БРАТСКИЙ ВЕСТНИК ОПОВЕЩЕНИЯ ПРАВЛЕНИЯ СВЯТО-КНЯЗЬ-ВЛАДИМИРСКОГО БРАТСТВА
2007. Особый выпуск к годовщине кончины Г.А. Рара
“КАК ЗОЛОТО, ОГНЕМ ОЧИЩЕННОЕ”: ПАМЯТИ Г.А. РАРА
18 февраля / 3 марта 2006 года на 83-м году жизни скончался долголетний Председатель Братства Глеб Александрович Рар.
“ Господь призвал в обители праведных этого героя веры, неустаннаго деятеля нивы отечественной истории и культуры, защитника национальнаго достоинства и гражданской чести, истиннаго сына российской интеллигенции” (Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии).
Г.А. Рар родился 20 сентября / 3 октября 1922 года в Москве в семье “Потомственных почетных граждан России”. Его дед Александр Федорович Рар был директором московского филиала страхового общества “Россия”, которому принадлежало здание на Лубянке № 2, которым с 1918 года пользовалась ЧК (ныне ФСБ). Его отец Александр Александрович Рар был офицером и в Великую войну сперва воевал на Галицийском фронте в составе III гренадерской артиллерийской бригады (был награжден орденами свв. Станислава и Анны). В 1916 г. как юрист был переведен в полевой суд при штабе VIII армии в Черновцах. Большевицкий переворот застал его в лазарете в Москве, после чего он, как офицер, был интернирован в первом московском концлагере в Андрониковом монастыре, затем был заключен в Бутырской тюрьме. Мать Г.А. Рара, Наталия Сергеевна, была родом из стараго купеческого рода Юдиных. Ее брат, Сергей Сергеевич Юдин, был известным хирургом, удостоенным многими почетными званиями и наградами. Поскольку предки Раров происходили из Эстляндии, семья в 1924 году (в день св. равноапостольнаго князя Владимира) была выселена в ставшую после революции независимой Эстонию, но осенью того же года переселилась в Либаву в Латвии, где Г.А. Рар успел окончить немецкую гимназию. После оккупации Латвии Красной армией Рарам благодаря немецко-звучащей фамилии (которая, как любил подчеркивать сам Глеб Александрович, на самом деле скандинавского происхождения) в 1941 году удалось вместе с немецкими переселенцами на одном из последних немецких кораблей выехать в Германию, где они отказались получать германское гражданство и быстро влились в жизнь старой русской эмиграции.
С 1942 года Г.А. Рар учился на архитектурном факультете в Бреславле, где он участвовал в создании православной общины. В то же время он вступил в Национально-Трудовой Союз (НТС), съездив специально в Берлин для знакомства с председателем Союза В.М. Байдалаковым. Созданная молодым поколением белоэмигрантов в 1930 году в Белграде для борьбы за свободную Россию, эта организация во время войны Германии с Советским Союзом выбрала нелегкий путь борьбы против двух тиранов – Сталина и Гитлера, и, следовательно, поддерживала Русское Освободительное движение и имела тесные связи с подпольной немецкой военной оппозицией. Вместе с супругами Хорват Г.А. Рар создал группу НТС в “научном лагере”, где работали военнопленные, сортировавшие захваченную немцами в России научную и техническую документацию. В группе находился также майор М.А. Меандров, впоследствии генерал РОА. В целях прекращения влияния НТС на Русское Освободительное движение, германские власти в июне 1944 года арестовали целый ряд членов НТС, в том числе и Г.А. Рара (1/14 июня), который впоследствии находился в заключении в концлагерях Гросс-Розен, Саксенгаузен, Шлибен, Бухенвальд, Лангензальца и, наконец, Дахау. Здесь он был освобожден американскими войсками 16/29 апреля 1945 года и в день Светлаго Христова Воскресения 23 апреля / 6 мая вместе с другими православными узниками в импровизированной часовне отметил дарованную Господом „новую жизнь“ служением наизусть пасхальной утрени.
