник” был исключительно богословского содержания, а мне хотелось, чтобы сверх этого в нем уделялось место современным церковным вопросам…” (19). Высокому качеству журнала также способствовало сотрудничество с великим русским философом Николаем Лосским. Публикации журнала отражали позицию Московской Патриархии по вопросам межконфессионального и православного диалога между различными христианскими церквями. Среди таких публикаций - Послание Святейшего Патриарха Московского Алексия Афинагору Патриарху Константинопольскому о проблеме русских церквей в Европе, заявления митрополита Антония (Блума) по этому же вопросу, доклад Архиепископа Карельского и всей Финляндии Павла по проблемам православной диаспоры и другие (20). Вызовет интерес у историков православия и статья профессора С.В. Троицкого “Экклезиология парижского раскола” (21). Публикации известного парижского иконописца Л. Успенского посвящены иконописи (22).
Среди журналов, полные комплекты которых имеются в ВГБИЛ, необходимо также назвать “Русское Возрождение”. В подзаголовке журнала указано “Независимый русский национальный орган”. Журнал был основан в 1978 г. в Нью-Йорке по инициативе известного деятеля русской зарубежной церкви протопресвитера Александра Киселева (главный редактор С.С. Оболенский). Редакция журнала декларировала следующие задачи: “Журнал посвящается достижению великого русского церковно-земского примирения и согласия в России, в русской жизни и мысли… Мы - дети одной Церкви и сыны одного Отечества. Пограничные кордоны и тяжелая рука власти могут мешать, но не могут воспрепятствовать нашему общему делу, нашей единой любви, нашему братству” (23). Направленность журнала можно передать словами одного из его постоянных авторов и членов редакционного совета Глеба Рара: “Церковь. Нация. Государство. Культура. Четыре темы, четыре области работы, четыре факультета, четыре поля служения” (24).
Значительное число публикаций журнала посвящено православию и его роли в сохранении русской культуры в эмиграции (25). Публиковались также послания, доклады иерархов РПЦЗ (26). Историк православия на Американском континенте заинтересуется работами архимандрита Августина Никитина, В. Алексеева и др. (27). На протяжении 1980-1982 гг. журнал публиковал большое исследование В.И. Алексеева и Ф. Ставру о Русской Православной Церкви на оккупированной территории (28). Хроника-библиография Празднования 1000-летия Крещения Руси была подготовлена Р.В. Полчаниновым (29). Специальный номер “Русского Возрождения” был посвящен памяти протопресвитера Александра Киселева (№ 81, 2002). Отголоски противоречий между различными юрисдикциями РПЦЗ можно найти в рецензии В.И. Алексеева на книгу Дмитрия Поспеловского “The Russian Church under the soviet regime, 1917-1982”. В частности, Алексеев пишет: “…Книга его (Поспеловского) написана, конечно, с позиции Американской Автокефальной Церкви, бывшей ранее американской митрополией Русской Православной Церкви и получившей автокефалию от Московской патриархии. Отсюда стремление обелить, насколько возможно, нынешнее руководство Московской патриархии, отсюда критическое отношение к Русской зарубежной Церкви…” (30).
На наш взгляд, позиция журнала “Русское Возрождение”, общая направленность публикаций о деятельности РПЦ Московского Патриархата и других православных юрисдикций носит достаточно взвешенный сбалансированный характер: на его страницах не было огульной критики и обвинений в адрес представителей тех или иных юрисдикций. Один из идеологов журнала о. Александр Киселев писал на страницах журнала: “Для меня православный епископ есть епископ и не мне (как и каждому другому) судить, достойный он или не достойный. Иначе дойдет, пожалуй, до того, что благословиться-то не у кого будет. Этим собственно, и все сказано. Я не беру на себя дерзость быть кому-либо судьей, тем паче православным епископам… По сути не могу признать “юрисдикции” явлением богоугодным. Я верую “во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”, верую в святость Православия, а не в ту или иную юрисдикцию. Юрисдикционная борьба среди православных русских людей особенно преступна сейчас…” (31). В одном из следующих номеров журнала о. Александр пишет, отвечая своему оппоненту: “Последнее, окончательное слов, завершающее историю земли, о чем оно? На Страшном суде о чем спросят каждого человека?… “И соберутся пред Ним все народы…” - Все! Не только русские, не только православные, не только члены РПЦ за рубежом, но все будем судимы не по принадлежности, а по делам нашим…” (32).
