Родился 27 августа / 9 сентября 1909 г. в станице Бело-Калитвенская Ростовской области в казачьей семье. Учился в Новочеркасском Донском казачьем кадетском корпусе.
В 1919 г. с Белой Армией покинул Россию и после нескольких лет скитаний поселился в Болгарии. Учился в русской гимназии в Варне.
В 1927 году познакомился с бывшим духовником царской семьи архиепископом Полтавским и Переяславским Феофаном (Быстровым) и стал келейником Владыки после его переезда в Софию.
Закончил филологический и богословский факультеты Софийского университета. В довоенные годы был руководителем Болгарского отдела Народно-трудового союза (НТС).
В 1945 году вместе с В.В. Шульгиным был арестован советскими войсками и доставлен в Москву. Осужден на 10 лет.
Находился в заключении: Лефортово, Бутырка, Карлаг - 1945, Печлаг - 1948, Степлаг - 1950, Спасский лагерь - 1955.
В заключении сблизился с катакомбниками и написал первое послание к гонимым чадам Церкви Христовой. В 1956 году комиссован с диагнозом "мутизм" (потеря речи) и "парапорез нижних конечностей".
Из зоны его вынесли на носилках, самостоятельно он передвигаться не мог. С этого дня вся его жизнь была связана с катакомбными христианами.
Советского гражданства он не захотел принимать и началась скитальческая жизнь, сопровождаемая преследованиями советских властей.
Уехал на Кавказ и принял там монашеский постриг. Из-за угрозы нового ареста был переправлен в Гудауты, потом в Чимкент.
Передвигался ползком с помощью скамеечек, общался с людьми по фанерной дощечке с прорезанным алфавитом. Примкнул к епархии Катакомбной Церкви, окормлявшейся схиепископом Петром (Ладыгиным).
В 1957 году схиепископ Петр отошел ко Господу и отец Епифаний становится фактическим духовным руководителем множества катакомбных христиан, ранее состоящих под омофором схиепископа Петра.
В эти годы из-под его пера выходит много трудов, обличающих обновленчество и сергианство Московского Патриархата, объясняющих заветы Святых Отцов, боролся с имябожничеством в среде Катакомбной Церкви.
О. Епифаний стал организовывать те разрозненные общины, которые утратили связь с епископами.
Часто выезжал на приходы Катакомбной Церкви по всей стране (в Абхазию, Казахстан, Киргизию, на Урал, в среднюю полосу России).
В 1974 году под псевдонимом Степан Парамонович Калашников написал книгу "Большое Почему или Стратегический План в действии" с обвинениями в иудомасонстве.
В 1975 году был арестован. Срок отбывал в Потьме, в Мордовии. В 1978 г. после освобождения смог выехать за границу в Швейцарию по вызову "племянницы".
Некоторое время находился в общении с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), но вскоре вышел из этой юрисдикции.
За границей написал книгу "Церковь Катакомбная на земле Российской". В 1980 году он вместе с англичанином Владимиром Моссом, в доме которого он жил некоторое время,
присоединился к Церкви Истинно-Православных Христиан (ИПХ) Греции, которую возглавлял архиепископ Афинский Андрей, и к т. н. "Матфеевскому Синоду".
Отец Епифаний полагал, что именно Церковь ИПХ Греции поможет восстановить апостольское преемство Русской Церкви, утраченное, по его мнению, в России во время гонений и потрясений.
В Греции принял схиму с именем Епифаний. Много путешествовал по Франции, изучая архив
архиепископа Феофана (Быстрова) и другие материалы, связанные с его жизнью и деятельностью.
По этим материалам в 1983 г. о. Епифаний написал и издал во Франции труд, посвященный архиепископу Феофану, особенно выделяя тему духовного противостояния
архиепископа Феофана и митрополита Антония (Храповицкого).
В 1990-1991 гг., когда появилась возможность вернуться в Россию, ездил по России вместе с греческим митрополитом Хризостомом
и занимался присоединением под омофор Греческой Церкви ИПХ общин катакомбных православных христиан. Скончался 2/15 ноября 1994 г.
Последнее обновление страницы -
24 октября 2007 г.