Новый этап жизни довольно скоро связал Глеба Александровича с братским храмом преподобнаго Сергия Радонежского в Бад-Киссингене. Еще раньше члены семьи между собой договорились о том, что после ожидаемаго окончания войны все постараются встретиться у знакомых в деревушке Унслебен в Нижней Франконии. В июне 1945 года американцы доставили изнуреннаго от заключения и недавней болезни тифом Г.А. Рара в Швейнфурт, где семья другого узника Дахау одалживает ему велосипед и вручает карту местности. Из последних сил он 5/18 июня в 8 часов вечера добирается в деревушку Унслебен, где радостно встречается семьей. Читавшей с юношеского возраста ежедневно по главе Евангелия матери в этот день выпало прочесть 7 главу Евангелия от Луки о воскрешении сына наинской вдовы. Чтобы отблагодарить Господа за освобождение, Г.А. Рар с братом Львом 23 июня / 6 июля, накануне праздника Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, отправились в сравнительно недалекий храм в Бад-Киссинген.
“Поднимаемся по ступеням к храму. Навстречу доносится пение: величание святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна, – „моего“ Святого по убеждению моей мамы. В небольшом, но благолепном храме – полно. Службу совершает митрофорный протоиерей о. Александр Богачев. Сослужат шестеро священников. Певчих так много, что они занимают правый клирос почти до самых царских врат. Хором руководит Федор Нифонтович Музыка (какая подходящая фамилия для профессиональнаго регента!). Пение звучит, как будто мы в большом кафедральном соборе. После службы подходим под благословение к настоятелю, спрашиваем, нельзя ли где-нибудь при церкви переночевать. Он смущенно улыбается. В зале при храме уже живут священники с матушками, кажется – 16 человек. В комнате для причта, примыкающей к ризнице и алтарю – сам о. Александр с матушкой и тремя дочерьми: Ириной, Ангелиной и Евгенией. В комнатке рядом живет его родня. В нижнем этаже – бежавший из Берлина попечитель имущества Свято-Князь-Владимирского Братства барон Василий Львович Остен-Сакен. С той же милой улыбкой отец Александр указывает нам на большой обеденный стол в зале, где живут священники с матушками: „Вот, разве что здесь!“. На столе мы со Львом и устраиваемся на ночь. На следующий день исповедаюсь, причащаюсь Святых Таин. Потом дочери отца Александра и их двоюродная сестра Оля Курылас показывают нам киссингенский парк с его лечебными источниками.” (из воспоминаний Г.А. Рара).
Знакомство с храмом в Бад-Киссингене именно в дни сильных душевных переживаний после спасения из ада концлагерей произвело на Глеба Александровича столь глубокое впечатление, что он всю жизнь сохранил особое отношение к этому храму. Живя позже во Франкфурте, он вместе с семьей регулярно будет посещать престольные праздники в Киссингене, знакомясь уже ближе с Братством.
Довольно скоро Рары из Унслебена переселились в беженский лагерь Менхегоф под Касселем, где временно образовался центр НТС. Затем они поселились в Гамбурге, где Г.А. Рар активно участвовал в церковной жизни и вместе с будущим председателем Братства Николаем Николаевичем Герардом работал секретарем епископа Нафанаила (князя Львова), епископа Русской Зарубежной Церкви в Британской Зоне Германии, которому они вместе служили и иподиаконами. В церкви в Гамбурге Г.А. Рар тогда познакомился с председательницей Братства – княжной Верой Константиновной, с которой он вместе пел на клиросе. Взаимопонимание, глубокое уважение и дружба между ними сохранилась навсегда. До самой своей кончины 30 декабря 2000 г. / 12 января 2001 г. княжна Вера Константиновна от Глеба Александровича получала сведения о жизни Братства, за которое она всегда переживала. В 1989 году она с особой радостью вручила сыну Г.А. Рара, Михаилу, выпускную грамоту духовной семинарии РПЦЗ в Джорданвилле.
С конца 1947 года Г.А. Рар работал в эмигрантском издательстве “Посев” во Франкфурте-на-Майне. В 1949-1950 гг. он с семьей находился в Касабланке, где работал в архитектурном бюро, участвовал в церковно-приходской жизни, учась многому у известнаго церковнаго регента Евгения Ивановича Евца, а также участвовал и в скаутском движении, назначенным Б.Б.Мартино быть начальником Африканского Отдела Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР).
С 1950 года Г.А. Рар работал на НТС в Германии. Из Западнаго Берлина пытался распространять антикоммунистическую пропаганду в Советской Зоне Германии. Он участвовал в Конференциях Четырех Держав в 1954 г. в Берлине и Женеве, а также на III Конгрессе “Межамериканской Конфедерации по защите континента” в Лиме. Особое внимание он уделял положению Церкви и верующих в России. Помимо целаго ряда статей, которые он писал под псевдонимом А.Ветров, он в 1954 г. написал изданную издательством “Посев” книгу “Плененная Церковь” о положении Церкви в Советском Союзе. Еще много лет спустя книга эта как уникальное свидетельство того времени пользовалось большим спросом.
