Староообрядческий вероучитель и историк поморского (федосеевского) согласия.
Родился в 1897 г. в г. Режица (ныне Резекне) (Латвия) в семье небогатого мещанина.
Воспитывался и обучался в старообрядческом училище при рижской Гребенщиковской общине.
За «тягу к наукам» был отправлен в Москву в Петрово–Разумовскую сельскохозяйственную акдемию, созданную старообрядческими меценатами.
В 1919 г. возвратился в Ригу.
Оказался в эмиграции в связи с изменением государственных границ.
В 1921 г. поступил в Карлов университет в Праге, принимал участие в работе семинара
Н. П. Кондакова.
Член общества “Икона” в Париже.
По окочании университета в 1927 г. возвратился в Ригу. Окончил педагогические курсы в Риге и работал школьным учителем.
Вместе с единомышленниками основал при Гребенщиковском старообрядческом училище «Рижский кружок ревнителей русской старины», в работе которого принимали участие профессор
В. И. Синайский,
профессор-протоиерей (позднее протопресвитер) Василий Зеньковский,
писатель Минцлов.
В 1927-1933 гг. издавал журнал «Родная старина» (вышло 13 номеров).
Одновременно с просветительской деятельностью занимался археографическими и историческими исследованиями.
В начале 1940 г. ненадолго был настоятелем Режицкой кладбищенской общины.
В 1941 г. был арестован советскими властями и сослан в лагеря Архангельского края. В 1948 г. освобожден из заключения и направлен в ссылку в Новосибирскую областю. Был освобожден в 1956 г.
В 1959 г. возвратился в Ригу. Остаток жизни провел в Задвинье в Латвии, где до последних дней занимался научной деятельностью, принимал участие в археографических экспедициях в Эстонии, Сибири, на Русском Севере.
Скончался 7 марта 1984 г. Похоронен на старообрядческом кладбище в г. Резекне.
Биографические материалы, представленные в книге:
Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши. - Вильнюс, 2005:
Заволоко Иван Никифорович - один из известнейших религиозных и общественных деятелей
староверия Латвии в XX в. Ниже публикуются две авторские статьи о нем.
Статья Э. Мекш (с. 173-175):
Заволоко Иван Никифорович (17 дек. 1897, г. Режице Витебской губ. Российской империи, ныне Резекне, Латвия
- 8 марта 1984, Рига) -
выдающийся старообрядческий деятель Балтии, наставник, историк, краевед, фольклорист,
собиратель русских древностей, педагог и просветитель.
Родился в семье режицкого железнодорожного сторожа Никифора Максимовича Заволоко
(старообрядца федосеевского согласия) и полоцкой мещанки Киликии Ивановны Зуевой.
До 8-летнего возраста воспитывался у бабушки в Двинске (ныне Даугавпилс),
где получил первые познания в церковнославянской грамоте.
Затем вместе с матерью переехал в Ригу, жил в Задвинье и посещал Гребенщиковское училище.
В 1908 г. 3аволоко поступил в Рижское реальное училище Петра I, окончил его в 1917 г. в Таганроге,
куда училище было эвакуировано в годы 1-й мировой войны.
По окончании реального училища поступил в московскую Петрово-Разумовскую академию.
Однако разразившаяся революция внесла свои коррективы, и Заволоко в 1919 г. вынужден был вернуться в Ригу.
В этом же году Заволоко по рекомендации Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) поступает в пражский Карлов университет
(сначала - на исторический факультет, затем - на юридический, который и окон-чил в 1927 г.
со степенью кандидата права).
С 1925 г. в Карловом университете Заволоко посещал
Кондаковский семинар, в котором принимали участие известные русские ученые и философы,
такие как Г.В. Вернадский, Н.О. Лосский, А.П. Калитинский и др.
В круг интересов семинара входили археология, византиноведение, древнерусская культура, история искусств.
Кондаковский семинар стал научной основой всей дальнейшей культурологической деятельности Заволоко.
Вернувшись в Ригу, Заволоко посещает Рижские педагогические курсы,
оканчивает их и работает преподавателем правоведения в русских учебных заведениях:
с окт. 1930 по июнь 1940 гг. - учителем в Рижской государственной гимназии и
в городской 5-й основной школе.
Одновременно Заволоко проводил большую работу в старообрядческих общинах Балтии: Был лектором старообрядческих
законоучительских курсов в Риге, Вильно, Даугавпилсе,
председателем религиозно-просветительских курсов в Стропах (Даугавпилс),
входил в состав совета Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО),
занимал должность товарища председателя "Старообрядческого общества в Латвии".