Независимый русский альманах “Вече”, издававшийся в Мюнхене - еще одно периодическое издание, комплект которого имеется во ВГБИЛ. Альманах был основан в 1981 г. Е. Вагиным и О. Красовским. Выходил 4 раза в год.
В программном редакционном вступлении к первому номеру “Вече” писалось: “Новое “Вече” безусловно и безоговорочно стоит на антикоммунистической позициях исходя из того, что тоталитарная атеистическая идеология и “советская власть” не имеют корней в нашей почве, одинаковы чужды всем народам проживающим на территории бывшей Российской Империи” (33). Для выяснения изначальной идеологической позиции журнала принципиальное значение имеет статья О. Красовского “С кем мы?”, опубликованная во втором номере журнала. Обращаясь к читателям О. Красовский так обозначал задачи журнала: “Будем искать Истину Христову мыслью, слово и делом, будем пестовать её, будем хранить её для нашей Родины - России, Святой Руси. В этом наша ответственность перед Россией, в этом наш долг” и далее “Вече стремится стать центом единения всех здоровых национальных сил как внутри России, так и за её пределами, русских патриотов на родине и российских изгнанников всех поколений вынужденно оказавшихся в Зарубежье” (34). Среди авторов журнала были Е. А. Вагин, О. Красовский, Д.С. Лихачев, В. Распутин, В.Д. Самарин, А.И. Солженицын, В. Тростников, А.П. Федосеев и другие.
Не будучи церковным органом, альманах “Вече” постоянно следил за главными событиями в жизни Православной Церкви на родине и за рубежом. Журнал публиковал важнейшие документы зарубежной Церкви, статьи виднейших иерархов и церковных историков, как правило, написанные специально для журнала (35). В журнале публиковались Послания Архиерейских Соборов РПЦЗ и другие документы. В 47 номере альманаха была опубликована интересная историкам церкви статья епископа Берлинского и Германского Марка (36). В 38-м выпуске альманаха за 1990 г. опубликована важная дли понимания истории зарубежного православия, истории его разделения редкая брошюра графа Ю.П. Граббе “Корни Церковной Смуты”, вышедшая в Белграде в 1927 г. (37). В редакторском послесловии подчеркивается значение этой работы: “Прежде всего, это - исторический документ, любопытная страничка истории Русского Зарубежья”, принадлежащая перу активного и заинтересованного участника церковных “споров” с самого их зарождения…” (38).
Полный комплект католического журнала “Символ”, журнала христианской культуры при славянской библиотеке в Париже, также хранится во ВГБИЛ. Первый номер журнала вышел в 1979 г., и с тех пор он выходил два раза в год. В реакционной статье, опубликованной в первом номере журнала, редакция писала: “"Символ" мыслится нами как бы перекрестком. Где две христианские традиции, две культуры, черпающие из одного источника, но долгие столетия шедшие параллельными путями, могли бы встречаться для того, чтобы постепенно осознать сущность своей взаимодополнительности. Журнал ставит себе целью ознакомление читателей с многогранной действительностью западного христианства, как в области богословской мысли, так и в плане ежедневной практической жизни христианских общин” (39). С восьмого номера, вышедшего в 1982 г., в журнале “Символ” появился постоянный раздел “Из истории русской общественной и религиозной мысли”. В этом разделе регулярно публикуются материалы из Архива Славянской библиотеки. Но все же “Символ” в большей степени способен помочь историку русской католической мысли на Западе, историку богословия, чем исследователю истории русского зарубежного православия. Это в полной мере относится и к брюссельскому журналу “Жизнь с Богом” и его приложению “Россия и Вселенская церковь” (подзаголовок “Русский католический вестник”), наиболее полный комплект которых также хранится во ВГБИЛ.
Из журналов, издающихся в ближнем зарубежье, во ВГБИЛ имеется только полный комплект рижского альманаха “Христианос”. Альманах издается с 1991 г. под редакцией Н. Большаковой. Значительное место на страницах альманаха занимает тема русского православия вне России. Второй номер альманаха (№ 2. 1993) почти полностью посвящен памяти протоиерея Александра Шмемана (40). Несколько статей посвящено памяти иконописца сестры Иоанны Ретлингер (41) и Архиепископа Латвийской Православной Церкви Иоанна Поммера (42). В альманахе публиковались произведения разных лет Архиепископа Сан-Франциского Иоанна (Шаховского) (43) и другие материалы.