Тяжелым ударом была кончина отца, Александра Александровича, 14/27 мая 1952 г. от рака в Лондоне, где его и похоронили. Безподданному сыну англичане отказались выдать визу для приезда на похороны.
23 сентября / 6 октября 1957 г. Г.А. Рар в Брюсселе женился на Софье Васильевне Ореховой – дочери капитана В.В.Орехова, участника Великой войны и Белаго Движения, деятеля Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), основателя Русского Национальнаго Объединения (РНО) и издателя журнала “Часовой” (органа связи русских офицеров в Зарубежье).
С 1957 по 1960 год работал на радиостанции НТС “Свободная Россия” на Формозе, с 1960 по 1963 год руководил русскоязычными передачами японского радио и преподавал русский язык в Дальневосточном отделе американского “Университета Мэриленда” в Токио (затем, в Германии, он в Европейском отделе того же университета будет преподавать и русскую литературу и историю). С 1963 по 1974 год работал в издательстве “Посев” во Франкфурте. Во Франкфурте в 1967-68 годы как член строительнаго комитета активно участвовал в сооружении православнаго Свято-Николаевского храма. В частности, Г.А. Рар тогда взял на себя заказ колоколов и лично в старинном заводе в Саарбурге заботился обо всех подробностях. Надписи и кресты на колоколах были отлиты по его чертежам. По ним же было изготовлено и паникадило храма.
В эти годы Г.А. Рар с семьей посещал и редкие богослужения в братских храмах в Бад-Киссингене и Бад-Наугейме. Уже высказывались первые рекомендации отдельных членов Братства, в особенности баронессы Е.Н. фон Кнорринг, о привлечении его в правление Братства.
Болея за свободу своих соотечественников, Г.А. Рар в 1972 году участвовал в создании Международнаго Общества Прав Человека (МОПЧ) во Франкфурте, усилиями котораго удалось добиться освобождения немалаго числа узников ГУЛага.
С 1974 по 1995 год Глеб Александрович работал на “Радио Свобода” в Мюнхене, где вел религиозные передачи, а также программы “Балтийский маяк”, “Россия вчера, сегодня, завтра” и “Не хлебом единым”. При этом он всегда оставался верным своим убеждениям и принципам и защищал не только каноническую православную линию, но и доброе имя России, чему недоброжелатели ее неоднократно пытались препятствовать. Вернаго соратника Г.А. Рар при этом всегда находил в А.И. Солженицыне, с которым его объединяли общие представления и ценности. Для многих людей в Советском Союзе религиозные передачи Г.А. Рара в годы большевицкаго ига были единственной возможностью получать достоверную информацию о положении Русской Православной Церкви.
9/22 марта 1980 г. в доме Г.А. Рара под Мюнхеном умирает мать его, Наталия Сергевна, похороненная затем на русском кладбище в Висбадене.
Помимо обширной журналистической деятельности иподиакон Глеб Рар был и известным церковным деятелем. Где бы он ни находился, Г.А. Рар принимал активное участие в церковной жизни и, где нужно, в создании приходов, даже в самых скромных условиях. Он долгие годы состоял в Епархиальном Совете Германской епархии РПЦЗ, в приходских советах во Франкфурте и Мюнхене, был одним из важнейших деятелей “Православнаго Дела”, служащаго распространению веры в угнетенной России, являлся одним из основателей всемирно известнаго швейцарского института “Вера во Втором Мире” (Glaube in der 2. Welt). Иподиакон Глеб Рар участвовал в III Всезарубежном Соборе РПЦЗ в 1974 году в Нью-Йорке, во всем мире читал доклады о положении Церкви в СССР, кульминацией чего стали его выступления в празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. Он пользовался большим авторитетом в церковных кругах, со многими архиереями, священниками и деятелями Русской Зарубежной Церкви его связывали самые дружественные отношения.
