Печатается по изданию: Попов А.В. История православного
зарубежья в фондах Государственного
Архива Российской Федерации (ГА РФ)
// Макарьевские чтения: материалы
второй международной конференции
(21-22 ноября 2003 года)
/ Отв. ред. В. Г. Бабин. Горно-Алтайск:
Горно-Алтайский государственный
университет. – 2004. – С. 182-195.
Двадцатый век возможно был самым трагичным в истории русского народа и государства. Трагическую судьбу народа разделила и Русская Православная Церковь, подвергаясь гонениям и унижениям на Родине. Еще более тяжелой ситуацию делал раскол РПЦ на несколько ветвей и юрисдикций, образовавшихся за рубежом.
Наиболее значимые из них:
1. Русская Православная Церковь за границей (Карловацкая Церковь)
2. Американская Православная Церковь
3. Западно-Европейский Экзархат Константинопольского Патриархата.
4. Православные Церкви, тем или иным путем отделившиеся от РПЦ, такие как Японская Православная Церковь, Китайская Православная Церковь, Финская Православная Церковь, Эстонская Православная Церковь и некоторые другие.
На наш взгляд, для России и российской культуры необходимо подлинное возрождение православия и Православной Церкви. Важным является и освоение того духовного начала, которое наши соотечественники смогли сохранить за рубежом благодаря Православию и Церкви. Одной из практических задач является и установление диалога, поиска путей сближения между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и другими православными церквями, в первую очередь Русской Православной Церковью за границей. Понимание этого есть не только в церковной среде, но и у нашей светской власти. Подтверждает это и недавняя встреча президента Путина с митрополитом Лавром и другими членами Архиерейского Синода зарубежной церкви.
Парадоксально, что несмотря на большой интерес к истории русского зарубежья, большое число книг и документальных публикаций по этой теме, в России до сих пор не появилось обобщающих работ по истории зарубежного православия. Исключением являются небольшая брошюра священника Митрофанова, посвященная проблемам взаимоотношениям Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг., монография М.В. Шкаровского “Нацистская Германия и Православная Церковь”, работы А.К. Никитина об РПЦ в Германии и диссертация А.В. Беляевой о РПЦ Заграницей в 1919-1926 гг. Но во всех этих работах рассказывается о зарубежном русском православии в достаточно узких хронологических и географических рамках и рассматривается только одна из ветвей зарубежного православия – РПЦ Заграницей (1). На наш взгляд, потребность осмысления историками зарубежного православия, его истории уже есть. Есть для этого и достаточная источниковедческая база – архивные материалы, хранящиеся в отечественных и зарубежных архивах. Именно этим материалам посвящен наш доклад.
В России наибольше число фондов Русского зарубежья хранится в ГА РФ. В полной мере это относится и к архивным фондам, в той или иной мере отражающим историю зарубежного православия. Среди архивных комплексов материалов по истории РПЦ за рубежом хранящихся в ГА РФ, особо хочется выделить фонд Архив Архиерейского Синода РПЦ За границей (Ф. Р-6343) (2).
Архив Архиерейского Синода РПЦ за границей хранился до 1941 г. в резиденции Синода в Сремских Карловцах. В 1941 г. этот архив был конфискован немецкими оккупационными властями и вывезен в Германию (3). В 1945 г. архив был вывезен советскими войсками в СССР и помещён в Особый архив. 25 августа 1948 г. согласно решению № 12/3-937 ГАУ МВД СССР архив зарубежного Синода в количестве 55 дел и 16 килограмм россыпи был передан в ЦГАОРСС СССР (ныне ГАРФ) (4). После обработки и описания был образован фонд Р-6343 “Высшее церковное управление РПЦ за границей” в количестве 384 дела. В 1996 г. фонд был переименован в “Архиерейский Синод РПЦ за границей г. Сремские Карловцы Югославия”. В 1992, 1998 гг. к фонду было присоединено несколько дел, сформированных из россыпи, поступившей из Библиотеки федеральных архивов. До 1988 г. материалы архиерейского Синода находились на секретном хранении. В 1988 г. решением комиссии ЦГАОР СССР согласно Акта № 1 от 29.02.1988 материалы фонда были рассекречены. В 1995 г. в виду особой ценности материалов фонда для создания страхового фонда архивные документы фонда Р-6343 были микрофильмированы в количестве 384 дела, 663 микрофиши, 24020 кадров (5). В настоящее время фонд Архиерейского Синода включает в себя 388 дел за 1917-1941 гг. (6).
