Родился 14 июля (ст. ст.) 1905 г. в деревне Аукштакальняй Зарасайского уезда (ныне Игналинский) в Литве.
После революции в эмиграции в Литве в связи с изменением государственных границ.
Женат на
Евдокии Григорьевне Никитиной (1908-1983).
В 1933 г. закончил с отличием трехгодичное обучение в Каунасской духовной семинарии Старообрядческой Поморской Церкви (беспоповской).
Преподавал Закон Божий в старообрядческих школах Литвы.
В 1935 г. упомянут как секретарь
Аукштакальняйской старообрядческой общины поморского согласия (дер. Аукштакальне Ново-Александровского уезда Ковенской губернии; ныне Аукштакальняй, Игналинский район Литвы).
С 1940 г. наставник Аукштакальнской общины.
В 1945 г. на съезде наставников избирается членом президиума Высшего совета Старообрядческой Поморской Церкви (ВСС) и членом Духовного суда (Духовной комиссии). С 1950 г. наставник Каунасской общины. С 1952 г. заместитель председателя Духовного суда (Духо
С 1965 г. председатель Высшего совета и духовного суда Древлеправославной поморской церкви.
Скончался в 1996 г.
Похоронен на старообрядческом кладбище в Каунасе.
Биографические материалы, представленные в книге:
Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши. - Вильнюс, 2005:
Никитин Иосиф Иванович (ноябрь 1905 г. в дер. Аукштакальняй Ново-Александровского уезда
Ковенской губернии Российской империи (ныне Игналинский район Литвы) - июль 1996, Каунас, Литва)
- известный наставник, историк староверия, богослов, председатель Духовной комиссии при
Высшем Старообрядческом Совете в Литовской ССР и выдающийся деятель Древлеправославной Поморской Церкви.
Рос в семье глубоко религиозных старообрядцев. Учителями, направлявшими изучение Св. Писания и Св. Предания,
знаменного пения, богослужебного устава, были М. Блинов, М. Мидунецкий, П. Линев.
Получив среднее образование, в 1933 г. окончил Литовские старообрядческие духовные курсы в Каунасе (1931-1933).
Был старостой на этих курсах и редактором журнала "Китеж-Град" (1933-1934)
и написал несколько статей для этого издания. В 1930-е гг. секретарь Аукштакальняйской
общины и учитель в литов. школах, где преподавал детям старообрядцев Закон Божий.
В 1938 г. на 8-м Вселитовском съезде старообрядцев Никитин избран кандидатом в члены Центрального Старообрядческого Совета
Литвы. В 1940 г. благословлен на отечество, избран наставником Аукштакальняйской общины (1940-1950).
21-23 октября 1944 г. по инициативе Высшего Старообрядческого Совета в Вильно прошел съезд наставников и представителей
старообрядческих общин Литвы, Латвии, Белоруссии и Москвы, на котором Никитин был избран в состав Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР.
С 1945 г. член Духовного суда и член президиума Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР.
С 1952 г. заместитель председателя Духовного суда. В 1950-1993 гг. наставник Каунасской общины,
одной из крупнейших поморских общин в Балтии. Служа в этой должности более 40 лет, Никитин внес большой вклад
в объединение и укрепление этой общины, особенно в трудных условиях антирелигиозной политики советского правительства.
21 февраля 1963 г. пленум Высшего Старообрядческого Совета и Духовного суда в связи с болезнью и
преклонным возрастом 95-летнего председателя Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР наставника
Ф. Кузнецова утвердил Никитина заместителем председателя Высшего Старообрядческого Совета.
После смерти наставника Ф. Кузнецова 25 октября 1965 г. пленум Высшего Старообрядческого
Совета и Духовного суда избрал Никитина председателем Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР
и председателем Духовного суда. Он был одним из главным инициаторов проведения съезда Старообрядческой
Поморской Церкви в Вильнюсе (1966), посвященного 300-летию староверия. На этом съезде был избран
председателем и выступил с обширным докладом "Старообрядческая Церковь и соборы". На этом же съезде Никитин
избран председателем Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР и председателем Духовного суда.
