Известный религиозно-общественный деятель Древлеправославной Поморской Церкви, председатель Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР (1968-1993).
Иван Исаевич Егоров родился 26 ноября 1905 г. в г. Грива (ныне Даугавпилс, Латвия) в потомственной семье старообрядцев.
Его отец,
Исай Козьмич Егоров,
был известным церковным деятелем, членом Высшего Старообрядческого Совета в Польше, дед, Козьма Павлович Егоров - духовным отцом старообрядческой общины.
С юных лет изучал Священное Писание и знаменное пение (его учителем был известный знаток пения наставник Гривской старообрядческой общины П. Т. Стрелков).
После 1-й мировой войны служил головщиком Микалаюнской старообрядческой общины (Браславский уезд, Польша).
Получил среднее образование, преподавал Закон Божий и русский язык детям старообрядцев Микалаюнской общины и в ряде школ Браславского уезда.
После революции в эмиграции в Польше в связи с изменением государственных границ.
В 1934 г. окончил педагогические курсы по подготовке старообрядческих вероучителей при Виленской общине.
С середины 1930-х гг. активно включился в церковную и религиозно-просветительскую деятельность Восточной Старообрядческой Церкви в Польше.
Как представитель Микалаюнской общины вместе
со своим отцом
Исаем Козьмичом Егоровым
участвовал на Всепольском старообрядческом соборе в Вильно (1936).
Был делегатом Всепольского съезда (совещания) старообрядческих вероучителей в Вильно (19-20 авг. 1936 г.), где выступил с докладом.
Избран инспектором государственных школ Польши, инспектировал преподавателей Закона Божия и русского языка, учивших детей старообрядцев.
В период 2-й мировой войны жил в дер. Анисимовичи (Браславского уезда).
В марте 1944 г. председатель Высшего Старообрядческого Совета в Литовской генеральной области.
Председатель Высшего старообрядческого совета Литвы
Б.А. Пимонов предлагал Е.Е. Егорову занять должность инспектора Закона Божия для детей старообрядцев на оккупированной нацистами территории Литовской генеральной области, но наступление советских войск летом этого же года сорвало эти планы.
В послевоенные годы Егоров был избран инспектором Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР (1945-1948), затем - управляющим делами (1948-1963).
21 февраля 1963 г. пленум Высшего Старообрядческого Совета и Духовного суда
в связи с болезнью и преклонным возрастом 95-летнего председателя Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР наставника
Ф.С. Кузнецова
возложил на управляющего делами Егорова управление делами Высшего Старообрядческого Совета за председателя Высшего Старообрядческого Совета по всем гражданским вопросам как во время болезни наставника
Ф.С. Кузнецова,
так и в случае его смерти. Двадцать лет в сложных условиях антирелигиозной политики советских властей, особенно в годы правления Сталина, воинствующего атеизма и советизации Литвы он был одним из деятельных руководителей Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР. Главная задача Егорова на посту управляющего делами, и. о. и позже председателя Высшего Старообрядческого Совета было сохранение и поддержание религиозной жизни Старообрядческой Поморской Церкви в трудных, порой опасных условиях тоталитаризма (после 1945 г.), что влекло за собой необходимость приспособиться к советскому режиму. Приходилось заниматься политическим лавированием, проявлять дипломатическую осторожность в отношениях с контролирующими государственными органами, участвовать по указанию властей в так называемой миротворческой деятельности и принимать декларации - вопреки личному опыту и очевидным фактам - о свободе религии в СССР.
На съезде Старообрядческой Поморской Церкви 1966 г. в Вильнюсе, посвященном 300-летию неприятия церковных реформ Никона, Егоров как управляющий делами Высшего Старообрядческого Совета выступил с докладом "Старообрядческая Церковь в прошлом и настоящем". 21 февр. 1968 г. на заседании пленума Высшего Старообрядческого Совета Егоров был избран председателем Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР, а бывший его председатель
И.И. Никитин в связи с занятостью (он занимал также должность председателя Духовной комиссии и наставника Каунаской старообрядческой общины) стал заместителем председателя. После съезда Старообрядческой Поморской Церкви 1966 г. в Вильнюсе вырос авторитет Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР, до конца 1980-х гг. являвшегося единственным духовным центром поморцев в СССР. Теплилась и по возможности поддерживалась церковная жизнь поморцев во всем СССР, несмотря на ограниченность возможностей и некоторые недостатки в управлении Высшим Старообрядческим Советом, а также жесткий контроль властей. Этому способствовала активная и многосторонняя деятельность его председателя Егорова, имевшего опыт и способности администратора, начетчика и церковного дипломата. В конце 1960-х гг. Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР объединял 56 поморских старообрядческих общин Литвы (43 наставника, 58662 прихожанина), а также духовно опекал (но не решал административных вопросов) более 250 беспоповских старообрядческих общин в СССР, в т. ч. федосеевские и спасовские старообрядческие общины.