В соответствии со схемой систематизации, структурой фонда материалы разделены на следующие разделы:
1. Протоколы Архиерейских Соборов русской православной церкви за границей, переписка Архиерейского Синода и другие материалы по созыву и работе Соборов (№№ 1-23, 1921-1939 гг.);
2. Журналы Архиерейского Синода русской православной церкви за границей (№№ 24-199, 1922-1941 гг.);
3. Протоколы и повестки заседаний Архиерейского Синода русской православной церкви за границей (№№ 200-215, 1921-1940 гг.);
4. Переписка Архиерейского синода, выписки из журналов и протоколов Синода (216-299, 1921-1941 гг.)
а) о положение Русской Православной Церкви в различных странах (№№ 216-276)
б) переписка по различным вопросам (№№ 277-299);
5. Бракоразводные дела, материалы об узаконении внебрачных детей, прошения разных лиц в Синод о присылке копий метрических актов о браке (№№300-318,1921-1941 гг.);
6. Послужные списки, дела о наградах и о предании суду русских православных священнослужителей (318-369, 1919-1941 гг.);
7. Печатные материалы ( №№ 370-376, 1936-1940 гг.);
8. Дополнения к описи (№№ 377-386)
Первый раздел описи включает в себя: протоколы Архиерейских Соборов, выписки их журналов и протоколов, докладные записки церковных иерархов, рапорты священников правящим архиереям, письма и др. Отличительной особенностью формирования, составления заголовков дел является то, что они сохранены в том виде, в каком были сформированы в архиве Синода. Поэтому принципы формирования дел не соответствует современным архивным требованиям, заголовки не в полной мере отражают содержание дел. Дела сформированы по тематическому признаку и в них, как правило, сосредоточены различные материалы, имеющие отношения к тому или иному вопросу: протоколы, сметы, выписки из журналов и протоколов, определения, акты, сметы прихода и расхода, доклады, отчеты о деятельности Собора Архиереев и т.п. Указанные замечания относятся и к делам других разделов описи.
Ценным источником для историков церкви являются протоколы Архиерейских Соборов, сохранившиеся в составе фонда в виде рукописных черновиком и машинописных копий. Для протоколов характерен четко соблюдаемый формуляр, включающий в себя следующие реквизиты: заголовок, председательствующий, присутствуют, секретарь, дату открытия заседания, повестку дня (оглашается), текст протокола, заверительные подписи. В протоколах Архиерейских Соборов в достаточно полной мере отразилась деятельность РПЦ за границей и многие другие вопросы деятельности российской эмиграции. Самостоятельного изучения заслуживают проекты организации церковной жизни за границей, митрополита Евлогия, других иерархов, как примеры возможных, но не состоявшихся альтернатив (7). Интересным и ценным источником, позволяющим выявить методику анализа, поиска противоречий, является подробный доклад секретаря Синода Е. Махараблидзе ВЦУ за границей об Указе Патриарха Тихона от 5 мая 1922 г. Среди протоколов сохранились акты финансовой комиссии Синода, которые показывают структуру доходов и расходов. В частности, как мы видим из финансовых отчётов, доходы складывались из: отчислений 7 и 10% от дохода церквей, прибыли от издательской деятельности, кружечных сборов, наградных взносов духовенства, канцелярского сбора, выручки от продажи бланков, бракоразводной пошлины; основные расходы были почтовые, содержание канцелярии, выплаты личному составу Синода, издание журнала “Церковные ведомости”. При этом в канцелярии Синода велась следующая финансовая отчётность: приходно-расходные денежные книги, ведомости остатков, ежемесячные ведомости по приходу и расходу, отчётные полугодовые ведомости, книга Синодального запасного капитала, валютная книга.
Второй раздел описи “Журналы Архиерейского Синода” включающий в себя журналы за 1922-1941 гг. Для журналов характерен чёткий формуляр и бланк изготовленный типографским способом, имеющий обычные реквизиты (заголовок, дату, присутствовали, председатель, секретарь) и разделённый на три поля: №№ статей, слушали, постановили.