Но 8 февраля 1969 г. он оставил должность председателя Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР,
сосредоточившись на заботах председателя Духовного суда и наставника Каунасской общины.
До 1989 г. Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР оставался единственным официальным духовным центром старообрядцев-беспоповцев в СССР.
Между ним и старообрядческими общинами, отдельными наставниками и прихожанами шла регулярная обширная переписка; в Вильнюс
приезжали делегации беспоповцев из др. регионов страны. Обладая хорошими знаниями Св. Писания
и церковных канонов, Никитин ежегодно отвечал на сотни поступающих к нему как к
председателю Духовного суда писем с различными вопросами канонического и богослужебного
характера. От него получили благословение на пастырское служение многие наставники старообрядческих
общин Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии и России. По подсчетам уполномоченного Совета по делам религий Литвы,
в 1982 г. Высший Старообрядческий Совет опекал около 360 общин в СССР.
В Высший Старообрядческий Совет и Духовную комиссию по разным вопросам обращались некоторые
общины за рубежом - в Польше, США, Румынии и т. д. Однако авторитет Высшего Старообрядческого
Совета в Литовской ССР среди беспоповцев страны не был безоговорочным.
В конце 1971 г. Никитин совместно с председателем Высшего Старообрядческого Совета И.И. Егоровым и председателем
Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины (РГСО) Л.С. Михайловым принял участие в
качестве гостя на поместном соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) в Москве. РПЦ на
этом соборе отменила анафемы, лежащие на старообрядцах с 1656 и 1667 гг. (утверждено постановление Синода РПЦ от 23 апреля 1929 г.
в части отмены клятв). Старообрядческая Поморская Церковь всегда считала и считает клятвы
незаконными и ничтожными, поэтому для старообрядцев этот акт не имеет значения и не является
поводом для воссоединения. Однако Старообрядческая Поморская Церковь должным образом оценила этот шаг РПЦ,
устраняющий взаимную напряженность и неприязнь, а также создающий дпосылки для лучшего
взаимопонимания ("Старообрядческий церковный календарь", 1972, с. 75). На соборах Старообрядческой Поморской Церкви
в 1974 и 1988 гг. в Вильнюсе Никитин переизбран председателем Духовного суда (Духовной комиссии) и членом Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР.
Более 45 лет работая в Духовной комиссии и Высшем Старообрядческом Совете, он внес огромный вклад в дело единения,
просвещения и укрепления староверия (главным образом Старообрядческой Поморской Церкви).
В 1960-1980-е гг. Никитин был широко известным старообрядческим деятелем. В июле 1993 г.
Никитин из-за преклонного возраста (88 лет) и слабого здоровья ушел на покой.
Никитин принял участие в миротворческой деятельности Старообрядческой Поморской Церкви.
Начиная с 1949 г. и позднее, с 1954 до конца 1980-х гг., Никитин печатал в "Старообрядческом церковном календаре"
многочисленные статьи по истории древлеправославия и каноническим вопросам, публиковал
проповеди, поучения, некрологи и т. п. Вместе с И.И. Егоровым и И.Ф. Романовым он принял
участие в составлении "Сборника знаменных песнопений" (1985). В 1990 г. стал редактором журнала
"Китеж-Град ", в одном из номеров которого была опубликована его статья
"Старообрядческая Церковь и соборы".
Жена,
Евдокия Григорьевна (1908-1983) - многолетняя причетница Аукштакальняйской, а затем Каунасской общины;
Никитин совместно с супругой воспитал четверых сыновей. Трое из них - Петр
(преждевременно скончавшийся), Евсегний и Арсений — также выдвинулись на видное место
среди деятелей Древлеправославной Поморской Церкви Литвы.
Никитин похоронен на Неверонисском кладбище в Каунасе.
Г.П.
Последнее обновление страницы -
23 августа 2006 г.