“Во всей его мнагогранной деятельности Глеб Александрович отличается образцовым постоянством и здравой умеренностью своих взглядов и высказываний, основанной на глубоком знании церковной жизни.” (Из благодарственной грамоты Марка, епископа Берлинского и Германского РПЦЗ)
Весною 1983 года правление Свято-Князь-Владимирского Братства обратилось к Г.А. Рару с просьбой принять на себя руководство Братством. Впоследствии, 15/28 мая 1983 года он и был единогласно избран новым председателем. Передавая ему дела, Л.Н. Серов и И.М. Шведер убедительно просили его во что бы то ни стало сохранять и защищать независимость Братства от кого-либо. За все годы председательства он остался верным этому завету. Зная хорошо церковную историю и значение Братства, Г.А. Рар сознавал, какой высокой честью является его новая задача. Это чувство он передал и своей семье, которую он за собой призвал в Братство. Для повышения уровня и работоспособности Братства он заодно пригласил в Братство многих церковных и патриотически мыслящих друзей. С самаго начала ему удалось обезпечить уход за братскими храмами на местах, поручив попечение о храме в Бад-Наугейме опытному Адаму Васильевичу Русаку, а в Бад-Киссингене – Валентине Николаевне Кессель, переехавшей ради этого с мужем из Нюрнберга в Киссинген. После падения коммунистической власти в Восточной Европе Г.А. Рар немедленно воспользовался новой обстановкой для установления связей и с бывшими братскими храмами, которые оно потеряло вследствии войны: В 1990 году он специально ездит в Берлин и налаживает связь с о.Владимиром Башкировым, настоятелем храма в Тегеле, в праздновании 100-летия котораго в 1994 году он в итоге принимает участие. Его переговоры с Берлинской епархией Московской Патриархии о хотя бы номинальном возстановлении храма и кладбища как собственность Братства, к сожалению, остаются безуспешными. С того же 1990 года Г.А. Рар поддерживал старания протоиерея Евгения Цебульского о возстановлении поруганнаго братского Св.-Михайловского храма в Герберсдорфе (Соколовске) и приобретении его местной православной общиной (храм был вновь освящен к своему 100-летию в 2001 году).
Конечно же, особенно к братскому храму преподобнаго Сергия Радонежского в Бад-Киссингене у него с самаго 1945 года всегда сохранялось особое отношение. Сюда он стал приезжать с женою, когда только мог. При этом он считал своим долгом и посещать могилу принявшаго его в свое время так сердечно протоиерея Александра Богачева на кладбище Parkfriedhof. Во время пребывания в Киссингене он еще в 1983 году писал текст первой вообще брошюры о храме: “Die russische Kirche in Bad Kissingen”, изданной в 1984 году в издательстве “Посев”. Еще более подробную брошюру “Hundert Jahre russische Kirche Bad Kissingen” Г.А. Рар затем издал в 1999 г. к празднованию 100-летия храма.
Руководство Братством на долю Г.А. Рара выпало в нелегкое время, особенно в связи с изменениями церковно-политической обстановки начиная с 1988 года. Не раз ему приходилось заступаться не только за независимость Братства, но отчасти даже за его существование как таковое, в котором кое-кто не видел смысла (вопрос так и ставился ребром, например, на епархиальном съезде в 1988 г. и на заседании Архиерейского Синода в августе 1989 г.).
У Г.А. Рара были видения о роли, значении и будущем Братства, деятельность котораго, по его убеждению, не должна была далее ограничиваться одним только содержанием оставшихся в его владении храмов и жилых домов. Стараясь ориентироваться по примеру первоначальнаго Братства протоиерея Алексея Мальцева, Г.А. Рару в известной мере удалось возстановить не только издательско-просветительскую, но и благотворительную деятельность Братства.
С марта 1996 г. по сентябрь 2002 г. он выпускает 17 номеров “Братского Вестника” – бюллетеня с оповещениями правления Братства, годовыми отчетами, статьями на текущия темы Братства, справками об истории Братства и его храмах, но также и со статьями об истории и настоящем положении Церкви. Также он издает бюллетень “Сообщения средств массовой информации о церковной, общественной и политической жизни в России и зарубежье” по вопросам Церкви и России.
В 1996 г. Г.А. Рар решил поддержать создание Балтийской епархиею школы-интерната для безпризорных детей Балтийского края в городе Немане (бывшем Рагните). На этот проект “Неман” ему лично за короткий срок удалось собрать крупные пожертвования. К сожалению, в виду финансоваго кризиса в России проект этот несколько раз откладывался, а в 2000 г. его вовсе пришлось закрыть после того, что предназначенное здание полностью сгорело. Собранные Г.А. Раром деньги послужили основой создания благотворительнаго фонда Братства для помощи детям в России.