Третий раздел описи “Протоколы и повестки заседаний Архиерейского Синода за границей” включает в себя 16 дел за 1930-1941 гг. В этом разделе сосредоточены учётные данные о наличии протоколов в синодальном архиве, а также данные о присутствии членов Синода на заседаниях за 1921-1940 годы.
Четвёртый раздел описи “Переписка архиерейского Синода” включает в себя 84 дела за 1917-1941 гг. Среди материалов этого раздела - архивные документы о Русской Православной Церкви в Австралии, Америке, Аргентине, Бразилии, Болгарии, Греции, Китае, Корее, Чехословакии, Югославии, Японии и других странах.
Переписка митрополита Антония и архиепископа Анастасия с Великим князем Кириллом Владимировичем, патриархом сербским Варнавой, патриархом Александрийским Николаем и др. Среди материалов раздела - дело о РПЦ в Брисбене (Австралия), включающее в себя письма прихожан, протоколы приходских собраний, объяснительные записки. Интересна переписка о внутренних течениях в англиканской церкви, в том числе, доклад архимандрита по этому вопросу. Для исследователей, изучающих российскую эмиграцию в Южной Америке, важны будут донесения заведующего РПЦ в Южной Америке протопресвитера К. Изразцова. Среди донесений Изразцова не только подробные отчёты о состоянии русских приходов в Аргентине, Парагвае, Уругвае, Бразилии, но и исторический очерк возникновения и развития православия на южноамериканском континенте. Среди материалов этого раздела значительное число дел связано с РПЦ в Китае: доклады о деятельности Харбинского епархиального совета, списки штатных и нештатных священнослужителей Харбинской епархии. Интересны доклады о Харбинской епархиальной библиотеке (8), благотворительной деятельности и др. Для понимания церковного раскола РПЦ будут важны и многочисленные материалы, переписка связанная с “попытками митрополита Евлогиия “подчинить себе всю зарубежную церковь”, переходом митрополита Евлогия в юрисдикцию Вселенского Патриарха. Среди материалов фонда также бракоразводные дела, послужные и формулярные списки священников, печатные материалы, материалы о погребении Николая II и его семейства (1932-1936) (9) и др. Безусловно, архивные материалы Архиерейского Синода РПЦ за границей являются важным источником для историков российской церкви, российского зарубежья, российской истории в целом.
Среди фондов организаций хранящихся в ГА РФ небольшой фонд “Подготовительной комиссии по созыву Заграничного Русского Церковного Собрания” (Ф. Р-7066), включающий в себя всего три дела. Среди них обращение Епископа Вениамина о созыве Русского церковного собрания, письма епископа Вениамина полковнику А.Л. Нольдке о необходимости объединения всех беженцев, независимо от политической принадлежности вокруг церкви, а также редкая брошюра “Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии” (10).
Материалы по истории русского зарубежного православия также имеются в фонде “Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил” (Ф. Р-9027). В составе фонда: устав Братства, списки кандидатов в Совет Братства, извещения об Общих собраниях и др. Имеются также документы о строительстве и архитектуре Православного храма Успения на Ольшанском кладбище в Праге, техническо-финансовый отчет и др. (11).
Интересные материалы по истории РПЦ за границей и зарубежного русского православия отложились также в личных фондах ГА РФ. Это фонды: митрополита Евлогия, А.В. Карташева, протоиерея Петра Булгакова, священника Иннокентия Серышева.
В фонде митрополита Евлогия (Георгиевского) (Ф. Р.-5919) отложилось 157 дел за 1918-1993 гг.. Среди них письма митрополита Антония из Афона (3 письма), письма великого князя Николая Николаевича (3 письма), письма патриарха Тихону (6 писем), письма П.Б. Струве, Г.Н. Трубецкого, письма дочери Ф.М. Достоевского, Л.Ф. Достоевской, большая подборка документов о положении РПЦ в России “Дело митрополита Сергия и церковные события 1927-1928 гг.”, обращения митрополита Евлогия и другие документы. Машинописные копии писем архиепископа Евлогия патриарху Тихону отложились так же в фонде Министерства юстиции РСФСР (Ф. А-353) (12). В это же фонде отложились и копии писем митрополита Антония патриарху Тихону. Переписка патриарха Тихона и митрополита Евлогия была опубликована в 2000 г. (13).