В начале 1970-х гг. Егоров был сторонником и одним из инициаторов улучшения отношений между Старообрядческой Поморской Церковью и Русской Православной Церковью (РПЦ). В 1971 г. председатель Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР в качестве гостя принял участие в поместном соборе РПЦ в Москве, который отменил анафемы, лежавшие на старообрядцах с 1656 и 1667 гг. Их обряды признавались такими же "равночестными" и спасительными, как и новые, "никонианские". Старообрядческая Поморская Церковь в лице своего руководства должным образом оценила этот важный шаг РПЦ, устраняющий взаимную отчужденность и неприязнь, создающий предпосылки для лучшего взаимопонимания, но это не было основой или поводом для соединения.
14 июля 1974 г. Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР созвал собор Старообрядческой Поморской Церкви в Вильнюсе, председателем которого были избраны Егоров и наставник
И.И. Никитин, председатель Духовного суда.
Егоров выступил с отчетным докладом "Жизнь и деятельность Старообрядческой Поморской Церкви в настоящее время".
Одобрив это выступление, делегаты собора избрали Егорова председателем Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР.
Егоров часто в своих речах, выступлениях в старообрядческой храмах, различных встречах и публикациях искренне призывал любить "родное Староверие", обращал внимание на воспитание молодежи в религиозном духе, призывал сохранять церковные традиции и старые обычаи и молиться за мир во всем мире.
В 1988 г. в Вильнюсе под председательством Егорова торжественно прошел собор Старообрядческой Поморской Церкви, посвященный 1000-летию Крещения Руси.
На соборе был избран новый состав Высшего Старообрядческого Совета и Духовной комиссии, а Егоров - переизбран председателем Высшего Старообрядческого Совета.
Собор постановил принять к сведению обращение поместного собора РПЦ (1988) с призывом к братскому диалогу и выразил свое согласие вести диалог с Московским Патриархатом.
С этой целью была образована комиссия, в состав которой вошли Егоров и еще шесть поморских наставников Литвы, Латвии и России.
После создания Центрального Совета Древлеправославной Поморской Церкви Латвии и Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви (1989) среди поморцев СССР изменилась реальная роль Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР и до того довольно высокий авторитет его председателя.
В 1989-1990 гг. Высший Старообрядческий Совет в действительности стал органом управления Древлеправославной Поморской Церкви Литвы и духовно опекал лишь те общины в республиках и регионах СССР (как показали дальнейшие события, кратковременно), в которых до того времени не было своих духовный центров.
Кроме того, в условиях религиозного освобождения, демократизации общества и развала СССР более наглядно выявились разномыслия по поводу миротворчества, экуменизма и руководящего церковного органа Древлеправославной Поморской Церкви.
Важным событием первых лет в независимой Литве было принятие на общем заседании Высшего Старообрядческого Совета и Духовной комиссии устава Старообрядческой Поморской Церкви (22 ноября 1990 г.), утвердившего принцип соборности в церковном управлении.
В июле 1993 г. 88-летний председатель Высшего Старообрядческого Совета Егоров, как и председатель Духовной комиссии наставник
И.И. Никитин, из-за преклонного возраста и болезни ушел на покой.
Провозглашение независимости Литвы, покончившее с коммунистическим режимом СССР, способствовала подьему Древлеправославной Поморской Церкви.
Одновременно демократизация общества привела к критическому переосмыслению коммунистического прошлого, положения Древлеправославной Поморской Церкви в условиях официального безбожия, а также заметному усилению критики советской эпохи, иногда однобокой.
В начале 1990-х гг. среди старообрядцев и иногда в средствах массовой информации бывшее руководство Старообрядческой Поморской Церкви упрекали в том, что они были инструментом коммунистических властей.
Некоторые старообрядцы обвинили Егорова - безосновательно - в причастности к аресту председателя Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР
И.Ф. Романова
в послевоенные годы, что вызвало протесты членов тогдашнего Высшего Старообрядческого Совета Литвы.