В 1927 г. при обществе "Гребенщиковское Училище в г. Рига" Заволоко учредил
Кружок ревнителей русской старины (инициативная группа кружка - К.А. Павлов, А.К. Фомичев, К.Р. Портнов,
В.Ф. Фадеев, Д.В. Фомина). Его цель - распространение духовно-культурного просвещения
среди старообрядцев Латвии. Кружковцы проводили духовные вечера, читали лекции по истории
и культуре староверов, создавали певческие коллективы.
По мере распространения популярности деяний ревнителей открывались филиалы Кружка в Елгаве,
Резекне, Даугавпилсе. Выступления ревнителей совмещались с фольклорной деятельностью и
собирательством предметов духовной и материальной культуры русских старожилов.
Материалы фольклорных экспедиций регулярно публиковались на страницах журнала
"Родная старина", инициатором издания которого был Заволоко. Журнал выходил в свет с
6 ноября 1927 по 9 июля 1933 гг. (вышло 13 номеров в 12 выпусках).
Издание отличалось хорошей полиграфической культурой, было прекрасно иллюстрировано
и содержало богатейший материал по вопросам староверия, иконописи, древнерусского зодчества,
церковного пения, жизни и истории старообядческих общин. Сам Заволоко не только редактировал
журнал, но и был автором большинства статей, подписанных полным именем или псевдонимами
"Иван Никифоров, "Староверец", "Летописец", "Любитель", "Изограф". Часто свои статьи
Заволоко атрибутировал литерами: С., Н., О., З-0, И.Н., И.Н.З. Библиографический список
статей Заволоко в "Родной старине" внушителен (75 статей) и тематически разнообразен.
Статьи Заволоко в "Родной старине" распределялись по следующим темам: древнерусское зодчество
("Псково-новгородское церковное зодчество", "Московское церковное зодчество" и др.),
монастыри ("История Соловецкого монастыря", "Выгорецкий монастырь - хранитель церковной
старины" и др.), летописание и книжное дело ("Краткая летопись русского летописания",
"Графика московских первопечатных книг" и др.), иконописание и выдающиеся изографы древней
Руси ("О преподобном иконописце Андрее Рублеве", "Техника древнерусской живописи" и др.),
певческое искусство ("О знаменном распеве", "О церковном песнопении женщин в древности" и др.),
история староверия и персоналии ("Ряпино", "Житие Феодосия Васильева", "Епископ Павел Коломенский" и др.).
Как редактор "Родной старины" Заволоко вел обширную переписку с писателями А.М. Ремизовым,
И.С. Шмелевым, художником Н.К. Рерихом. Кроме "Родной старины", Заволоко широко публиковался
в таких русских изданиях, как "Слово", "Русский вестник", "Голос народа", "Наша газета",
"Русский ежегодник", "Мой двор", "Маяк", "Рижский курьер". В период первой Латвийской Республики
(до 1940 г.) Заволоко издал около 10 книг, посвященных дух. культуре староверов и истории их
расселения на прибалтийских землях. Из опубликованных книг можно выделить: "О старообрядцах г. Риги:
исторический очерк" (Рига, 1929), "Учебник по Закону Божию" (Рига, 1933, 1936), "История Церкви Христовой" (Рига, 1937),
"Духовные стихи старинные" (вып. 1, Рига, 1933; вып 2, Рига, 1937).
В начале 1930-х гг. Заволоко обследовал собрание рукописей в книжнице Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины и обнаружил второй список
литературного шедевра XIII в. - "Слово о погибели Русской земли", о чем он и поведал ученому миру в газете "Сегодня" (2 мая 1934 г.).
17 июня 1940 г. Заволоко был посвящен в сан наставника Резекненской кладбищенской общины,
а 9 окт. того же года его арестовали органы НКВД. Долгих 17 лет Заволоко находился в лагерях
и ссылке, вернулся в Ригу в 1959 г. физически покалеченным (на лесоповале он потеряет ногу),
но духовно не сломленным. В Сибири он составил "Травник", который спас жизнь многим заключенным.
По возвращении домой Заволоко встретился с известным ученым, старшим научным сотрудником Института русской
литературы (Пушкинский Дом) В.И. Малышевым, который предложил ему быть внештатным
сотрудником ИРЛИ и участвовать в археографических экспедициях. Заволоко совершает поездки
в Новосибирск, Серпухов, Москву, Ленинград, привозя в ИРЛИ найденные раритеты.