Личный фонд, богослова, историка церкви, А.В. Карташева включает в себя 46 дел за 1920-1933 гг. (Ф.Р.-7354). Материалы фонда систематизированы по 4 разделам: 1. Переписка. 2. Статьи Карташева и других лиц. 3. Документальные материалы по церковным вопросам. 4. Документы об эмигрантских организация. Среди творческих материалов Карташева рукопись статья “Да не смущается сердце ваше”, черновой автограф статьи “О соединении церквей”, статья “Лжеименная церковь в СССР”, объяснительная записка Карташева митрополиту Евлогию об отношении к посланию Архиерейского Синода РПЦ за границей от 18/31 марта 1927 г. В фонде так же отложились документы по истории православия за рубежом и в России: история образования парижского прохода РПЦ, ответ митрополита Антония бывшему епископу Евдокиму (В.И. Мещерскому), краткие сведения о высшей богословской школе в Париже, проект устава Сергиевского подворья, обращение парижской православной общины к председателю Совета министров Франции о необоснованности претензий Архиерейского Синода РПЦ за границей на церковное имущество в Париже, письма П.Б. Струве великому князю Николаю Николаевичу о расколе зарубежной церкви и несправедливости нападок на митрополита Евлогия и др.
В фонде протоиерея Иннокентия Серышева (Ф. Р-6994), включающем в себя 55 дел за 1920-1935 гг. отложились рукописи книг И. Серышева – “Народное движение на Алтае”, “Сущность великого народного восстания в Сибири”, статей – “Наши под Южным Крестом”, “Из истории библиотеки “Orients”, автобиографические материалы, переписка с Н.Н. Алянчиковым, Я.А. Глебовым, Е.М. Перловым и др. В фонде также отложились статьи протоиерея П.И. Булгакова и др. (14).
Для историков русского православия в Японии интересен будет фонд настоятеля русской церкви в Токио, протоиерея Петра Булгакова (Ф. Р-5973), в его составе 156 дел за 1890-1930 гг. Среди них статьи П.И. Булгакова “Высокопреосвященный епископ Японский Николай и епископалы”, “Христианство в Японии” и др. Переписка с патриархом Тихоном о положении церкви в Японии, митрополитом Антонием, А.И. Гучковым и др. В составе фонда отложился также формулярный список о. Петра о службе.
В ГА РФ хранится фонд протопресвитера Георгия Шавельского (Ф. 1486), в составе фонда воспоминания Шавельского “Три года в ставке Верховного Главнокомандующего – 1914-1917 годы”, рукописи “Отношение Ватикана к Православию за последние 30 лет”, “Церковь и революция”. Письма епископа Польского Александра, священника Войнова и других. Фотографии протопресвитера Георгия Шавелського (15).
Среди новых зарубежных поступлений в ГА РФ личные архивы протоиерея Димитрия Константинова и В.С. Русака.
Фонд протоиерея Д. Константинова (Ф. 10037) содержит 433 единицы хранения за 1848-1997 гг. Документы фонда отложились в процессе деятельности отца Димитрия Константинова в эмиграции (1945-1997 гг.). За указанный период фонд отличается достаточной полнотой и дает возможность глубокого изучения как жизни самого Константинова, так и деятельности политических и общественных организаций русской политической эмиграции. Хорошее состояние документов обеспечивает возможность их длительного использования в научных целях.
Опись № 1 включает в себя 279 дел и состоит из семи разделов, содержащих сведения о документальных материалах фонда. Эти материалы отражают жизнь протоиерея Д. Константинова, социально-исторические условия, в которых протекала его церковная, общественно-политическая и творческая деятельность.
Опись № 2 “Печатные издания” включает 150 единиц хранения за 1949-1996 гг. и содержит в себе сведения о книгах, журналах и газетах из состава библиотеки протоиерея Д. Константинова, переданной в ГАРФ вместе с архивом. В основном это эмигрантские издания, изданные за рубежом. Среди них большое количество книг самого Константинова, а также экземпляров журналов с его статьями. Опись № 2 включает следующие разделы: 1. Книги и статьи (в журналах и сборниках) протоиерея Д. Константинова; 2. Другие книги; 3. Журналы и другие периодические издания; 4. Издания на иностранных языках. Внутри разделов книги, журналы и газеты систематизированы по алфавиту авторов или названий изданий периодической печати. Первый раздел “Книги и статьи (в журналах и сборниках) протоиерея Д. Константинова “ систематизирован по хронологии (16).
