Родился 20 февраля 1882 г. в дер. Большие Кольки Алацкивиской волости Тартуского уезда в семье потомственных старообрядцев.
Церковнослав. грамоту и знаменное пение изучал в семье, затем обучался в частном училище Хуго Треффнера, где укрепил знание эстонского языка, и в Тартуском реальном училище (1895-1898).
В 1913 г. принят в члены Черносельской (Муствеэской) старообрядческой общины, избран в совет этой общины, исполнял обязанности секретаря.
Принимал участие в движении за трезвость, один из организаторов Мутвеэской добровольной пожарной дружины.
Избирался на общественные должности волостного старшины Мутвеэской волости и председателя поселкового совета.
В 1917 г. избран в состав делегации от Причудского края, которая передала Временному правительству России особую петицию по вопросу об автономии и с изложением нужд местных русских, в т. ч. и старообрядцев.
Причудские делегаты имели аудиенцию у члена Временного правительства Г.Е. Львова, посетили ряд министерств и ведомств.
В результате переговоров было восстановлено пароходное сообщение между Тарту и Чудским озером, что несколько облегчило проблему снабжения продовольствием в тот сложный период.
После революции в эмиграции в Эстонии в связи с изменением государственных границ.
С провозглашением Эстонской Республики начал политическую карьеру как депутат от Тартуского округа (Муствеэ) в Государственном собрании Эстонии второго (1923-1926) и третьего (1926-1929) созывов.
Входил в состав финансовой комиссии.
В выступлениях в парламенте критиковал бюджет за пренебрежительное отношение к развитию русских окраин.
По его предложению правительство занималось подысканием заграничных рынков для причудских рыбаков.
Баранин поднимал вопросы о заключении с Россией договора о рыбной ловле во внутренних водах.
В парламенте принимал участие во фракции русского объединенного списка, выступая за право на культурную автономию (самоопределение) русского населения.
В вопросах церковной жизни ратовал за проведение в жизнь принципов отделения Церкви от государства на основе полной автономии русских приходов;
за право верить и молиться по обычаям и заветам предков; за отмену административных взысканий, наложенных на некоторых местных русских деятелей в связи с церковными гонениями;
за равноправие всех религиозных объединений перед законом в вопросе о пенсиях и государственных дотациях.
В своих выступлениях неоднократно указывал, что принцип равноправия попирается в отношении детей старообрядцев, которым не разрешают отмечать церковные праздники по старому стилю, и неоднократно ходатайствовал о разрешении детям старообрядцев в дни церков
В 1929 г. короткое время, как руководитель русской фракции в парламенте, исполнял обязанности председателя правление "Русского Национального Союза".
Освещал жизнь старообрядцев на страницах местных газет "Последние известия" (1923-1925), "Наша газета" (1927) и "Русский свет", являясь фактическим редактором последней с января по июнь 1929 г.;
ввел в этой газете рубрику "Дела старообрядческие"; также печатал свои статьи в "Вестнике Высшего Старообрядческого Совета в Польше " (1929-1934).
Проиграв на выборах в состав парламента четвертого созыва, отошел от политики и полностью посвятил себя устройству старообрядческеских дел.
Главной задачей его деятельности в этом направлении было повышение религиозности верующих, упорядочение обрядовой стороны и принятие устава Старообрядческой Церкви Эстонии.
Возглавлял комссию по созыву IV и V Всеэстонских старообрядческих съездов в февр. и июле 1928 г.
На них был создан Центральный Старообрядческий Совет Эстонии, в который как член парламента вошел Баранин, и принят устав Старообрядческой Церкви Эстонии.
На очередном VI съезде 3 нояб. 1929 г. в Тарту прочел доклад об истории церковного пения и затем издал книгу "Из истории Микновения церковного пения в древнехристианской церкви" (Ревель, 1931). В ней была сделана попытка доказать преимущества и древность
Сам Баранин обладал мощным голосом и был головщикам правого хора в Таллинской моленной.
Доклад Баранина и его книга вызвали критику со стороны приверженцев древнего наонного или хомового пения, широко распространенного у старообрядцев Причудья и сохранившегося до наших дней.
Вместе с женой Ксенией Ефимовной принимал активное участие в оборудовании иконостаса и убранства в новой моленной Таллинской старообрядческой общины, сооруженной по завещанию
С.А. Мяэберг
в 1930 г.
При участии Баранина в 1934 г. был официально зарегистрирован Союз старообрядческих общин Эстонии с центром в Тарту и позже утвержден новый устав Старообрядческой Церкви Эстонии.
Согласно новому уставу, высшими органами Старообрядческой Церкви Эстонии являлись общее собрание, Центральный Старообрядческий Совет, правление и Духовная комиссия.
В Союз входили старообрядческие общины Таллина, Тарту, Муствеэ, Калласте, Колкья, Кикита, Казепяэ, Варнья, Саарекюла (Желачка), Пийрисааре и Вяйке-Колькья.
В 1930-х гг. Баранин неоднократно избирался председателем Центрального Старообрядческого Совета и правления Союза старообрядческих общин Эстонии. В 1936 г. не без его влияния решением съезда центр правления Союза переместился из Тарту в Таллин.
Удаление центра от мест исконного сосредоточения старообрядческого населения вызвало протесты.
На очередном XIII делегатском съезде старообрядческих общин в Кикита (1938) Баранин не попал в состав нового правления Союза.
Его отстранили от должности председателя правления, и центр совета Союза переместился в Муствеэ.
Тем не менее, на этом же съезде он был избран в состав делегации от Эстонии на предсоборное совещание старообрядцев в Каунасе в феврале 1939 г.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. печатался в русском журнале старообрядцев поморского согласия “Вестник Высшего Старообрядческого Совета в Польше”.
В этот же период он сотрудничал в нарвской газете 'Русский вестник".
В 1950-1960-х гг. Баранин был председателем Таллинской старообрядческой общины.
Скончался 18 марта 1966 г. в Таллине.
Похоронен на старообрядческом кладбище Таллина.
Последнее обновление страницы -
23 июля 2006 г.