В Древлехранилище ИРЛИ образуется "Фонд И.Н. Заволоко", в котором хранятся многие подаренные Иваном Никифоровичем
Пушкинскому Дому книжные редкости (в общей сложности несколько сотен).
В 1966 г. Заволоко обнаружил, а в 1968 г. передал в дар ИРЛИ "Пустозерский сборник",
написанный в 1670 г. в земляной тюрьме. Сборник содержал автографы житий Аввакума и Епифания, а также их рисунки.
Это научное открытие Заволоко широко отмечалось русской и зарубежной прессой; см., в частности, "Вечерний Ленинград"
(20 марта 1968 г.); "Русские новости" (Париж, 19 апр. 1968 г.); "Известия" (22 мая 1968 г.).
В 1954 г. РГСО возобновляет издание "Старообрядческого церковного календаря" (СЦК),
в создание которого активно включается и Заволоко, публикуя свои исследования о Стоглавом соборе,
Выго-Лексинском общежительстве, о боярыне Морозовой, Иване Федорове, византийском искусстве.
Последняя публикация Заволоко в СЦК состоялась за два года до смерти и посвящаена
"Светлой памяти протопопа Аввакума". Последние годы жизни Заволоко много болел.
Умер от воспаления легких. Погребен (по завещщанию) на старообядческом кладбище в Резекне,
рядом с могилой своего отца. РГСО в конце XX в. переиздало некоторые довоенные работы
Заволоко, среди них — "Учебник по Закону Божию для старообрядцев" (1989),
"История Церкви Христовой" (1990), "О старообрядцах города Риги" (1993).
Статья Н. Пазухиной (с. 175-181):
Иван Никифорович Заволоко - старообядческий общественный деятель Латвии,
знаток истории староверия, знаменного пения, иконописи, собиратель рукописных и
старопечатных книг. В научной среде известен как первооткрыватель рукописного автографа
XVII в., содержащего жития протопопа Аввакума и инока Епифания (Пустозерский сборник Заволоко).
Последнее обновление страницы -
17 июня 2006 г.
Лит.: Михайлов Л. С. "Открытие второго автографа Жития протопопа Аввакума и
креста, который был у Аввакума в Пустозерской ссылке", СЦК 1969, с. 165;
Маркелов Г.В. "Коллекция рукописей И. Н. Заволоко в Древнехранилище Пушкинского Дома", ТОДРЛ, т. XXXIV. рад, 1979, с. 377-387;
"Из истории собрания И.Н. Заволоко", Там же, 1980, т. XXXV, с. 439-445;
Старообрядчество 1996, с. 109-110;
Мекш Э. "И. Н. Заволоко - подвижник старообрядчества в Латвии", Revue des Etudes slaves. Paris, LXIX/1-2, 1997, p. 88-98;
"Странички из воспоминаний об Иване Никифоровиче Заволоко", Даугава, 1998, № 4, с. 105-122;
Равдин Б. "И. Н. Заволоко: от биографии к биографии", Даугава, 1998, № 4, с. 123-145;
Иван Никифорович Заволоко: жизнь и судьба. Резекне, 1998;
Памяти Заволоко Ивана Никифоровича. Рига, 1999;
Пустозерская проза: сборник, сост., предисл., переводы отдельных фрагментов М. Б. Плюхановой. М., 1989.
