Родился в 1867 г. (год рождения приведен по воспоминаниям дочери Нины Алексеевны Кривошеиной (урожденной Мещерской)
(по другим данным, в 1868 г. или в 1869 г.) в имении Долгушка Велижского уезда Витебской губ.
Окончил военный корпус в Москве, затем Санкт-Петербургский горный институт в 1890.
Горный инженер.
Титулярный советник (1893), коллежский советник (1904), статский советник (1913).
В 1908 состоял в распоряжении правления общества Коломенского машиностроительного завода.
Член правлений и директор-распорядитель акционерного общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово»,
общества Коломенского машиностроительного завода, Белорецких железоделательных заводов, член правлений Выксунских горных заводов,
Русского судостроительного акционерного общества, общества механических заводов Бромлей, «Шестерня-Цитроен», «Океан» и др.
Организатор концерна «Коломна – Сормово» (1913), один из организаторов и директоров Международного коммерческого банка в Петербурге.
За первые годы директорства Алексей Павлович Мещерский не только сумел поставить Сормовский завод в ряды первых в стране,
улучшить работу и жизнь рабочих, но и построил Народный дом на 1000 человек и большой православный храм (г. Нижний Новгород).
С 1914 г. проживал с семьей в собственном доме по адресу СПб, Кирочная 22.
В 1917 г., разойдясь с первой женой, переселился в Москву.
C декабря 1917 по апрель 1918 с А.П. Мещерским велись переговоры о сотрудничестве с советской властью.
Переговоры закончились безрезультатно, он был арестован ВЧК и заключен в Бутырскую тюрьму.
После освобождения в октябре 1918 эмигрировал в Финляндию, затем во Францию.
Жил в Париже. Занимался поставками телефонного оборудования в Китай.
В эмиграции был щедрым благотворителем и принимал активное участие в финансировании строительства Храма Знамения Божией Матери на бульваре Экзельманс 87.
Скончался 13 ноября 1938 г. в Париже.
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем
(в «Незабытых могилах» сообщается, что А.П. Мещерский был похоронен на кладбище Банье и впоследствии перезахоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа).
Биографические материалы, представленные на сайте:
bank121.ru:
Алексей Павлович Мещерский: "русский Форд"
Среди русских инженеров, сделавших карьеру топ-менеджеров, пожалуй, самую высокую вершину одолел Алексей Павлович Мещерский (1867–1938), выпускник Горного института, ставший руководителем мощнейшего объединения машиностроительных заводов. Если князя Тенишева за размах и энергию называли "русским американцем", то Мещерский получил еще более почетное прозвище – его сравнивали с создателем американского автопрома Генри Фордом.
И еще одна характеристика – "архижулик". Так назвал Мещерского Владимир Ильич Ленин. Сразу после революции вождь вел с Алексеем Петровичем переговоры о "социализации" его заводов. Учитывая обстоятельства переговоров и личность самого переговорщика, "архижулик" – это, пожалуй, комплимент. Заметим, что в советское время имя Мещерского, эмигрировавшего на Запад, было забыто. Лишь с недавних пор в отечественных энциклопедических изданиях оно появилось вновь, причем с достойной характеристикой – "крупный организатор промышленности".
Род Мещерских, как и Тенишевых, вел родословную от некоего татарского мурзы, который пришел в Московское царство из Орды. Мурзе этому пожаловали княжеский титул и деревеньки в рязанской Мещере, которой весь род Мещерских обязан фамилией. Со временем ветвь, к которой принадлежал Алексей Павлович, утратила княжеский титул и обеднела, оставшись дворянами на воинской службе.
По воспоминаниям дочери Алексея Мещерского Нины (1895–1981), в замужестве Кривошеиной, первые годы жизни отец провел в смоленском имении Мещерских Долгушки. После смерти родителей опекуном несовершеннолетнего Алексея стал старший брат Александр, который отдал его в военный корпус в Москве. Учение давалось Алексею легко, он всегда был первым учеником в классе, но по окончании курса неожиданно для всех (командиры были буквально в шоке) отказался от военной карьеры и решил поступать в Петербургский горный институт. Он правильно понял, что будущее в России – за новой для страны тяжелой промышленностью. И в Горном институте Мещерский был одним из лучших и даже несколько раз ездил за границу в Бельгию и Францию – изучать европейский опыт.
В 1890 году Алексей Павлович окончил институт и некоторое время работал на Богословском горном заводе на Урале, затем он поступил на Коломенский машиностроительный завод под Москвой, а в 1896 году Мещерского пригласили на должность старшего инженера Сормовского завода под Нижним Новгородом.
Этот завод был основан еще в 1849 году, там делали знаменитые волжские пароходы, но к концу века предприятие захирело и было перекуплено новыми инвесторами, учредившими в 1894 году акционерную компанию – Общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов "Сормово".