Помня о традициях бывшаго братского Дома Императора Александра III в Тегеле, Г.А. Рар в Бад-Киссингене создал русскую библиотеку. Его надежда создать также и музей памяти России и русского Зарубежья, однако, не оправдалась.
О творчестве Г.А. Рара в пользу Братства не в последнюю очередь свидетельствует и разработанный им еще в первые годы своего председательства герб Братства – российский двуглавый орел с трезубцем св. князя Владимира и православным крестом в знак служения Церкви, который способствовал более представительному облику документов и переписки общества.
Когда с Тысячелетием Крещения Руси в 1988 году Церковь на Родине стала освобождаться из-под контроля властей, Г.А. Рар последовательно начал ратовать за воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью (Московской Патриархией). В 1990 году он энергично выступал против неканоничнаго, с его точки зрения, создания приходов РПЦЗ на территории самой России. В августе 1991 года Глеб Александрович участвовал в Конгрессе Соотечественников в Москве, где был принят Святейшим Патриархом Алексием II, который через него обратился к иерархии РПЦЗ с предложением о воссоединении. Поскольку это предложение было отклонено, Глеб Александрович далее все более стал посвящать свои силы уже непосредственно Матери-Церкви.
На территории бывшаго концлагеря Дахау при поддержке бывшего узника в 1994/95 гг. была построена православная часовня Воскресения Христова в память православных жертв национал-социализма, что послужило началом основания прихода Московской Патриархии в Мюнхене.
Особое место среди братских храмов занимала домовая Свято-Николаевская церковь в Гамбурге. В отличие от других церквей, этот малый храм с самаго начала имел временный характер и должен был служить лишь до сооружения в Гамбурге настоящей, крупной церкви. Так, после сооружения Свято-Прокопиевского собора в 1965 г. действительно богослужения в домовом храме стали очень редкими. Для Братства положение в Гамбурге осложнялось тем, что из-за заключенных в свое время крайне невыгодных для Братства договоров с жильцами братского дома практически не было возможности повышать там квартирную плату, в то время как расходы по содержанию здания все больше расли. Поэтому, почти с самаго начала некоторые члены правления и рядовые члены Братства начали заступаться за расформирование “ненужнаго” храма и превращения его в доходную жилую квартиру. Помня с любовию храм еще с послевоенных времен, Г.А. Рар долго противился таким планам, что со временем становилось все труднее. Все ухудшаюшееся состояние здания и связанные с необходимым ремонтом расходы грозили Братству финансовым провалом. Поэтому в 1994 г. было принято нелегкое решение продать гамбургский дом и соответственно закрыть находящийся в нем храм, утварь котораго была вывезена в Киссинген и Наугейм. Походный “Мемельский” иконостас, служивший некогда русской армии в Семилетнюю войну в Пруссии, Г.А. Рар по просьбе руководства Русской Православной Церкви передал в Россию, где он после тщательной и весьма длительной реставрации уже после кончины Г.А. Рара был установлен при новосооруженном соборе Христа Спасителя в Королевце (бывшем Кенигсберге), в нижнем его храме “Нерукотворнаго Спаса”, посвященном, по предложению Г.А. Рара, всем русским воинам, погибшим в Семилетнюю, Наполеоновскую, Великую (Первую мировую) и Вторую мировую войны на территории нынешняго Балтийского края.
Обстоятельства закрытия гамбургского храма и передача хранившагося в нем иконостаса в Россию, к сожалению, в 1995 г. в известной мере вызвали конфликт среди некоторых членов Братства и осложнили его отношения с епархией. Попыток для преодоления этого конфликта было предпринято не мало. Призывая еще в 1996 г. всех к примирению и конструктивному сотрудничеству, Г.А. Рар говорил, что “время ничего не берущих на себя, но считающих себя вправе критиковать других и вершить своими голосами на выборах судьбы Братства, прошло. Да станет наше Братство, вступив на новый этап своего развития, вновь деятельным русским благотворительным братством и да вернет себе этим уважение, которым оно некогда пользовалось”.