В фонде историка РПЦ, протодиакона В.С. Русака (Ф. 10061) отложились, автобиографические материалы, творческие материалы Русака, воспоминания, переписка, материалы собранные им для своих исторических работ. Среди них: Автобиография В.С. Русака, воспоминания В.С. Русака “На большой сцене”, Проекты (черновики) открытого письма В.С. Русака к участникам и делегатам конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе, Патриарху, Всемирному Совету Церквей, Книга В.С. Русака “Свидетельство обвинения” (машинопись с авторской правкой более 1000 страниц, возвращено В.С. Русаку из архива ФСБ), и другие материалы (17).
Существенным дополнением к эмигрантским фонда ГА РФ по истории православия является фонд Совета по делам религий при Совете Министров СССР, до 1965 г. по делам Русской Православной Церкви, включающий в себя более 10 тысяч единиц хранения за 1938-1991 гг. Материалы этого фонда показывают, что советское правительство внимательно наблюдало за русским православным зарубежьем, более того, имело достаточно полную и объективную информацию о происходящем за рубежом и оказывало даже оказывало существенное влияние на идущее там процессы. Материалы Совета сохранились с достаточной полнотой за все годы его существования, отчасти это объясняется тем, что значительная часть материалов находилась на секретном хранении и эти материалы не подвергались экспертизе и выделение к уничтожению не производилось. Большое место в работе Совета по делам РПЦ занимали вопросы, связанные с международной деятельно РПЦ. В центре внимания Совета были три основные ветви зарубежного православия: Русская Православная Церковь за границей (Карловацкая Церковь), Американская Православная Церковь и Западно-Европейский Экзархат Константинопольского Патриархата. Достаточная полнота отображения русской церковной жизни за рубежом в документах Совета связано с тем, что Отдел внешних сношений Московской Патриархии предоставлял Совету всю документацию, отправляемую за границу и получаемую оттуда, в том числе, отчеты заграничного клира Московской Патриархии, отчеты и другие документы получаемые от прихожан всех юрисдикций Русской церкви. Также в Совет по делам религий, с грифом “Совершенно секретно”, регулярно поступали аналитические обзоры и другие сведения от Комитета информации и других отделов Министерства иностранных дел СССР, подобные сведения поступали от агентов из числа русских эмигрантов, близко стоящих к иерархии той или иной церкви. В Совет передавались списки и анкеты всех лиц приезжающих в СССР по приглашению Московского Патриархата. Руководств Совета по делам РПЦ, ссылаясь на большой объем работы по международной деятельности РПЦ, неоднократно ставило вопрос об образовании специального отдела – “Заграничной деятельности церкви”. В июле 1947 г. на своем заседании Совет даже утвердил “Положение” об этом отделе. Но правительство СССР не поддержало создание нового структурного подразделения. Тем не менее в рабочих документах Совета – Отдел по делам Центрального управления церковью, так и назывался – “Иностранным” или “Центральным” (18).
Материалы в первой описи фонда систематизированы по хронологически-тематическому принципу в следующем порядке:
1.Переписка МИД по внешним связям Московской Патриархии, по группам стран.
2.Справочные сведения о положении Православной Церкви за границей.
3.Материалы Православных Патриархий.
4.Материалы по автокефальным православным церквям.
5.Материалы о православии в странах Западной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Дальнего Востока, Северной и Южной Америке
6.Материалы по различным религиозным объединениям.
За 1946-1952 годы все материалы о положении Православной Церкви за границей находились на закрытом хранение, с 1953 г. на закрытом хранении находись переписка МИД, сведения КГБ СССР и вся переписка Отдела внешних сношений Московской Патриархии.