Родился в семье старообрядцев-федосеевцев. Поскольку совместная жизнь его родителей не сложилась, Заволоко уже с раннего
детства жил с матерью, отдельно от отца. Тем не менее он часто общался со своими дедушкой
и бабушкой (со стороны отца), людьми глубоко верующими и благочестивыми, от которых он
перенял трепетное отношение и уважение к русской старине. Заволоко получил хорошее светское
образование в Рижском Петровском реальном училище (окончил в 1915 г.), затем в течение
одного года учился в подмосковной Петрово-Разумовской сельскохозяйственной академии (1917-1918),
где освоил основы естественных наук и пчеловодства. Однако политические коллизии в России вынудили
Заволоко прервать обучение и вернуться на родину. Свое образование Заволоко продолжил
в Праге, которя в 1920-е гг. считалась одним из крупнейших центров науки и образования
русского зарубежья, поскольку благодаря так называемой "русской акции" Т. Масарика
там были созданы благоприятные условия для исследовательской и преподавательской деятельности
русских ученых-эмигрантов. В Праге Заволоко сначала изучал естественные науки, но вскоре
стал студентом Русского юридического факультета (открыт с 1922 г. под протекторатом пражского
Карлова университета). Учебная программа факультета соответствовала аналогичным программам
дореволюционных российских университетов. Основателем и первым деканом факультета был
проф. П.И. Новгородцев (сконч. 1924), его преемником - проф. Д.Д. Гримм (до переезда в Тарту
в 1927 г.). В преподавательский состав входили: Г.В. Вернадский, Е.В. Спекторский,
С.Н. Булгаков, А.А. Кизеветтер, С.В. Завадский, П.Б. Струве, Г.В. Флоровский, П.Н. Савицкий
(один из основателей евразийства). Одно лишь перечисление фамилий этих выдающихся
русских мыслителей и ученых говорит о высоком профессиональном уровне обучения. Можно
предположить, что студенческий опыт Заволоко в Праге (1922-1927) дал ему не только глубокие
знания в области юриспруденции, но и способность философского осмысления истории, видение
фундаментальных взаимосвязей событий современности. Важность идеи сохранения и изучения
русской культуры в условиях существования в иной этнической среде Заволоко осознал,
принимая активное участие в работе различных русских организаций Праги. Прежде всего, это
научно-исследовательская организация Seminariun Kondakovianum (1925-1938), основанная учениками
известного русского византиниста Н.П. Кондакова (1844-1925) с целью изучения взаимовлияний
византийского и древнерусского искусства, а также быта и искусства восточных народов.
В состав семинара в разное время входили М.А. Андреева, Н.М. Беляев, Г.В. Вернадский,
А.П. Капитанский, В.Н. Лосский и др. Заволоко регулярно посещал заседания семинара и
впоследствии продолжал поддерживать контакты с этой организацией вплоть до середины 1930-х гг.
Фамилия Заволоко фигурирует в списке учреждений, присылавших в 1931-1935 гг. печатные
издания в Институт им. Кондакова (новое название семинара). Эти материалы из различных
регионов русского зарубежья направлялись в Русский Заграничный исторический архив в Праге, в фонд
документов о русского эмиграции и жизни русских за пределами этнической родины. Отголоском
идей семинара стал интерес Заволоко к орнаменту, изучению которого Кондаков и его
последователи уделяли большое внимание. Не случайно одним из главнами направлений краеведческой
деятельности Заволоко было собирание образцов узоров и вышивок в русских старообядческих
деревнях Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и "Карпатской Руси" (собраны в двух альбомах:
Заволоко И.Н. "Альбом старинных русских узоров" (Рига, 1929);
Заволоко И.Н. "Древнерусская вышивка" (Рига, 1939)). Темы, связанные с русским прикладным
искусством, освещались и в издаваемом Заволоко старообядческом историческом вестнике
"Родная старина" (1927-1933). По воспоминаниям самого Заволоко, идеи семинара повлияли
на определяющий выбор всей его жизни - собирание рукописей и старопечатных книг и изучение
древнерусской письменной традиции.
В Праге Заволоко достаточно близко общался с представителями евразийства - Г.В. Флоровским
и П.Н. Савицким (оба преподавали на Русском юридическом факультете). В этом движении
Заволоко, очевидно, привлекала идея особой духовной миссии России на фоне возрастающей
"бездуховности Запада" и стремление воссоздать российскую государственность на основе
ортодоксального православия. Однако к 1927 г. у Заволоко сложилось достаточно критическое
отношение к евразийцам, поскольку построение новой, "евразийской", культуры оказалось
утопией, а примиренческие настроения некоторых представителей этого направления по
отношению к политических событиям в советской России - неприемлемыми.
Другой общественной организацией, с которой Заволоко познакомился в Праге, было сложившееся
к 1923 г. Русское студенческое христианское движение (РСХД). Благодаря личным контактам с
лидерами РСХД - Г.В. Флоровским, В.В. Зеньковским и др. - Заволоко и по возвращении
в Латвию общался с членами латвийского отделения РСХД приблизительно до 1930 г. В качестве
гостя участвовал в съезде РСХД в Прибалтике (1928), встречался с Н.А. Бердяевым,
В.В. Зеньковским, Л.А. и В.А. Зандер во время их пребывания в Риге. Опыт работы молодежных
кружков РСХД использовался Заволоко при создании и руководстве работой молодежной старообядческой
организации Кружок ревнителей русской старины (1927-1940).