В 2001 г. Г.А. Рар руководил празднованием 100-летняго юбилея храма в Бад-Киссингене. В Бад-Наугейме городские власти по его инициативе в 2002 г. переулку вдоль братского участка дали название “Alexej-Maltzew-GдЯchen”. Но сил у Г.А. Рара становилось все меньше. 6/19 июля 2003 г. он в последний раз посетил свой любимый киссингенский храм и принимал участие в общем собрании членов Братства. Уже на заседании правления 11/24 февраля 2004 г. он заявляет желание уйти на покой и не выдвигать уже своей кандидатуры в члены правления. На общем собрании Братства 4/17 июля 2004 г., уже в его отсутствии, был прочитан его последний годовой отчет с сообщением об уходе на покой. По просьбе общаго собрания и членов правления он, однако, согласился служить правлению в качестве советника.
За свою обширную деятельность Г.А. Рар был удостоен ряда почетных и благодарственных грамот Русской Зарубежной Церкви и Русской Церкви на родине, в частности, в 2004 г. от Святейшаго Патриарха Алексия II. По личному указанию президента Российской Федерации В.В.Путина Глеб Александрович Рар с супругою еще в 2001 г. получили российское гражданство.
Шестерых своих детей – Александра (*1959), Ксению (*1960), Всеволода (*1962), Михаила (*1963), Димитрия (*1964) и Ирину (*1966) – Глеб Александрович и София Васильевна воспитали в духе служения Церкви и верности России.
Глеб Александрович ушел от нас 18 февраля / 3 марта 2006 года, накануне исповедавшись и причастившись, в кругу своей семьи. Всемилостивый Господь сохранил его от излишних страданий.
“Расставаясь до времени с выдающимися представителями самаго мнагострадальнаго поколения наших соотечественников, среди которых Глеб Александрович занимает особое место, мы вновь и вновь вспоминаем то горнило исторических испытаний, в котором Господь закалял Своих верных служителей, дабы они стали, по слову Откровения, как “золото, огнем очищенное” (Откр.3:18). Таким духовным золотом, таким сокровищем русской и европейской истории был и вовеки пребудет Глеб Александрович Рар, в чьей личной судьбе отразилась многосложная история времени, в котором он совершал свой жизненный подвиг” (Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии).
Панихиды о спасении его души уже на следующий день служились во многих храмах, как в России, так и зарубежом, в частности на Афоне, в Троице-Сергиевой Лавре, в Иерусалимском Патриархате, в Венгрии и даже в русской Свято-Троицкой часовне в Антарктиде. Служились панихиды и в братских храмах в Герберсдорфе (во 2-ой день), Киссингене (в 3-ий день) и Наугейме (в 9-ый день). Со всего мира поступали слова сочувствия и соболезнования от родных и друзей, от духовенства, русской аристократии, коллег и соратников, дипломатов и политиков, представителей мира культуры и искусства (в том числе А.И. Солженицына).
В Федорову субботу, 26 февраля / 11 марта 2006 года, в храме свв. Равноапостольных Константина и Елены в Берлине-Тегеле состоялось отпевание Г.А. Рара, которое в присутствии множества молящихся совершали архиепископ Феофан (Галинский) Берлинский и Германский и архиепископ Лонгин (Талыпин) Клинский, в сослужении священников Георгия Антонюка (Берлин), Феодора Повнаго (Минск), Евгения Цебульского (Герберсдорф/Соколовско и Вроцлав), Николая Забелича (Мюнхен), Михаила Рара (Веймар), а также двух диаконов. Передавались соболезнования Святейшаго Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, Митрополита Кирилла Смоленского, Митрополита Филарета Минского, посла Российской Федерации в Берлине и др. На улице стояла настоящая русская зима. Во время сильнаго снегопада покрытый трехцветным русским флагом гроб на кладбище выносили сыновья Г.А. Рара Александр, Всеволод и Димитрий, его племянник Юрий Львович Рар, его шурин Димитрий Васильевич Орехов, его зять Адам Александрович Антал и его внук Тихон Николаевич Забелич. Последние молитвы над опускавшимся гробом читал иерей Михаил Рар.
Долголетний председатель Братства нашел свой последний покой в русской земле, на русском кладбище, созданном тем самым Братством, которому он всею душой и всеми силами служил. Провидением судьбы уже скоро после его кончины, еще в том же 2006 году, это же самое кладбище вернулось в собственность Братства.
С Глебом Александровичем ушел один из последних деятелей старой русской эмиграции. Его жизнь была посвящена служению Церкви и России. За это он всегда стоял, даже тогда, когда за это грозили неприятности.
Вечная ему память!