В составе фонда: переписка МИД и Московской Патриархией о положении Православной церкви за границей, копии писем зарубежного духовенства, присланных в Московскую Патриархию, справки об имуществе РПЦ за рубежом, материалы о РПЦ в Австралии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Бразилии, Германии, Голландии, Китае, Корее Польше, Скандинавии, США, Италии, Чехословакии, Югославии и других странах русского рассеяния. В составе фонда также характеристики зарубежных священников и иерархов. Отдельно велись и собирались материалы по юрисдикциям “Карловацкой церкви”, Западно-Европейскому Экзархату, Американской Православной Церкви. Среди материалов фонда имеются справки и доклады об истории православия в отдельных регионах, например, доклад протоиерея Димитрия Млодзяновского об истории Православия в Синьцзяне и др. (19).
Материалы Советы по делам религий при Совете Министров СССР очень важны для исследователей зарубежного русского православия. В первую очередь, что очень часто это обобщающий аналитический материал о положении Православной церкви в той или иной стране или о положении и внутренних течениях той или иной юрисдикции. Очень часто подобные материалы составлялись параллельно, независимо друг от друга различными людьми, в том числе и сотрудниками Совета в России и за рубежом. То есть при их анализе имеется возможность сравнения разных точек зрения и подходов на положение РПЦ. При составлении аналитических обзоров, докладов непосредственно сотрудниками Совета привлекался широкий круг источников, литературы по истории зарубежного православия, часто очень редкой. “Отдельные материалы о деятельности Совета по делам РПЦ опубликованы в сборнике “Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939-1958. Дискуссионные аспекты”. Среди опубликованных материалов для нас особенно важно письмо управляющего русскими православными приходами в Западной Европе митрополита Евлогия местоблюстителю митрополиту Алексию о положении в Зарубежной Русской церкви, отношениях с Карловацким Синодом (20).
Следует отметить, что небольшое число подобных материалов отложились также в Центральном муниципальном архиве Москвы в фонде Уполномоченного Совета по делам религии по городу Москве (ф. 3004). Это записи бесед служителей религиозных культов СССР с представителями иностранных религиозных объединений и культов, письма из-за границы религиозным деятелям СССР. В частности в этом фонде имеется письма Уполномоченного Совета по делам религии по городу Москве в Советы по делам религий при Совете Министров СССР о встречах протоиерея Всеволода Шпиллера со священником Американской Православной Церкви Григорьевым, поездке делегации Московской Патриархии в Америку, которая оценивается как неудачная. В этом документе обращается внимание, на мнение Шпилллера, что митрополиты Никодим (Ротов) и Алексий (Ридигер) настаивали на поездке Патриарха Пимена в США, чтобы поставить его во время дискуссии с представителями Американской церкви в неудобное положение (21).
В 1990-е гг. ГА РФ комплектовался также микрофотокопиями документов из зарубежных архивов. Особую значимость имеют документы по истории русской эмиграции, поступившие из Гуверовского института войны революции и мира. 17 апреля 1992 г. Роскомархив, Гуверовский институт при Стенфордском университете и английская издательская компания “Чедвик-Хили” (Кембридж) заключили договор об обмене исторических документов, их тиражировании и распространении. В соответствии с договором в 1993, 1995 гг. в ГА РФ поступило 4628 рулонов микрофильмов Гуверовского института на позитивной плёнке (774 картона), получивших статус коллекции, приравненной к фонду (далее - Гуверовская коллекция). 2 октября в ГА РФ поступила новая партия микрофильмов из Гувера: более 2 тыс. катушек с копиями 106 фондов и коллекций самого Гувера и Музея русской культуры в Сан-Франциско (85 фондов) (22). Из фондов Музея русской культуры поступивших в ГА РФ, нас интересуют прежде всего фонды: протоирея Иннокентия Серышева, во многом дополняющий уже имеющий в ГА РФ фонд Серышева; фонд священника А.В. Самойловича, фонд протоиерея Давида Чубова и фонд игуменьи Ариадны. Необходимо отметь, что описи ко всем фондам, делал наш гость – Анатолий Всеволодович Шмелев.