Организаторский опыт Заволоко приобрел, помогая в подготовке праздника "День русской культуры"
в Праге (1925). Заволоко в качестве помощника входил в организационный комитет, который руководила
графиня С.В. Панина и участвовали А. Кизеветтер, С. Завадский, Н. Бердяев. Немаловажное
влияние на Заволоко в 1920-е гг. оказало и его общение по переписке, а позднее и личные
встречи со старообядческим наставником из дер. Рая (Эстония) Г. Фроловым, которого Заволоко
считал своим наставником и духовным отцом. Г. Фролов пытался подтолкнуть молодого Заволоко
к размышлениям о вере и судьбе староверия в современном мире, о необходимости возрождения
живой веры и древлего благочестия. Именно это стало основным импульсом к дальнейшей подвижнической
деятельности Заволоко в Латвии, а также принятию им в 1940 г. наставничества в Резекненской общине (федосеевской).
По возвращении в 1927 г. в Латвию Заволоко включился в активную общественную жизнь русского меньшинства.
Еще в 1921 г. он предлагал создать русскую молодежную организацию "Общество русского студенчества в Латвии" с целью
объединения студенчества Латвии. Однако попытка "тотального" объединения латвийского студенчества оказалась не слишком
удачной из-за полярного разброса взглядов в молодежной среде. В июне 1927 г. была основана
молодежная старообядческая организация Кружок ревнителей русской старины, идейной основой
которой стало возрождение национальной и религиозной самобытности староверов. Общество
развернуло широкую просветительскую, краеведческую и издательскую деятельность. Заволоко
стремился в работе кружка совмещать исследовательский подход к изучению культурных ценностей
старины и практическую реконструкцию устоев повседневной жизни старообрядцев.
Вопросы воспитания и образования молодежи занимали значительное место в кругу интересов
Заволоко. Так, в первой половине 1930-х гг. он был одним из воспитателей рижской группы "соколов".
В этот же период Заволоко активно занимался разработкой учебной программы для учащихся-староверов
основных школ Латвии и организацией религиозно-просветительских курсов для наставников и
вероучителей. Заволоко преподавал на первых и вторых одномесячных курсах, проходивших в
Даугавпилсе в 1930 и 1931 гг. Осенью 1930 г. по инициативе Заволоко при рижском кружке ревнителей
работал религиозно-педагогический семинар для подготовки учителей старообядческих воскресных
школ. В февр. 1931 г. при активном участии Заволоко и членов кружка ревнителей при Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО)
открылась детская воскресная школа, действовавшая до 1938 г. (самая высокая посещаемость
была в 1938 г. - 300-350 чел.). Занятия с детьми проводили Заволоко, И.А. Назаров, И.М. Крылов,
К.А. Павлов. Воскресная школа стремилась хотя бы отчасти восполнить утраченные в условиях
городской культуры традиции патриархальной семьи и семейного духовного воспитания,
целью педагогов было привить детям уважение и любовь к религиозным традициям предков и
показать их значимость в личной жизни каждого человека. Судя по воспоминаниям современников, во многом эта цель
была достигнута. Так, например, в 1932 г. 14 детей из воскресной школы пели на
богослужении, а 50 детей составляли детский хор, который регулярно выступал на духовных вечерах кружка.
Успехи в просветительской деятельности Заволоко были связаны, в частности, с тем, что он
уделял серьезное внимание проблеме методики преподавания Закона Божия в школе.
Работая вероучителем в рижской Русской правительственной гимназии и в воскресной школе при
РГСО, он накопил достаточный педагогический опыт, чтобы составить "Методические указания
вероучителям". В 1930 г. при РГСО проходили регулярные совещания вероучителей, на которых при
участии Заволоко разрабатывалась программа преподавания Закона Божия в основных школах (утверждена
Министерством образования Латвийской Республики в 1931 г.). Заволоко составил и учебник по
Закону Божию для учащихся-старообрядцев, также утвержденный Министерством образования и
изданный советом РГСО в 1932 г.
Начало 1930-х гг. связано с повышением политической активности староверов. Когда в 1929 г.