* * *
Приложение
Воспоминания Г.А. Рара о концентрационном лагере Дахау
Концентрационный лагерь Дахау, 27 апреля 1945 года. Последний транспорт с заключенными прибывает из Бухенвальда. Из первоначально направлявшихся в Дахау 5.000 человек я был среди тех 1.300, которые пережили эту перевозку. Многие были расстреляны, некоторые умерли с голоду, другие — от тифа…
28 апреля: Я и мои соузники слышим бомбардировку Мюнхена, происходящую приблизительно в 30 км от нашего концентрационного лагеря. Когда звук артиллерии приближается с запада и севера, выдаются приказы, категорически запрещающие заключенным под угрозой смертной казни покидать свои бараки. В то время, как солдаты "SS" на мотоциклах патрулируют по лагерю, пулеметы направлены на нас со сторожевых башен, окружающих лагерь.
29 апреля: К шуму от артиллерии примешались звуки пулеметных залпов. Свист гранат несется со всех сторон над всем лагерем. Вдруг белые флаги поднимаются над башнями, это — знак надежды, что "SS" скорее будет сдаваться, чем расстреливать всех заключенных и сопротивляться до последнего человека. И тут, около 6 ч. вечера, слышится непонятный шум, исходящий откуда-то вблизи лагерных ворот, и который очень быстро усиливается… И, наконец, голоса 32.600 узников сливаются в своем ликовании при виде первых американских солдат, появившихся прямо за колючей проволокой лагеря.
Некоторое время спустя, когда отключено электрическое напряжение, врата открываются и американские военнослужащие заходят внутрь лагеря. Когда они с широко раскрытыми глазами смотрят на нашу изголодавшуюся толпу, страдающую от тифа и дизентерии, они скорее походят на пятнадцатилетних подростков, чем на испытанных в бою военных.
Создается международный комитет из заключенных, который берет на себя управление лагерем. Продукты со складов "SS" передаются в распоряжение лагерной кухни. Один отряд американской армии также предоставляет некоторую провизию, и таким образом я впервые имею возможность отведать американской кукурузы. По распоряжению одного американского офицера радиоприемники изымаются у “выдающихся нацистов” в городке Дахау и распределяются между разными национальными группами заключенных. Поступают новости: Гитлер покончил самоубийством, русские взяли Берлин, немецкие войска сдались на юге и на севере. Однако бои еще бушуют в Австрии и Чехословакии…
Конечно, я все это время отдавал себе отчет в том, что эти многозначительные события происходили во время Страстной седмицы. Но как мы отметим ее, помимо нашей тихой, частной молитвы? Один соузник и главный переводчик Международного комитета заключенных, Борис Ф., навестил меня в “блоке 27” — моем бараке для зараженных тифом, чтобы уведомить меня о предпринимаемых попытках организовать совместно с Греческим и Югославским комитетами заключенных православное Богослужение в день Святой Пасхи 6 мая.
Среди заключенных находились православные священники, диаконы и монахи со Святой Горы Афон. Но не было ни облачений, ни каких-либо книг, икон, свечей, просфор, вина… Попытки раздобыть все эти предметы из русского прихода в Мюнхене не были увенчаны успехом, поскольку американцам не удалось найти кого-либо из этого прихода в разрушенном городе.
Несмотря на это, удалось решить некоторые из этих проблем: приблизительно 400 католическим священникам, заключенным в Дахау, было разрешено остаться вместе в одном бараке и служить мессу каждое утро перед уходом на работу. Они нам, православным, предложили воспользоваться их молитвенной комнатой в “блоке 26”, который был как раз напротив, через улицу от моего собственного блока. Кроме деревянного стола и списка иконы Ченстоховской Божией Матери, висевшей на стене над столом, часовенка была совершенна пустой. Первообраз святыни происходил из Константинополя, откуда был привезен в г. Бельц в Галиции. Но впоследствии икона была отнята от православных польским королем. Однако когда Русская Армия изгнала наполеоновские войска из Ченстоховы, аббат Ченстоховского монастыря вручил список иконы Императору Александру I, который поставил ее в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, где она почиталась верующими до самого захвата власти большевиками.
Нашелся и весьма изобретательный выход из положения в связи с облачениями. Были взяты холстинные полотенца из больницы наших бывших SS-совских надзирателей. Когда два полотенца сшивали вместе по длине, они образовывали собой епитрахиль, а когда их сшивали вместе по концам, получался орарь. Красные кресты, первоначально предназначенные для ношения медицинским персоналом SS-совской охраны, были прикреплены к полотняным облачениям.