Отличительной особенностью фонда о. Иннокентия Серышева, поступившего на 20 роликах является то что Иннокентий Серышев фактически сам обработал и сформировал дела, снабдив их внутренней описью, например, “Справочные сведения об издательской деятельности священника Иннокентия Серышева”, “Дело о деятельности священника Иннокентия Серышева на Алтае в дни по-Февральской революции и поездка его в Японию по причине падения Колчаковского режима и наступления режима большевиков”, “Дело о пребывании священника Иннокентия Серышева в Харбине”, “Дела Сиднейского прихода и роль священника Серышева в нем” и др. В фонде о. Иннокентия представлены биографические материалы, творческие материалы, переписка, материалы собранные фондообразователем по истории эмиграции и православия, а также периодические издания, в основном которые издавал сам Серышев. Журналы “Ориенто”, “Церковный колокол”, “Церковь и наука” и др.
Протоиерей Давид Чубов, до 1915 г. служил в станице Новощерновской Кубанской области, с 1915 в действующей армии, а после окончания гражданской войны в Болгарии, Франции, Бельгии и с 1936 г. в Швейцарии, в Цюрихе. В 1956 г. он передал свой архив Музею русской культуры. В письме директору Музея А.С. Лукашину, Чубов отметил самые ценные на его взгляд, документы из своего архива. Это письма Е.И.В. Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, рескрипты Великого князя Николая Николаевича, Письма Е.И.В Великой княгини Анастасии, письма митрополита Антония, письма генерала Кутепова и др. Кроме этого в фонде Д. Чубова, автобиографические материалы, также комплекс документов о переселении большой группы интернированных русских из Лихтенштейна в Аргентину.
Архивный фонд священника А.В. Самойловича охватывает его жизнь и деятельность в Германии, Бразилии и США. Всего из Гуверовского института поступило 4 ролика, содержащих материалы за 1940-1968 гг. Среди материалов переписка с митрополитом Серафимом (Ляде), Архиепископом Феодосием, митрополитом Филаретом, архиепископом Иоанном (Максимовичем) и др. Имеются также материалы о ди-пи и их переселении в США, так как в первые послевоенные годы Самойлович был священником лагере ди-пи “Пюртен 1”.
В фонде игуменьи Ариадны содержатся материалы о Богородично-Владимирском женском монастыре, биографические материалы.
Среди фондов Гуверовского института поступивших в микрофотокопиях в ГА РФ (Ф. 10003) выделяется коллекция баронессы М.Д. Врангель. Всего в этом фонде 49 роликов, но лишь три из них касаются истории зарубежной церкви (ролики 4-6). В фонде имеются: Алфавитный список городов с Русскими Православными церквями в Северной Америке., памятная записка о Лейпцигском храме-памятнике, списки архиереев РПЦ пребывающих за границей, Краткая истории высшей Церковной власти на Юге-Востоке Росси и за границей (автор Махараблидзе), материалы о Богословском институте в Париже, большое число редких печатных изданий о православии за рубежом, в том числе и старообрядческих журналов.
В фонде П.Б. Струве, также поступившем в микрофотокопиях в ГА РФ из Гуверовского института имеется переписка Струве с митрополитом Евлогием, архимандритом Кассианом, о. Сергеем Булгаковым, О. Георгием Флоровским, А.В. Карташевым.
Таким образом, в ГА РФ отложились важнейшие фонды и документы по истории русского зарубежного православия. Материалы Государственного Архива Российской Федерации дают достаточную источниковую базу для изучения и осмысления истории Православия и Русской Православной Церкви в ХХ веке. Удивительно, что до сих пор это не было сделано и не появились работы посвященные судьбам РПЦ за рубежом. На наш взгляд, тема возрождения Православия и русской культуры является сейчас важнейшей для судьбы России.
Возращение наследия русских эмигрантов, сохраненного ими в эмиграции, величия русского духа, русской мысли, не затуманенного православия смогло бы стать катализатором возрождения подлинного православия, русского духа, величия России, государственности. Крайне важно это сейчас, в переломный и тяжёлый период истории, когда Россия стоит на распутье и словно в потемках, ощупью пытается найти выход из тупика, выбраться из ямы. В это страшное и переломное для судеб нации время мы ощущаем как много потеряли за годы безвременья. Дефицит ощущается во всём: дефицит ясной мысли, духа, интеллектуального фонда, решимости, веры в Россию. Поэтому так важно возвращение русской культуры сохраненной за рубежом, воссоединение разорванной связи времен. Как много свежие силы смогли бы дать России! Жизненно важным для России является возвращение, а самое главное - осмысление философского наследия русской эмиграции, тех мыслей, идей которые родились и выкристаллизовались в тяжких мучениях изгнания непрерывной болью и сопереживанием за Россию. Достаточно вспомнить “трёх Иванов” - Бунина, Ильина, Шмелёва. Вспомнить заветы Бунина о верности своей Миссии, заветы Ильина о верности Национальной России, заветы Шмелёва о верности Православию. Вспомним о духовной ответственности, которую завещали они нам (23).