образовалось две организации, координирующие деятельность латвийских старообрядческих
общин — Центральный комитет по делам старообрядцев в Латвии (один из лидеров -
М.А. Каллистратов, близкий к позициям социал-демократов) и Совет старообрядческих соборов
и съездов (во главе с С.Р. Кирилловым, отличающимся умеренно-демократическими взглядами), Заволоко
присоединился к сторонникам С.Р. Кириллова, поскольку любого рода социалистические взгляды
вызывали у него полное неприятие. Однако Заволоко был убежден, что для процветания
староверия необходима активная гражданская позиция, поэтому он с энтузиазмом включился
в сотрудничество с Советом старообрядческих соборов и съездов, а в 1931 г. даже
баллотировался на выборы в IV Сейм по списку № 15 (Латгалия).
Особо необходимо отметить издательскую деятельность Заволоко в 1930-е гг. Основное внимание
он уделял изданию журнала "Родная старина", который считался печатным органом рижского кружка
ревнителей. Заволоко был фактическим редактором и автором большого количества статей. Замысел
издателя состоял в том, чтобы создать старообядческий вестник, который предоставлял бы читателям
разнообразный материал как по истории Древней Руси и староверия, так и о современном
положении старообядческого населения Балтии. Журнал был призван сформировать единое
информационное поле для староверов Балтии и тем самым способствовать единению
старообрядчества. В 1932 г. кружок ревнителей издал первый выпуск сборника статей, поучений
и изречений из святоотеческих книг "Златоструй", составителями которого были Заволоко и
П.Ф. Фадеев. В 1933 вышла в свет небольшая книжка Заволоко "О старообрядцах г. Риги
(Исторический очерк)", в кот. изложены важнейшие моменты истории старообрядчества с привлечением архивных
документов, многие из которых не сохранились до наших дней. В том же году появился и первый
выпуск "Духовных стихов старинных", текст и мелодии которых Заволоко записал в Латгалии и
Причудском крае. Второй выпуск "Духовных стихов", собранных в Восточной Пруссии
(дер. Войново), издан в 1937 г. Высокую оценку староверов и других русских читателей получили
также составленные Заволоко и изданные РГСО книги "Святые отцы о праздновании Пасхи" (1935),
"Учебник по Закону Божию" (1932, 1936), "История Церкви Христовой" (1937). Две последние выдержали
повторное издание в начале 1990-х гг. и до сих пор пользуются заслуженной популярностью.
В 1935—1939 гг. Заволоко являлся также ред. "Древлеправославного (старообрядческого)
календаря", издаваемого в Риге. С 1937 по 1939 гг. входил в состав редакции "Русского ежегодника".
Кроме того, статьи Заволоко часто появлялись в русских газетах Латвии: "Слово" (секретарем
которого он был в 1928-1929 гг.), "Сегодня", "Мой двор" (бесплатное приложение к газете
"Наш голос", Даугавпилс, 1940) и др.
Не меньшего внимания заслуживает археографическая деятельность Заволоко. Контакты и опыт, приобретенные им в 1920-1930-е гг.,
позволили Заволоко продолжить работу по собиранию и сохранению рукописей в советское время.
Из находок 1930-х гг. наиболее значительной является рукопись "Слово о погибели Русской
земли", открытая Заволоко во время подготовки очередной выставки кружка в 1933 в собрании
рукописей XVII в. библиотеки РГСО. Заволоко собирался издать эту рукопись с иллюстрациями
жившего тогда в Париже художника Д.И. Стеллецкого. Однако для осуществления этого не
оказалось средств. По вопросу опубликования этого источника в переписку с Заволоко вступил
французский ученый-славист М.В. Горлин, который в 1937 г. получил от первооткрывателя фотокопию
рижского списка. 2-я мировая война помешала этим замыслам. Издание "Слова" впервые
появилось в Париже в 1947 г., когда М.В. Горлина не было в живых, а Заволоко находился в
сибирском лагере. В том же году рукопись была опубликована в сборнике "Труды Отдела древнерусской литературы" В.И. Малышевым, который
в 1946 г. привез эти материалы из командировки в Ригу. Впоследствии Малышев в своей статье
об истории рижского списка восстановил приоритет Заволоко в открытии рукописи.
В 1936 г. Заволоко и хор кружка ревнителей побывали в женском Войновском монастыре (Восточная Пруссия).
Там были найдены редкие экземпляры изданий 1862—1863 гг., отпечатанные в Славянской типографии.