Егоров принимал активное участие в составлении и издании "Старообрядческого церковного календаря" с 1954 г. (один выпуск издан в 1949 г.) и до начала 1990-х гг.
Был автором церковной хроники, исторических очерков старообрядческих общин Литвы и Белоруссии, кратких биографических заметок и некрологов наставников и церковных деятелей в "Старообрядческом церковном календаре".
Нередко свои статьи подписывал инициалами "И.И.", "И.Е.".
Опытный церковный политик и знаток староверия, он писал для "Старообрядческого церковного календаря" многочисленные статьи о взаимоотношениях государства и Старообрядческой Поморской Церкви, о так называемой миротворческой деятельности, об отношении Старообрядческой Поморской Церкви к РПЦ (в соавторстве с Л.С. Михайловым и наставником
И.И. Никитиным).
Его "патриотические" статьи в единственном периодическом журнале Старообрядческой Поморской Церкви в СССР (после 1945 г.) в поддержку внешней и внутренней политики советского государства, конечно, носили оправдательные функции.
Будучи одним из главных организаторов заседаний, совещаний Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР и Духовной комиссии, соборов Старообрядческой Поморской Церкви 1966, 1974 и 1988 гг., он постоянно освещал их на страницах "Старообрядческого церковного календаря" в информационных сообщениях и статьях (библиографию статей Егорова в "Старообрядческого церковного календаря" см.: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви 2004, с. 133).
Во многом благодаря Егорову Старообрядческая Поморская Церковь в советский период воспринималась как единое целое.
Благодаря инициативам и связям Егорова с конца 1960-х гг. активизировалась издательская деятельность Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР.
В 1968 г. президиум Высшего Старообрядческого Совета издал "Старообрядческий церковный служебник", затем "Постановления собора Старообрядческой Поморской Церкви Христовой. 1974 год" (Вил., б. г.).
С возникновением деловых отношений с Издательским отделом Московской Патриархии в начале 1980-х гг. начался новый этап издательской деятельности Высшего Старообрядческого Совета.
В результате этого сотрудничества было издано дли Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР несколько богослужебных книг в хорошем полиграфическом исполнении.
Среди них - "Служба Святой Пасхи Христовой" (М., 1981), "Сборник знаменных песнопений" (1985), составленный
Е.И. Никитиным
и
И.Ф. Романовым,
"Чин погребения" (1985), "Старообрядческий молитвослов" (Вильнюс, 1988) и др.
Егоров был также составителем книг: "Постановления Собора Старообрядческой Поморской Церкви Христовой. 1974 год" (Вильнюс, б. г.) (И.И. Егоров составил полный текст деяний собора Старообрядческой Поморской Церкви 1974 г., но были опубликованы лишь его постановления), "Деяния Собора Старообрядческой Поморской Церкви Христовой 1988 г." (Вильнюс, 1991).
Подготовил ряд неопубликованных сборников о деятельности и работе Высшего Старообрядческого Совета в Литовской ССР в конце 1940-1970-х гг., а также обширную "Историю старообрядчества" (начало 1990-х гг., не издана).
Егоров активно участвовал в миротворческом движении. Он входил в состав Комитета защиты мира Литвы, Комитета продолжения работы Христианской мирной конференции, участвовал во многих официальных совещаниях и встречах, где выступал с речами. Награжден Всемирным Советом Мира Почетной грамотой за защиту мира и Почетной медалью советского Фонда мира.
Скончался 1 апреля 1998 г. в Вильнюсе (Литва).
Погребен на Вильнюсском старообрядческом кладбище. Чин погребения Егорова остлужил духовный отец Виленской старообрядческой общины В. Васильев в сослужении наставников: А. Жилко, И. Ефишова, А. Кудряшова, Т. Куряшова и И. Болдавешко (Латвия).
Памятуя усопшего, российские поморцы в своем церковном календаре писали: “Ушел из жизни один из замечательных людей в истории современного Староверия, символизировавший целую эпоху Древлеправославия новейшего времени" (Календарь Древлеправославной Поморской Церкви 1999, с. 81). Календарь латвийских старообрядцев, издававшийся в Даугавпилсе, в некрологе Егорова отметил, что работая в Высшем Старообрядческом Совете Литовской ССР около 45 лет он внес "большой вклад в дело объединения, просвещения и укрепления староверия".
Последнее обновление страницы -
12 августа 2006 г.