Печатается по изданию: Трубецкой С.Г.
История Церковного архива
// Новое русское слово. 1981. 23 июля.
Первая опись церковного архива в Америке была сделана по распоряжению епископа Николая Алеутского и Аляскинского в 1895 году псаломщиком А. Капустиным.
Эта архивная перепись "Бумаг с 1777 г. по 1876 г." теперь хранится в церковном архиве Православной Церкви в Америке.
К большому сожалению, документы церковного архива были за эти 200 лет раздроблены. Часть аляскинского архива была перевезена в Сан-Франциско с переводом кафедры из Ситки в 1872 году, затем в Нью-Йорк, когда кафедра Северо-Американской епархии была в 1905 году утверждена в Нью-Йорке и начата в 1902 году постройка нового Св. Николаевского Собора на 97-й улице.
Следовательно, в то время церковный архив сохранялся на Аляске, в Сан-Франциско и Нью-Йорке.
По различным причинам, после Первой мировой войны большая часть оставшихся на Аляске документов попала в Библиотеку Конгресса в Вашингтоне, где часть документов долгое время хранилась в не разобранном виде, и вот только теперь начался окончательный разбор бумаг, до того прерванный кончиной прот. Павла Лютого.
Другая часть документов, находившихся в Св. Николаевском Соборе, попала в архив Миннеапольского университета.
Самая крупная часть, около 1.000 архивных коробок, хранится в архиве Церкви в Сайоссете, Н.Й.
Наконец перепись небольшой части оставшихся документов Аляскинской епархии была сделана года два тому назад при содействии Аляскинского университета, Анкерадж.
После продолжительной тянувшейся семь-восемь лет переписки с отдельными представителями хранителей архивов было решено о необходимости общего собрания заинтересованных организаций.
Тут нужно пояснить, что церковный архив интересует не только русских, но и представителей всех других православных церквей. До 1917 года, или русской революции, в Америке была только одна епархия - Северо-Американская, и она, по подсчетам архиепископа Евдокима, в то время главы епархии, была 18-й по величине из 65 епархий Русской Церкви Иначе говоря, все другие этнические церкви на этом континенте были под одним главенством, и, применяя теперешний принятый термин, в Америке была только одна юрисдикция.
Поэтому в Архиве много документов Сирийской, Греческой, Сербской, Албанской и других церквей.
В 1979 году в митрополичьей резиденции и канцелярии ПЦА собрались представители церкви, Миннеапольского и Аляскинского университетов, а также присутствовал делегат от Библиотеки Конгресса. На этом собрании было решено совместно просить финансовое пособие от правительства на изучение проекта соединения архива под одной крышей и микрофильмирование всех четырех архивов.
Тут надо добавить, что штатное правительство Аляски ассигновало на опись и микрофильмирование оставшихся в Аляскинской епархии документов, а кроме того, на разбор и микрофильмирование документов церковного архива Библиотеки Конгресса крупную сумму денег. История Аляски в прошлом так связана с прошлым церкви, что и штатное и федеральное правительства очень интересуются, если можно так сказать, "объединением микрофильмов всех церковных архивов".
Иначе говоря, теперь идет разговор об архиве церкви части архива церкви, теперь находящейся в хранилище Миннеапольского университета.
Эта первая просьба о денежной субсидии была одобрена правительственным Отделом архива. Комиссией были выбраны и назначены два профессора-консультанта, и месяц тому назад, после их осмотра двух архивов, они высказались в пользу соединения архивов в церковном архиве, их разборке и микрофильмирования документов. Есть надежда, что этот второй этап и многотысячный проект будут одобрены этой осенью или будущей весной.
За последние восемь лет церковный архив очень расширился и приумножился. Так, например, за 1980 год было получено 24 архивных пожертвования. Как и в прошлом, мы призываем всех, кто имеет церковные материалы, сдать их архиву на хранение.
Заканчивая это краткое сообщение об архиве и его будущем, приводим мнение прот. Д. Константинова, известного многим по его статьям в Новом Русском Слове, мнение высказанное им в письме от 12 июня 1981 года: "…Мое внимание к вашему архиву определяется твёрдым убеждением, что огромная работа по защите веры в СССР, которая делается на Западе, должна стать должна стать достоянием истории и должна находится в архиве Православной Церкви. Быть может правильнее было бы сосредоточить подобного рода материалы в архивах Русской Церкви, но при существующем положении вещей я считаю архив Американской Церкви единственным в данное время местом, куда должны отдаваться материалы, имеющиеся у людей готовящихся уйти из этого мира. Проблема архивов достаточно сложна, а для нас, участников всего происходящего в эти годы, до известной степени и трагична!"