1) Митрофанов Г., протоиерей. Православная церковь в России и эмиграции в 1920-е годы. К вопросу о взаимоотношениях Московской Патриархии и русской церковной эмиграции в период 1920-1927 гг. - СПб.: Ноах, 1995. - 144 с.; Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1939-1945 годов. Сборник документов. / Сост. М.В. Шкаровский. - М.: Издательство Крутицкого Патриаршего Подворья; Общество любителей церковной истории, 2003. - 366 с.; Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). - М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002. - 521 с.; Никитин А.К. Взаимоотношения русской православной общины в Германии и нацистского режима (1933-1945 гг.) Основные итоги исследования. - М., 1998. - 31 с. - Деп. в ИНИОН РАН 2.12.97, № 53104; Беляева А.В. Русская православная Церковь Заграницей. (1919-1926 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 1998. - 280 с.
2) ГА РФ Ф. Р-6343.
3) Шкаровский М.В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР). - М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002. - С. 48.
4) ГАРФ дело фонда 6343, л. 4а.
5) Справка о микрофильмировании документов фонда Ф. Р-6343.
6) См. Попов А.В. Архив Архиерейского Синода Русской Православной церкви за границей в ГАРФ. (Опыт архивного обзора) // Зарубежная Россия 1917-1939. Сборник статей. - СПб.: Европейский Дом, 2000. - С. 403-411.
7) ГАРФ ф.6343,оп. 1. д. 5, лл. 5-15.
8) ГАРФ ф.6343 оп. 1. д.236, лл. 48-50.
9) ГАРФ ф.6343, оп. 1, д. 289.
10) Заграничное русское церковное собрание. Материалы подготовительной комиссии. Вып. 1. - Константинополь, 1921. - 44 с.
11) ГА РФ Ф. Р-9027, д. 3.
12) ГА РФ Ф. А-353, оп. 3., д. 766.
13) Переписка Святителя Тихона Патриарха Всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского). 1921-1922 / Публикация, комментарии, предисловие Н.Ю. Лазарева // Ученые записки Российского Православного университете ап. Иоанна Богослова, 2000. - Вып. 6. - С. 93-111.
14) Фонды Русского Исторического Архива в Праге. Межархивный путеводитель. - М.: РОССПЭН, 1999. - С. 368.
15) История Русской Православной Церкви в документах федеральных архивов России, архивов Москвы и Санкт-Петербурга. Аннотированный справочник-указатель. - М.: Новоспасский монастырь, 1995. - С. 15.
16) Попов А.В. Комплектование и описание в ГА РФ личных фондов эмигрантов // Россика в США: Сборник статей (Материалы к истории русской политической эмиграции; вып. 7). - М.: Институт политического и военного анализа, 2001. - С. 298-308.
17) ГА РФ Ф. 10061.
18) Чумаченко Т.А. Совет по делам Русской православной церкви при СНК (СМ) СССР в 1943-1947 гг.: особенности формирования и деятельности аппарата // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939-1958. Дискуссионные аспекты. - М.: Институт славяноведения, 2003. - С. 74.
19) ГА РФ, Ф. 6991, оп. 1., л. 152-159.
20) Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939-1958. Дискуссионные аспекты. - М.: Институт славяноведения, 2003. - С. 299-302.
21) ЦМАМ, Ф. 3004. оп. 1. д. 100, лл. 25-26.
22) Ульяницкий К.Б. Коллекция микрофильмов Гуверовского института войны, революции и мира в ГАРФ // Россика в США: Сборник статей. - М.: Институт политического и военного анализа, 2001. - С. 309-323.
23) Попов А.В. Три завета: духовное наследие русской интеллигенции в эмиграции // Материалы конференции "Российская интеллигенция: критика исторического опыта". - Екатеринбург, 2001. - С. 100-101.