Компании нужны были новые менеджеры, способные вывести ее в число ведущих фирм металлообрабатывающей промышленности России. Выбор пал на Мещерского – и он полностью оправдал надежды хозяев и довольно быстро стал директором всего предприятия. Под руководством Алексея Павловича Сормовский завод был кардинально модернизирован. Построили новые цеха: железопеределочный, котельный, прокатный, – новые мартеновские печи. А в начале ХХ века в связи со строительством Великой Сибирской магистрали в Сормово стали делать паровозы, вагоны, паровые машины, мостовые сооружения и металлоконструкции, листовое и сортовое железо и прокат. В общей сложности на заводах работали около 12 тыс. человек.
В "Сормове" Мещерский переменил весь стиль работы по западному образцу: ввел строгую дисциплину и всячески культивировал корпоративный дух, внушая и рабочим, и инженерам, что работа в компании – это главное дело их жизни.
Сам Алексей Павлович появлялся на заводе не позже половины девятого утра, в сопровождении инженера и старшего мастера обходил цеха. А если возникали проблемы, старался решить их тут же, на месте. Кроме того, Мещерский всегда строго следил за тем, чтобы зарплата рабочим выдавалась вовремя и аккуратно (что до него не было заведено). За первые годы директорства Алексей Петрович не только сумел поставить Сормовский завод в ряды первых в стране, улучшить работу и жизнь рабочих, но и построил Народный дом на 1000 человек (в советское время подобные учреждения стали называть Домами культуры) и большой православный храм.
Нельзя сказать, чтобы заводские рабочие его любили, но уважением он безусловно пользовался. Напомним, что именно Сормовский завод описан в романе Горького "Мать". В тяжелые недели революции 1905 года, когда завод буквально бурлил, Мещерский не только не побоялся выйти к многотысячной толпе рабочих, но и сумел перевести конфликт в мирное, переговорное русло.
Позднее, в том же 1905 году, Алексей Павлович получил предложение от семьи Струве, хозяев Коломенского машиностроительного завода, стать директором-распорядителем их предприятия и покинул Сормово. Мещерский переехал с семьей в Петербург, где находилось правление фирмы. Там он проработал вплоть до революции 1917 года.
Компания машиностроительного завода, основанного в 1863 году обрусевшим немцем инженером-полковником Амандом Егоровичем Струве недалеко от Коломны, первоначально занималась производством металлических мостов, затем перешла к изготовлению паровозов и железнодорожных вагонов, прославившихся по всей России и за ее пределами. Всего заводом было выпущено около 5 тыс. паровозов и 40 тыс. вагонов. Заметим, что паровозы Коломенского завода были удостоены высших наград на международных промышленных выставках в Милане (1906) и Бордо (1907), а также больших премий на выставках в Буэнос-Айресе (1910) и Турине (1911). С 1902 года Коломенский завод вторым в России после завода "Людвиг Нобель" в Петербурге стал выпускать двигатели-дизели для речных судов. Кстати, к колесному буксиру "Коломенский дизель" впервые в мире был применен термин "теплоход" (1907).
На заводе выпускались также локомобили, торфяные прессы, сельскохозяйственные машины и многое другое. Перед мировой войной Коломенский завод получил почетный заказ на постройку Дворцового моста в Петербурге, который и ныне украшает "град Петров". Открытие моста в связи с начавшейся войной состоялось только в 1915 году. Эти достижения прямо связаны с именем Алексея Мещерского, сумевшего еще более расширить громадное предприятие. Он стал не только техническим директором, но и членом правления компании, по сути, формируя стратегию фирмы.
Главной же его заслугой было объединение двух заводских фирм – "Коломны" и "Сормово". В 1912 году при поддержке Петербургского международного банка Мещерский создал первый в России трест "Коломна-Сормово", ядро которого составили предприятия двух заводов. Директором-распорядителем треста стал сам инициатор объединения.Обе фирмы совместно закупали сырье, исполняли заказы, хотя юридически оставались самостоятельными.
Кроме того, Мещерский был главой входивших в объединение Белорецких железоделательных заводов на Урале (с 1916 года) и московского завода общества "ШестерняЦитроэн", построенного в России французской фирмой "Ситроен". Он также входил в наблюдательный совет Петербургского международного банка, куда его как партнера по "Коломне-Сормово" пригласил глава банка Александр Вышнеградский, сын министра финансов при Александре III Ивана Вышнеградского.
Во многом благодаря Мещерскому в России появилось первое объединение крупных предприятий, основанное на принципе производственной кооперации. Алексей Павлович с полным основанием полагал, что, заручившись поддержкой банков и объединив в большой единый трест взаимоснабжающие друг друга заводы, он сумеет вывести русское машиностроение на европейский рынок. Основу металлургической базы треста составлял Кулебакский завод в Нижегородской губернии, шестерни поставлял завод "Шестерня-Цитроэн".