Из зарубежных журналов, ныне издающихся и печатающихся в Москве, внимание православию уделяют на своих страницах ежеквартальники “Грани” и “Континент”. Комплекты этих изданий также доступны читателям ВГБИЛ. Но число публикаций отражающих историю зарубежного православия в этих изданиях незначительно (44).
На наш взгляд собрание периодических изданий русского зарубежья ВГБИЛ представляет значительную ценность и создает предпосылки для создания полноценной источниковой базы будущих исследований по истории русского зарубежного православия.
1) Каталог изданий Свято-Троицкого монастыря. - Джорданвиль, N.Y.: Типография преп. Иова Почаевского. - 1989. - С. 84-85.
2) Граббе Г., протопресвитер. Докладная записка о каноничности и церковно-бытовом значении соглашения Московской Патриархии и Американской об Автокефалии последней // "Православная Русь". - 1969. - № 23. - С. 6-8; Граббе Г., протопресвитер. О Томосе Американской Автокефалии // "Православная Русь". - 1970. - № 3. - С. 6-7; Граббе Г., протопресвитер. Русская Зарубежная Церковь в кривом зеркале. (Ответ Архиепископу Иоанну Шаховскому) // "Православная Русь". - 1964. - № 3. - С. 4-8; № 4. - С. 4-6; Зайцев К, архимандрит. Духовное состояние мира и задачи Русской Зарубежной Церкви // "Православная Русь". - 1962. - № 11. - С. 4-14; Зайцев К., архимандрит. В чем задачи Зарубежной Церкви? // "Православная Русь". - 1966. - № 14. - С. 1-2; Зайцев К., архимандрит. Жива ли наша Зарубежная Церковь? // "Православная Русь". - 1964. - № 9. - С. 6-7; Киселев А., протопресвитер. По поводу "Автокефалии" Американской Церкви. Ответ Н.А. Струве. // "Православная Русь". - 1971. - № 3. - С. 11-12; Константин, архимандрит. Духовное состояние современного мира и Русская Зарубежная Церковь // "Православная Русь". - 1959. - №. 21. - С. 4-9; Мар П. Исторический обзор церковной смуты и раскола // "Православная Русь". - 1965. - № 15. - С. 8-9; № 16. - С. 4-5; Русская Православная Церковь в Северной Америке. Историческая справка // "Православная Русь". -1955. - №№ 9-17; Тальберг Н.Д. К сорокалетию пагубного евлогианского раскола // "Православная Русь". - 1966. - №№ 3-24; Троянов И. Протоиерей. Иерархия Американской Митрополии и Московская Патриархат // "Православная Русь". - 1970. - № 3. - С. 9.
3) Фомин С.В. Джорданвильский отшельник. Архимандрит Константин (Зайцев) // "Трибуна русской мысли". - 2002. - № 2. - С. 80-81.
4) Иванов П. Идеология архимандрита Константина (к 15-летию со дня кончины) // "Русский пастырь". Журнал воспитанников Свято-Троицкой Духовной семинарии. Сан-Франциско. - 1990. - № 7. - С. 7-15
5) Филипьев В., инок. "Православный путь", как охранитель русского богословия. История, задачи, идеалы журнала // "Православный путь". Церковно-богословско-филосософский ежегодник за 2000 год. - Джорданвиль, N.Y.: Типография преп. Иова Почаевского. - 2000. - С. 5-17.
6) Филипьев В., инок. "Православный путь", как охранитель русского богословия. История, задачи, идеалы журнала // "Православный путь". Церковно-богословско-филосософский ежегодник за 2000 год. - Джорданвиль, N.Y.: Типография преп. Иова Почаевского. - 2000. - С. 11.
7) Там же С. 17
8) Письмо епископа "отошедшего" к епископу "неотошедшему". Из рукописной церковной литературы в подъяремной России Церковная жизнь. Издается ежемесячно при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви за границей // "Церковная жизнь". - 1933. - № 7. - С. 125.