В день Святой Пасхи, 6 мая (23 апреля по церковному календарю) — который знаменательным образом в этом году приходился на день памяти св. Великомученика Георгия Победоносца, сербы, греки и русские собрались у барака католических священников. Несмотря на то, что русские в Дахау составляли примерно 40% от общего числа заключенных, только немногим удалось принять участие в Богослужении. К тому времени “репатриационные офицеры” специального отряда “СМЕРШа” уже прибыли в Дахау на американских военных самолетах, и начали возводить новые отгородки из колючей проволоки с целью изолировать советских граждан от прочих заключенных, что было первым шагом для приготовления их к возможной насильственной репатриации.
За всю историю Православной Церкви, вероятно, не было такого пасхального Богослужения, как в Дахау в 1945 году. Греческие и сербские священники и сербский диакон облачились в самодельные “ризы”, которые они надели на серо-голубые полосатые одежды заключенных. Затем они начали песнопения, переходя с греческого на церковно-славянский, а затем снова на греческий. Пасхальный канон, пасхальные стихиры — все пелось наизусть. Евангелие — “В начале было Слово” — также по памяти. И, наконец, Слово св. Иоанна Златоуста — тоже по памяти. Молодой греческий монах-святогорец встал перед нами и произнес его с таким проникновенным энтузиазмом, что мы его никогда не забудем до конца нашей жизни. Казалось, что сам Иоанн Златоуст говорил через него к нам и также ко всему остальному миру!
Восемнадцать православных священников и один диакон, в большинстве — сербы, участвовали в этой незабываемой службе. Подобно расслабленному, которого через отверстие в крыше опустили перед ногами Христа Спасителя, греческий архимандрит Мелетий был принесен в часовню на носилках, где он пробыл лежащим во время всего Богослужения. Священнослужители, участвовавшие в пасхальном Богослужении в Дахау в 1945 году, теперь поминаются за каждой Божественной литургией в русской Часовне- памятнике в Дахау вместе со всеми православными христианами “на месте сем и в иных местах мучения умученных и убиенных”. (Из воспоминаний Г.А.Рара).
Речь
Председателя Свято-Князь-Владимирского Братства
Глеба Александровича Рара (+ 2006 г.)
при передаче «Мемельского иконостаса»
Министерству Иностранных Дел Российской Федерации
4 сентября 1996 года
Ваше Высокопреосвященство!
Милостивые Государыни и Милостивые Государи!
Восстанавливается связь времён. Преодолевается былое противостояние русских людей. Мы вновь едины. Роднит нас и объединяет наша общая воля созидать новую Россию на началах правды и справедливости, образованную и культурную, благоденствующую и преуспевающую, великую и могучую. "На славу нам, на страх врагам".
Возвращение на родину иконостаса походной церкви российской армии времён Семилетней войны – более, чем просто символ. Когда этот иконостас был доставлен к месту назначения в тогдашний Мемель, там его встретил совсем молодой ещё Александр Васильевич Суворов. Суворов был церковным человеком. В течение всей своей жизни любил читать в церкви Апостола и петь на клиросе. И перед этим иконостасом Суворов молился Богу о самом себе, рабе Божием Александре, о христолюбивом российском воинстве, о народе нашем, о Державе Российской и о царствующей императрице "о еже покорити под нозе Ея всякого врага и супостата".
Иконостас этот – святыня Церкви, реликвия нашего воинства, редкостный памятник русского искусства эпохи императрицы Елизаветы Петровны.
Свято-Князь-Владимирское Братство счастливо, что оно может ныне совершить передачу этого иконостаса его законному владельцу – Государству Российскому, а тем самым Русской Церкви и российскому воинству, и вместе с тем радуется тому, что те, кто ведает сохранением памятников нашей истории и культуры, намерены должным образом реставрировать и обновить наш иконостас, с тем, чтобы был он после этого установлен в храме-памятнике российским воинам, павшим на земле бывшей Пруссии в Семилетнюю войну, во время войн против Наполеона, в Первую и Вторую Мировые войны, храня и освящая память о погибших российских воинах, и перед другом и недругом свидетельствуя о воинской славе России и о том, что столь обильно политая русской кровью земля – наша навеки.
Белой эмиграции, к которой мы себя причисляли, уже нет. Но нет и Советской России. Для всех нас – одна Россия. Неделимая и общая родина наша и родина наших детей, внуков и правнуков.
Бонн, 4 сентября 1996 года