В 1916 году для улучшения снабжения сырьем Коломенская и Сормовская компании приобрели контрольный пакет акций Общества Белорецких железоделательных заводов, которое купило богатый железной рудой участок земли при горе Магнитной и планировало строительство металлургического завода. В 1916–1917 годах акционеры Коломенской и Сормовской компаний приобрели также контрольные пакеты акций Русского общества артиллерийских снарядов в Царицыне и Товарищества железоделательного Ташинского завода в Нижегородской губернии. Заметим, что к 1917 году на предприятиях треста "Коломна-Сормово" работали около 60 тыс. человек.
Такой конгломерат мог создать только человек исключительных организаторских способностей, каким и был Алексей Мещерский. О его авторитете в деловых кругах свидетельствует такой случай: в 1912 году Сормовским заводом были спущены на воду 12 теплоходов, и один из них получил название "Алексей Павлович Мещерский", в кают-компании висел большой портрет директора завода.
Со временем Мещерский стал чрезвычайно богатым человеком как директор и акционер своих компаний. В 1912 году он построил собственный доходный дом в Петербурге на Кирочной улице близ Литейного проспекта и сам с семьей жил здесь в квартире, которая занимала полтора этажа. Дом был выстроен в стиле модерн с применением неоклассических деталей и роскошно отделан. Интерьеры отличались высокой художественной отделкой и были выполнены по последнему слову комфорта – просторные холлы, ванные, лифт.
При этом сам Мещерский вел достаточно скромный образ жизни для человека его положения. Одевался очень просто и строго, хотя заказывал платье у лучших портных Петербурга (сначала у чеха Калины, а потом у француза Энри), чрезвычайно близорукий, он постоянно носил демократичное пенсне, которое уже в эмиграции сменил на очки в роговой оправе. В еде Алексей Павлович был неприхотлив, хотя и имел, что называется, свои предпочтения: так, зеленый салат, который ежедневно подавался за завтраком, он всегда сам заправлял за столом оливковым маслом и французским винным уксусом. За завтраком пил минеральную воду Evian и стаканчик французского вина Chаteau Laffite, с особым уважением всегда относился к хлебу на столе и по возможности "преломлял" его рукой, а не резал ножом – считал, что это предмет священный и ножом его трогать нельзя. О его силе воли свидетельствует такой факт: страстный курильщик в молодости, Мещерский разом бросил курить в 32 года и с тех пор ни разу не притронулся к табаку.
Отнюдь не все в тогдашней России понимали смысл того, что он делал, многие объясняли его активность исключительно жаждой личной наживы. Вообще отношение к крупным бизнесменам, олигархам, по нашей сегодняшней терминологии, в интеллигентской России было всегда настороженным, а то и враждебным. Даже в собственной семье Мещерского не понимали. Жена считала ужасным, что ее муж стал банкиром, а Александра Ивановича Вышнеградского, одного из талантливейших финансистов России, буквально ненавидела и называла не иначе как "этот делец".
Подобные настроения царили во всем обществе и в конечном итоге послужили почвой для победы "антибуржуйской" революции, которая была уже не за горами. После февраля 1917 года в обстановке разброда и шатаний Мещерскому пришлось взять на себя роль одного из политических лидеров российских предпринимателей.
В апреле по его инициативе было основано Добровольное общество экономического возрождения России, главная цель которого – подготовка к выборам в Учредительное собрание.
Октябрь 1917 года Мещерского не испугал. Он считал возможным сотрудничество предпринимательских организаций с советской властью, но отвергал введение рабочего контроля на предприятиях. В конце 1917 – начале 1918 года он вел переговоры с правительством Ленина, в ту пору желавшего создать государcтвенно-капиталистический трест на базе объединения "Коломна-Сормово" с участием старых "спецов". Предполагалось устроить смешанные общества с участием собственников предприятий, с одной стороны, и представителей советской власти – с другой. Мещерский надеялся, что советская власть долго не продержится, и считал необходимым сделать все, чтобы на какое-то время сохранить status quo. Он ждал появления нового, не большевистского правительства.
Однако в июне 1918 года Ленин решился на национализацию промышленности и услуги Мещерского стали не нужны. Осенью 1918 года он был арестован ВЧК, несколько недель провел в Бутырской тюрьме, откуда ему удалось освободиться, подкупив чекистов. Затем были нелегальный переход русско-финской границы и эмиграция во Францию. Там гению российского капитализма удалось устроиться на должность ingеnieur-conseil (инженера-консультанта) и хотя с трудом, но сводить концы с концами. Скончался Алексей Павлович в ноябре 1938 года, "сгорев" за три дня. По воспоминаниям дочери, он не пережил "мюнхенских событий". Понимая, что новая мировая война неизбежна, Алексей Павлович постоянно повторял: "Неужели еще раз пережить полный крах всего, нет, на это уж нет больше сил!" Похоронили его на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Выдающийся организатор производства, Мещерский проделал огромный путь от небогатого дворянина, выросшего в смоленской глуши, до лидера почти всей тяжелой промышленности России. Если бы не революция, он мог бы оставить далеко за собой Форда, с которым его сравнивали.
Последнее обновление страницы -
11 ноября 2010 г.