9) Послание 12-го Епархиального съезда Западно-Европейской епархии, Лион 23 февраля - 8 марта 1978 "Вестник Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви за Рубежом". - 1978. - № 12. - С. 7-10; 12-й Епархиальный съезд нашей епархии // "Вестник Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви за Рубежом". - 1978. - № 12. - С. 11-23; Из истории наших храмов. Город Берн и Русская Церковь Св. Троицы // "Вестник Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви за Рубежом". - 1978. - № 10. - С. 41-44.
10) Киселев А., протоиерей. Возобновление Вестника в 1948 г. // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - Нью-Йорк. - 1971. - № 100. - С. 8-10.
11) Еще о направлении журнала // "Вестник Русского Христианского Движения". - 1974. - 112-113. - С. 3.
12) Андронников К.Я. О церковном устройстве в Западной Европе // "Вестник Русского Студенческого Христианского Движения". - Париж - Нью-Йорк - Москва - 1970. - № 98; Булгаков С.Н., протоиерей. Письма М.О. Гершензону // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - 1971. - № 101-102. - С. 69-70; Вопросы Церкви. Продолжение спора вокруг письма А. Солженицына III-му Собору "Зарубежной Церкви" // Вестник Русского Христианского Движения. - Париж. - Нью-Йорк - Москва. - 1975. - № 115. - С. 108-116; Ельчанинов А., протоиерей. Четыре письма к отцу Сергию Булгакову // Вестник Русского Христианского Движения. - Париж. - 1984. - № 142. - С. 88-94; Зандер Л.А. Пути Православной Церкви на Западе // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - Нью-Йорк - Москва. - 1960. - № 56; Зеньковский В., протоиерей. Из моей жизни // Вестник Русского Христианского Движения. - Париж-Нью-Йорк-Москва. - 2002. - № 1(183) - С. 303-325; Кассиан (Безобразов С.С.), архимандрит. Что дал Русской Православной Эмиграции Экзархат Вселенского Престола // "Вестник Русского Студенческого Христианского Дви-жения". - Париж - Нью-Йорк - Москва. - 1960. - № 56; Куломзин Н.А. священник. Церковное положение Экзархата Патриарха Вселенского в Западной Европе // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - 1960. - № 56; Мейендорф И., протоиерей. У истоков зарубежного раскола // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - 1987. - № 151. - С. 219-226; Поспеловский Д.В. Митрополит Сергий и расколы справа // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - Нью-Йорк - Москва - 1990. - № 158; Семенов Тянь-Шанский А.Д., архимандрит. О задачах нашего Экзархата // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - 1963. - № 70-71; Сериков Г.С. О церковном положении нашей Архиепископии // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - 1957. - № 45; Струве Н.А. Рождение новой Автокефальной Церкви // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - 1971. - № 95-96; Федотов Г.П. К вопросу о положении русской церкви // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - 1930. - № 10-11; Шевич К.Г., архимандрит. Тихоновская Россия и эмиграция. // Вестник Русского Христианского Движения. - Париж. - 1927. - № 7.
13) Письмо Александра Солженицына Третьему Собору Зарубежной Церкви // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - Нью-Йорк - Москва. - 1974. - № 112-113. - С. 99-111.
14) Струве Н.А. По поводу письма А. Солженицына "зарубежному Собору" // "Вестник Русского Христианского Движения". - Париж. - Нью-Йорк - Москва. - 1974. - № 112-113. - С. 4.
15) Духовные задачи русской эмиграции (От редакции) // "Путь". - 1925. - № 1. - С. 4.
16) Там же С. 6.
17) Аржаковский А.А. Журнал "Путь" (1925-1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. - Киев: Феникс. - 2000. - 656 С.; Езова Л.Д. Переосмысление опыта русской духовной культуры парижским журналом "Путь" // Российская интеллигенция на родине и в зарубежье: новые документы и материалы. Сборник статей. - М.: Российский институт культурологии. - 2001. - С. 47-66.
18) Об архиепископе Василии см. Антоний Сурожский, митрополит. Рассказ об архиепископе Василии (Кривошеине) // Кривошеин Василий. Архиепископ. Две встречи. Митрополит Николай Ярушкевич. Митрополит Никодим (Ротов). - СПб.: Сатисъ. - 2003. - С. 5-9; К 80-летию Преосвященного Василия, Архиепископа Брюссельского и Бельгийского // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Париж. - 1980-1981. - № 105-108. - С. 123-127.