Среди них комплекты журнала "Истина" (1863-1866), труды Иоанна Златоуста, Малый Катехизис,
сборник "Царский Путь", а также рукописные сборники XIX в. и нотные рукописи крюковой
записи XVI в. Часть материалов, найденных в экспедициях 1930-х гг., Заволоко передал
хранилище рукописей Отдела древнерусской литературы ИРЛИ в 1960-1970-е гг., судьба остальных
материалов не известна.
После ареста осенью 1940 г. (по обвинению в подрывной антисоветской деятельности) Заволоко
восемь лет (с 1941 по 1949 гг.) провел в сталинских лагерях и еще девять лет (с 1949 по 1958 гг.)
— на поселении в с. Северное Новосибирской области. Выжить и не потерять человеское
достоинство в таких условиях Заволоко смог только благодаря вере и твердости духа.
Во время эпидемии тифа в лагере его познания в народной медицине спасли жизнь не только
многим заключеченным, но и их конвоирам. Отзывчивый и необыкновенно чуткий человек,
он оказывал помощь другим, но не себе: после гриппа у Заволоко возникло тяжелое осложнение
и в 1944 г. ему ампутировали ногу. Однако и этот удар не сломил Заволоко. Он закончил
фельдшерские курсы и работал лаборантом в поликлинике Северного, санчасти и в районной
больнице, за что даже удостоился почетной грамоты. Неизвестно, насколько затянулось бы
пребывание Заволоко в Сибири, если бы не помощь сотрудника ИРЛИ Малышева, который разыскал
первооткрывателя "Слова о погибели Русской земли". Только в 1958 г. Заволоко удалось получить
разрешение на проживание в Риге. С этого времени он поддерживает переписку с В.И. Малышевым
и др. сотрудниками Пушкинского Дома, а также возвращается к собиранию рукописей - несмотря
на то, что от его довоенного собрания осталось только два(!) экземпляра.
Выбор, сделанный Заволоко, прежде всего был связан со стремлением продолжать начатую в
1930-х гг. работу по возрождению культуры староверия. Однако в новых политических условиях
пришлось выбирать новые формы. Поскольку памятники древлеправной традиции не представлялось
возможным вернуть в активный оборот, надо было "спрятать" их, чтобы сохранить для будущих
поколений, которые, возможно, смогут их оценить по-настоящему. Заволоко, к сожалению, слишком
часто видел неподобающее отношение к рукописям со стороны их владельцев. Поэтому архивы и
книгохранилища представлялись ему надежной гарантией сохранения духовного наследия и
возвращения этих ценностей людям в срок, когда они будут готовы их принять.
С помощью Заволоко в 1960-1970-е гг. сотрудники Пушкинского Дома регулярно проводили
археографические экспедиции в Балтии, целью которых было комплексное исследование
письменной культуры края. Особенное внимание уделялось тем областям, где существовала старообядческая традиция
с богослужебной практикой. Знания и личные знакомства Заволоко позволили значительно
пополнить коллекцию древнерусских рукописей ИРЛИ, где в 1949 при секторе древнерусской литературы
было создано Древлехранилище. Заволоко участвовал в подготовке археографических экспедиций
Пушкинского Дома в Эстонии 1958 и 1961 гг. Сам Заволоко по поручению Малышева делал опись
собрания рукописных и старопечатных книг в книжнице РГСО. В 1963 он предпринял поездку в
Новосибирск, где встречался с исследователем старообядческой культуры Н.Н. Покровским, с которым
в 1950-е гг. они вместе делали магнитофонные записи старинных русских напевов в старообядческих селах Алтая и Саян.
Позднее эти материалы были переданы в Новосибирский областной архив. В 1966 г. Заволоко
привез из Московской Преображенской общины большую рукописную книжку "Поучения Дорофея" из
собрания книг известной любительницы старины А.В. Мараевой. Оказалось, что эта рукопись
содержит автографы жития и др. сочинений протопопа Аввакума и инока Епифания, причем в иных
редакциях, чем тексты в др. Пустозерском сборнике XVII в., отрытом В.Г. Дружининым в 1912 г.
