Родился 13 августа 1888 г. в имении Отрадное Смоленской губернии в семье профессора Санкт-Петербургского университета. С ранних лет увлекался лепкой.
С 1904 г., будучи гимназистом, посещал школу поощрения художеств и выразил желание стать скульптором.
Отец противился, считая, что сын должен получить юридическое образование.
Н.К. Рерих поддержал выбор Г.В. Дерюжинского, в результате он добился права заниматься скульптурой, но после завершения высшего образования.
Блестяще окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, не прекращая заниматься скульптурой.
Отклонив предложение остаться на факультете при университете, уехал в Париж. Работал в художественной школе Коларосси и в академии Жюльена.
Произведения Г.В. Дерюжинского заслужили одобрение О. Родена, ставшего другом скульптора.
Возвратившись на родину (1913), поступил в Императорскую Академию художеств, где его работы были оценены наивысшим образом.
Первая выставка Г.В. Дерюжинского (мрамор, бронза) состоялась в Петрограде (1915).
После революции - в Крыму, в имении князя Ф.Ф. Юсупова, бывшего соученика по гимназии.
Продолжал заниматься скульптурой. С весны 1918 г. в немецкой оккупации.
Перебравшись в Новороссийск, поступил матросом на корабль, следовавший в Нью-Йорк (1919). В эмиграции в США, жил и работал в Нью-Йорке.
В первой студии Г.В. Дерюжинского побывали Н.К. Рерих и Р. Тагор, позировавшие скульптору.
Первая выставка Г.В. Дерюжинского в США состоялась в Нью-Йорке (1921).
Изображал в скульптурных произведениях (дерево, бронза, глина, мрамор) выдающихся представителей Русского Зарубежья и американского общества.
Мастеру позировали композиторы А.Т. Гречанинов, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, пианист А. И. Зилоти и др.
Портрет Т. Рузвельта в бронзе работы Г.В. Дерюжинского находится в доме, где родился президент США.
Устраивал выставки в Лондоне, Париже, Филадельфии. В 1926 г. удостоен золотой медали в Филадельфии за скульптуру “Ева”.
В Нью-Йорке получил золотую медаль за скульптуру “Сдвиг”, изображающую женщину, разрывающую путы.
Группа “Похищение Европы” украшала Международную выставку в Нью-Йорке (1939).
В своем творчестве был близок к классическому искусству и отрицательно относился к искажению форм в новых течениях. Создал много религиозных скульптур.
Монументальные скульптуры Г.В. Дерюжинского можно видеть в католических храмах многих штатов:
“12 ступеней Крестного пути” - в капелле кардинала Спеллмана в Нью-Йорке, “Голгофа и Младенец Иисус” (дерево) - в иезуитской миссии в г. Мокамэ (Индия).
“Распятие Иисуса Христа” подарено Г.В. Дерюжинским церкви Толстовского фонда.
Скульптурные работы Г.В. Дерюжинского находятся в музее Метрополитен (Нью-Йорк), в Смитсониевском институте и в Портретной галерее в Вашингтоне,
в музее Мемфиса, в Теннесси, в Дэйтоне, в институте искусства; в музее Фонда Кранбрук, у Т. Витни в Коллекции русского искусства в Вашингтоне и в Коннектикуте,
в музее Центра Линкольн в Нью-Йорке и др.
Женат в первом браке на Александре Николаевне Дерюжинской (? - 25 августа 1956), во втором браке на Наталье Резниковой-Дерюжинской.
Скончался 9 марта 1975 г. в Нью-Йорке.
Последнее обновление страницы -
21 декабря 2007 г.