18а) Митрополит Никодим (Ротов), начальник Отдела внешних сношений Московской Патриархии.
19) Кривошеин Василий, архиепископ. Две встречи. Митрополит Николай Ярушкевич. Митрополит Никодим (Ротов). - СПб.: Сатисъ. - 2003. - С. 198-199.
20) К вопросу о праве Константинопольского Патриарха на территории Западной Европы. Из послания от 15.10.1931 г. митрополита Сергия, заместителя местоблюстителя Московского Патриаршего престола. Константинопольскому Патриарху Фотию II // "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата". Париж. - 1950. - № 5. - C. 25-27; Послание Святейшего Алексия Патриарха Московского и всея Руси к Святейшему Афинагору Патриарху Константинопольскому // "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата". Париж. - 1953. - № 16. - С. 185-190; Заявление Высокопреосвященного Митрополита Сурожского Антония, Экзарха Патриарха Московского и всея Руси в Европе. Париж. 31 марта 1966 // "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата". - 1966. - № 53. - С. 9-12; Предложения по решению проблемы православной диаспоры. Доклад Архиепископа Карельского и все Финляндии Павла. Эскильстуне, Швеция // "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата". - 1966. - № 105-108. - С. 159-178.
21) Троицкий С.В. Экклезиология парижского раскола // "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата". Париж. - 1951. - № 7-8. - С. 10-23.
22) Успенский Л. Вопрос иконостаса // "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата". Париж. - 1963. - № 44. - С. 223-255; Успенский Л. Икона Рождества Христова // "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата". Париж. - 1950. - № 5. - С. 13-19; Успенский Л. К юбилею Андрея Рублева (600-летие со дня рождения) // "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата". Париж. - 1960. - № 35. - С. 44-53; Успенский Л. О православной иконе // "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата". Париж. - 1950. - № 2-3. - С. 37-43; Успенский Л. Православные иконы Пасхи // "Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата". Париж. - 1952. - № 10. - С. 28-34.
23) "Русское Возрождение". Задачи журнал. // "Русское возрождение". Независимый русский православный национальной журнал. - Нью-Йорк - Москва - Париж. - 1979. - № 6. - С. 3.
24) Рар Г. Зарубежная Россия и её задачи в отношении духовного возрождения России // "Русское возрождение". Независимый русский православный национальной журнал. - Нью-Йорк - Москва - Париж. - 1979. - № 6. - С. 212.
25) Арсеньев Н.С. О русской эмиграции и её духовном служении // "Русское возрождение". Независимый русский православный национальной журнал. - Нью-Йорк - Москва -Париж. - 1993. - № 60-61. - С. 214-237; Рар Г.А. Православное дело на родине и рубежом // "Русское Возрождение". Независимый русский православный национальный орган. - 1979. - № 5. - С. 175-194; Рымаренко А., архиепископ. Православие, большевизм и наша эмиграция // "Русское Возрождение". - 1986. - № 34. - С. 34-52.
26) Антоний, Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Доклад на 12-ом съезде Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей // "Русское Возрождение". Независимый русский православный национальный орган. - 1979. - № 5. - С. 149-174; Послание Архиерейского Собора к Православным людям на Родине и в рассеянии сущим. К прославлению новых мучеников и исповедников российских. // "Русское Возрождение". Независимый русский православный национальный орган. - 1982. - № 17. - С. 11-15.
27) Алексеев В. Кого считать русским? Из опыта истории Православия в США // "Русское Возрождение". Независимый русский православный национальный орган. - 1984. - № 27-28. - С. 162-177; Никитин А., архимандрит. Русская Америка // "Русское возрождение" Независимый русский православный национальной журнал. - Нью-Йорк - Москва -Париж. - 1993. - № 60-61. - С. 193-213.
28) Алексеев В.И., Ставру Ф. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории // "Русское Возрождение". Независимый русский православный национальный орган. - 1980. - № № 11-12; 1981. - №№ 13-16; 1982. - № 17-18.