Заволоко прекрасно осознавал границы своей компетентности и посчитал, что наибольшую пользу
рукопись принесет, попав в руки к специалистам. Поэтому 20 марта 1968 г. на торжественном заседании
сотрудников отдела древнерусской литературы Заволоко передал открытый им рукописный
сборник в дар Пушкинскому Дому. Этот благородный жест был по достоинству оценен учеными и
широкой общественностью: сообщения о значительном открытии публиковались в советской и
зарубежной прессе (правда, имя первооткрывателя указывалось далеко не всегда, зачастую
упоминался лишь "любитель старины" или "пенсионер из Риги"). С 1969 по 1975 гг. при активном
сотрудничестве Заволоко и ученых Пушкинского Дома (В.П. Будорагина, Н.С. Демковой,
Г.В. Маркелова и др.) шла подготовка к изданию Пустозерского сборника. Книга с
фототипическим и наборным текстом, а также с источниковедческим и палеографическим
комментарием и вводной статьей Заволоко об истории находки рукописи увидела свет в 1975 г.
и сразу стала библиографической редкостью. В 1974 г. Заволоко принял окончательное решение
о передаче своей коллекции рукописей в Древлехранилище, где был открыт особый фонд -
Коллекция И.Н. Заволоко, состоящий из рукописного собрания и личного архива Заволоко.
После смерти В.И. Малышева (1976) Заволоко продолжал поддерживать контакты с
Древлехранилищем и уже следующим поколением ученых. В 1978 г. в Пушкинском Доме проходила
выставка новых поступлений, одна из витрин которой посвящалась Коллекции И.Н. Заволоко -
к 80-летию фондообразователя. Сотрудники высоко оценили собирательскую деятельность
Заволоко: ему одному удалось сделать то, что далеко не всегда под силу коллективу ученых, -
создать целое территориальное собрание рукописей, найденных в Латвии (Рига, Латгалия)
и Эстонии (Причудский край). Вместе с материалами Причудского и Латгальского собраний ИРЛИ
они составляют ценнейший Прибалтийский фонд.
Помимо археографической работы с 1965 г. Заволоко был сотрудником редакции "Старообрядческого церковного календаря" (СЦК),
издателями которого были три общины - РГСО, Московская поморская и Московская Преображенская
общины, а также Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР. Заволоко участвовал в подборке
текстов в рубрике "Памятные даты" и писал вступительные статьи историко-культурного характера,
посвященные знаменательным и юбилейным датам в истории русской культуры. Под влиянием
Заволоко создавался особый облик СЦК, выдержанный в поморском стиле. Макеты обложек издания
по указаниям Заволоко выполнял рижский иконописец С.Т. Быкодоров. Обогатился и иллюстративный материал календаря,
который пополнялся фотографиями и репродукциями редких икон и фрагментов рукописей, предоставленных
крупными архивами и библиотеками Москвы и Ленинграда. Несмотря на жесткую цензуру, которая проходили
все материалы, Заволоко удивительным образом удавалось переносить на страницы календаря события истории
христианства и староверия, биографии выдающихся христианских подвижников и даже фрагменты
текстов самих "учителей староверия", Выгорецких пустынножителей. Особое внимание в своих статьях
Заволоко уделял судьбе протопопа Аввакума и гонениям на староверов после раскола Церкви,
публикуя, в частности, фрагменты исторических документов - "указов" и "увещеваний" против
"раскольников". История не была для Заволоко сухой схоластикой, он стремился не только
воссоздать целостную картину прошлого, но и проецировать исторические события на современную ситуацию,
с помощью анализа исторических фактов разобраться в событиях 1970-х гг. Разумеется, в то
время это можно было сделать только владея эзоповым языком, в случае Заволоко - языком
древнерусского книжника.
Заволоко по праву можно назвать подвижником и хранителем культуры староверия,
человеком, для которого служение Богу означало служение во имя духовного совершенства
и любви к человеку.
Лит.:
Архив И.Н. Заволоко, Рижская Гребещиковская старообрядческская община (Рига);
Коллекция Заволоко, № 162, 203, 214, 217, 227, 281, 351; Родная старина, № 1-13, 1927-1933.
Лит.: Русский ежегодник на 1939 год. Рига, 1938;
Древлеправославный старообрядческий календарь на 1936 г. Рига, 1935;
Малышев В.И. "Заметка о рукописных списках Жития протопопа Аввакума (Материалы для биографии)",
ТОДРЛ, т. VIII. Москва-Ленинград, 1951, с. 380-385;
Малышев В.И. "О втором списке "Слова о погибели Земли Русской" (История открытия)", Slavia. XXVIII, 1. Прага, 1959, с. 69-72;
Маркелов В.Г. "Коллекция рукописей И.Н. Заволоко в Древлехранилище Пушкинского Дома", ТОДРЛ, т. XXXIV. Москва-Ленинград, 1979, с. 377-388;
СЦК 1965-1983.