29) Хроника-библиография Празднования 1000-летия Крещения Руси / Сост. Р.В. Полчанинов // "Русское Возрождение". Независимый русский православный национальный орган. - 1989. - № 46. - С. 150-169.
30) Алексеев В.И. О книге Дмитрия Поспеловского "The Russian Church under the soviet regime, 1917-1982" // "Русское Возрождение". Независимый русский православный национальный орган. - 1985. - № 31. - С. 192.
31) Письмо Е.В.П. митрополиту Виталию, Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей, от протопресвитера о. Александра Киселева // "Русское Возрождение". Независимый русский православный национальный орган. - 1991. - № 55-56. - С. 10-11.
32) Ответ отца Александра Киселева (Нью-Йорк) отцу Льву Лебедеву (Москва) по вопросу церковного раскола, учиненного в Русской Патриаршей Церкви // "Русское Возрождение". Независимый русский православный национальный орган. Нью-Йорк-Москва-Париж. - 1993. - № 60/61 - С. 95.
33) "Вече". - 1981. -- № 1. - С. 5.
34) С кем мы или кто с нами? // "Вече". Независимый русский альманах. Мюнхен. - 1981. - № 2. - С. 189.
35) Вагин Е. Пятьдесят номеров "Вече" // "Вече". Независимый русский альманах. Мюнхен. - 1993. - № 50. - С. 13.
36) Марк, Епископ Берлинский и Германский. Ответ один… (по поводу статьи "Семь вопросов и ответов о Русской Православной Церкви") // "Вече" Издание Российского национального Объединения в ФРГ. - 1984. - № 16. - С. 5-10; Игнатич Т. Действительный и мнимый раскол в Русской Церкви // "Вече". Независимый русский альманах. - 1991. - №. 47. - С. 83.
37) Граббе Ю.П. Корни Церковной Смуты // "Вече" Издание Российского национального Объединения в ФРГ. - 1990. - № 38. - С. 117-153.
38) Е.В. К публикации брошюры графа Ю.П. Граббе // "Вече" Издание Российского национального Объединения в ФРГ. - 1990. - № 38. - С. 158.
39) Символ // "Символ". - 1979. - № 1. - С. 2.
40) Николаев А. Отпевание о. Александра Шмемана // "Христианос". Альманах. - 1993. - № 2. - С. 16-17; Бенигсен А., протоиерей. Пришедше на Запад Солнце // "Христианос". Альманах. - 1993. - № 2. - С. 18-19.
41) Лаевская Э. Сестра Иоанна Рейтлингер (1898-1988) // "Христианос". Альманах. - 1998. - № 7. - С. 9-13; Ерохина О. Незримый свет. (Об иконописи сестры Иоанны Ретлингер) // "Христианос". Альманах. - 2002. - № 11. - С. 19-27.
42) К 60-летию со дня мученической кончины Архиепископа Латвийской Православной Церкви Иоанна Поммера // "Христианос". Альманах. - 1994. - № 3. - С. 5-32.
43) Публиковалось: Из наследия Архиепископа Сан-Франциского Иоанна (Шаховского) // "Христианос". - 1995. - Вып. 4. - С. 225-262.
44) Забелин С.Н. "...Как драгоценные шкатулки". Русские Церкви в Европе // "Грани". - 2002. - № 202 - С. 119-144; Рар Г.А. Первые православные японцы. К столетию проповеди православия в Японии // "Грани". - 1962. - № 51; 1963. - № 53; 1967. - № 63; 1968. - №№ 68; Замороженное православие. К годовщине смерти о. Иоанна Мейендорфа // "Континент" Литературный, публицистический и религиозный журнал. - Москва -Париж. - 1993. - № 76. - С. 257-265; Кырлежев А. Митрополит Антоний Сурожский - "заезжий православный миссионер" в России. // "Континент". - 1994. - № 4. - С. 229-245; Кырлежев А. Христианское содружество: Англия и Россия. // "Континент". - 1997. - № 2. - С. 270-272; Осборн В. Британское православие // "Континент". - 1995. - № 1. - С. 226-234; Шмеман А. протоиерей. Церковь и мир в православном сознании // "Континент" Литературный, публицистический и религиозный журнал. - Москва -Париж. - 1993. - № 76. - С. 266-303.